Конспект урока по окружающему миру на тему Энергия и живые существа (3 класс)

Каленикова Ирина Николаевна,
Учитель начальных классов МБОУ Духовщинская школа имени П. К. Козлова г. Духовщины Смоленской области.
Конспект урока «Энергия и живые существа».
Окружающий мир. 2 класс. Самкова В. А., Романова Н. И.

Форма проведения: урок-исследование.
Тип урока: комбинированный
Цели:
сформировать знания о способах получения энергии различными живыми организмами;
развивать у учащихся активную позицию в получении знаний и умения использовать дополнительные источники информации для получения новых знаний;
воспитывать бережное отношение к разнообразным представителям живой природы.
Оборудование: Учебник «Окружающий мир. 2 класс» Самкова В. А., Романова Н. И., рабочая тетрадь «Окружающий мир. 2класс» Зелеева С. Г., Гринёва Е. А., Самкова В. А, презентация к уроку, рисунок-аппликация.

Ход урока:

1. Организационный момент. Психологический настрой.
Ребята, сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудники учёной лаборатории. Поэтому будьте наблюдательны, внимательны, доброжелательны друг к другу. Я желаю вам успешной работы.
2. Сообщение темы, цели и плана урока.
Представьте, что отключили электрическую энергию. Что за этим последует?
Ответы детей. (Погаснет свет, не станут работать электроприборы). Значит, электрические приборы питаются электрической энергией.
А нужна ли энергия человеку?
Только ли человеку нужна энергия?
Обобщение учителя: энергия нужна всем живым существам. Верность этого высказывания мы докажем на этом уроке.
Итак, тема урока: «Энергия и живые существа». (Слайд 2)
Научные сотрудники работают по плану. Я предлагаю и нам с вами составить план работы на уроке. Согласны? С чего начнём?
Ответы детей.
Вспомогательные вопросы классу. На слайде 2 запись плана:
Для чего нужна энергия человеку?
Чем питаются растения?
Как получают энергию животные.
Тема определена, план записан. Приступаем к работе.

3. Изучение нового материала.
3.1. Каков первый пункт плана?
Для чего нужна энергия человеку? (Дети читают)
Определите в этом предложении главное (ключевое) слово. Ответы уч-ся.
Энергия. ( Учитель подчёркивает слово в предложении).
Что такое энергия? Ответы детей.
Вопрос классу: С какими словами для вас ассоциируется (связывается) слово «энергия»?
(Энергичный человек). О каком человек говорят «энергичный»? Ответы детей.
Я нашла такие слова (Слайд 3): шустрый, юркий, сильный, быстрый, подвижный. Со всеми словами вы согласны? Какое слово здесь может быть лишним?
А в толковом словаре говорится так (Слайд4).
.
3.2 Беседа:
Что необходимо человеку, чтобы быть энергичным? Ответы детей. Человеку надо питаться.
«Мало каши ел». Вам знакомо такое выражение? В каких случаях так говорят?
Как вы себя чувствуете, когда долго не можете покушать, поесть? Ответы детей.
Таким образом, после еды силы восстанавливаются – организм получает необходимую энергию.
Куда она расходуется? Ответы детей.
Делаем выводы: для чего нужна энергия человеку? ( С подсказки учителя).
Убедимся в верности своих рассуждений. Прочитайте текст в учебнике на стр. 47 (в рамке). Читают сами.
Скажите, верны ли наши рассуждения?
Итак, мы можем дать ответ на первый пункт плана?
Каков он? Ответы детей.
3.3. Перейдем к работе по второму пункту плана. Прочитаем его.
Какие вы знаете растения? Ответы детей.
Об одном из них я загадаю загадку: (Слайд 5)
Выросло из зёрнышка золотое солнышко.
Что это? Подсолнух.
Как догадались?
На примере этого растения нам предстоит выяснить, чем питаются растения.
3.4. Объяснение материала с составлением аппликации на доске.
В ходе объяснения на доске появляются картинки цветка подсолнуха, солнышка.
Зелёные растения способны улавливать энергию солнечных лучей. Для роста растений необходимы питательные вещества, (например, сахар и крахмал).
С помощью солнечной энергии растения создают эти вещества из воздуха и углекислого газа. Растения поглощают углекислый газ, который содержится в воздухе, и выделяют кислород, нужный всем живым существам для дыхания.
3.5. Беседа по новому материалу.
Итак, посмотрите на наш рисунок и ответьте на вопросы:
Что необходимо для роста растений?
С чьей помощью растения создают питательные вещества?
Что поглощают из воздуха растения?
Чем полезен кислород, который выделяют растения?
3.6. Опыт.
А сейчас мы проведём научный опыт.
Что у меня в руке? (Закрытая пустая банка).
Что вы скажете об этой банке? Ответы детей.
Я открываю банку и помещаю что, догадались? Да, зелёную веточку. Закрываю банку крышкой.
Ещё одна банка. Что скажете об этой банке? (Она без крышки, заполнена чистой водой). В неё также помещаем зелёную веточку.
В какой банке растению будет хорошо?
Ответы детей.
А если нас с вами, как это растение, поместить в закрытое помещение? Ответы детей.
Все дело в том, что в процессе жизнедеятельности живые организмы выделяют углекислый газ. Поэтому в душной комнате нам плохо, хочется быстро выйти на свежий воздух.
Какой вывод можно сделать из этого опыта?
Итак, теперь мы можем ответить на второй пункт плана?
Физкультминутка
Мы – подсолнышки.
Повернулись к солнышку.
(Влево-вправо)
Наклонились – рапрямились.
Покачнулись
И друг другу улыбнулись
3.6. У нас остался последний пункт плана. Прочитаем его.
Знает кто-то из вас ответ на этот вопрос?
Для начала выясним, каких животных вы знаете?
Работа с рисунком. Перевернули стр. учебника (стр. 48).
Рассмотрите внимательно рисунок.
Каких животных вы видите?
Подумайте, зачем художник использует на рисунке стрелки?
Художник выделил группы животных. Рассмотрим каждую группу животных в отдельности.
Найдите группу в верхнем левом углу рисунка – гр. №1. Что видите?
Найдите группу в нижнем углу рисунка – гр.№ 2.
Что изобразил художник в верхнем правом углу рисунка? Гр. № 3.
Что изображено в нижнем правом углу рисунка? Гр. № 4.
Что вы видите в центре рисунка?
А сейчас – работа по группам. Распределим группы.
Внимательно послушайте задание:
Соотнесите рисунки между собой по стрелкам (что за чем следует).
Подумайте, что бы вы дорисовали на месте художника?
2 минуты на это задание. Время пошло. (Песочные часы).
Время истекло. Подводим итоги.
Итак, можем мы ответить на вопрос, чем питаются животные?
Ответы детей.

4. Закрепление изученного материала.
А теперь закрепим то, что узнали. Открыли тетради на стр. 32. Первое задание. Прочитаем его. Возьмите карандаши и запишите пропущенные слова.
Взаимопроверка: проверьте работу другу друга. Верные ответы отметьте «плюс», неверные – «минус».
Проверяем вместе: дети читают предложения, оценивают.

5. Итог урока.
Завершается работа нашей лаборатории:
На какие вопросы темы мы искали ответы на уроке? Обратимся к плану (слайд2). (Дети читают).
Для чего нужна энергия человеку? Ответы.
Что необходимо человеку, чтобы оставаться энергичным? (Человек должен питаться, например,..)
Чем питаются растения? Ответы.
Как получают энергию животные. Ответы.

6. Рефлексия.
Оценим свою работу на уроке. Закончи фразу (слайд 6):
Сегодня на уроке я научился
Мне понравилось
Было интересно
Знания полученные на уроке, пригодятся мне
Своей работой на уроке я (доволен или нет – почему)
Благодарю за работу на уроке (Слайд 7).