Конспект урока по окружающему миру на тему Режим дня в жизни человека4 класс система Л.В.Занкова


Тема урока: Режим дня в жизни человека.
Педагогические цели: способствовать формированию представления о здоровом образе жизни; показать важность и пользу соблюдения режима в жизни.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся понимать причину роста живых организмов; осознанно выполнять режим дня; объяснять необходимость соблюдения человеком режима дня и его влияние на здоровье.
Личностные: принятие установки на здоровый образ жизни, осознание ценности собственного здоровья, необходимости соблюдать режим дня.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; адекватно воспринимают предложения и оценку учителя; отвечают на поставленный вопрос; познавательные: ориентируются в научно-популярном тексте; строят сообщения в устной форме; проводят сравнение, изученных объектов по заданным критериям; определяют причину и следствие, составляют свой режим дня;
коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушают и понимают речь других; формулируют свои мысли и позицию, аргументируют предложенные варианты, строят сообщения в соответствии с учебной задачей.
Оборудование: листочки для теста, презентация.
Сценарий урока
I. Актуализация знаний.
1. Тест «Незнайка».
– Я буду произносить ложные и истинные высказывания, если высказывание истинно, то вы ставите «+», а если нет – «–».
1. Экология – это наука о животных, которые обитают на Земле. (–)
2. Любой живой организм состоит из клеток. (+)
3. Главная часть клетки – цитоплазма. (–)
4. Апельсин – это одна большая клетка. (–)
5. Оболочка ограничивает клетку. (+)
6. Каждая лягушачья икринка – это крупная клетка. (+)
7. Клетки, имеющие одинаковое строение, собранные вместе, выполняющие одинаковую работу, образуют ткань. (+)
8. Для того чтобы клетки лучше работали, необходимо больше лежать. (–)
Учитель организует фронтальную проверку.
2. Проверка выполнения заданий 7–9 по рабочей тетради.
– Что вы узнали о своих прабабушках и прадедушках? (Выслушиваются короткие сообщения учащихся.)
II. Освоение нового материала.
1. Сообщение темы урока.
– Прочитайте пословицы (слайд 1). Объясните их смысл.
Забота о здоровье – лучшее лекарство (японская).
Здоровье сгубишь – новое не купишь (русская).
– В природе всё подчинено чёткому распорядку. Человек – часть природы. Как вы думаете, нужен ли распорядок человеку? Почему? Как называется такой распорядок? (Режим дня.) (Слайд 2.)
Учащиеся читают тему урока «Режим в жизни человека».
– Сегодня на уроке мы должны будем рассуждать о пользе и важности соблюдения режима дня.
2. Работа по теме урока.
а) Работа в тетради (с. 45).
– Что же означает слово режим? В словаре Ожегова читаем «Режим – установленный распорядок чего-либо».
– Запишите это понятие в «Мой словарь и справочник».
– Кто из вас старается соблюдать режим дня? Поделитесь, как вы это делаете. (Выслушиваются короткие рассказы учащихся.)
б) Разбор ситуаций.
«Вы читаете интересную книгу. Вдруг лёгкое подсасывание в желудке напоминает вам: «Пора есть». Действительно, часы показывают время обеда». Что вы можете об этом сказать? (Выслушиваются мнения учащихся.)
«Вечером вы смотрите телевизор. Но вот ваши глаза начали слипаться. Вы смотрите на часы, они показывают 10 часов вечера». (Выслушиваются мнения учащихся.)
3. Работа с учебником (с. 24–25).
– Прочитайте текст в учебнике и подготовьте ответы на следующие вопросы, обсудите свои ответы в парах.
1. К чему приводит нарушение привычного ритма жизни?
2. В какое время следует заниматься умственной работой? Почему?
3. Почему кошка после сна потягивается?
4. Как вы понимаете слова древнегреческого врача Гиппократа?
5. Чему учит пословица в конце текста?
Учитель организует фронтальную проверку.
4. Беседа о продолжительности сна.
– Врачи определили, каким должно быть продолжение сна. (Слайд 3.)
 7–8 лет – 11,5–11 часов.
 9–10 лет – 10,5–10 часов.
 11–12 лет – 10 часов.
 13–15 лет – 9,5 часов.
 16–18 лет – 8,5–8 часов.
– От чего зависит продолжительность сна? Почему? (Продолжительность сна зависит от возраста, чем моложе организм, тем дольше сон, так как растущему организму нужен больший отдых.)
– Определите, сколько времени вам необходимо спать.
– Важно не только соблюдать режим дня, но и продуктивно использовать время. Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 25. Что вы можете сказать о действиях этих детей? (Выслушиваются мнения учащихся.)
III. Итог урока.
– Если ты будешь мешать своему организму соблюдать привычное для него расписание, он взбунтуется. Сядешь обедать, а аппетита почему-то нет. Ляжешь спать, а сон куда-то убежал. Пора вставать, а глаза не раскрываются.
– Если же всегда придерживаться строгого распорядка – спать и есть, гулять и читать вовремя, организму будет легко работать, и ты будешь чувствовать себя постоянно здоровым и бодрым.
IV. Рефлексия.Отметь знаком «+» , оцени  свое настроение
1. Мое настроение в начале урока      
2. Мое настроение в конце урока      
Отметь знаком «+», оцени себя Хорошо Не очень Плохо
1. Данную тему  я усвоил (а)  
  V. Определение домашнего задания.
Составить режим дня (тетрадь, с. 6, задание 11). Подготовить сообщения о лекарственных растениях.