Конспект урока по музыке на тему «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» (3 класс)


Конспект внеклассного
музыкального занятия по теме:
«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»
Зрительный ряд:
-название темы: «Не молкнет сердце чуткое Шопена…».
- текст песни «Кораблик».
-портреты композиторов: Ф. Шопена, В. Алексеев.
-словарь эстетических эмоций.
-иллюстрации.
Музыкальный ряд:
-аудиозаписи музыкальных произведений: Ф. Шопен - «Революционный этюд № 20»; В. Алексеев – «Кораблик»; Ф. Шопена «Полонез - ля мажор»; Ф. Шопен «Мазурка».
- игра на фортепиано песни В. Алексеева «Кораблик»
Литературный ряд:
- определение «Революционный этюд»; «этюд»; «полонез» ; «фортепиано»; «прелюдия»; «вальс»; «мазурка»
Литература:
Критская Е. «Музыка 1-4. Методическое пособие»
http://www.referat.ru
Цели занятия:
Образовательные:
-познакомить с историей фортепиано;
- познакомить с жизнью и творчеством Ф. Шопена
- повторить и закрепить понятия: «фраза», «динамика», «логическое ударение».
Воспитательные:
-воспитать интерес к музыкальным занятиям;
-воспитать умение слушать музыку;
-повысить уровень общей культуры;
-воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Развивающие:
-развить умение воспринимать и анализировать музыкальные произведения;
- развивать элементарные певческие навыки;
-развить чувство ритма, музыкальные способности;
-расширить кругозор детей.

Фрагмент технологической карты урока
Звучит произведение Ф. Шопена «Полонез - ля мажор». Дети входят в класс. Учитель убирает звук и предлагает дослушать музыку до конца. Краткий анализ.
Демонстрация рисунка №1
Жизнь и творчество Ф.Шопена
Определения: «этюд», «революционный этюд»
Ф. Шопена «Революционный этюд №20»
(слушание и анализ)
Демонстрация рисунка №2
Демонстрация рисунка №3
Демонстрация рисунка №4
Демонстрация рисунка №5
Ф. Шопена «Мазурка»
(слушание и анализ)
Повторное прослушивание
Ф. Шопена «Революционный этюд №20»
Вступительное слово
В. Алексеев
«Кораблик»
(слушание и анализ)
Сопрано (на доске)
Демонстрация рисунка № 6
А. Алексеев «Кораблик»
(разучивание 1 –го куплета и припева по фразам)
А. Алексеев «Кораблик»
(пение под аккомпанемент)
А. Алексеев «Кораблик»
(исполнение под аудиозапись)
Закрепление полученного материала
Выход из класса
Ф. Шопен «Мазурка» У: Присаживайтесь, примите позу слушателя и молча, дослушайте музыку. Будьте внимательны, буду спрашивать о музыке. (дети дослушивают до конца)
У:К какому киту музыке, можно отнести это произведение? (песня, танец или марш)
Д: Марш и танец.
У: Почему вы так решили?
Д: (под него удобно маршировать – это «танец- шествие»).
У: Верно, ребята! Вы вошли сейчас под Полонез композитора Ф. Шопена.
У: Каково настроение музыки?
Д: Торжественное, важное, волевое
У: Верно, музыка создаёт эмоциональный настрой, приподнятое настроение.
У: Полонез – является торжественным “танцем-шествием”. В далекие времена, пары друг за другом заходили в зал, и начинался бал…
- Ребята, и тема сегодняшнего урока «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»
У: Сейчас я вам расскажу об этом композиторе.
Фредерик Шопен является великим польским пианистом и композитором. Талант Шопена развивался быстро. До двенадцати лет будущий композитор занимался с учителем. Затем поступил в Высшую школу, где обучались будущие композиторы. Шопена не привлекали ни оперная, ни симфоническая музыка. Он был верен своему любимому с детства инструменту – фортепиано. С восьми лет Шопен уже выступал в концертах. Его приглашали играть в салонах, этим Шопен и зарабатывал на жизнь. Современные музыканты имеют в своем репертуаре несколько вещей Шопена. На творчество Шопена оказывает большое влияние народная музыка и литература. Поражённым польским восстанием и его печальным концом, Шопен пишет этюд, который впоследствии стали называть революционным. В то время Шопен пишет много полонезов, музыку для песен, он старается своей музыкой передать поэтические образы, которые его вдохновляют. В двадцать лет Шопен переезжает в Париж. С Парижем связана вся его жизнь. В двадцати летний возраст Шопен создаёт свои самые прекрасные произведения, баллады, полонезы, множество прелюдий.
Творчество Шопена - это огромный мир необыкновенной красоты. Его мазурки, полонезы – это не просто национальные танцы, но и всегда образы живой природы. В 40-х годах Шопен отправляется в Англию и Шотландию, где здоровье композитора ухудшается из-за климата. С тех пор Шопена настигла болезнь (легких) из-за которой он умер. Его похоронили в Париже. Но сердце его он велел отвезти на родину, которое и сейчас покоится в варшавском костеле св. Креста. Шопен оставил нам много произведений танцевальной музыки. Одним из ярких примеров произведений для фортепиано, написанным Шопеном, является «Революционный этюд №20»
У: Ребята, этюд – это инструментальная пьеса для развития беглости пальцев исполнителя.
Я хочу вам дать прослушать один из этюдов Шопена – это «Революционный этюд»
Революционный этюд — это этюд для фортепиано написанный польским композитором Ф. Шопеном во время восстания в Польше.
У: Сейчас мы с вами прослушаем произведение Ф. Шопена. И попробуем ответить на ряд вопросов.
У: Обратите внимание, какой же исполняет инструмент?
(звучит музыка «Революционный этюд»)
У: Ребята, мы с вами прослушали данное произведение, какое оно по характеру?
Можете воспользоваться словарем эстетических эмоций, который вы видите на доске.
Д: Резкая, отважная.
У: Правильно! Музыку, которую мы с вами сейчас прослушали действительно полна уверенности, храбрости и суровости. Выражает настроение эпохи и самого настроения автора.
У: Какой темп произведения?
Д: быстрый.
У: Верно! Темп у произведения быстрый, стремительный.
У: Как вы думаете, какой исполняет инструмент?
Д: Фортепиано.
- Верно! фортепиано.
У: Ребята, у каждого музыкального инструмента есть своя история. Есть она конечно и фортепиано. Первым клавишным инструментом был клавикорд. Посмотрите это клавикорд. У него был постоянный уровень громкости, изменять громкость инструмент не мог, его звук был слишком тихим, для игры перед большим количеством людей.
У: Как называется первый клавишный инструмент?
Д: Клавикорд.
У: Верно! Какая характерная особенность клавикорда?
Д: у него был постоянный уровень громкости.
У: Правильно! Ребята, позже появился – клавесин. Мастера установили на задних концах клавиш вертикальные деревянные брусочки с птичьими перышками или кусочками кож вверху.
У: Что установили мастера на задних концах клавиш?
Д: деревянные брусочки.
У: Верно! В XIX веке итальянец Бартоломео Кристофори изобрел первое фортепиано. Название произошло от двух слов forte – «громко» и piano – «тихо». Оно обладало способностью звучать не только тихо и громко, но и менять динамику внезапно и постепенно.
У: От каких двух латинских слов произошло название фортепиано?
Д: от слов: форте и пиано.
У: Верно! Его можно увидеть прямо сейчас, он стоит у нас в классе.
У: Ребята, Ф. Шопен писал не только этюды, но еще и мазурки. Он написал множество «Мазурок».
Мазурка – это польский народный танец. Мазурку танцевали и на балах в замках, также танцевали и простые крестьяне в своих деревнях. Для танца характерно быстрый темп. Мазурка - эмоционально богатый жанр, она может сочетать стремительность и задушевность.
Мы прослушаем с вами одну «Мазурку» из его произведений и ответим на вопросы, обратите внимание на характер произведения.
У: Итак, мы прослушали произведение, какой инструмент исполняет произведение?
Д: Фортепиано.
У: Какой характер данного произведения?
Д: спокойная, легкая.
У: Правильно, это произведение легкое, мягкое.
(прослушивание еще раз, для сравнения)
У: Ребята, прослушайте еще раз произведение Ф.Шопена «Революционный этюд №20» , и обратите внимание, чем отличаются эти два произведения друг от друга.
У: Так чем же отличается произведения?
Д: Это произведение легкое, а предыдущее суровое.
У: Верно! Именно этим, эти произведения отличаются друг от друга, предыдущее произведение было резким, отважным, а второе произведение легкое.
У: Ребята, так с какими произведениями мы с вами познакомились?
Д: с «Революционным этюдом» и «Мазуркой»
У: А кто же автор этих произведений?
Д: Ф. Шопен.
У: Назовите Родину Ф. Шопена.
Д: Польша, Варшава
У: А для какого инструмента он писал произведения?
Д: Для фортепиано.
У: Какая болезнь настигла Ф. Шопена?
Д: болезнь легких.
У: Верно!
- Ребята, вы очень внимательны и хорошо работаете на уроке. (Выставление оценок).
У: Мы познакомились с творчеством Ф. Шопена у него написано множество произведений, такие как : мазурки прелюдии, нактюрны, полонезы. Но ведь песни бывают разных веков и разных композиторов. Сейчас мы с вами познакомимся с песней Виталия Алексеева «Кораблик».
Я предлагаю вам прослушать эту песню. Но вы должны определить характер мелодии, кто исполняет, какой музыкальный инструмент аккомпанирует. Примите позу слушателя.
Слушание музыки.
У: Скажите, о чем эта песня?
Д: о веселом, бумажном кораблики. Как он путешествовал по волнам.
У: Какой же характер у этой песни?
Д: ……..
У: Да, ребята. Мелодия веселая, энергичная, бодрая.
- Кто исполняет эту песню?
Д: женский голос – сопрано -высокий женский голос.
У: Да, ребята, эту песню исполняет женский голос. А какой инструмент аккомпанирует?
Д: Синтезатор
У: Верно! Синтезатор - электронный музыкальный инструмент, создающий звук при помощи одного или нескольких звуковых волн.
У: Сейчас мы разучим с вами первый куплет и припев этой песни по фразам.
Ребята, фраза – это законченная музыкальная мысль, после которой берется дыхание.
Примите позу исполнителя, сели ровно. Вспоминаем правило: когда поет учитель, дети молча слушают. Разучим первую фразу, послушайте как я ее спою. (текст говорю сама, четко проговаривая слова)
«Я сложу кораблик из листа бумаги,
Поплывет он по волнам…»
У: А теперь я сыграю вам мелодию, а вы мысленно подставьте слова. Текст у вас на партах.
У: Давайте споём первую фразу вместе. Даю тон.
(Дети поют, учитель играет одной рукой, дирижирует, исправляет ошибки) .У: Разучим вторую фразу. Послушайте меня.
«Мой кораблик смелый ветра не боится
Шторм не страшен парусам.»У: Послушайте как я спою. Следите глазами по тексту.
Поем вторую фразу вместе. Даю тон.
У: Соединим первую и вторую фразы. Послушайте, как я это сделаю.
«Я сложу кораблик из листа бумаги,
Поплывет он по волнам
Мой кораблик смелый ветра не боится
Шторм не страшен парусам.»У: Теперь поем две фразы все вместе. Даю тон.
У: Послушайте, как я спою припев.
Поплывет кораблик мой,Подгоняемый волной…
У: Теперь поем вместе.
У: Поем вторую фразу припева, рукой я покажу вам, когда вступать.
К дальним странам, океанам,К жарким островам.
У: Соединим первую и вторую фразы с припевом. Послушайте меня.
Я сложу корабликИз листа бумаги.Поплывет он по волнам.Мой кораблик смелый,Ветра не боится,Шторм не страшен парусам.
Припев: Поплывет кораблик мой,Подгоняемый волной,К дальним странам, океанам,К жарким островам.
У: Сейчас поем вместе под мой аккомпанемент. 1) Я сыграю только вступление, а вы послушайте его. Ребята, в данной песни есть проигрыши, в тех местах, в которых вы не поете. Послушайте после слова «волн-ам» - это первый музыкальны проигрыш. После слова «пару-сам» - это второй музыкальный проигрыш. Кивком головы я покажу вам, когда вступать.
2) Еще раз сыграю вступление. Кивком головы я покажу вам, когда начинать петь.
Я сложу корабликИз листа бумаги.Поплывет он по волнам.Мой кораблик смелый,Ветра не боится,Шторм не страшен парусам.
Припев: Поплывет кораблик мой,Подгоняемый волной,К дальним странам, океанам,К жарким островам.
У: Споем песню под запись, как на концерте. Я буду дирижировать. Все встали.
Анализ пения детей.
У: Споем первый куплет и припев под запись с изображением сильных и слабых долей в припеве.
- Сильная доля- это ударная доля.
Слабая доля – это безударная доля.
- ребята, в припеве сильные доли показываем хлопком в ладоши, а слабые – разводим руки в стороны.
Анализ исполнения песни.
У: Ребята, посмотрите что это?
Д: кораблик
У: Правильно! Ребята, а в нашем кораблике рыбки, которые приготовили для вас вопросы. Ответим на их вопросы?
Д: Да!
Вопросы рыбках:
От каких слов произошло название фортепиано? (Форте- громко, пиано- тихо).
Первый клавишный инструмент? (клавикорд)
Для какого инструмента писал Ф. Шопен? (фортепиано)
С каких лет Шопен стал выступать в концертах? (с 8 лет)
Что такое «полонез»? («танец-шествие»)
Какие произведения писал Шопен? (баллады, полонезы, прелюдии, мазурки)
Выставление оценок и анализ работы на уроке.
- Сегодня за работу я поставлю …. .Выход под музыку по рядам.