Семинар — практикум, родительское собрание на тему «Как помочь своему ребенку учиться»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ. Составила учитель начальных классов МБОУ СОШ №12 города Ноябрьск Мелентьева Наталья Ивановна. «Как помочь своему ребенку учиться» Цель: интеграция усилий родителей по формированию успешной учебной  деятельности обучающихся.                   Задачи:
Оценка значимости и действенности поддержки ребенка в его учебной деятельности со стороны родителей. Проблема взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений.
Отработка с родителями воспитательных и психологических приемов поддержки учебной деятельности ребенка. Форма проведения: семинар-практикум.
Этап подготовки.
Оформление родительского собрания: представляется цель, задачи собрания, мудрые мысли: Эпиграф собрания «Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью»- А.Чехов Ходсобрания.  Учеба наших детей - это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете. Вспомним, с какой радостью пришли ваши еще малыши в школу. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях! Но, увы,  далеко не все из них сбылись, и для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а ее формальный признак - оценка - увы, часто не радует. Как - то мне попалась очень интересная статья известного ученого, профессора Махмутова, посвященная проблеме интеллектуального развития школьников. В числе интересных фактов, приводимых в ней, меня поразило то, что, оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности. Учебная деятельность имеет свою структуру. Д.Б.Эльконин выделил в ней несколько взаимосвязанных компонентов: 1)      учебная задача - то, что должен усвоить ученик, подлежащий усвоению способ действия; 2)      учебные действия - то, что ученик должен делать, чтобы сформировать образец усваиваемого действия и воспроизводить этот образец; 3)      действия контроля - сопоставление воспроизведенного действия с образцом; 4)      действие оценки - определение того, насколько ученик достиг результата, степени изменений, которые произошли в ребенке. Самое существенное в учебной деятельности - это рефлексия самого на себя, отслеживание новых достижений и  произошедших изменений. «Не умел» - «Умею», «Не мог» - «Могу», «Был» - «Стал» - ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений.   А сейчас, уважаемые участники, мы поработаем в группах и попытаемся вместе определить причины недостаточного интереса наших детей к учебной деятельности (участники либо до начала собрания разбиваются на группы, либо рассаживаются по иному по сигналу ведущего, имея цветовые символы, относящие их к той или иной команде).
Перед вами на доске - «дерево проблем». Оно пока без листьев. Я прошу вас обсудить в группах вопрос "Почему у наших детей снижается интерес к учению? Значимые на ваш взгляд, причины, записываете на подготовленных на столах «листьях», а по выполнении задания прикрепляете их на доске, кратко комментируя свой выбор. Время на работу - 8 (10) минут. По звуковому сигналу она завершается, и лидеры групп комментируют свой выбор, а помощники из групп прикрепляют "листья".      Возможные причины участники групповой работы могут представить, например, следующим образом:
Недостаточная усидчивость, неустойчивое внимание.
Недостаточное умение читать и понимать текст.
Недостаточный словарный запас, начитанность и умение выражать мысль.
Несформированность настойчивости, целеустремленности, терпения, аккуратности, организованности.
Неумение сравнивать, находить аналогии.
Отсутствие в учении опоры на желание и мотивы школьника.
Однообразие учебной работы, отсутствие ярких впечатлений, примеров.
Авторитарная позиция взрослых  в побуждении к учебной деятельности.
Низкая самооценка школьника.
(Задачу участников, по желанию организаторов, объективно оценивающих подготовленность родителей, можно облегчить, предложив им перед началом или на определенном этапе групповой работы набор вышеперечисленных причин для выбора из них тех, что родители считают значимыми для себя. Помимо этого состав групп можно усилить. включив в них педагогов  - предметников, психолога. При этом они не доминируют, а лишь "транслируют" то, что предлагают родители школьников). Этот этап деловой игры завершается комментариями каждой группы и обобщающим выступлением ведущего.  Этап ролевой игры. Сейчас, уважаемые участники, каждая группа получит вариант ситуаций и практических рекомендаций к решению проблемы, заявленной в них. В течение 5 минут вы должны ознакомиться с ними и представить две короткие сценки, одна из которых показывает, как не следует поступать  в ситуации, описанной в задании, а другая, как надо поступить правильно. Вместо сценки можно поделиться собственным родительским опытом в подобной ситуации. В качестве ситуативных заданий можно использовать те, что приведены в начале разработки, а можно предложить ситуации, представленные в образе. Ситуация №1. «Ребенок не любит какой - то предмет либо не выполняет его вообще, либо откладывает на последнюю очередь и делает кое - как». Ситуация №2. «У ребенка конфликт на почве учебы в школе». Ситуация №3. «Ребенок не умеет и не любит писать короткие тексты, изложения, сочинения». Ситуация №4. «Ребенок «принес» из школы запись  в дневнике: «Отвлекался на уроке, запускал бумажных голубей».  Ситуация №5. «Ребенок получил четвертную «двойку» по одному из предметов». Участники представляют свое видение разрешения ситуаций. Присутствующие участвуют в обсуждении. Общий вывод обычно бывает таков: нет правильных или неправильных решений в какой - то сложной для ребенка ситуации в учебной деятельности. Просто есть решения, адекватные возможностям, способностям ученика. Его притязаниям и ожиданиям родителей, а есть неадекватные. Чтобы меньше принималось вторых, следует изучать своего ребенка, быть рядом с ним, разделять его проблемы и учиться их разрешать вместе. Учитель : Для того, чтобы помочь ребенку в сложной для него деятельности - учебе мы должны понять, чего мы хотим достичь, к чему стремимся и зачем. Если мы думаем, что уметь учиться - это значит, получать одни «пятерки», мы подменяем понятия и стремимся к результату, минуя процесс. Если мы считаем, что уметь учиться - это не шалить и слушаться учителя, мы обращаем внимание на внешнюю сторону процесса обучения. Для начала надо усвоить, что цель - это не оценка, а овладение знаниями и умениями. Самое главное, чтобы ребенок был рад полученному результату, решенной задаче, усвоенному знанию. И поддержать его в этой радости, научить его этому можете только вы, родители. Не бойтесь переборщить: ликуйте и веселитесь, ведь эмоциональная положительная реакция гораздо важнее для ребенка, чем хорошая оценка.Если появились плохие оценки и ребенок не может с ними справиться, вы можете ему помочь, соблюдая ряд простых правил (участникам раздается их текст либо просто озвучивается). Советы родителям по поддержке ребенка в учебной деятельности Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения, будьте при этом искренними.
Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте его союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.
Обучая левшу, старайтесь сделать процесс обучения ярким и красочным, привлекайте наглядные пособия, чтобы он мог обучаться не столько через слова, сколько через предметы. НЕ переучивайте левшу - дело не в руке, а в устройстве мозга.
Постарайтесь, чтобы главным для вас стало не только научить чему - либо, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.
Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему - то, не ошибаясь. Старайтесь не вырабатывать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться да и просто радость жизни и радость познания.
Старайтесь не преподносить детям истину, а научите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.
Задавайте вопросы вместо приказаний. Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
Дайте возможность ребенку спасти свое лицо.
Пользуйтесь поощрением так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
Итог собрания.
Решение.