Фрагмент рабочей программы (календарно — тематическое планирование) по биологии (5 класс), УМК И.Н. Пономарева

тематическое планирование
на 2015/2016 учебный год
Предмет____________биология__________________________
Класс_______________5________________________________
УМК ________________И. Н. Пономаревой_______________
№ урока
Тема урока
Содержание
Планируемые результаты
Средства обучения
Информационно-методическое обеспечение




Предметные
Метапредметные (УУД)



Личностные УУД к урокам 1-6: осознавать целостность окружающего мира, проявлять интерес к изучаемому предмету, понимать его важность.

1
Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем.
Методы изучения природы. Лабораторное оборудование. Увеличительные приборы.
Давать определение методам изучения природы;
называть основные этапы методов изучения природы;
называть объекты лабораторного оборудования;

сравнивать особенности увеличительных приборов.
Умение:
давать определение понятию;
формулировать мысли, составлять описание живых объектов по плану;
анализировать объект с целью выделения признаков, отличительных черт;
извлекать необходимую информацию из текста и др. источников;
структурировать информацию, переводить из одной знаковой системы в др.
оценивать результаты работы.

Беседа.
Заполнение таблицы.
Работа с учебником, дополнительными источниками.
Игра «Найди лишнее» (по картинкам лабораторного оборудования).
Демонстрация лабораторного оборудования.
Игра по картинкам – «Угадай животное по описанию».

Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г – 176 с.
Биология: 5-6 классы: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г
Лабораторное оборудование: штатив, стакан, спиртовка, пробирка, колба; измерительные приборы: термометр, линейка, напольные весы.
ПК, медиапроектор
Лупа, световой микроскоп

2,3
Различаются ли тела живой неживой природы?
(2-изучение и закрепление нового, 3-исследование)
Тела живой и неживой природы, вещество, органические и неорганические вещества.
Давать определение телам природы, веществам;
приводить примеры тел живой и неживой природы, органических и неорганических веществ;
объяснять происхождение веществ, взаимосвязь между живой и неживой природой;
сравнивать признаки тел живой и неживой природы;
называть признаки, по которым можно отличить органическое вещество от неорганического;
описывать ход исследования, делать выводы из увиденного;
моделировать процесс производства сахара.
Умение:
давать определение понятию;
формулировать мысли, составлять описание опыта по плану;
анализировать объект с целью выделения признаков, сходных и отличительных черт, устанавливать причинно-следственные связи;
извлекать необходимую информацию из текста и др. источников, в ходе исследования;
структурировать информацию, переводить из одной знаковой системы в др.;
представлять информацию в разных формах – моделирование производства сахара;
«читать» модель;
оценивать результаты работы, вносить коррективы.
Беседа.
Заполнение таблицы.
Работа с учебником, дополнительными источниками.
Демонстрация тел, веществ, опытов с веществами.
Игра «Угадай вещество по описанию».
Создание модели «Как сахар появляется дома?»
Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г – 176 с.
Биология: 5-6 классы: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г
Лабораторное оборудование: спиртовка, спички, пробирка, держатель.
Соль, сахар - натуральные объекты.
Картинки для модели (производство сахара).
ПК, медиапроектор

4
Какие органические и неорганические вещества содержат живые организмы?
(урок-исследование)
Органические вещества: белки, жиры, углеводы; неорганические вещества: вода, минеральные соли.
Приводить примеры органических и неорганических веществ;
различать продукты животного и растительного происхождения;
описывать ход исследования, делать выводы из увиденного.

Умение:
организовывать свою деятельность при выполнении опыта, оформлять работу;
объяснять значение органических и неорганических веществ для живых организмов;
формулировать мысли, составлять описание опыта по плану;
работать по плану;
анализировать объект, устанавливать причинно-следственные связи;
извлекать необходимую информацию из текста и др. источников, в ходе исследования;
структурировать информацию, переводить из одной знаковой системы в др.;
оценивать результаты работы, вносить коррективы.
Беседа.
Работа в паре.
Проведение и оформление опытов «Обнаружение органических веществ».
«Чтение» схемы в учебнике «Продукты».
Заполнение таблицы.

Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г – 176 с.
Биология: 5-6 классы: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г
Лабораторное оборудование: стаканы, пинцет, пипетка.
Семена подсолнечника, тыквы, марля, мука, йод, вода.

5
Какие свойства живых организмов отличают их от тел неживой природы?

Свойства живого: дыхание, питание, выделение- обмен веществ, размножение, рост, развитие, раздражимость.
Наследственность и изменчивость.
Организм.
Биология – наука о живом.
Давать определение наследственности и изменчивости, организму, биологии как науке;
называть свойства живых организмов;
сравнивать свойства живых организмов и тел неживой природы;
различать признаки свойств живых организмов на картинках.
Давать определение понятию;
анализировать объект, устанавливать причинно-следственные связи;
планировать действия;
вести «Дневник исследователя»;
оценивать результаты работы, сравнивать их с эталоном.

Беседа.
Работа с картинками «Свойства живых организмов».
Составление плана проведения домашнего опыта.
Отгадывание ребусов на тему «Свойства живых организмов».
Игра «На кого я похож?»
Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г – 176 с.
Биология: 5-6 классы: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г
Оборудование: картинки, иллюстрирующие свойства живых организмов;
ребусы;
семейные фотографии;
ПК, медиапрезентация.

6
Подведем итоги. Как можно отличить живое от неживого? Обобщение и систематизация знаний по урокам 1-5.
Основные понятия уроков 1-5.
Давать определение понятиям: организм, биология, биолог;
называть признаки живого организма;
называть органические и неорганические вещества, содержащиеся в живых организмах;
определять методы исследования различных объектов живой и неживой природы;

Давать определение понятию;
анализировать объект, устанавливать причинно-следственные связи;
классифицировать объекты по заданным критериям;
излагать свое мнение, аргументировать выбор;
планировать действия;
структурировать информацию, переводить из одной знаковой системы в др.;
оценивать результаты работы и свои знания.

Беседа.
Работа с учебником и др. источниками информации.
Заполнение таблиц.
Работа с картинками «Свойства живых организмов», «Продукты растительного и животного происхождения», «Признаки тел живой и неживой природы»;
Проведение опыта «Обнаружение воды в телах живой природы».
Работа по карточкам: 1)составление плана опыта; 2)описание опыта «Обнаружение органических веществ» по плану.

Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г – 176 с.
Биология: 5-6 классы: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г
Оборудование: картинки «Свойства живых организмов», «Продукты растительного и животного происхождения», «Признаки тел живой и неживой природы.
Семена, клубень картофеля, фильтровальная бумага.
Лабораторное оборудование: пробирка, спиртовка, держатель, спички.
Карточки.

Личностные УУД к урокам 7-11: осознавать целостность окружающего мира, его многообразие, осваивать новые социальные роли и правила.

7
Клеточное строение – общий признак живых организмов.

Клеточное строение – общий признак живых организмов.
Одноклеточные и многоклеточные организмы.
Неклеточная форма жизни – вирусы.
Строение клетки: клеточная мембрана, цитоплазма, ядро.
Органоиды.
Растительная клетка: клетчатка, пластиды (хлоропласты), вакуоли.

Иметь представление о клетке как общем признаке живых организмов, одноклеточных и многоклеточных организмах;
давать определение клетке, ее жизнедеятельности, вирусам;
называть органоиды клетки;
различать органоиды клетки по изображениям;
моделировать строение клетки;
объяснять значение органоидов клетки в ее жизнедеятельности;
давать сравнительную характеристику растительной и животной клеток, называть признаки их сходства и различий;
объяснять взаимосвязь между способами питания растений и животных и строением их клеток.

Анализировать объект, с целью выделения признаков, устанавливать причинно-следственные связи;
давать определение понятию;
излагать свое мнение, аргументировать выбор;
«читать» схему (модель);
структурировать информацию, переводить из одной знаковой системы в др.;
извлекать информацию из различных источников;
оценивать результаты работы и свои знания, партнера;
преодолевать конфликты.

Беседа.
Работа с учебником и рабочей тетрадью
Составление модели «Строение клетки».
Компьютерное тестирование «Строение клетки».
Заполнение таблицы «Строение клетки и ее жизнедеятельность».
Игра «Четвертый лишний» (по строению растительной и животной клеток) – работа в паре.
Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г – 176 с.
Биология: 5-6 классы: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г
Оборудование: картинки с представителями Царств живой природы и вирусов;
динамическая модель «Строение клетки»;
плакаты «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки»;
карточки для игры «Четвертый лишний»;
компьютерный тест «Строение клетки»;
ПК, медиапроектор.

8
Прибор, открывающий невидимое
Строение микроскопа: объектив, окуляр, тубус, винт, предметный столик, зеркало, штатив.
Поле зрения.
Увеличение микроскопа.

Давать определение «полю зрения»;
называть части микроскопа;
различать части микроскопа, объяснять их назначение;
подготовить микроскоп к работе;
определять увеличение микроскопа.


Давать определение понятию;
анализировать объект, выделять существенные признаки;
сравнивать объекты;
работать по плану;
структурировать информацию, переводить из одной знаковой системы в др.;
извлекать информацию из различных источников;
оценивать результаты работы и свои знания, партнера;
преодолевать конфликты;
формулировать мысли.

Демонстрация видеофрагмента интернет-урока «Строение микроскопа».
Работа с учебником и в рабочей тетради – подписать части микроскопа, подсчитать и записать увеличение микроскопа.
Лабораторная работа - «Знакомство с микроскопом» - работа в паре по инструктивной карточке.
Оформление работы -заполнение «Дневника исследователя».
Игра «Да» и «Нет» (загадывается объект, его надо отгадать, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет») по строению микроскопа.
Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г – 176 с.
Биология: 5-6 классы: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г
Оборудование: световой микроскоп
ПК, медиапроектор
Интернет-ресурсы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
карточки

9
Твое первое исследование. Живое и неживое под микроскопом.
Микропрепарат
Готовый препарат
Хлорофилл

Давать определение микропрепарату, готовому препарату, хлорофиллу;
давать сравнительную характеристику микропрепарату и готовому препарату;
работать с микроскопом и лабораторным оборудованием;
готовить микропрепарат листа растения;
различать живое и неживое под микроскопом;
объяснять значение хлорофилла для растений и всех живых организмов
Давать определение понятию;

анализировать объект, выделять существенные признаки;
вести «Дневник исследователя»;
работать по плану, исправлять ошибки;
структурировать информацию, переводить из одной знаковой системы в др.;
извлекать информацию из различных источников;
преодолевать конфликты;
формулировать мысли, делать выводы;
оценивать результаты работы.

Беседа.
Подготовка микроскопа к работе.
Лабораторная работа - «Приготовление микропрепарата. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и клеток зеленого листа растения».
Оформление работы -заполнение «Дневника исследователя».

Краткое сообщение учащегося по теме: «Космическая роль растений».

Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г – 176 с.
Биология: 5-6 классы: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г
Оборудование: световой микроскоп;
набор лабораторного оборудования для приготовления микропрепарата, лист растения, готовые микропрепараты;
изображение пузырьков воздуха под микроскопом, клеточное строение листа, схема «Хлорофилл улавливает солнечный свет»
ПК, медиапроектор.

10
Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом
Признаки живого.
Клетка одноклеточного организма.
Клетка многоклеточного организма.
Ткань.
«Часть и целое».
Давать определение понятию «ткань»;
называть признаки живого (отличие живого от неживого);
иметь представление о клетке как самостоятельном организме и клетке как части многоклеточного организма;
давать сравнительную характеристику одноклеточным и многоклеточным организмам;
различать на рисунках и готовых микропрепаратах клетки одноклеточного организма и клетки многоклеточного организма.


Давать определение понятию;
анализировать объект, выделять существенные признаки;
вести «Дневник исследователя»;
работать по плану, исправлять ошибки;
структурировать информацию, переводить из одной знаковой системы в др.;
извлекать информацию из различных источников;
преодолевать конфликты;
формулировать мысли, делать выводы;
оценивать результаты работы, степень и способы достижения цели.
Беседа.
Подготовка микроскопа к работе.
Работа по учебнику и в рабочей тетради.
Лабораторная работа – «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных организмов и многоклеточных организмов» - работа с микропрепаратами и рисунками.
Оформление работы -заполнение «Дневника исследователя».
Игра «Найди объект по описанию» (по рисункам и готовым микропрепаратам, немым таблицам).


Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г – 176 с.
Биология: 5-6 классы: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г
Оборудование: световой микроскоп;
набор готовых микропрепаратов;
рисунки клеток одноклеточных организмов и клетки многоклеточных организмов;
ПК, медиапроектор.

11
Подведем итоги. Что ты знаешь о клеточном строении живых организмов?
Основные понятия 7-10 уроков.
Приводить примеры, доказывающие, что клеточное строение – общий признак живых организмов;
сравнивать строение растительной и животной клеток;
«читать» схемы строения растительной и животной клеток;
зарисовывать две группы клеток многоклеточного организма, выполняющих разные функции;
объяснять взаимосвязь строения ткани и выполняемой функцией;
оценивать рассказ одноклассников о проведенном дома опыте с дрожжами по плану.

Давать определение понятию;
анализировать объект, выделять существенные признаки;
работать по плану, исправлять ошибки;
структурировать информацию, переводить из одной знаковой системы в др.;
преобразовывать информацию;
преодолевать конфликты;
формулировать мысли, делать выводы;
оценивать результаты работы, сравнивая с эталоном.

Беседа.
Работа по учебнику и в рабочей тетради.
Игра «Найди объект по описанию» (по рисункам и готовым микропрепаратам, немым таблицам).
Зарисовка 2-х групп клеток многоклеточного организма.
Тест «Строение растительной и животной клеток».
Работа по карточкам.
Рассказ учащихся «Мой домашний опыт».



Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г – 176 с.
Биология: 5-6 классы: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г
Оборудование: световой микроскоп;
набор готовых микропрепаратов;
рисунки клеток одноклеточных организмов и клетки многоклеточных организмов;
ПК, медиапроектор.
Ткани животных организмов, анимация [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ткани растений. анимация [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Личностные УУД к урокам 12-19: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; понимают значение размножения для сохранения разнообразия живой природы.

12
Как идет жизнь на Земле?
Размножение
Споры
Давать определение понятию «размножение», «споры»;
иметь представление о продолжительности жизни разных живых организмов; приводить примеры о продолжительности жизни разных живых организмов;
анализировать взгляды ученых на появление новых живых организмов на Земле;
высказывать возможные причины многообразия живых организмов и появление жизни, опираясь на рисунки учебника;
ставить опыт по выращиванию плесени.


Давать определение;

владеть смысловым чтением;
излагать свое мнение, доказывать его правильность или принимать чужую точку зрения;
работать по плану, проводя самостоятельно опыт в домашних условиях;
устанавливать причинно-следственные связи в ходе опыта, делать выводы, анализировать наблюдаемые явления;
представлять информацию в разных формах;
вести «Дневник исследователя»;
оценивать результаты работы.

Беседа.
Работа с текстом учебника.
Заполнение таблицы в рабочей тетради, работая с рисунками учебника.
Прием «Закончи предложение» (примеры продолжительности жизни разных живых организмов).
Инструктаж по выполнению домашнего опыта по выращиванию плесени.

Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г – 176 с.
Биология: 5-6 классы: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г
Изображения живых организмов в период размножения.
Инструктивная карточка «Выращивание плесени в домашних условиях»


13
Как размножаются живые организмы?
Бесполое размножение
Половое размножение
Гамета
Зигота
Зародыш
Сроки развития

Давать определение «размножению», «бесполому размножению», «половому размножению», «гаметам», «зиготе», «зародышу»;
называть 2 формы размножения – бесполое и половое;
давать сравнительную характеристику бесполому и половому размножению;
изображать гаметы знаками, составлять схему возникновения нового организма при половом размножении;
приводить примеры сроков развития зародыша некоторых животных;
объяснять значение запаса питательных веществ для развития зародыша у животных и растений.
Давать определение;
анализировать объекты, сравнивать их по заданным критериям;
получать информацию из различных источников;
представлять информацию в разных формах;
«читать» схемы;
устанавливать причинно-следственные связи;
обмениваться мнениями, уметь слушать друг друга;

контролировать учебные действия, замечать допущенные ошибки; осознавать правило контроля, делать выводы, оценивать результаты работы.

Беседа.
Работа с учебником и в рабочей тетради: - зарисовать примеры размножения организмов; - найти ошибки; - заполнение таблицы.
Работа с карточками – «Знаки гамет», «Схема возникновения нового организма при половом размножении».
Составление схемы с помощью знаков.
Составление связного рассказа «Как появился малек?» по рисунку.
Мини-тест «Определи, кто сколько развивается?»

Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г – 176 с.
Биология: 5-6 классы: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г
Изображения живых организмов в период размножения.
Карточки со знаками и схемой возникновения нового организма, терминами «половое» и «бесполое» размножение.

14
Как размножаются животные?
Половое и бесполое размножение животных.
Обоеполые организмы – гермафродиты.
Давать определение «бесполому размножению», «половому размножению», «гермафродитам»;
на примере гидры доказывать, что новый организм может появиться от одного родителя;
давать характеристику условий полового и бесполого размножения гидры;
объяснять преимущества полового размножения;
приводить примеры обоеполых организмов – гермафродитов.
Давать определение,
анализировать объекты, сравнивать их по заданным критериям;
получать информацию из различных источников;
структурировать информацию, переводить из одной знаковой системы в другую;
«читать схемы»;
устанавливать причинно-следственные связи;
обмениваться мнениями, уметь слушать друг друга;

контролировать учебные действия, замечать допущенные ошибки; осознавать правило контроля, делать выводы, оценивать результаты работы.
Беседа.
Работа с учебником и в рабочей тетради: - заполнение таблицы; - составить схемы форм размножения; - дописать предложения.
Работа с картинками «Размножение гидры».
Игра «Найди ошибку» (предлагается деформированный текст о размножении гидры, который надо восстановить).
Работа со словарем – объяснить этимологию слова «гермафродит».
Определение по картинкам обоеполых организмов.
Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г – 176 с.
Биология: 5-6 классы: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г
Изображения гидры в различные периоды размножения, улитки, дождевого червя, мыши, рыбы, собаки, теленка.
Карточки со знаками и схемами полового и бесполого размножений, термином «гермафродит».

15, 16
Как размножаются растения?
(15 урок-открытие нового; 16 урок - исследование)
Цветок.
Плод.
Семена.
Зародыш: семядоли, корешок, стебелек, почечка.
Половое размножение.
Называть части растения – цветок, плод, семена, определять последовательность их появления на растениях;
объяснять значение цветов, плодов и семян для самих растений;
на основе наблюдений (в ходе домашнего опыта), доказывать, что из семени появляется новое растение;
называть части семени фасоли, сравнивать натуральный объект с рисунком в учебнике и на таблицах, находить все части семени фасоли на натуральном объекте;
работать с лабораторным оборудованием;
объяснять значение частей семени фасоли для развития нового растения.
Выдвигать версии, излагать свое мнение;
устанавливать причинно-следственные связи;
вести «Дневник исследователя»;
составлять план исследования, работать по плану, делать выводы;
работать по инструкции;
осваивать приемы работы с лабораторным оборудованием;
организовывать работу в паре, преодолевать конфликты; контролировать учебные действия, замечать допущенные ошибки; осознавать правило контроля, делать выводы, оценивать результаты работы.
Беседа, демонстрация презентации.
Работа с учебником и в рабочей тетради: - заполнение таблицы; - дописать предложения, зарисовать строение семени фасоли;
Работа с таблицами «Цветковые растения», «Строение семени фасоли».
Закладка домашнего исследования «Семя – начало нового растения».
Лабораторная работа «Изучение строения семени», работа с натуральным объектом по инструктивной карточке. Повторение ТБ.
Работа с немой картинкой «Подпиши строение семени фасоли».
Мини-тест на ПК «Строение семени фасоли».
Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г – 176 с.
Биология: 5-6 классы: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г
ПК, медиапроектор, медиапрезентация.
Таблицы «Цветковые растения», «Строение семени фасоли».
Семена огурцов, марля для закладки домашнего опыта.
Набор для проведения лабораторной работы: набухшие семена фасоли, препаровальная игла, лупа;

17, 18
Могут ли растения производить потомство без помощи семян?
(17 урок-открытие нового; 18 урок - исследование)
Стеблевой черенок.
Усы.
Выводковые почки (розетки листьев).
Корневые отпрыски.
Называть части растения, при помощи которых происходит бесполое размножение – черенок, усы, розетки листьев, корневые отпрыски;
давать определение понятиям – черенок, усы, розетки листьев, корневые отпрыски;
объяснять значение бесполого размножения для самих растений и для человека;
на основе наблюдений, доказывать, что растения могут давать потомство и без семян;
работать с лабораторным оборудованием;

Давать определения;
выдвигать версии, излагать свое мнение;
устанавливать причинно-следственные связи;
вести «Дневник исследователя»;
работать по инструкции;
осваивать приемы работы с лабораторным оборудованием;
организовывать работу в паре, преодолевать конфликты; контролировать учебные действия, замечать допущенные ошибки; осознавать правило контроля, делать выводы, оценивать результаты работы.
Беседа.
Работа с таблицами.
Работа с учебником и в рабочей тетради: - заполнение таблицы; - изображение схемы бесполого размножения; - подписать части растений.
Работа с натуральными объектами «Найти среди комнатных растений те, которые размножаются изученными способами».
Практическая работа «Размножение комнатных растений» (подарок маме к 8 марта). Повторение ТБ.
Оформление работы.

Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г – 176 с.
Биология: 5-6 классы: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г
Таблицы «Вегетативное размножение растений».
Лабораторное оборудование: черенки вишни, розетки хлорофитума, стаканчики, подготовленная почва, влажные салфетки.
Карточки «Способы размножения растений», для оформления практической работы «Размножение растений» страничка в «Дневник исследователя» (т.к. в тетради это не предполагается).

19
Подведем итоги. Как живые организмы производят потомство?
Основные понятия уроков 12-19 по теме: «Размножение»
Доказывать на примерах, что размножение – общий признак живых организмов;
давать определение понятиям «размножение», «гамета», «зигота»;
обозначать на схеме гаметы и зиготу, пояснять значение знаков;
приводить примеры растения или животного, размножающихся бесполым путем, ответ пояснять рисунками;
объяснять этапы развития нового организма по рисунку в учебнике;
пояснять практическое значение знаний по теме «Размножение».
Давать определение;
«читать» схемы;
моделировать схемы;
представлять информацию в разных формах – рисунках;
создавать письменные тексты, поясняющие рисунок;
осуществить анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
сравнить и классифицировать на основе самостоятельного выбора критериев;
осознавать правило контроля, делать выводы.

Индивидуальные задания на карточках.
Фронтальная беседа.
Диктант по терминам.
Работа с учебником и в рабочей тетради.
Восстановить текст – игра «Найди ошибку»
Рассказ по практической работе «Размножение комнатных растений» (подарок маме к 8 марта).

Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г – 176 с.
Биология: 5-6 классы: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г
«Дневник исследователя».
Карточки-задания.
Деформированный текст.
Схемы форм размножения и знаки гамет.

Личностные УУД для 20-24 уроков: иметь мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; понимать значение размножения для сохранения разнообразия живой природы; адекватно контролировать свои эмоции; оценивать свои и чужие поступки.

20
Как питаются растения?
Питание.
Хлорофилл.
Условия образования органических веществ в растениях.

Анализировать и сравнивать объекты живой природы с точки зрения питания;
иметь представление о признаках Царства Растений;
давать определение понятиям – «хлорофилл»;
давать характеристику условиям, месту образования и функциям хлорофилла;
обобщать полученную информацию о значении света и хлорофилла для питания растений и других организмов на планете.

Сравнивать объекты живой природы по заданным критериям;
давать определение;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить речевые конструкции;
получать информацию из различных источников;
организовывать работу в паре, преодолевать конфликты;
работать с лабораторным оборудованием;
работать по плану; представлять информацию в различных формах – рисунок, схема;
оценивать свою работу и партнера, делать выводы.
Фронтальная беседа.
Рассказ учителя об опыте ван Гельмонта.
Работа по учебнику и рабочей тетради: - запись выводов по наблюдениям.
Лабораторная работа «Лист зеленого растения под микроскопом».
Ведение «Дневника исследователя».
Составление схемы «Питание растений».
Мини-тест «Незаконченное предложение» (работа по карточкам в паре).
Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г – 176 с.
Биология: 5-6 классы: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 ПК, презентация.
Картинки для схемы «Питание растений» на каждую парту: растение, солнышко, карточки со словами – «вода», «свет», «углекислый газ».
Лабораторное оборудование: микроскоп, набор для приготовления микропрепарата зеленого листа растения.

21
Только ли лист кормит растение?
Питание.
Корень.
Минеральные соли.
Растения-хищники.

Иметь представление о корне как части растительного организма;
находить корни на картинках и гербарных образцах;
зарисовывать корни растений;
анализировать и делать выводы о взаимосвязи строения корня и выполняемых им функциях, питании и образа жизни растений;
называть различные виды корней;
называть функции корня;
исходя из наблюдений (опыт) доказывать, что почва – источник минеральных солей;
объяснять роль растений в круговороте веществ.

Владеть смысловым чтением;
находить информацию из различных источников;
определять проблему в деятельности, находить пути решения;
делают выводы, проводя наблюдения;
вести «Дневник исследователя»;
использовать ИКТ как средство получения знаний; структурировать информацию из одной знаковой системы в др;
оценивать работу, понимать значение контроля.




Лабораторная работа «Рассматривание корней растений» - работа с гербарными образцами, оформление работы в тетради.
Самостоятельная работа с учебником, картинками и текстом в нем, заполнение таблицы.
Демонстрация опыта «Состав почвы».
Сообщение подготовленных учащихся о растениях-хищниках, демонстрация гербарных образцов таких растений или презентации учащихся.
Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г – 176 с.
Биология: 5-6 классы: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 ПК, презентация.
Лабораторное оборудование: стакан, штатив, спиртовка, спички, почвенный раствор.
Гербарные образцы растений.
Картинки, демонстрирующие разные виды корней.
Презентации учащихся «Растения-хищники».

22
Как питаются разные животные?
Питание животных.
Растительноядные.
Хищники.
Паразиты.

Давать определение понятиям – «растительноядные», «хищники», «паразиты»;
приводить примеры животных по разнообразию способов добычи пищи;
объяснять взаимосвязь между приспособлениями у животных к добыче пищи от типа пищи, которой они питаются;
на картинках по строению ротового аппарата определять пищу, которой животные питаются;
сравнивать питание различных животных, находить общее между всеми животными, делать выводы;
составлять схемы цепей питания живых организмов;
моделировать схему питания животных и человека.
Давать определение;
выдвигать версии;
анализировать и обобщать представленную информацию;
излагать свое мнение, понимать позицию другого;
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
«читать» и составлять схемы;
оценивать свою работу на уроке и работу одноклассников.
Беседа.
Работа с понятиями – «паразит».
Работа по учебнику и картинками животных, добывающих пищу различными способами.
Работа с коллекцией насекомых «Ротовые аппараты насекомых».
Составление схемы «Пищеварение у человека и животных».
Составление схемы «Цепи питания»
Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г – 176 с.
Биология: 5-6 классы: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012
Коллекция насекомых с различными ротовыми аппаратами.
Картинки животных, добывающих пищу различными способами.
Таблицы «Пищеварительная система человека (речного рака, моллюсков)».
Таблички для создания схемы «Пищеварение человека и животных», «Цепи питания»

23
Как питаются паразиты?
Виды паразитов.
Паразит - хозяин.
Организм как среда обитания.

Характеризовать паразитизм как способ питания;
анализировать группы организмов, ведущих паразитический образ жизни;
сравнивать паразитов разных групп организмов, находить общие черты паразитизма;
объяснять роль паразитов в регулировании численности других организмов.

Извлекать информацию из различных источников;
анализировать объекты и находить общие признаки;
работать по плану;
составлять и «читать» схему;
использовать ИКТ как средство получения знаний;
организовывать работу в группе, преодолевать конфликты;
осознавать правило контроля, делать выводы;
оценивать свою работу на уроке и работу одноклассников.
Беседа.

Работа с рисунками в учебнике и картинками, таблицами.
Работа в рабочей тетради: - заполнение таблицы; - создание рисунков.
Работа в группах по инструктивным карточка, оформление работы.
Составление схемы «Организмы-паразиты» на интерактивной доске.

Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г – 176 с.
Биология: 5-6 классы: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012
Таблицы: «Грибы-паразиты», «Плоские и круглые черви», «Бактерии», рисунки растений и животных паразитов, пеларгония - комнатное растение, гриб-трутовик на спиле дерева, влажный препарат «Окунь».

24
Подведем итоги. Одинаково ли питаются разные живые организмы?
Основные понятия по теме: «Питание живых организмов».
Доказывать с помощью рисунков зависимость между движением и количеством пищи;
объяснять зависимость между способом добывания пищи и образом жизни различных живых организмов;
строить пищевую цепь;
на примерах доказывать значение растений для сохранения жизни на Земле;
характеризовать взаимоотношения «хищник-жертва», «паразит-хозяин».

Давать определение;
«читать» схемы;
моделировать схемы;
создавать письменные тексты, поясняющие рисунок;
осуществить анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
сравнить и классифицировать на основе самостоятельного выбора критериев;
использовать ИКТ как средство получения знаний;
организовывать работу в группе, преодолевать конфликты;
осознавать правило контроля, делать выводы;
оценивать свою работу на уроке и работу одноклассников.
Игра «Ромашка» (на лепестках термины, понятия, которые учащиеся должны объяснить).
Составление пищевых цепей или мини-тест «Определи пищевую цепь правильно».
Описание лабораторных опытов, доказывающих, что растения питаются двумя способами – воздушным и почвенным.
Восстановить деформированный текст. (Из россыпи текста составьте связный рассказ о космической роли растений).
Составление кроссворда одной группой для другой с помощью программного обеспечения ПК.

Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г – 176 с.
Биология: 5-6 классы: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012
ПК
Схемы цепей питания, рисунки, характеризующие разные способы питания.
«Ромашка» с терминами.
Деформированный текст.

Личностные УУД для 25-31уроков: осознавать роль человека в создании благоприятных условий жизни и здоровья, целостность мира, свои эмоции, свои черты характера, оценивать свои и чужие поступки.

25
Нужны ли минеральные соли животным и человеку?
Гемоглобин.
Поваренная соль.
Соли кальция и магния.
Нитраты.
Цепи питания.
Давать определение понятиям – «гемоглобин», «нитраты»;
объяснять взаимосвязь живых организмов и окружающей среды;
называть минеральные соли;
характеризовать значение минеральных солей для живых организмов;
анализировать рисунки учебника;
составлять схемы поступления минеральных солей в организм человека;
доказывать на примерах об экологических проблемах выращивания с\х-ой продукции и угрозе собственному здоровью и жизни.
Давать определение;
анализировать текст учебника, рисунки, строить логические рассуждения;
находить необходимую информацию из различных источников;
структурировать информацию, переводя ее из одной знаковой системы в другую;
организовывать работу в группе, преодолевать конфликты;
устанавливать причинно-следственные связи;
осознавать правило контроля, делать выводы;
оценивать свою работу на уроке и работу одноклассников.
Вступительное слово учителя.
Самостоятельная работа по карточкам в группах (каждой группе свои задания, выполнив которые, учащиеся делятся полученными знаниями с остальными).
Заполнение таблицы (ее заполняет каждая группа на основе своих заданий, а потом после рассказа других групп).
Отчет о проделанной работе.
Мини-тест «Какие утверждения верны?»

Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г – 176 с.
Биология: 5-6 классы: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012
Карточки с заданиями для групп.
Схема «Источники минеральных солей для животных и человека», рисунки для составления схем «Как нитраты могут попасть в организм человека», «Как соли свинца могут попасть в организм человека».

26
Можно ли жить без воды?
Значение воды в жизни живых организмов.
Вода – растворитель.
Приспособленность организмов к добыванию и сохранению воды.
Охрана вод.
Экономное расходование воды.
Характеризовать воду как необходимое условие жизни;
анализировать и делать выводы, наблюдая за ходом экспериментов, что вода входить в состав живых организмов;
объяснять значение воды;
доказывать необходимость экономного расхода воды, приводя аргументированные доводы и наблюдая за расходом воды в быту.

Анализировать текст учебника, рисунки, строить логические рассуждения;
находить необходимую информацию из различных источников;
структурировать информацию, переводя ее из одной знаковой системы в другую;
организовывать работу в паре, преодолевать конфликты;
составлять план ответа;
вести «Дневник исследователя»;
оценивать свою работу на уроке и работу одноклассников.
Беседа.
Работа с текстом учебника, рисунками.
Выполнение заданий в тетради.
Демонстрация опыта (нагревание семян).
Практическая работа в парах («обнаружение воды в клубне картофеля» и «наблюдение за слюной»).
Ведение «Дневника исследователя».
Инструктаж к домашнему эксперименту «Испарение воды листьями», «Расход воды дома».
Составление плана на тему: «Значение воды».
Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г – 176 с.
Биология: 5-6 классы: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012
Лабораторное оборудование: пробирка, держатель, спиртовка, семена пшеницы, клубень картофеля, бумажные салфетки, влажные салфетки.


27
Можно ли жить не питаясь?
Признаки царства растений и царства животных;
способы питания растений и животных;
биоразнообразие как условие сохранения устойчивой экосистемы.

Иметь представление о пище как источнике энергии;
анализировать рисунок в учебнике, выделяя общебиологическое понятие об органическом веществе как источнике энергии для человека и животных;
сравнивать различные способы добывания пищи животных и находить общие закономерности;
сравнивать способы питания животных и растений;
составлять пищевые цепи.
Анализировать объекты и делать выводы;
сравнивать объекты по заданным критериям;
«читать» схемы и моделировать их;
выдвигать версии, создавать устные и письменные тексты;
структурировать информацию, переводя ее из одной знаковой системы в другую;
составлять план ответа;
оценивать свою работу на уроке и работу одноклассников.


Беседа.
Работа по учебнику и в рабочей тетради: - заполнение таблицы; - составление схемы «Что надо делать, чтобы похудеть?»
Формулировка «правила» пищевых цепей, составление пищевых цепей.
Составить связный рассказ «Почему медведь зимой не ест?».
Тест по теме «Питание живых организмов».

Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г – 176 с.
Биология: 5-6 классы: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012
Картинки и карточки с понятиями для составления цепей питания.
ПК, медиапроектор.
Рисунки, слайды медиапрезентации: Солнце – источник энергии на Земле, пищевые цепи.
Тест при помощи программного обеспечения.

28
Как можно добыть энергию для жизни?
Способы передвижения животных.
Реактивный способ передвижения.

Характеризовать Царство Растений и Животных с позиций возможности передвижения;
сравнивать признаки Царства Растений и Царства Животных;
анализировать взаимосвязь способов питания растений и животных с их строением и образом жизни;
доказывать на примерах, что активное передвижение – свойство животных;
называть разнообразные способы передвижения животных;
на основе наблюдений доказывать существование движения органов растения.


Анализировать объекты и делать выводы;
сравнивать объекты по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
получать информацию из различных источников – рисунков, эксперимента, наблюдений;
составлять план действий по проведению эксперимента самостоятельно в домашних условиях;
структурировать информацию, переводя ее из одной знаковой системы в другую;
оформлять отчет о проделанной работе;
вести «Дневник исследователя»;
оценивать свою работу.
Беседа.
Демонстрация слайдов презентации с видеофрагментами передвижений животных.
Работа по учебнику и в рабочей тетради: - анализ рисунков; - заполнение таблицы; - выполнение заданий.
Наблюдение за комнатным растением пеларгонией.
Игра «Кто лишний?»
Составление плана рассказа о результатах наблюдения за движением домашних животных – аквариумных рыбок, кошки, собаки и т.д.
Инструктаж по организации проведения домашнего эксперимента.

Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г – 176 с.
Биология: 5-6 классы: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012
ПК, медиапроектор.
Рисунки, слайды медиапрезентации: передвижение животных.
Комнатное растение пеларгония.



29
Зачем живые организмы запасают питательные вещества?
Запас питательных веществ.
Рост и развитие организма.

Давать определение понятиям «рост» и «развитие» организма;
характеризовать питательные вещества как источник энергии для жизни;
анализировать зависимость расхода энергии от образа жизни;
объяснять необходимость запаса питательных веществ;
называть причины запаса питательных веществ живыми организмами;
делать выводы о значении питательных веществ для жизни клетки, органа, организма.
Давать определение;
анализировать и сравнивать объекты по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
получать информацию из различных источников;
делать выводы;
составлять план ответа;
оценивать свою работу на уроке и работу одноклассников.


Беседа.
Работа по учебнику и в рабочей тетради: - анализ рисунков; - выполнение заданий.
Составьте план ответа на тему:
1. Какой отдых называют активным? Каково его значение в жизни человека?
2. Что ты понимаешь под здоровым образом жизни?
Мини-тест «Какие утверждения верны?»
Инструктаж выполнения домашнего задания «Сравнение показателей своего развития с возрастными нормами».
Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г – 176 с.
Биология: 5-6 классы: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012
ПК, медиапроектор.
Тест.
Карточки с заданиями.

30
Можно ли жить и не дышать?
Питание.
Дыхание. Газообмен.
Органы дыхания растений и животных.
Энергия.
Кислород, углекислый газ.
Давать определение понятию «дыхание»;
делать выводы об изменении состава воздуха в результате наблюдения за опытом;
сравнивать состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха;
сравнивать органы дыхания различных животных;
называть органы дыхания у животных и растений;
моделировать схему «Получения клеткой энергии в процессе дыхания»
доказывать на примерах, что дыхание – общее свойство живых организмов.
Давать определение;
анализировать результаты наблюдений;
сравнивать объекты по заданным критериям;
составлять и «читать» схему;
устанавливать причинно-следственные связи;
организовывать работу в группе, преодолевать конфликты;
осознавать правило контроля, делать выводы;
оценивать свою работу на уроке и работу одноклассников.

Беседа.
Демонстрация эксперимента «Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе».
Работа по учебнику и в рабочей тетради: - анализ рисунков; - выполнение заданий.
Работа в группе по плану.
Представление отчета по окончанию работы в группе.
Компьютерное тестирование по данной теме.

Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г – 176 с.
Биология: 5-6 классы: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012
ПК, медиапроектор
Инструкции, оборудование для определения углекислого газа в выдыхаемом воздухе
Рисунки, слайды медиапрезентации: органы дыхания животных, растений.
Программное обеспечение для теста.
Тест.

31
Подведем итоги. Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов?
Основное содержание по теме: «Строение и жизнедеятельность живых организмов».
Называть: - основные свойства живых организмов, - методы исследования живой природы; - формы размножения живых организмов;
давать определение фотосинтезу;
приводить примеры: - исследований, проведенных тобой, - одноклеточных и многоклеточных организмов, - необходимости для жизни воды, - пищевых цепей, - животных с различным способом добывания пищи;
зарисовывать: - любые клетки и подписывать какому организму они принадлежат, - схемы полового и бесполого размножения, - строение семени и яйца птицы;
объяснять значение растений для жизни на Земле;
взаимосвязь живой и неживой природы в обмене веществ и энергии.
Давать определение;
анализировать результаты наблюдений;
сравнивать объекты по заданным критериям;
составлять и «читать» схему;
устанавливать причинно-следственные связи;
представлять информацию в различных формах;
создавать письменные тексты;
осознавать правило контроля, делать выводы;
оценивать свою работу.

Проверочная работа по рабочей тетради.
Компьютерное тестирование.
Работа по карточкам.

Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г – 176 с.
Биология: 5-6 классы: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012
ПК
Программное обеспечение для тестирования.
Тест.
Карточки с заданиями.

32-34
Резервное время, а также часы, которые учитель может использовать для проектной деятельности и экскурсий.


15