Технологическая карта к уроку по теме Решение задач на проценты


Технологическая карта урока
Чеснокова М. Э. – учитель математики МБОУ «СОШ» пю ПодзьПредмет: математика
Класс: 9
Тип и структура урока: обобщение и систематизация знаний
Тема урока: решение задач на проценты
Цель: совершенствование практических навыков решения основных задач на проценты и умение применять их при решении реальных жизненных задач.
Задачи.
Образовательные:
обеспечить в ходе урока повторение понятия процента;
повторить решение простейших задач на проценты;
применять свои знания в практических ситуациях;
расширять знания учащихся путём решения нестандартных задач .Развивающие:
создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности ;создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать. Сопоставлять, делать выводы
содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности;
содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность.
Воспитательные:
способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;
способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группе;
содействовать повышению уровня мотивации на уроках алгебры через средства обучения – работа с презентацией.
Основные понятия: процент, типы задач на проценты
Ресурсы: презентация, проектор, карточки индивидуальных заданий, листы самооценивания.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Организационный этап Настраивает на работу, проверяет готовность учащихся к уроку, создает эмоциональный настрой.
У каждого из вас на столах лежат листы самооценивания Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:
«+» - справился с задачей без затруднений;
«+» - справился с задачей, но возникли трудности;
«-» - не справился с задачей.
Включаются в деловой ритм урока.
Слушают учителя, подписывают листы самооценивания Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
(к)
Организация своей учебной деятельности
(р)
Мотивация учения (л)
Актуализация знаний Организация устного счета и повторения
.Что такое процент?
Слайд 4
Как перевести процент в десятичную дробь? Пример.
Как перевести число в процент? Пример.
Слайд 5.
На вашем столе в файле №1 найдите задание 1: установите соответствие
Слайды 6-7
Участвуют устно в работе по повторению:
в беседе с учителем отвечают на вопросы.
Заполняют лист самооцениванияСлушают собеседника(к)
Выделение существенной информации(п)
Умение слушать и дополнять, умение ориентироваться в ситуации(р)
Умение анализировать свои знания (р)
Владение устной речью(к)
Мотивация учебной деятельности Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет тему урока и его цель;
Акцентирует внимание на значимость темы.
Приходилось ли вам в жизни встречаться с понятием процента? Если приходилось, то где? Проценты – одно из математических понятий, которое часто встречаются в повседневной жизни. В настоящее время понимание процентов и умение производить процентные расчеты, необходимы каждому. Данная тема весьма актуальна, ибо понятия «кредит», «ипотека» прочно вошло в жизнь современного человека. Люди берут банковские кредиты, открывают вклады. Каждый человек должен свободно решать задачи, предлагаемые самой жизнью, уметь просчитать различные предложения магазинов, кредитных отделов и выбрать наиболее выгодные, правильно рассчитать процентные выплаты.
Тема: решение задач на проценты.
Цель: научиться решать задачи на проценты.
Слайд 1 Участвуют в беседе с учителем, отвечают на вопросы.
Отвечают на поставленный вопрос (В магазине, в банке, в аптеке, в газетах, в журналах и т. д.)
Формулируют тему и цель урока.
Записывают в тетради дату и тему урока. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (к)
Организация своей учебной деятельности (Р)
Применение знаний и умений (Показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни)
Давайте вспомним основные задачи на проценты
Слайд 8
В файле №1найдите задание 2: установите соответствие и решите задачи
Слайды 9-10
Участвуют в беседе с учителем.
Проговаривают алгоритмы решения задач на проценты.
Решают.
Заполняют лист самооценивания.
Работа с информацией , использование общих схем решения(п).
Формирование готовности к самообразованию(л)
Умение слушать и понимать речь других(к).
Умение оформлять свои мысли в устной форме(к).
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата(р)
ФизминуткаСменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Раз – поднялись, потянулись,
Два – согнулись, разогнулись,
Три в ладоши три хлопка,
На четыре – три кивка,
Пять – руками помахать,
Шесть – тихонько сесть.
Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем. Групповая работа Групповая работа по 2 человека.
В файле № 2 находятся задачи.
Каждый ученик в паре знакомится с решением задачи.
Внимательно и неоднократно прочитайте задачу. Оформите решение задачи в тетради. Объясните друг другу, как решается каждая из задач. В ходе обсуждения решений попытайтесь сформулировать правила решения задачи каждого типа.
В ходе работы учитель выступает в роли консультанта, отвечает на вопросы учащихся.
Слайды 12 - 14 Учащиеся в парах решают задачи.
Проверяют правильность своего решения, находят допущенные ошибки.
Заполняют лист самооцениванияФормирование кругозора о применении процента в реальной жизни(л)
Формирование самостоятельности
(л)
Выстраивание поиска решения задачи(п)
Умение слушать других(к)
Умение представлять информацию в письменном виде(к)
Умение анализировать степень усвоения учебного материала на основе сопоставления решения с эталоном для самопроверки, уметь производить коррекцию работы(р)
Предметные: 1.Нахождение процентов данного числа.2. Нахождение числа по его процентам.
3. Нахождение процентного отношения чисел.
Рефлексия деятельности на уроке Наш урок подходит к концу. Давайте выясним, какие задачи вызвали у вас затруднения и почему?
Фиксирует ответы учащихся, координирует действия учащихся по самооценке деятельности на уроке, фиксирует затруднения как направления будущей учебной деятельности, фиксирует степень соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели урока в начале урока
Закончите предложение:
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я был удивлен…
Сегодня на уроке я открыл для себя…
Сегодня на уроке я пришел к выводу…
Сегодня на уроке я не понял…
Слайд 15 Учащиеся оценивают свою работу и делятся впечатлениями. Умение подводить итоги(к)
Умение проводить рефлексию(р)
Умение полно и точно выражать свои мысли в устной форме(к)
Домашнее задание Составить и решить задачи на проценты:
1. Нахождение процентов данного числа.
2. Нахождение числа по его процентам.
3. Нахождение процентного отношения чисел.
Записывают домашнее задание
Приложение 1
Лист самооцениванияЗадание 1 Задание 2 Групповая работа Итог
Задача 1 Задача 2Задача 3 «+» - справился с задачей без затруднений;
«+» - справился с задачей, но возникли трудности;
«-» - не справился с задачей.
Приложение 2

Приложение 3
Задачи:
Мобильный телефон стоил 5000 рублей. Через некоторое время цену на эту модель снизили до 3000 рублей. На сколько процентов была снижена цена?
На покупку планшета взяли кредит 20000 р на 1 год под 16 % годовых . Вычислите, сколько денег необходимо вернуть банку, какова ежемесячная сумма выплат?
27выпускников школы собираются учиться в технических вузах. Они составляют 30% от числа выпускников школы. Сколько в школе выпускников?
Самоанализ урока
Тема урока: решение задач на проценты
В 9 классе 7 человек, на уроке присутствовали все, из них имеют высокий уровень возможностей 2, между средними и высокими – 2, средние – 2, низкие – 1.
Успех каждого урока в этом классе зависит от правильного выбора типа урока и точного определения сложности задач, которые позволяют более эффективно организовать процесс обучения.
Тип и структура урока: обобщение и систематизация знаний
Перед собой я поставила следующие цели:
Образовательные:
обеспечить в ходе урока повторение понятия процента;
повторить решение простейших задач на проценты;
применять свои знания в практических ситуациях;
расширять знания учащихся путём решения нестандартных задач .Развивающие:
создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности ;создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать. Сопоставлять, делать выводы
содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности;
содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность.
Воспитательные:
способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;
способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группе;
содействовать повышению уровня мотивации на уроках алгебры через средства обучения – работа с презентацией.
Исходя из типа урока, целей урока, содержания учебного материала отобраны методы и приемы обучения: частично – поисковый, самопроверка; фронтальная, индивидуальная формы организации урока.
Считаю, что выбранная мною форма проведения урока способствовала повышению познавательного интереса учащихся к математике. Во время повторения обучающиеся смогли показать свои знания, сформированные на прошлых уроках. Они неплохо усвоили решение основных задач на проценты:
1.Нахождение процентов данного числа.
2. Нахождение числа по его процентам.
3. Нахождение процентного отношения чисел.
Использование средств ИКТ позволило завоевать внимание учащихся, сделать урок наглядным и выразительным, повысило учебную активность, усвоение и запоминание материала. При планировании данного урока мною были подобраны задачи из реальной жизни. Считаю, что содержание урока и формы деятельности соответствуют психолого – возрастным особенностям учащихся.
Контролирующие действия обучающихся проводили путем сверки ответов и образцов решения. Использовали лист самооценивания. Учащимся такой способ оценки своей работы нравится. Смена различных видов деятельности, на мой взгляд, не позволила снизить работоспособность, а наоборот, активизировала мышление учащихся, способствовала предупреждению нагрузки, концентрации внимания. Работая на уроке, учащиеся имели возможность неоднократно проговаривать алгоритмы решения основных задач на проценты.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков был организован групповой формой работы с последующей проверкой.
Данная форма позволяет сразу же выявить затруднения по теме урока.
Домашнее задание носит избирательный характер: можно самим придумать задачи или использовать КИМы для итоговой аттестации в 9 классе.
Этап подведения итогов урока (рефлексия) включил в себя оценку деятельности учащихся на уроке.
На каждом этапе урока происходило формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать и слушать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Считаю, что, спланировав и проведя, таким образом урок, мне удалось реализовать поставленные цели. Для учащихся были созданы условия для включения в активную познавательную деятельность, ребята хорошо работали и показали хорошие знания по изученной теме. За урок получили: «5» - 4 ученика, «4» - 2 ученика, «3» - ученик.
Цель урока была достигнута, план реализован.