УМК Питание тяжелобольных пациентов


ГБОУ СПО «Тольяттинский медколледж»
Учебно-методический комплекс
«Организация питания в стационаре. искусственное питание»
Междисциплинарный курс «Технология оказания медицинских услуг»
Профессиональный модуль «Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными»
Специальность: 060101Лечебное дело (углубленная подготовка)
Преподаватель: Селиванова С.В.
Рассмотрено и утверждено
на заседании ЦМК № 5
Протокол № ____ от
„____” ___________ 20 г.
Председатель ЦМК
__________________ Куксова Н.Е.
Общие сведения по теме
Тема. Организация питания в стационаре. Искусственное питание
1. На изучение данной темы рабочей программой отводится 8 часов.
Вид учебной деятельности Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 12
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 8
в том числе лекции 2
семинарские занятия -
практические занятия 6
Самостоятельная работа студента (всего) 4
2. Цели изучения данной темы
2.1. Учебные цели.
После изучения данной темы студент должен уметь:
составить порционное требование;
накормить тяжелобольного пациента в постели;
ввести пациенту назогастральный зонд;
накормить пациента с помощью назогастрального зонда;
определить водный баланс;
продезинфицировать использованное оборудование.
После изучения данной темы студент должен знать:
организацию питания в стационаре;
понятие и основные принципы лечебного питания;
правила контроля санитарного состояния тумбочек и холодильников;
характеристика лечебных диет;
технику ректального и парентерального кормления пациента;
растворы для энтерального и парентерального питания.
2.2. Воспитательные цели
Изучение данной темы способствует воспитанию:
гуманного и тактичного отношения к пациентам;
чувства сопереживания, формированию идей милосердия;
этико-деонтологических норм в общении друг с другом, с пациентами.
2.3. В результате освоения данной темы у студента должны формироваться следующие общие компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
2.4. Изучение данной темы способствует формированию следующих профессиональных компетенций, соответствующих основному виду профессиональной деятельности:
Решение проблем пациента посредством сестринского ухода
ПК 7.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
ПК 7.2 Соблюдать принципы профессиональной этики.
ПК 7.3 Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.
ПК 7.5. Оформлять медицинскую документацию.
ПК 7.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
ПК 7.7 Обеспечивать инфекционную безопасность.
ПК 7.10 Владеть основами гигиенического питания.
ПК 7.11 Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.
2.5. Карта формирования и оценки освоения компетенций
Вид компетенции Формирование компетенций Оценка освоения
компетенций
Лекционное занятие Практическое
занятие Практическое
занятие
Профессиональные компетенции ПК 7.1
ПК 7.2
ПК 7.3
ПК 7.5 ПК 7.1
ПК 7.2
ПК 7.3
ПК 7.5 ПК 7.1
ПК 7.2
ПК 7.3
ПК 7.5
ПК 7.6
ПК 7.7
ПК 7.10
ПК 7.11 ПК 7.6
ПК 7.7
ПК 7.10
ПК 7.11 ПК 7.6
ПК 7.7
ПК 7.10
ПК 7.11
ОК 2 ОК 2 ОК 4 ОК 4 ОК 6 ОК 6 ОК 12 ОК12 3. Интеграция темы
Схема междисциплинарных связей
№/п Название дисциплины, междисциплинарного курса, профессионального
модуля Название раздела (темы)
1 Дисциплина «Анатомия и физиология человека» Тема: «Процесс пищеварения. Полость рта», «Глотка. Пищевод. Желудок», «Толстый кишечник».
2 ПМ Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах. МДК Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Тема: «Сестринский уход в постоперативном периоде».
3 ПМ Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах. МДК Основы реабилитации. Тема: «Сестринская деятельность в реабилитации больных и инвалидов с заболеваниями внутренних органов и систем».
4. Выход учебной темы:
для изучения профессионального модуля «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»;
для изучения междисциплинарных курсов «Лечение пациентов хирургического профиля» и «Оказание лечебной помощи в травматологии».
для практической деятельности.
5. Темы и формы учебно-исследовательской работы студентов:
5.1. Рекомендуемые темы рефератов
«Лечебное питание: основные принципы»,
«Препараты для парентерального питания»,
«Лечебные диеты».
5.2. Рекомендуемые мультимедийные презентации
«Искусственное питание».
6. Рекомендуемая литература
6.1. Основные источники:
Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В. «Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии». – Ростов н/Д: Феникс, 2012
Манипуляции в сестринском деле/ Под общей ред. А.Г. Чижа. – Изд.4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012
Обуховец Т.П. Основы сестринского дела / Т.П. Обуховец, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2014
Обуховец Т.П. Основы сестринского дела: практикум/ Т.П. Обуховец. – Изд.15-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2014
6.2. Дополнительные источники:
Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва Издательская группа Гэотар-Медиа, 2008
Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов е/д.: Феникс, 2002
Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.: Гэотар-Медиа, 2008
Осипова В.Л. «Дезинфекция» Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа» 2009
Ситуационное обучение в сестринском деле: Учеб. пос. ∕ Под общ. ред. С.И. Двойникова, С.В. Лапик. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2004
Туркина Н.В., Филенко А. «Общий уход за больными». Учебник. Товарищество научных изданий КМК 2007
6.3. Интернет-источники:
http://dezsredstva.ru/
http://www.consultant.ru/www.rosmedlib.ru
Методическая разработка лекционного занятия
Тема. Организация питания в стационаре. Искусственное питание.
Учебные цели
После изучения данной темы студент должен знать:
организацию питания в стационаре;
понятие и основные принципы лечебного питания;
правила контроля санитарного состояния тумбочек и холодильников;
характеристика лечебных диет;
технику ректального и парентерального кормления пациента;
растворы для энтерального и парентерального питания.
2.2. Воспитательные цели
Изучение данной темы способствует воспитанию:
гуманного и тактичного отношения к пациентам;
чувства сопереживания, формированию идей милосердия;
этико-деонтологических норм в общении друг с другом, с пациентами.
2.3. В результате освоения данной темы у студента должны формироваться следующие общие компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
2.4. Изучение данной темы способствует формированию следующих профессиональных компетенций, соответствующих основному виду профессиональной деятельности:
Решение проблем пациента посредством сестринского ухода
ПК 7.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
ПК 7.2 Соблюдать принципы профессиональной этики.
ПК 7.3 Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.
ПК 7.5. Оформлять медицинскую документацию.
ПК 7.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
ПК 7.7 Обеспечивать инфекционную безопасность.
ПК 7.10 Владеть основами гигиенического питания.
ПК 7.11 Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.
Общее время занятия – 2 часа
Оснащение занятия: компьютер, мультимедийный проектор, таблицы: «Кроватные приспособления, «Пищеварительный тракт», «Искусственное питание», презентация «Искусственное питания».
Форма организации лекции: лекция подготовлена в монологическом варианте, с элементами беседы, с демонстрацией презентации.
План проведения занятия
№/п Название
этапа Описание
этапа Цель этапа Время,
(мин.)
1 Организационный этап Преподаватель отмечает присутствующих, проверяет наличие формы, объявляет тему, цели занятия, обосновывает актуальность изучаемой темы. Сконцентрировать внимание на изучение данной темы и активизировать познавательную деятельность студентов. 5
2 Изложение нового материала Преподаватель дает определение питанию. Рассказывает о функциях и компонентах пищи.
Создать мотив для изучения питания, активизировать познавательную деятельность студентов. 30
Преподаватель рассказывает о лечебном питании, его принципах, диетах. Об организации питания в стационаре. Сформировать мотив для выработки умений накормить тяжелобольного пациента, составить порционное требование. 25
Преподаватель рассказывает об искусственном питании через назогастральный зонд, гастростому, ректальном и парентеральном питании. Сформировать мотив для выработки умений накормить пациента через назогастральный зонд, гастростому, ректально, парентерально. 20
3 Заключение Преподаватель подводит итоги, повторяет основные положения лекции, отвечает на вопросы студентов. Закрепить мотив к дальнейшему самостоятельному углубленному изучению темы для будущей успешной деятельности медсестры. 8
4 Резерв времени преподавателя 2
Тема. Организация питания в стационаре. Искусственное питание.
План лекции.
Питание. Функции и компоненты.
Лечебное питание. Принципы, диеты.
Искусственное питание.
1.
Питание – одна из основных фундаментальных потребностей человека. Рациональное питание – правильно организованное и своевременное снабжение организма правильно приготовленной питательной вкусной пищей, содержащей оптимальное количество различных пищевых веществ, необходимых для его развития и функционирования. Питание с оптимальным соотношением пищевых веществ называют сбалансированным.
Калорийность суточного рациона здорового человека составляет 2800 – 3000 ккал. Соотношение органических компонентов пищи – белков, жиров, углеводов – 1 : 1 : 4; по новому стандарту 1 : 0.8 : 3.5. При окислении 1г белка выделяется 4.1 ккал или 17 кДж, 1г углеводов выделяется 4.3ккал или 17кДж, 1 г жира выделяется 9.8 ккал или 39 кДж. Суточную энергетическую ценность рациона обеспечивают белки 10-15%, жиры 30-35%, углеводы 50-60%.
Функции пищи.
Энергетическая (углеводы, жиры).
Пластическая – построение клеток и тканей (белки).
Биорегуляторная – участие в образовании ферментов и гормонов (белки, витамины).
Приспособительно – регуляторная – нормализация терморегуляции, выделения и т.п. (вода, пищевые волокна).
Защитно – реабилитационная – устойчивость организма к инфекциям и т.п. (витамины, минералы).
Сигнально – мотивационная – возбуждение аппетита (пряности).
Белки. Это основной материал для построения клеток, они участвуют в образовании ферментов, выработке антител и гормонов. Белки состоят из аминокислот, которые не синтезируются в организме, поэтому должны поступать с пищей. Суточная потребность взрослого человека 100 г. белка (из них 50% - животные белки). Источники белка: мясо, рыба, молочные продукты, яйца, крупы, соя, орехи. Недостаток белков приводит к замедлению развития, снижению функций эндокринной системы. Избыток приводит к формированию мочекаменной болезни, повышению гнилостных процессов в кишечнике, повышению возбудимости нервной системы.
Жиры. Служат источником энергии, который организм использует при пищевом дефиците; защищают организм от переохлаждения; помогают усвоению белков и жирорастворимых витаминов. Животные жиры должны составлять не более 30% от употребляемых жиров. Суточная потребность взрослого человека – 100г. Источники жиров: масло сливочное, жирные мясные и рыбные продукты, кондитерские изделия, растительные масла. Недостаток жиров приводит к снижению защитных сил организма, задержке роста и развития, недостатку жирорастворимых витаминов. Избыток ведет к: ожирению, нарушению обмена веществ, атеросклерозу, повышению свертываемости крови, возникновению сахарного диабета.
Углеводы. Основной энергетический материал. Из них состоит 60% общего количества питательных веществ суточного рациона. Суточная потребность взрослого человека – 400-500г. Источники углеводов: сахар, крахмал, картофель, макаронные изделия, ягоды и фрукты, молочные продукты (лактоза). Фрукты и овощи содержат клетчатку, которая регулирует моторику кишечника и создает чувство насыщения, и пектиновые вещества, которые выводят токсины. При полном отсутствии углеводов организм может синтезировать их за счет белков и жиров.
Витамины. Это биологически активные соединения, незаменимые и необходимые в ничтожно малых количествах. Витамины делятся на водорастворимые ( С и группы В) и жирорастворимые (А, Д, Е, К).
Аскорбиновая кислота (С) укрепляет иммунитет и стенки сосудов: шиповник, смородина, лимон, петрушка.
Тиамин (В1) регулирует функцию нервной системы: дрожжи, хлеб грубого помола, говядина, баранина, желток, печень.
Рибофлавин (В2) регулирует работу нервной системы: молоко, творог, мясо, яйца.
Никотиновая кислота (РР) и пантотеновая кислота (В3) нормализуют состояние кожи, нервной системы: крупы, печень, рыба, дрожжи.
Пиридоксин (В6) регулирует белковый обмен: дрожжи, почки, печень, мясо.
Фолиевая кислота (В9) регулирует процессы кроветворения: гречневая крупа, творог, сыр, желток.
Цианокобаламин (В12) регулирует процессы кроветворения: молоко, мясо, печень.
Каротиноиды (А) регулирует функции органов зрения: морковь, печень трески, сливочное масло, облепиха, зеленый лук.
Кальциферолы (Д) укрепляет костную систему: желток, печень, сливочное масло.
Токоферолы (Е) регулирует работу половых желез: растительные масла, гречневая крупа, печень, соя.
Филохиноны (К) регулирует свертываемость крови: салат, капуста, соя, мясо, молоко.
Минеральные вещества. Участвуют в процессах обмена, регуляции биохимических процессов в организме. Поступают в составе пищевых продуктов и воды. Делятся на макроэлементы (кальций, калий, натрий) и микроэлементы (железо, йод, селен).
Калий регулирует водно – солевой обмен.
Натрий поддерживает водно – электролитный баланс.
Кальций является структурной основой скелета человека, участвует в процессах свертывания крови.
Фосфор участвует в обменных процессах.
Хлор регулирует кислотно – щелочное равновесие.
Магний участвует в процессе синтеза белка.
Железо элемент системы кроветворения.
Йод составная часть при продуцировании гормонов щитовидной железы.
Фтор участвует в процессах образования зубной ткани.
Медь стимулирует тканевое дыхание.
Цинк входит в состав ферментов и гормонов.
Кобальт стимулирует процессы роста.
Марганец стимулирует окислительные процессы.
Селен повышает реактивность организма.
Хром участвует в обмене белков, углеводов.
Вода. Это составная часть крови, лимфы, тканевой жидкости. Функции воды: транспортная, поддержание внутренней среды организма, терморегуляторная, метаболическая, дезинтоксикационная. Суточная норма взрослого человека 1.5 – 3 литра. Отсутствие приема жидкости ведет к смерти через 3 – 6 дней.
2.
Лечебное питание.
Это применение в лечебных или профилактических целях специально составленных рационов питания и режима приема пищи. Назначается врачом в виде диет. Диета – рацион и режим питания больного человека.
Основные принципы лечебного питания.
Индивидуальный подход.
Сбалансированность.
Щажение - может быть механическим – измельчение, пюре, приготовление на пару; химическим – без использования приправ, соусов, супов, алкоголя, кофе, жареного, копченого.; термическое – соблюдение определенных температур употребляемой пищи.
Принцип тренировки – постепенное расширение строгой диеты.
Коррегирующий принцип – основан на увеличении или уменьшении в рационе того или иного вещества (уменьшение соли, увеличение жидкости).
Заместительный принцип – вводят с пищей вещества в которых организм испытывал недостаток (витамины, калий).
В стационаре врач фиксирует диету в листе назначения. Постовая сестра подает сведения старшей м/с и раздатчице. Старшая сестра суммирует сведения и оформляет порционное требование на отделение, с подписью заведующего. Порционник передают на пищеблок больницы. Если пациент поступил вечером или ночью - дежурная м/с составляет на него дополнительное порционное требование. Работу пищеблока контролирует диетсестра. Постовая м/с ежедневно проверяет пищевые продукты, хранящиеся в тумбочках и холодильниках пациентов. В тумбочке можно хранить сухие продукты (печенье, сухари), в холодильнике – молочные и кисломолочные продукты не более 1 – 2 суток. Все продукты хранятся в индивидуальных пакетах с указанием даты, ФИО, № палаты.
Пища, приготовленная на пищеблоке, доставляется в отделение в маркированных теплоизолирующих емкостях. Раздачу пищи производят не позднее 2 часов после ее изготовления. Раздачу пищи больным производят буфетчицы или дежурные медсестры, обеспеченные халатами для раздачи пищи.
Тяжелобольных пациентов постовая сестра кормит в постели, предварительно придав им полусидячее положение. Есть особенности в кормлении пациентов с нарушенными функциями жевания и глотания, двигательных функций, слепых пациентов и пациентов с отсутствием аппетита. Для кормления тяжелобольных пациентов используют различные приспособления: поильники, трубочки для питья, тарелки с высоким бортиком, утяжеленные стаканы, специальные ложки с изгибами. Пациентов с нарушением глотания кормят небольшими порциями, еда должна быть жидкой консистенции и без комочков. Слепым пациентам говорят в каком порядке расположена пища на тарелке, пользуясь методом «циферблата». Если у пациента отсутствует аппетит, ему обеспечивают более активный двигательный режим(по возможности), пища должна быть хорошо оформлена, быть вкусной и хорошо пахнуть. Необходимо тщательно полоскать полость рта после каждого кормления.
В России в основе системы стационарного питания была заложена номерная система из 15 диет, предложенная Певзнером. В соответствии с приказом МЗ РФ № 330 от 2003г. «О мерах по совершенствованию лечебного питания в ЛПУ РФ» было предложено перейти на новую систему лечебных диет – систему стандартных диет, которая включает 5 вариантов стандартных диет: основной вариант, диета с механическим и химическим щажением, высокобелковая, низкобелковая, низкокалорийная.
3.
Виды питания: естественное и искусственное. Искусственное питание: через зонд, через гастростому, ректальное, парентеральное.
Искусственное питание применяют в случаях невозможного или затрудненного естественного питания.
Зондовое питание.
Показания: расстройства глотания, травмы ротовой полости, бессознательное состояние, хирургические вмешательства на желудка при сохраненной проходимости пищевода, отказ от пищи при психических заболеваниях.
Противопоказания: нарушения проходимости пищевода (опухоль, операции, ожог), рвота, кишечная непроходимость, острый панкреатит.
Вводят тонкий назогастральный зонд, смену зонда проводят каждые 2 недели. Для питания используют питательные смеси: молочные продукты, бульоны, сырые яйца, какао, чай, модульные смеси (Энпит, оволакт, композит). Общий разовый объем до 1 литра. Зонд необходимо промывать после каждого кормления кипяченой водой, после кормления молочными продуктами зонд промывают каждые 2 часа. Перед кормление каждый раз необходимо убеждаться, что зонд находится в желудке.
Для определения длины введения зонда используют формулы: рост минус 100, расстояние – от мочки уха до кончика носа плюс от кончика носа до эпигастрия.
Гастростома.
Показания: непроходимость пищевода, опухоли пищевода, ожоги пищевода, ранения пищевода.
Стома – наружный свищ полого органа, созданный оперативным путем. Для кормления в стому вводят зонд, в который вливают подогретую пищу 300 – 500 мл. После каждого кормления необходимо обрабатывать кожу вокруг стомы и делать перевязку.
Ректальное питание.
Показания: невозможность других видов питания, резкое обезвоживание организма, состояние после операции на желудке.
В виде питательных клизм капельно можно вводить физраствор, 5% раствор глюкозы, 15% раствор аминокислот. Питательная клизма делается после очистительной, вводят 200 – 500 мл раствора температуры 40 – 42 градуса капельно.
Парентеральное питание.
Показания: предоперационная подготовка, постоперационный период, посттравматический период, реанимационным больным, больным при некоторых инфекционных заболеваниях (дизентерия), при невозможности или недостаточности энтерального питания, при анорексии, рвоте. Парентеральное питание бывает полным и частичным.
Парентеральные препараты.
Белковые – растворы аминокислот: аминалон, гидролизат казеина, полиамин, вамин. Препараты вводятся медленно от 10 до 40 капель в минуту, быстрое введение препаратов может привести к: чувству жара, затрудненному дыханию, тошноте, головокружению.
Жировые – жировые эмульсии: липофундин, интралипид.
Углеводные – растворы глюкозы 5, 10%.
Минеральные – солевые растворы: трисоль, физраствор.
Витамины.
Растворы для парентерального питания перед введением необходимо подогреть на водяной бане до температуры 25-37 градусов.

Методическая разработка практического занятия
для преподавателя
Тема: «Организация питания тяжелобольных пациентов в стационаре. Искусственное питание»
Учебные цели
После изучения данной темы студент должен уметь:
составить порционное требование;
накормить тяжелобольного пациента в постели;
ввести пациенту назогастральный зонд;
накормить пациента с помощью назогастрального зонда;
определить водный баланс;
продезинфицировать использованное оборудование.
После изучения данной темы студент должен знать:
организацию питания в стационаре;
понятие и основные принципы лечебного питания;
правила контроля санитарного состояния тумбочек и холодильников;
характеристика лечебных диет;
технику ректального и парентерального кормления пациента;
определить водный баланс;
продезинфицировать использованное оборудование.
После изучения данной темы студент должен знать:
организацию питания в стационаре;
понятие и основные принципы лечебного питания;
правила контроля санитарного состояния тумбочек и холодильников;
характеристика лечебных диет;
растворы для энтерального и парентерального питания.
Воспитательные цели
Изучение данной темы способствует воспитанию:
гуманного и тактичного отношения к пациентам;
чувства сопереживания, формированию идей милосердия;
этико-деонтологических норм в общении друг с другом, с пациентами.
В результате освоения данной темы у студента должны формироваться следующие общие компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
Изучение данной темы способствует формированию следующих профессиональных компетенций, соответствующих основному виду профессиональной деятельности:
Решение проблем пациента посредством сестринского ухода
ПК 7.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
ПК 7.2 Соблюдать принципы профессиональной этики.
ПК 7.3 Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.
ПК 7.5. Оформлять медицинскую документацию.
ПК 7.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
ПК 7.7 Обеспечивать инфекционную безопасность.
ПК 7.10 Владеть основами гигиенического питания.
ПК 7.11 Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.
Общее время занятия – 6 часов
Место проведения занятия: кабинет «Технология оказания медицинских услуг»
Оснащение занятия: ноутбук, презентация «Искусственное питание», рабочая тетрадь, бланки порционных требований, фантом для введения назогастрального зонда, тонкий назогастральный зонд, воронка V=1л, шприц Жане, пеленка, стерильные лоток, пинцеты, салфетки, шпатели, лейкопластырь, емкости с дезинфицирующим раствором, перчатки, кожный антисептик, раздаточный материал, ситуационные задачи, варианты заданий в тестовой форме, раздаточный материал для работы в малых группах, дидактический материал, таблица «Пищеварительный тракт».
Перечень обязательных манипуляций,
которые студент должен освоить на данном практическом занятии
№ Наименование манипуляции. Уровень усвоения.
Знания Умения
1 2 3 4
Инструктаж пациента о кормлении через назогастральный зонд. +
Соблюдение этики и конфиденциальности. + Подготовка и оснащение к постановке назогастрального зонда, кормлению через назогастральный зонд. +
Постановка назогастрального зонда, кормление через назогастральный зонд. +
Проведение дезинфекции материалов и оснащения после кормления пациента. +
Ректальное и парентеральное кормление пациента. + План проведения занятия
№/п Название
этапа Описание этапа Цель этапа Время
(мин.)
1 2 3 4 5
1. Организационный этап Преподаватель отмечает присутствующих, проверяет наличие формы, объявляет тему, цели занятия, обосновывает актуальность изучаемой темы.
Сформировать мотив для необходимости дальнейшего изучения данной темы, активизировать познавательную деятельность студентов. 5
2 Контроль и коррекция исходного уровня знаний Проверка домашнего задания.
Блиц – опрос (приложение 1).
Устный опрос (приложение 2). Проверить исходный уровень знаний студентов. 20
3. Педагогический показ. Углубление знаний по теме Преподаватель демонстрирует постановку назогастрального зонда и кормление через назогастральный зонд (на фантоме).
Решение ситуационных задач (приложение 3). Исключить ошибки студентов в самостоятельной работе, развивать наблюдательность, углубить знания студентов, активизировать познавательную деятельность, развить коммуникативные компетенции. 70
4. Самостоятельная работа студентов В кабинете – тренинг манипуляций, моделирование и анализ конкретных ситуаций – индивидуальная, коллективная и групповая работа. Преподаватель сам выбирает те или иные задания в зависимости от базового уровня подготовки бригады.
Обсуждение и анализ самостоятельной работы. Сформировать и закрепить умения. 140
5. Контроль конечного уровня знаний. Выполнение заданий в тестовой форме (приложение 4). Работа над ошибками.
Выявить степень достижения цели занятия, закрепить приобретённые знания. 15
6. Подведение итогов и задание на дом. Преподаватель оценивает активность и качество ответов каждого студента, обсуждаются ошибки и трудности в работе, даёт задание на дом (тема: «Личная гигиена тяжелобольного пациента. Профилактика пролежней») и пояснения к его выполнению.
За занятие выставляется средняя оценка по всем контролирующим материалам. Учитывается активность студента на занятии.
Закрепить мотив к дальнейшему самостоятельному углубленному изучению темы для будущей успешной деятельности. Сконцентрировать внимание студентов на необходимость изучения следующей темы. 15
Резерв времени преподавателя 5

Оценка освоения профессиональных компетенций
Компетенции Основные показатели
сформированности компетенций Методы контроля
и оценки Задания
ПК 7.1 Осознанно выбирает определенный уровень и тип общения.
Умеет использовать различные каналы общения и выбирать необходимый канал для эффективного общения.
Определяет и анализирует факторы, способствующие или препятствующие эффективному устному или письменному общению.
Умеет выбрать уровень и тип общения.
Владеет техникой вербального и невербального общения.
Умеет использовать пять элементов эффективного общения. наблюдение за студентом в процессе учебной деятельности;
оценка решения ситуационных задач;
оценка выполнения практических действий в моделируемых условиях.
Ситуационные задачи.
Выполнение практических манипуляций.
ПК 7.2 Соблюдение морально-этических норм, правил и принципов профессионального сестринского поведения.
Демонстрирует готовность и способность к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьёй, партнёрами; к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности, к социальной мобильности в профессиональной деятельности. наблюдение за студентом в процессе учебной деятельности;
оценка ответов на блиц – опрос;
оценка решения ситуационных задач;
оценка выполнения практических действий в моделируемых условиях. Вопросы для блиц – опроса.
Ситуационные задачи.
Выполнение практических манипуляций.
ПК 7.3 Собирает и анализирует информацию о состоянии здоровья пациента, определяет проблемы пациента, обоснованно планирует и осуществляет сестринский уход, заполняет медицинскую (сестринскую) документацию.
Умеет накормить тяжелобольного пациента согласно алгоритму. наблюдение за студентом в процессе учебной деятельности;
оценка решения ситуационных задач;
оценка выполнения практических действий в моделируемых условиях.
Ситуационные задачи.
Выполнение практических манипуляций.
ПК 7.5 Правильность и аккуратность при оформлении медицинской документации (порционные требования). наблюдение за студентом в процессе учебной деятельности;
оценка ответов на устные вопросы;
оценка решения ситуационных задач;
оценка решения заданий в тестовой форме;
оценка выполнения практических действий в моделируемых условиях. Вопросы для устного опроса.
Ситуационные задачи.
Варианты заданий в тестовой форме.
Выполнение практических манипуляций.
ПК 7.6 Оказывает медицинские услуги в пределах своих полномочий согласно алгоритмам и требуемым критериям.
Рационально распределяет время на этапы выполнения медицинской услуги пациенту.
Точность соблюдения алгоритма:
- постановки очистительной клизмы;
- постановки газоотводной трубки;
- промывание желудка.
наблюдение за студентом в процессе учебной деятельности;
оценка ответов студента на устные вопросы;
оценка решения ситуационных задач;
оценка решения заданий в тестовой форме;
оценка выполнения практических действий в моделируемых условиях.
экспертное наблюдение за освоением профессиональных компетенций в рамках текущего контроля в ходе проведения учебной и производственной практик. Вопросы для устного опроса.
Ситуационные задачи.
Варианты заданий в тестовой форме.
Выполнение практических манипуляций.
ПК 7.7 Исходя из объекта обработки и степени риска, аргументировано выбирает и применяет методы и способы профилактики внутрибольничной инфекции.
Проводит дезинфекцию, предстерилизационную очистку, стерилизацию и утилизацию согласно алгоритмам и требуемым критериям.
Точность соблюдения алгоритма:
приготовления дезинфицирующих средств;
дезинфекции медицинского инструментария;
утилизации медицинских отходов. наблюдение за студентом в процессе учебной деятельности;
оценка решения ситуационных задач;
оценка решения заданий в тестовой форме;
оценка выполнения практических действий в моделируемых условиях.
экспертное наблюдение за освоением профессиональных компетенций в рамках текущего контроля в ходе проведения учебной и производственной практик. Ситуационные задачи.
Варианты заданий в тестовой форме.
Выполнение практических манипуляций.
ПК 7.10 Обеспечивает гигиенические условия при получении и доставке лечебного питания для пациентов в ЛПУ.
Грамотно и доступно консультирует пациентов по вопросам гигиенического питания. наблюдение за студентом в процессе учебной деятельности;
оценка ответов студента на блиц – вопросы и устные вопросы;
оценка решения ситуационных задач;
оценка решения заданий в тестовой форме;
оценка выполнения практических действий в моделируемых условиях. Вопросы для блиц – опроса и устного опроса.
Ситуационные задачи.
Варианты заданий в тестовой форме.
Выполнение практических манипуляций.
ПК 7.11 Соблюдает личную гигиену и производственную санитарию на рабочем месте в соответствии с нормативными документами.
Обеспечивает соблюдение санитарно-эпидемиологического режима в соответствии с нормативными документами.
Выполняет манипуляции, обеспечивающие производственную санитарию, строго по алгоритму. наблюдение за студентом в процессе учебной деятельности;
оценка решения ситуационных задач;
оценка выполнения практических действий в моделируемых условиях. Ситуационные задачи.
Выполнение практических манипуляций.
Формирование общих компетенций
Результаты (освоенные
общие компетенции) Основные показатели
оценки результата Формы и методы
контроля и оценки
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. рационально организует и обоснованно выбирает типовые методы и способы выполнения профессиональных задач;
умеет анализировать свою деятельность, объективно оценивая эффективность и качество выполнения профессиональных задач;
выполняет домашние задания в установленные сроки, не имеет академической задолженности. Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью студента в процессе практического занятия.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития. быстро и точно находит и использует необходимую информацию, выделяет главное;
использует различные источники информации, в том числе электронные;
критически рассуждает, анализируя публикации в средствах массовой информации. Наблюдение за студентом на практическом занятии и оценка участия в ролевой игре.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. эффективное взаимодействие и общение студента с преподавателем и другими студентами;
владеет способами совместной деятельности в команде, умениями искать и находить компромиссы. Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью студента на практическом занятии.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. готовит рабочее место с соблюдением требований охраны труда (производственной санитарии, противопожарной безопасности).
Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью студента на практическом занятии.

Приложение 1
Вопросы для блиц - опроса.
По теме: «Организация питания тяжелобольных пациентов в стационаре. Искусственное питание».
Блиц-опрос проводится для актуализации знаний, полученных студентами ранее (на предыдущем занятии и при подготовке домашнего задания), для определения уровня понимания и усвоения материала. Студентам зачитываются утверждения, с которыми можно согласиться или не согласиться. Студенты отвечают «да» или «нет».
Химическое щажение пищи исключает из рациона маринады.
При составлении диеты необходимо учитывать аппетит пациента.
Источников белков может являться рыба.
Источником углеводов могут являться крупы.
Источником жиров может являться сметана.
В холодильнике хранят печенье.
Для искусственного питания используют поильник.
Психологической проблемой пациента с гастростомой является стеснение перед родственниками.
Физиологической проблемой пациента с зондовым питанием является прерывистый сон.
Характер питания человека определяет его конституцию.
Критерии оценки:
0-1 ошибка – «5»
2 ошибки – «4»
3 ошибки – «3»
4 ошибки – «2»

Ответы к вопросам блиц-опроса.
По теме: «Организация питания тяжелобольных пациентов в стационаре. Искусственное питание».
Да.
Нет.
Да.
Да.
Да.
Нет.
Нет.
Да.
Да.
Нет.
Критерии оценки:
0-1 ошибка – «5»
2 ошибки – «4»
3 ошибки – «3»
4 ошибки – «2»

Приложение 2
Устный опрос
По теме: «Организация питания тяжелобольных пациентов в стационаре. Искусственное питание»
Устный опрос проводится для актуализации знаний, полученных студентами ранее (на предыдущем занятии и при подготовке домашнего задания), для определения уровня понимания и усвоения материала.
Основные принципы лечебного питания.
Биологическое значение белков.
Биологическое значение жиров.
Биологическое значение углеводов.
Значимость витаминов в жизнедеятельности человека.
Значимость минеральных веществ в жизнедеятельности человека.
Потребности человека в жидкости.
Организация питания пациентов в стационаре.
Характеристика основных лечебных столов.
Естественное питание. Показания к применению искусственного питания.

Примерные ответы к устному опросу
по теме:«Организация питания тяжелобольных пациентов в стационаре. Искусственное питание.
Основные принципы лечебного питания: индивидуальный подход; сбалансированность; щажение (может быть механическим – измельчение, пюре, приготовление на пару; химическим – без использования приправ, соусов, супов; термическое – соблюдение определенных температур употребляемой пищи); принцип тренировки – постепенное расширение строгой диеты, коррегирующий принцип – основан на увеличении или уменьшении в рационе того или иного вещества уменьшение соли, увеличение жидкости); заместительный принцип – вводят с пищей вещества в которых организм испытывал недостаток (витамины, калий).
Белки – это основной материал для построения и воспроизводства тканей. Белки участвуют в образовании ферментов, вырабатывают антитела и гормоны. Белки состоят из аминокислот.. незаменимые аминокислоты не синтезируются в организме, они должны поступать в организм с пищей. Недостаточное поступление любой из аминокислот нарушает обмен веществ и повышает риск развития заболеваний человека.
Жиры входят в состав всех клеток организма, откладываются в жировой ткани и служат источником энергии, который используется организмом при пищевом дефиците. Жиры защищают организм от переохлаждения и ударов, помогают усвоению белков и всасыванию жирорастворимых витаминов, усиливают желчеотделение и работу кишечника, придают чувство насыщения.
Углеводы – это основной энергетический материал. Необходимы в организме для синтеза липидов, нуклеиновых кислот и других органических соединений, предупреждают расходование жира и белка.
Витамины – биологически активные соединения, незаменимые пищевые вещества, необходимы для: нормализации обмена веществ, физической и умственной работоспособности, резистентности к инфекционным агентам.
Минеральные вещества участвуют в процессах обмена, регуляции биохимических процессов в организме. Поступают в организм в составе пищевых продуктов и жидкости.
Вода – среда, в которой происходят биохимические и биофизические реакции, связанные с обменом веществ, она составная часть крови, лимфы, тканевой жидкости, обеспечивает более 60% массы тела. Выполняет функции: транспортную, поддержание гомеостаза, терморегуляторную, метаболическую, дезинтоксикационную.
В стационаре врач фиксирует диету в листе назначения. Постовая сестра подает сведения старшей м/с и раздатчице. Старшая сестра суммирует сведения и оформляет порционное требование на отделение, с подписью заведующего. Порционник передают в на пищеблок больницы. Если пациент поступил вечером или ночью - дежурная м/с составляет на него дополнительное порционное требование. Тяжелобольных пациентов постовая сестра кормит в постели, предварительно придав им полусидячее положение.
Основной вариант стандартной диеты: цель – нормализация деятельности ЖКТ, обмена веществ, разгрузка ССС, повышение иммунитета, выведение шлаков. Диета с механическим и химическим щажением: цель – щажение способствует нормализации ЖКТ, ликвидации воспалительного процесса. Диета высокобелковая: цель – стимуляция синтеза белка, повышение иммунитета, активизация процессов кроветворения, уменьшение воспаления. Диета низкобелковая: цель – щажение функции почек, увеличение диуреза. Диета низкокалорийная: цель – устранение избыточного накопления жировой ткани, нормализация обмена веществ, уменьшение массы тела.
Естественное питание – обычное – благоприятно 3 – 6 раз в сутки (завтрак, обед, ужин, 2 завтрак, полдник, кефир перед сном). Искусственное питание применяют в случаях невозможного или затрудненного естественного питания. К искусственному питанию относится зондовое питание, ректальное питание, питание через гастростому, парентеральное питание.

Приложение 3
Ситуационные задачи
По теме «Организация питания тяжелобольных пациентов в стационаре. Искусственное питание».
Вниманию студентов предлагаются ситуационные задачи. Им необходимо оценить действия сестры, указать на ошибки, если они есть. Предложить свой альтернативный выход из сложившейся проблемной ситуации, тактику медсестры. Также объяснить каким образом можно было избежать проблемы (где это необходимо).
Пациенту после тяжелой черепно – мозговой травмы назначено искусственное питание через назогастральный зонд. Медсестра отделения реанимации просит родственников принести для питания: куриный бульон, рубленое мясо, сливки, паровые котлеты. Оцените действия м/с.
Медсестра отделения реанимации для парентерального питания заправила систему раствором гидролизина и подключила к пациенту. После 20 минутного введения раствора со скоростью 60 капель в минуту, пациент пожаловался на чувство жара, затрудненное дыхание, тошноту, головокружение. Оцените действия м/с.
В хирургическом отделении появились разногласия между буфетчицей и палатной м/с по вопросу: кто должен кормить тяжелобольных? Разрешите этот спор.
Пациенту, находящемуся в бессознательном состоянии, назначено энтеральное питание через назогастральный зонд. Первое введение питательной смеси (молоко) м/с проводила в 8 часов утра. Во время повторного кормления (в 14 часов) м/с почувствовала неприятный кислый запах, идущий из желудочного зонда. М/с в недоумении: она помнит, что после кормления промыла зонд кипяченой водой. В чем причина?
В 2 часа ночи в кардиологическое отделение поступил пациент с диагнозом: прогрессирующая стенокардия. Какую документацию должна заполнить дежурная м/с в пищеблок на этого пациента?
Пациентке, получающей мочегонные средства, врач рекомендовал включить в рацион продукты, богатые калием. Пациентка обратилась к м/с за информацией о том, какие это продукты?
При кормлении пациента через гастростому, гастростомическая трубка выпала из свища. М/с попыталась ввести трубку на место, но безуспешно. Оцените действия м/с.
М/с после кормления пациента через назогастральный зонд промыла его под проточной водой, опустила на 15 минут в моющий комплекс, а затем утилизировала. Оцените действия м/с.
Пациенту Л. Рост 182 см. назначено кормление через назогастральный зонд. М/с ввела зонд на 30 см и стала вводить пищу температуры 18 градусов, пациент пожаловался на боль в области пищевода. Оцените действия м/с.
Врач назначил пациенту ректальное питание. Какую подготовку больного должна провести м/с перед этой процедурой?

Эталон ответа к ситуационным задачам.
Медсестра поступила не верно. Для энтерального питания через назогастральный зонд можно использовать сливки, куриный бульон. Рубленое мясо и котлеты для этого кормления применить невозможно из – за их твердой консистенции.
Медсестра поступила не верно. Белковые препараты в первые 30 минут вводят со скоростью 10-20 капель в минуту, при хорошей переносимости скорость увеличивают до 40. Это правило не было учтено, по этой причине у пациента появились перечисленные симптомы.
Ответ однозначен: кормление тяжелобольных входит в функциональные обязанности палатной медсестры.
Появление кислого запаха из зонда объясняется тем, что м/с не промывала зонд кипяченой водой в промежутках между кормлениями. При искусственном питании молоком рекомендуется промывать зонд каждые 2 часа.
На вновь поступившего пациента дежурная м/с должна заполнить дополнительное порционное требование. В противном случае пациент не будет накормлен.
При применении мочегонных средств соли калия выводятся из организма и для их восполнения в рацион включают: абрикосы, бананы, чернослив, курагу, изюм, капусту.
Действия м/с не верны. Она не должна была пытаться ввести трубку, а обязана была сразу сообщить врачу, так как это врачебная манипуляция.
Действия м/с не верны. Она должна была продезинфицировать зонд, погрузив его в 3% раствор хлорамина на 1 час, после этого утилизировать.
Действия м/с не верны. Глубина введения зонда у данного пациента должна была быть около 80 см, температура вводимой пищи должна быть 38-40 градусов.
Пациенту необходимо рассказать о предстоящей процедуре, загородить его кровать ширмой. За 30 минут до постановки питательной клизмы необходимо сделать очистительную.

Приложение 4
Задания в тестовой форме по теме: «Организация питания тяжелобольных пациентов в стационаре. Искусственное питание».
Время на решение теста 10мин.
I вариант.
Выберите правильный ответ:
Для дезинфекции назогастрального зонда необходимо приготовить:
а) 3% перекись водорода
б) 1% раствор хлорамина
в) 3% раствор хлорамина
2. Противопоказания для питания через назогастральный зонд:
а) бессознательное состояние пациента
б) паралич мышц глотки
в) опухоль пищевода
3. В назогастральный зонд можно вводить следующие продукты:
а) кефир
б) котлеты
в) борщ
г) картофельное пюре
4. Показания для парентерального питания:
а) изжога
б) рвота
в) избыточная масса тела

5. Температура раствора для питательной клизмы при ректальном питании:
а) 120Св) 300С
б) 180Сг) 420С
6. Заполните немые графы.
При ректальном искусственном питании возможно применение следующих растворов:
а)
б)
в)
Установите соответствие:
7.Вид искусственного питания:Питательные вещества:

А- через назогастральный зонд 1) 5% глюкоза, аминасол
Б – через гастростому 2) молоко, сырое яйцо
В – парентеральное 3) картофельное пюре, протертое мясо
Дополните правильный ответ:
8. Оптимальное соотношение пищевых веществ в рационе питания называется __________________ ___________________ .
9. В пищеблок старшая м/с подает ___________ __________ на больных.
10. При быстром введении белковых препаратов у пациента возможно возникновение состояния схожего с __________ __________ .
Критерии оценки:
0-1 ошибка – «5»
2 ошибки – «4»
3 ошибки – «3»
4 ошибки – «2»

Задания в тестовой форме по теме: «Организация питания тяжелобольных пациентов в стационаре. Искусственное питание».
II вариант.
Выберите правильный ответ:
1. Для дезинфекции клизменного наконечника после ректального питания используют:
а) 3% перекись водорода
б) 1% раствор хлорамина
в) 3% раствор хлорамина
2. Показания для кормления через назогастральный зонд:
а) отказ от пищи
б) опухоль пищевода
в) желудочное кровотечение
3. Парентерально можно вводить:
а) сладкий чай
б) бульон
в) липофундин
г) молоко
4. Показанием для питания через гастростому является:
а) желудочное кровотечение
б) опухоль пищевода
в) кишечная непроходимость

5. Температура вводимого раствора при парентеральном питании:
а) 80Св) 350С
б) 120Сг) 420С
6. Заполните немые графы.
Приведите примеры растворов, применяемых при парентеральном искусственном питании:
а) аминокислоты _________
б) жировые эмульсии __________
в) углеводы __________
Установите соответствие:
7.Вид искусственного питания: Питательные вещества:
А- ректальное 1) 5% глюкоза, физраствор
Б – парентеральное
2) бульон, молоко
3) вамин, полиамин
Дополните правильный ответ:
8. Суточную энергетическую ценность рациона обеспечивают: ________ - 10-15%, __________ - 30-35%, ___________ - 50-60%.
9. Номер диеты врач записывает в ___________ ____________ .
10. Перед введением пищи через назогастральный зонд необходимо убедиться в том, что зонд __________ __ _________ .
Критерии оценки:
0-1 ошибка – «5»
2 ошибки – «4»
3 ошибки – «3»
4 ошибки – «2»

Эталон ответов
на тест - контроль
по теме: «Организация питания тяжелобольных пациентов в стационаре. Искусственное питание.»
I вариант II вариант
в 1. в
в 2.а
3. а 3.в
4. б 4.б
5. г 5.в
6. Физраствор, 5% раствор глюкозы, 15% раствор аминокислот 6.а – вамин, б – липофундин, в – 5% раствор глюкозы
7.а – 2, б – 3, в - 1 7.а – 1, б – 1,3
8.Сбалансированным питанием 8.Белки, жиры, углеводы
9.Порционные требования 9.Лист назначения
10. Анафилактическим шоком 10.Находится в желудке
Критерии оценки:
0-1 ошибка – «5»
2 ошибки – «4»
3 ошибки – «3»
4 ошибки – «2»