Сценарий внеклассного мероприятия по литературе Турнир юных знатоков для 5-х классов


Сценарий открытого внеклассного мероприятия по литературе
в параллели 5-ых классов
«Литературный турнир юных знатоков»
Цели и задачи:
Проследить степень усвоения прочитанных сказок, выявить знания пословиц и поговорок, создать условия для формирования представления у обучающихся о фольклоре как отражении народных представлений о жизни.
Развивать логическое мышление, память, творческие способности обучающихся.
Воспитывать уважение к русскому народному фольклору, литературной русской и зарубежной сказке, прививать любовь к национальным истокам русского народа, воспитывать чувство коллективизма.
Домашнее задание (за 2 недели до турнира):
1) придумать название, девиз, эмблему (названия должны иметь непосредственное отношение к тематике игры)
2) инсценировать басню И. А. Крылова («Обоз», «Квартет», «Демьянова уха», «Волк и ягненок», «Свинья под дубом»).
Ход мероприятия
Музыкальное вступление (фрагмент песни «А, может быть, ворона»)
Ведущий:
- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы совершим с вами удивительное путешествие в мир литературы. Путешествие пройдёт в форме литературного турнира, в котором примут участие 5 команд.
Оценивать конкурсы будет самое справедливое в мире жюри:
__________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________
- Итак, мы начинаем наш турнир с представления команд! (фанфары)
(объявляем классы, даем им слово)Слово жюри
- Каждый знаток литературы прежде всего должен любить читать, и мы объявляем второй конкурс – викторину, цель которой – вспомнить прочитанное вами на уроках литературы. Правила просты: каждой команде задается 3 вопроса. В случае неверного ответа или его отсутствия право ответить передается участникам других команд, поэтому внимательно слушаем вопрос и как можно быстрее и точнее отвечаем на него. Начали! 
- А теперь, уважаемые знатоки, вам предстоит поработать на время. Каждая команда получит лист с половинками пословиц и поговорок, задача – за 1 минуту стрелками соединить начало и окончание фраз. Время пошло!
(время - 1 минута, за 1-5 правильных ответов -1 балл, за 6-10 – 2 балла,
за 11-15 – 3 балла)
Что на уме,-                                     в день не вырастешь.
Что с возу упало,-                           тем короче ночь.
Человек не грибок,-                        как её потеряешь.
Чужого не надо,-                             а человек - умением.
Чем длиннее день,-                         пока их нет.
Что посеешь,-                                  да не будь лапшой.
Чует кошка, -                                   кто найдет клад.
Цену вещи узнаёшь, -                     то пропало.
Храни себя от бед,-                         то и пожнешь.
Умей взять,-                                     умей и отдать.
Тот будет рад, -                               чьё мясо съела.
Расти большой,-                              то и на языке.
Плох мастер,-                                  тому ничего не удаётся.
Красна птица пением,-                    плоха и работа.
Кто за все берется,-                         своего не отдам.
- Молодцы! Пока члены жюри проверяют ваши работы и подсчитывают баллы, мы попросим вас быть вдвойне внимательнее, потому что настало время третьего конкурса под названием «Черный ящик»!
- Итак, перед вами черный, то есть зеленый ящик, в котором находится то, в чем «содержится свет! Всегда свет! Повсюду свет!» Маленькая подсказка: эти слова принадлежат французскому писателю В. Гюго. (книга)
Время на поиски ответа – 1 минута.
- Ну что ж, пора дать слово нашему уважаемому жюри!
(подведение предварительных итогов)
- Наш турнир продолжается! Ребята, мы подошли к вашему домашнему заданию – инсценировке басен И. А. Крылова. Каждой команде была предложена своя басня, поэтому сейчас перед нами будут разыграны 5 мини-спектаклей. Смотрим и слушаем!
- Спасибо участникам, ох, и сложную работу вы задали жюри!
Пока оно работает, мы объявляем наш последний конкурс, возможно, именно он решит, какая команда сегодня станет победителем. Итак, конкурс капитанов!
(Капитаны приглашаются)
- Ребята, перед вами очень непростая задача – без помощи слов, а лишь мимикой, позой и жестами вам нужно изобразить того сказочного персонажа, имя которого вы выберете сами с помощью жеребьевки. На угадывание персонажа своей командой дается 1 минута, в случае неудачи пробуют угадать другие команды и болельщики.
Женщина, умевшая колдовать («Снежная королева»)
Черномор («Руслан и Людмила»)
Тролль («Снежная королева»)
Голова («Руслан и Людмила»)
Маленькая разбойница («Снежная королева»)
- Наш турнир подошел к концу, сейчас наше уважаемое жюри подведет итоги и объявит победителей!
(Слово жюри, вручение грамот)
- Ребята, вы все сегодня постарались на славу, вы молодцы! (Раздача конфет) Конечно, маленькая карамель на палочке не заменит сладости узнавания нового, прочтения интересной книги и участия в увлекательных мероприятиях! Любите книги, тянитесь к знаниям, и пусть успех вам сопутствует в этом! До новых встреч!Конкурс «Интервью с Гераклами» (по 3 вопроса каждой команде)
???
Поэтический конкурс: сочини начало.
Легко ли сочинять стихи? Что нужно знать для того, чтобы сочинять стихи? Попробуйте себя в роли поэтов. (Командам даются карточки, где есть последние две строчки четверостишия, нужно сочинить две первые строчки. 4-5мин. на задание)
1)…………………………………………
…………………………………………
С тех пор он питается разными кашами.
По-моему так хорошо. А по-вашему?
2) ………………….
   ……………………..
   И в  поисках ниток весь дом  перерыв,
   Пришел в магазин он, а там – перерыв
Бюро находок: Кому из героев вы бы вернули утерянные предметы:
Яблоко,
зеркало,
лягушка,
роза,
кот,