Как помочь выбрать профессию?

Родительское собрание.
Как помочь выбрать профессию?
Форма проведения: беседа

Цели:
1. помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, найти пути взаимодействия со своими детьми в вопросах первичного профессионального самоопределения;
2. рассмотреть какие мероприятия профориентационого характера проводятся в школе, обсудить актуальные проблемы и предложить помощь при принятии важных решений;
3. выяснить степени трудовых навыков у детей, отношения родителей к вопросам трудового воспитания.
Задачи:
1. дать родителям информацию о подготовке к экзаменам в 9-м классе;
2. дать родителям информацию о возможных путях получения образования их детьми после окончания 9-го класса;
3. дать родителям информацию о том, как помочь подростку выбрать профессию;
4. совершенствовать взаимоотношения родителей с педагогом, расширять сферу их совместной деятельности.
Ход собрания.
«Если ребенка с детства не приучить к трудолюбию,
из него не вырастет настоящий гражданин».
Труд развивает умственные способности человека, его
сообразительность, творческую смекалку. Работа на современном производстве требует широкой образовательной и технической подготовки, умения быстро овладевать новой технологией.
Существенная функция труда состоит в формировании у обучающихся товарищеских отношений, коллективизма и взаимной требовательности.
А.С. Макаренко считал труд существенным элементом выработки у воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера и гражданских чувств. «Мы хорошо знаем, - писал он, - что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни умеют работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому труду, другие – к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение его жизни и в особенности в молодости».
Наконец, труд как фактор воспитания способствует жизненному самоопределению и правильному выбору профессии.
Л.Н. Толстой писал, что стыдиться можно и должно не какой
либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного – праздной жизни.
Профессиональное самоопределение – один из важнейших этапов становления личности. Выбор профессии – решение, имеющее исключительное значение для жизненной судьбы человека, во многом определяющее реализацию его права на счастье, на удовлетворенность жизнью. Начальным его этапом является профессиональная ориентация как составная часть общего жизненного плана молодого человека. Такая ориентация конкретизируется затем в профессиональном намерении как предварительном выборе будущей профессии. И только потом совершается сам профессиональный выбор как таковой. В процессе профессионального самоопределения выделяются три этапа:
1.      период фантазии (4-10 лет)
2.      период проб (10-15 лет)
3.      период реалистического выбора (15-20 лет).
Реалистический выбор – это выбор не случайный, а более или менее обдуманный, учитывающий реальные жизненные обстоятельства. Однако не всегда реалистический выбор оказывается достаточно точным, правильным, обеспечивающим успешную профессиональную карьеру. Таковым следует считать жизненный путь, который, во-первых, реализует общую жизненную направленность оптанта (человека, который выбирает профессию), во-вторых, соответствует его профессиональным склонностям и способностям, и, в-третьих, благодаря осуществлению первых двух условий, приносит ему глубокое внутреннее удовлетворение.
Я расскажу Вам притчу.
Один человек как-то приехал в деревню. И вдруг увидел в курятнике орленка. Он, словно петух или курица, ходил вразвалочку и клевал зерна. Иногда его, будто цыпленка, долбали клювом петухи постарше, ничего не опасаясь.
Человек решил провести эксперимент. Взял орленка на руки, сказал:
- Ты же орел! Твое место в небе, ты должен летать!
Но орленок спрыгнул с его рук и заковылял обратно в курятник, клевать зерна.
На следующий день человек вновь взял орленка, отнес его на чердак, и вновь произнес:
- Ты же орел! Твое место в небе, ты должен летать!
А потом столкнул орленка вниз. Тот пролетел пару метров, но, оказавшись во дворе, опять потрусил в курятник.
На третий день человек взял орленка с собой в горы. Поднялся на самую высокую вершину и сказал:
- Ты же орел! Твое место в небе, ты должен летать!
На этот раз он постарался подкинуть орленка повыше. Тот испугался, ведь внизу была пропасть. Пришлось молодому орлу расправить крылья и полететь. Он поднимался все выше и выше. Далеко внизу остался и человек, и гора, и деревня, и курятник, и жившие там петухи с курами. Всего на секунду пожалел орел, что он все-таки научился летать, и вновь ему захотелось назад, в уютный курятник. Но тут его пронзила мысль, что его место - действительно в небе. И тогда он понял, что всегда будет вспоминать и свой курятник, и деревню, и этого человека. Но назад к ним не вернется уже никогда...
КАК ПОМОЧЬ ПОДРОСТКУ ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ?
Вопросом профориентации подростка необходимо озаботиться как можно раньше, чтобы к моменту выбора иметь определенный «багаж» знаний, умений и способностей, позволяющих сделать осознанный выбор профессии. 
Дайте подростку возможность попробовать себя в различных сферах деятельности. 
Хорошо, если подросток не останавливается на одном занятии, а перебирает и ищет. В этом поиске он многое узнает о себе и о мире профессий. Единственным условием должно быть, прохождение полного цикла каждого вида деятельности. Ребенок должен понимать, что привлекательные стороны профессии появляются не сразу, до этого необходимо выдержать время рутины. 
Расширяйте кругозор подростков в области профессий. 
Понять привлекательность той или иной профессии для подростка, можно пробуя разные специальности, общаясь с представителями различных профессий, посещая рабочие места и т.д. Чем больше активности подросток будет проявлять в поиске подходящего дела, тем более продуманным и стабильным будет его выбор.
Позаботьтесь о том, чтобы ребенок был готов к выбору профессии. 
Готовность - это ощущение своей независимости в делах, мыслях, поступках; действие исходя из внутренних убеждений; способность принимать самостоятельные решения. Эти качества воспитываются родителями.
Не делайте выбор профессии за ребенка. Создайте условия, в которых подросток станет способным сделать выбор самостоятельно. 
Дайте подростку возможность получить свой опыт. Пусть он сам попробует и поймет свои ошибки.
Наиболее существенное влияние на профессиональный выбор оказывают родители и ближайшие родственники. Понимайте всю ответственность за советы, пожелания, а иногда и требования, адресованные своему ребенку;
изучите интересы, возможности и способности своего ребенка;
ориентируйтесь на реальные пути построения профессиональной карьеры, не отбрасывайте возможность получения начального профессионального образования как вполне реального и эффективного этапа в профессиональной подготовке подростков в 10-11классах нашей школы;
при обсуждении вариантов продолжения учебы помните, что в силу возрастных особенностей для многих подростков мнение сверстников становится более значимым, чем мнение родителей и учителей, немало учащихся выбирают профиль обучения, образовательное учреждение «заодно со своими друзьями»;
в любом случае обсуждение с подростком профессионального выбора надо вести очень тактично, нельзя отзываться негативно о его друзьях, нужно привести положительный пример;
в заключение обратим внимание на то, что грамотная организация профильного обучения позволяет учащимся пройти через ряд выборов и создает предпосылки для успешной профессиональной деятельности.
Советы родителям.
Уважаемые родители! Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую вы переживаете ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.
В экзаменационную пору основная задача родителей - создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное - спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.
Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка.
Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) - самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".
Помогите распределить вопросы билетов по дням. Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!
Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и "от плюшек не толстеют!"
Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.
Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.
С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку... разумеется, это не баловство, а просто глюкоза стимулирует мозговую деятельность!
В заключении я хотела бы вам рассказать еще одну притчу:
Путь жизни.
Мальчик заблудился в лесу.
Он не знал, что делать и куда идти. Начал даже плакать. Но потом взял себя в руки, набрался храбрости, забрался на большое дерево и начал свой Путь.
Где нам найти такое дерево, что бы не плутать в жизни?
Таким деревом может быть большая цель в жизни.
Для того, что бы увидеть свой путь с дерева, дерево должно быть больше человека, а значит, и цель должна быть больше жизни, выходить за ее пределы.
Большая цель помогает увидеть свой Путь. Мы узнаем его сразу, как только увидим. Да вот же он, как я сразу не сообразил?!
Человек, имеющий большую цель, знает свой путь.
Человек, не имеющей большой цели, не знает свой Путь. В народе его часто называют непутевый человек. Ведь он ставит только цели, достижимые при жизни.
Список использованной литературы:
1.Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справлчник классного руководителя (5-9 классы)/Под ред. И.С. Артюховой.-М.: ВАКО, 2006. – 304 с. (Педагогика. Психология.Управление).
2.Кузьмина Т.А. и др. «методические разработки родительских собраний» 2002 г.
3.А.С. Макаренко. Книга для родителей.
4.Атутов П.Р., Климов Е.А. Проблемы психологического обеспечения подготовки молодежи к труду и выбору профессии // Вопросы психологии. – 1984. – Т.1.
5. Вайсбург А.А. Организация профориентационной работы школы, ПТУ, предприятия. – М., 1986.
6. Гильбух Ю.З., Верещак Е.П. Психология трудового воспитания школьников. – Киев, 1987. 4. Елагина О.Б. Психологический практикум. 4 часть. – Челябинск, 2001.
7. Калугин Н.И. Профессиональная ориентация учащихся. – М., 1983.
8. Сахаров К.Ф., Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация школьников. – М., 1982.
9. Чистяков Н.Н. Учителю труда о профессиональной ориентации учащихся. – М., 1982
10.LINK "http://www.kniga.ru/authors/section/891857/" Мордовская А.В.,
11. LINK "http://psychologov.net/view_post.php?id=588" о возможностях и способностях:








15