Просветительское занятие для младших школьников


Тема занятия: «Моя память»
Цель: создание условий для:
воспитательные: воспитания нравственных чувств и этического сознания в процессе коммуникативной деятельности;
познавательные: представления о  понятии «память» и её виды;
развивающие: развития умения думать, умения общаться, умения взаимодействовать.  
Планируемые результаты:
Личностные:
-формировать личностное, межличностное отношение к себе и окружающим;
-формировать умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
-способствовать развитию умения контролировать и давать оценку своим действиям;
-способность принимать, сохранять и анализировать полученную информацию.
Познавательные УУД:
-формировать умения строить высказывания об объекте в устной форме, понимать смысл инструкции учителя.
-развивать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.
Коммуникативные УУД:
-формировать умения грамотно формулировать вопросы, формулировать собственное мнение, соблюдать простейшие формы речевого этикета, отвечать на вопросы учителя и учеников, участвовать в диалоге.
-формировать умения общаться со сверстниками в совместной деятельности.
Предметные:
-формировать умение работать в группе;
-развивать внимание и наблюдательность.
Оборудование: памятка, картинки, музыка для релаксации, цветные карандаши, листочки, шарф.
Ход занятия:
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Организационный момент
Цель: настроить психологически на занятие -Здравствуйте, ребята! Сегодня данное занятие проведем у вас мы: Нелли Юрьевна и Татьяна
«Запрещенное движение»
Для этой игры давайте встанем все из-за парт. Я буду показывать разные движения, а вы повторяйте за мной все, кроме одного – прыжка. Кто ошибается – тот присаживается на место. Вот и проверим кто из вас самый внимательный.
- Как вы думаете, что вы сделали, прежде чем повторить ритм?
- Верно, вы его послушали и запомнили. Нужно быть не только внимательным, но и обладать хорошей памятью.
- Как вы думаете, какая тема нашего занятия? Приветствие студентов.
Выполняют
Запомнили
Ответы учеников Личностные УУД
-формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающим;
-знать основные моральные нормы поведения.
Основная часть
Цель: активизировать познавательную деятельность;
применять знания, полученные в образовательном процессе;
развивать сообразительность, память, внимании, наблюдательность.
- Сегодня мы с вами поговорим о человеческой памяти, выполним ряд упражнений и заданий для развития нашей памяти и внимания. Скажите, а что такое память?
Память - это важное свойство человека. Благодаря памяти человек запоминает различные события, предметы. Люди всегда придавали памяти большое значение, так как без памяти человек не смог бы выжить.
Вспомните пословицу: «Повторение - мать учения». Как она связана с запоминанием?
- Как вы думаете, а на что похожа наша память?
- Нашу память можно сравнить с записной книжкой, которая хранит важную информацию, с сундучком с ценным содержимым, со шкатулочкой, с магнитофонной пленкой, диском и т. д.
Когда мы что-то хотим запомнить, то сначала фиксируем это в своей памяти, то есть, как будто кладем в сундучок. Потом память сохраняет самое важное и нужное, то есть накрепко закрывает сундучок на замок. А при необходимости мы извлекаем из нашей памяти то, что запомнили и сохранили, то есть, открываем наш волшебный сундучок.
Итак, память - это:
- запоминание;
- сохранение;
- воспроизведение.
Виды памяти
- У всех людей разная память. Кто-то может запомнить больше, кто-то меньше. Один человек быстро запоминает, но и быстро забывает. А другому человеку нужно много времени для запоминания, зато помнить заученное он будет долго.
У каждого человека существуют разные виды памяти.
Проведем одно упражнение, а вы скажете, каким видом памяти вы воспользовались.
Прослушай рассказ и нарисуй рисунок, точно отражающий его содержание.
В воскресенье слепил я трех замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой - поменьше, а третий -  совсем крохотный. Руки первого и второго -  снежные комки, а у третьего - из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков.
-С помощью чего вы смогли нарисовать рисунок? Какой орган вам помог? Как называется такая память? Верно. Существует такой вид памяти - слуховая.
Слуховой памятью вы пользуетесь тогда, когда учитель на уроке что-либо объясняет, когда дома слушаете маму, смотрите телевизор и т.д.
Давайте проведем еще одно упражнение
Снежный ком
Вам нужно придумать себе новое имя и то, чем вы любите заниматься. И по цепочке рассказываете о себе и о людях находящимися перед вами.Но память бывает не только слуховой. Чтобы узнать, какие еще виды памяти существуют, давайте продолжим играть. Проведем еще одно упражнение.
Запомни сочетания фигур.
На доске сочетание фигур. Сейчас я вам даю 10 секунд на то чтобы вы запомнили расположение фигур, а затем выложили их у себя на парте.
1031875-504190
Проверьте, так ли у вас, исправьте свои ошибки. Следующее сочетание фигур.
И наконец, последнее.
- Давайте проверим. Что вы делали перед тем, как начать рисовать?
- Значит, вам помогло зрение. Как же можно назвать такой вид памяти? Где вы пользуетесь этим видом памяти?
- Итак, существуют слуховая и зрительная память. Но если бы мы обладали только такими видами памяти, то не смогли бы научиться плавать или танцевать. И во время обучения письму вы тоже запоминаете определенные движения. Значит, двигаться нам помогает тоже память.
- Кто хочет проверить свою двигательную память?
Игра "Кукловод"
Учитель -"кукловод" завязывает глаза ребенку и "водит" его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д. Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.
Что помогло?
Мы рассмотрели основные виды памяти, а если мы посмотрим виды памяти по продолжительности запоминания и воспроизведения, сможете ли вы предположить?
Что значит кратковременная? Долговременная? Оперативная?
А еще память зависит от характера деятельности:
Произвольная (сознательно поставленная цель)
Непроизвольная (бессознательно поставленная цель) Сможете ли вы сказать, в чем сегодня одета Наталья Петровна?
Феноменальная память
- Есть люди, которые могут запоминать в 100 раз больше, чем другие. Эти люди обладают феноменальной памятью.
- Это люди, которые могут запомнить очень-очень много, быстро что-либо сосчитать. Кто из вас знает, кто такой Наполеон?
- У него тоже была очень хорошая память. Он помнил всех своих солдат по именам.
Известный австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт мог запомнить сложнейшее музыкальное произведение после одного прослушивания.
А.С. Пушкин, великий русский поэт, мог запомнить стихотворение, прочитав его всего два раза.
Скажите, а как запоминаете вы? Как, можно посоветовать, лучше запоминать?
Кто владеет информацией – владеет миром, а владеет информацией тот, у кого хорошая память.
Как развивать память:
1. Создавайте образы: Практика создания ассоциаций – самая древняя из всех методов мнемотехники – науки запоминать.Основной секрет классической мнемотехники прост. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. В дальнейшем достаточно вспомнить один из них, а память воспроизведет остальное.2. Развивайте левую руку: Какая связь между левой рукой и памятью? За них отвечает правое полушарие мозга. Еще в 2001 году ученые доказали, что у левшей память лучше, нежели у правшей. Поэтому те, кто не любит засорять голову словами и образами, могут начать с развития левой руки. Чтобы упростить процесс – сделайте его частью своей жизни, например, мойте посуду только левой рукой или перестройте под нее компьютер. 3. Вспоминайте, вспоминайте: Перед сном вспомните, что с вами произошло за прошедшие 12 часов. Постарайтесь не упустить ни одной детали, с какими мыслями вы проснулись, что видели с утра по дороге, о чем думали, с кем встречались, что вам запомнилось – красивое небо, странный человек на остановке, лениво спящая кошка на заборе. Шаг за шагом заново пройдитесь по ушедшему дню. Повторяйте это упражнение каждый день, и через четыре недели, по словам ученых, вы почувствуете результат. Кстати, это не только улучшит память, но и разовьет воображение и станет отличной профилактикой от бессонницы.4. Побольше спите: Закрывайте ноутбук, выключайте телевизор и ложитесь спать вовремя. Никакие упражнения и мнемотехники не спасут вас, если вашему организму будет не хватать сна, во время которого восстанавливаются связи между нейронами мозга. Ученые утверждают, что проблемы с памятью у большинства людей проистекают от банального недосыпа и решаются просто.
Памятка «Как лучше запоминать»
♦ Будь уверен, что все запомнишь. Мысленно скажи себе: «Я все запомню! Я молодец!»
♦ Не учи слишком много за один раз. Разбей большой текст или стихотворение на части. Если устал - отдохни, так как происходит напрасная трата твоей энергии и времени.
♦ Выученные строчки повторяй несколько раз, каждый раз по- новому: весело, грустно, спокойно, восторженно.
♦ Представляй то, что надо запомнить: рисуй картинки, образы, старайся, чтобы образы были яркими.
♦ Повтори стихотворение или текст перед сном, утром, когда проснешься, и перед уроком. Будь уверен в себе!
Релаксация «Водопад»
(фонограмма водопада)
Мы с вами стоим у водопада.  Отличный солнечный день , небо голубое безоблачное.  Легко дышится горным свежим воздухом. Наш водопад необычный, в нем нет воды,  на нас падает белый свет. Мы  с вами стоим под водопадом изумительный белый свет касается головы.   Вот он уже струится по лбу, по лицу, шее.  Вот уже белый свет  заполнил наши плечи, и они становятся мягкими, расслабленными.  А ласковый белый свет течет  все дальше по груди, по животу. Нежный белый  свет гладит ваши ручки, пальчики. Он течет по ногам, и вы ощущаете себя  спокойно   легко.  А теперь потянемся и на счет «три» откроем глазки. Волшебный  нежный белый свет наполнил вас силой и энергией.
Память – это способность к воспроизведению прошлого опыта, то есть способность длительно хранить информацию.
Ответы учеников
Я – Маша и я люблю петь, а это Петя он умеет кататься на коньках, а это Валя – она хорошо рисует.
1. Кратковременная
2. Долговременная
3. Оперативная
Познавательные УУД:
строить речевые высказывания;
установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
сотрудничество в сборе информации.
-формулировать собственное мнение.
Регулятивные УУД: способность принимать, сохранять полученную информацию;
умение планировать свою деятельность.
Познавательные УУД: развивать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;
построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение, отвечать на вопросы учителя и учеников, участвовать в диалоге.
Заключительная часть.
Цель: подведение итогов совместной деятельности учеников. - О чем мы сегодня говорили? А стоит ли свою память развивать? Зачем человеку нужна память? Что такое память? Какие виды памяти бывают?
- Итак, память является одним из основных свойств человека. Человек, лишенный памяти, по сути перестает быть человеком.
Прощальный ритуал.
- Мысленно положи все знания, которые ты принес в левую руку, а все то, что ты узнал сегодня в правую руку.
И когда я скажу «готово, давай» ты соединишь руки одним хлопком, сказав при этом слово «да». Регулятивные УУД: оценивание результатов.