Конспект урока по изо 6 класс О чём расскажет натюрморт?

Изобразительное искусство 6 класс


Тема урока. О чём расскажет натюрморт?

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: расширение знания уч-ся о жанровых особенностях
натюрморта, выполнение рисунка на тему: «Книги на столе».

Задачи урока:

Образовательные: показать выразительные возможности натюрморта и его
композиционные возможности;
учить основам линейной перспективы;
учить анализировать произведения искусства.

Развивающие: развивать наблюдательность, творческую и
познавательную активность, умение использовать
выразительные средства и композиционные
закономерности жанра.

Воспитательные: воспитание эстетической восприимчивости,
наблюдательности;
показать значение вещей в жизни человека;
воспитание позитивного эмоционального отношения
к миру.

Оборудование урока: мультимедийная презентация


Эпиграф: «Каковы сами, таковы и сани»
Народная поговорка


Ход урока

1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности
Ребята, сегодня на уроке нам предстоит познакомиться поближе с жанром, который вам уже хорошо известен. Но сегодня мы этот жанр узнаем ещё и с других, ранее нам неизвестных сторон. Давайте вспомним стихотворную загадку поэта и музыканта Григория Гладкова, чтобы узнать о каком жанре сегодня пойдёт речь.
(Слайд № 1)
Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу или торт, Или все предметы сразу, - Знай, что это натюрморт.
(Слайд № 2)
Объявление темы урока.

Актуализация опорных знаний
Вопросы к уч-ся:
1. Вспомните, пожалуйста, как кратко определить, что такое натюрморт?
2. Жанр натюрморта актуален для всех видов изобразительного искусства?
3. Какое главное выразительное средство использует живопись?
(Слайд № 3)
4. Какое выразительное средство является главным для графики?
(Слайд № 4)
5. Какое из выразительных средств скульптуры можно назвать главным?
(Слайд № 5)

Игра «Угадай-ка».
Давайте, ребята, вспомним и другие жанры изобразительного искусства.
Учитель озвучивает название картины, а ученики угадывают жанр изображения (определение жанра изобразительного искусства по названию) и только потом показывается изображение:
«Утро в сосновом бору»?
Слайд № 6
«Лодки в море»?
Слайд № 7
«Девочка с персиками»?
Слайд № 8
«Опять двойка»?
Слайд № 9

3. Сообщение нового материала
Ребята, эпиграфом нашего урока станет народная поговорка.
Слайд № 10
В кратких и простых поговорках содержится всегда очень значительная житейская мудрость.
Почему мы взяли к нашему уроку, посвящённому натюрморту, именно эту поговорку?
Можно ли узнать что-либо о человеке по его вещам?
Давайте попробуем узнать – кому могут принадлежать эти вещи? Современные это предметы или нет?
Слайды № 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
Действительно, вещи – не безмолвные наши спутники в жизни, они могут сказать наблюдательному человеку очень многое (вспомните Шерлока Холмса). Поэтому, наверное, долгое время натюрморт существовал не отдельной темой в изобразительном искусстве, а служил красноречивым дополнением к жанру портрета.
Слайд № 20
Посмотрите, как художник через века передаёт нам послание о характере купца, который заказал ему портрет.
Можем ли мы что-либо сказать о характере купца на портрете? Какой у него взгляд: добрый и открытый или настороженный и подозрительный?
Обратили ли вы внимание, что купец окружён множеством вещей? Зачем художник его как бы «заточил» в плотное кольцо этих вещей?
Слайд № 21
Посмотрите какой букетик стоит на рабочем столе купца. Какое впечатление он производит на вас? Как он характеризует хозяина?
Слайд № 22
Почему на первый план портрета художник выносит приоткрытую коробочку с деньгами?
Слайд № 23
Соединив эти факты, можно ли определить, какие чувства художник испытывал к заказчику портрета – купцу?
Как самостоятельный жанр, портрет зародился лишь в 17 в. в Голландии. Натюрморт – очень молодой жанр, по сравнению с другими.
Слайд № 24
Обратите внимание, что на натюрмортах голландских живописцев всегда незримо присутствует человек. Надрезанная кожура лимона, смятая салфетка, надломленный хлеб Предметы на натюрмортах будто хранят теплоту человеческих рук, которые прикасались к ним, что-то передвигали, что-то уронили. Это – особенность голландского натюрморта.
Слайд № 25
В изображении предметов натюрморта художники стремятся наиболее впечатляюще показать их форму, объём, цвет, фактуру материала из которого они сделаны.
Но натюрморты – не только красивая иллюстрация жизни. Они полны сложных символов, которые надо прочитывать, как книгу.
Современные художники в своих натюрмортах продолжают эти традиции, более свободно обращаясь с формой, светом и цветом предметов. Расширились и темы натюрмортов. Художники выбирают для изображения очень неожиданные предметы, удивляя зрителей.
Слайды № 26, 27, 28, 29
Слайд № 30
Постановка практического задания.
Выполнение практического задания.

Ребята, т.к. мы сегодня будем рисовать натюрморт «Книги на столе», нам необходимо вспомнить основные законы линейной перспективы:
ближний предмет изображается крупнее удалённого.
параллельные линии, уходящие вдаль, сходятся на линии горизонта в точке схода.
Давайте выполним первые этапы рисунка, разметку и прорисовку основных элементов композиции, вместе.
Учитель выполняет учебный рисунок на доске.
Вот перед нами картинная плоскость – наш лист бумаги. Давайте расположим её горизонтально, т.к. горизонтальная композиция, в отличие от вертикальной, позволит нам расширить пространство стола. Мы изображаем не открытое пространство, линии горизонта мы не увидим. Но нам надо провести линию уровня глаз, примерно выше середины листика. Эта линия одновременно будет и дальним краем стола. Очертания стола с других сторон мы изображать не будем, чтобы не ограничивать предметную плоскость рисунка. Композиционным центром нашей работы будет книга, лежащая на середине стола, ближе к зрителям. Остальные книги мы расположим слева и справа от неё. (Приложение 1, 2)
Давайте вспомним какими выразительными средствами можно выделить композиционный центр.
Ребята, мы закончили построение трёх книг – основы нашей композиции. Следующий этап – это ваша индивидуальная работа. Выберите остальные предметы для вашего натюрморта так, чтобы зрителям было понятно – человек какой профессии работает за этим столом, какие у него увлечения, любит ли он природу, искусство, аккуратен он или предпочитает творческий беспорядок. Может, это будет ваш стол – такой, как есть или такой, о котором вы мечтаете. После прорисовки всех элементов вашей композиции, определитесь – будет ли это графический натюрморт или живописный. От этого выбора зависит, какое выразительное средство в вашей работе станет главным. Колорит будущей работы вы тоже будете выбирать самостоятельно. Не забудьте, что яркие и сочные цвета помогут передать вам настроение радости и праздника, преобладание тёмных и холодных создадут атмосферу уныния, печали.

Подведение итогов урока.

Выставка работ уч-ся, их обсуждение.
Ребята задают вопросы друг другу по выбору предметов для натюрморта, интересуются названиями книг, изображённых на рисунках товарищей, отмечают удачные работы.
Учитель принимает участие в обсуждении.
Вопросы учителя к уч-ся:
Было ли вам интересно сегодня на уроке?
Считаете ли вашу работу удачной или её стоит доработать?

Домашнее задание.

По желанию ребёнка – доработать натюрморт .

Приложение 1

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Приложение 2
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415