Как помочь ребенку полюбить чтение


Ивановский филиал МБОУ «Новопокровская СОШ»
Родительское собрание
на тему:
«Как помочь ребенку полюбить чтение»
Провела учитель
начальных классов:
Бычкова Н.Н.
Цели: привлечь внимание родителей к книге как важному фактору воспитания личности; помочь решить проблему, связанную с нежеланием детей читать.
Оборудование: оформление доски (тема, эпиграф). Памятки для родителей.
Предварительная подготовка: анкетирование детей.
Ход собрания
Учитель. Добрый день, уважаемые родители! Мы собрались сегодня, потому что назрела необходимость в решении насущной проблемы. Я прочитаю сейчас фрагмент газетной статьи, прослушав который, уверена, вы сами согласитесь с важностью и необходимостью сегодняшней встречи.
«…Странное у меня сегодня настроение: какая-то мрачная меланхолия и хандра. Смотрю по сторонам и замечаю сплошное несовершенство в окружающем мире, необъяснимые несоответствия… Кажется, причина тому- очередное знакомство с положением дел сына в школе. Ученический дневник, испещренный просящими, кричащими, угрожающими записями, яснее ясного характеризует ситуацию. Неясно только одно: почему? Что мы делаем не так? Чего не хватает нашему способному, но безнадежно ленивому мальчику? Школьный уголок оборудован, книг изобилие, папа с мамой грамотные, ребенок под неусыпным контролем… Все как положено, только результат нулевой.
Мама, я читаю уже восьмую страницу! Осталось две!- сообщает сын из соседней комнаты, чем лишает меня остатков сил и терпения; процесс чтения у нас протекает «из-под палки": непотопляемые ежедневные десять страниц требуют большого вложения моих нервов…»
Думаю, многие из вас испытывали то же самое настроение, что героиня этой истории.
Как приучить ребенка читать? Как подружить его с книгой ?- таковы вопросы, ответы на которые мы будем искать вместе. А потому- у нас не просто родительское собрание, а собрание рецептов.
Один рецепт у нас уже есть. Это эпиграф нашего разговора. «Никогда не поздно устроить себе счастливое детство»,- сказала английская писательница о книгах и процессе чтения. «Никогда не поздно создать для ребенка счастливое детство и научить его жить там»,- хочется добавить мне. Не будем медлить… Начнем.
Накануне нашей встречи мы провели опрос детей нашего класса, позволивший выявить, как обстоят дела с чтением в ваших семьях.
Вопросы
1 Читают ли родители тебе книги?
2. Принято ли в вашей семье обсуждать прочитанные книги, делиться своими впечатлениями?
3. Интересуются ли родители тем, какие книги ты читаешь в настоящее время?
4. Книгу для чтения ты выбираешь сам или тебе советуют родители?
5. Любишь ли ты книгу подарком? Радуешься, ли когда тебе дарят книгу?
6. какую книгу ты читаешь сейчас? Укажи ее название и автора.
Знакомство родителей с итогами анкетирования.
Приучение ребенка к чтению – длительное и кропотливое занятие. Здесь вряд ли получится толк, если действовать бессистемно, наскоками. И как в любом процессе, здесь нужно учитывать уровень развития ребенка, уровень сформированности его читательских умений. У каждого ребенка он, конечно, будет свой, поэтому рецепты нашего собрания нужно применять очень избирательно.
Предлагаю выявить читательские умения вашего ребенка путем нехитрого теста.
№ Вопрос да нет
1 Любит ли ваш ребенок слушать сказки и рассказы 2 Способен ли их пересказать 3 Возникает ли у ребенка желание читать книги самостоятельно? 4 Вашего ребенка больше интересует седержание, чем картинка в книге? 5 Имитирует ли он чтение вслух, подобно взрослым? 6 Интересуют ли его книги познавательного характера? 7 Пытается ли ваш ребенок «писать» собственные книги? 8 Внимателен ли ваш ребенок (20-40 минут) во время чтения ему вслух? 9 Он аккуратно хранит свои любимые книги? 10 Ваш ребенок имеет хороший словарный запас и довольно успешно им пользуется? 11 Он понимает смысл большинства сложных слов? 12 Чтение для него приносит удовольствие? 13 В разговоре он оперирует развернуты неодносложными предложениями? 14 Ваш ребенок способен пересказать то, что прочитал сам или услышал? 15 Ваш ребенок с радостью учится читать? 16 Ваш ребенок знает много стихов и песен? Если больше «да»- ваш ребенок готов к школьному обучению читать. Ребенок готов узнавать новое. Заинтересуйте его интересными книгами с хорошими картинками и умным содержанием.
Если больше «нет» - пора бить тревогу. Вам срочно надо заняться его обучением. Просто так ничего не получится –надо много работать. Обучение чтению превратите в увлекательную игру.
Очень часто нежелание детей читать вызвано неумелыми действиями взрослых.
Если родители начинают концентрировать внимание на его недостатках, всячески демонстрируя свою озабоченность, ругать его, проблема лишь усугубляется. Ребенок боится сделать что-то неправильно, подвести родителей, что еще более тормозит восприятие информации зрительным аппаратом. Такая ситуация приводит к тому, что малыш начинает испытывать страх перед печатным текстом, и отказывается читать. А порой он переносит свою ненависть на книгу, видя в ней источник всех своих бед.
Как же быть? Прежде всего, не паниковать самим и успокоить ребенка. Ни в коем случае нельзя давить на ребенка. Следует помнить, что чтение- это увлекательное занятие, которое должно доставлять ему радость, пробуждать воображение. Подберите ему литературу, которая ему нравиться: например, сказки, приключения, фантастику. Интересный сюжет, яркие картинки помогают малышу легче усваивать прочитанное. Занятия должны проходить спокойно, доброжелательно, без критики. При первых же успехах не жалейте похвал – это способствует формированию уверенности в себе, помогает ему преодолеть страх перед печатным текстом. Учите детей науке чтения, вместе с ними постигайте ее. (Родителям предлагаются памятки)
Памятка для родителей
Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день.
2. Пред чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.
Если ребенок устал, проведите физкультминутку.
Во время чтения книги выясняйте значение трудных слов. Рассматривайте иллюстрацию.
Беседуйте о прочитанном, о том чему учит книга, что нового ребенок узнал.
Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.
Памятка для детей
При знакомстве с новой книгой рассмотри сначала обложку, прочитай фамилию и инициалы автора, название книги.
Читай вслух правильно, обращай внимание на каждый слог и каждое слово.
Читай вслух выразительно – соблюдай правильный темп, меняй высоту и силу голоса, интонацию согласуй знаками препинания, делай паузы.
Читай вслух бегло – произнося первый слог, смотри на второй.
Те места, которые читаешь с запинками и хуже понимаешь, читай медленнее, перечитывай несколько раз.
Читай книгу постепенно, по страницам, по главам.
Помни: хорошая книга- твой лучший друг.
Учитель: Сейчас, уважаемые родители, я хочу дать вам слово. Поделитесь своими рецептами приучения ребенка к чтению. А чтобы обмен рецептами был наиболее конструктивен, предлагаю вопросы для обсуждения, ответы на которые станут теми самыми советами-рецептами, за которыми вы сюда и пришли.
Вопросы для дискуссии.
Мы привыкли винить цивилизацию, технический прогресс в том, что люди, не только дети, но и взрослые (давайте все-таки будем смотреть правде в глаза) стали читать меньше, что очень много искушений появилось помимо книги в виде телевизора, видео, компьютера. Действительно ли эти открытия отвлекают человека от книги, или одно с другим не связано?
Уместен ли торг между родителями и ребенком? «Ты не прочитал книгу, поэтому компьютера и телевизора не будет». Насколько оправдан и эффективен такой прием?
Почему ребенок до поступления в школу охотно проводил время в обществе с книгой, а, став школьником, изменил свое отношение?
Какую заповедь общения с книгой нужно обязательно соблюдать?
Важно ли читать с детьми вслух?
Всякая ли литература полезна? Нужно «подсовывать» или отбирать книгу?
Как нужно относиться к комиксам?
Учитель: интересной и конструктивной оказалась наша встреча. Возможно не все будет просто… Но все должно получиться. Об этом сказка Леонардо да Винчи, которую я хочу вам подарить на прощание. Послушайте. Думаю, вы обязательно поймете, о чем я хотела сказать.( чтение сказки «Кремень и огниво».
Вывод из прослушанного: Сказка для тех, кто поначалу робеет в учебе или другом новом и трудном деле. Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена непременно дадут добрые всходы.