Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе на тему Единственное и множественное число имён существительных ФГОС


Тема урока:   Единственное и множественное число имён существительных.
Цель урока:  понятие о категории числа имени существительного.
Задачи:
Образовательная:повторить знания об имени существительном 
формировать  умения определять число имени существительного;
формировать навыки планирования ответов, навыка работать с книгой, уметь писать и читать в быстром темпе, навыки  самоконтроля;  
Развивающая:
развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать. Обобщать, логически излагать свои мысли, речь;
развивать эмоции уч-ся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости;
развивать познавательный интерес школьников.
Воспитательная:
содействовать в формировании мировоззрения,
воспитывать любовь к природе;
воспитывать любовь к родному языку;
Тип урока: изучение новой темы.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, словесный, практический.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование: «Русский язык» 2 класс, карточки с заданиями, картинки зимы, снежинки.
1.Организационный момент.
Психологический настрой.
Ребята, слышали звонок?Начинается урок. Много интересного будем изучать,Значит, будут нам нужны книжка и тетрадь.
-Здравствуйте ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте повернёмся и поздороваемся с ними.
Присаживайтесь.-Начинаем урок русского языка. Скажите, а для чего вы здесь присутствуете?
(для того, чтобы получать новые знания, повторить то , что уже изучили.)
- А для чего вам нужны новые знания?
(Знания нужны для того, чтобы быть образованными, умными, культурными…)
- Хорошо, тогда пусть наш урок пройдет под девизом:
«Новый день – новые знания»
Дети повторяют хором.
-Реб. какое время года сейчас мы можем наблюдать?
(зима)
-Послушайте загадку и узнаете, кто будет помогать нам во время урока.
Человечек непростой: Появляется зимой, А весною исчезает, Потому что быстро тает. (Снеговик)
-Реб., каждый из вас в конце урока получит отметку, а помогать нам в этом будет снеговик. У вас на парте лежат такие снеговики. По выполнению, заданий по моей команде вы будете рисовать вокруг него снежинки.
Ну что, ребята, приступим?
2. Актуализация опорных знаний.
-Ребята, прежде чем начать писать, разомнём свои пальчики.
______________Выполняют пальчиков. гимн. под стихотворение:_________________
Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну.
Руки я затем помою, пальчик в пальчик я вложу.
На замочек их закрою и тепло поберегу.
Выпущу я пальчики, пусть бегут, как зайчики.___________________________________
- Ребята, давайте откроем свои тетради и запишем число и классная работа. Проверьте, как вы сидите, правильно ли лежат ваши тетради.
1. –Ребята, наш снеговик просит угадать, сочетание каких букв мы будем записывать на минутке чистописания.
-Послушайте слова: воробей, ворона, огород, город.
-Какое сочетание букв слышится во всех словах? (оро)
-Но, прежде, чем приступить к чистописанию, мы выучим пословицу, в одном из слов которой встречается сочетание оро.
УМЕЙ ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ. (как вы понимаете эту пословицу?)
- Приступаем к чистописанию. оро оро оро (Показать на доске)
Кто очень хорошо справился с чистописанием, нарисуйте себе снежинку.
-_________________________________________________________________________________________________________________________
2. - Наш весёлый снеговик подкидывает разноцветные снежки и просит вас подсказать, какие буквы нужно написать на снежках, чтобы получились слова.

Кто не сделал ошибок, нарисуйте себе снежинку около снеговика.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Словарная работа
- Наш снеговик предлагает написать картинный диктант.
(Картинки - на слайде)
- Запишите словарные слова в столбик.
берёза карандаш медведь
- Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
- К какой части речи относятся слова?
(Существительное)
-Что такое существительное?
-На какие две группы можно разделить все имена существительные?
-Что такое одушевлённые имена сущ.?
-Назовите их из первого столбика.
-Что такое неодушевлённые имена сущ.?
-Назовите их из второго столбика.
- Слова, которые мы записали, обозначают один предмет или много?
(слова обозначают один предмет)
ФИЗМИНУТКА: Гимнастика для глаз.
3. Пробные действия. Фиксация затруднения.
(Открываю картинки во втором столбике на слайде)
- Подпишем картинки во втором столбике.

БЕРЁЗА БЕРЁЗЫ
КАРАНДАШ КАРАНДАШИ
МЕДВЕДЬ МЕДВЕДИ
- Как изменились слова?
(изменилась форма слова)
-Какие имена существительные обозначают один предмет, а какие несколько предметов?
(В первом столбике обозначают один предмет, а во втором несколько)
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
- Попробуйте сами сформулировать тему урока. А поможет нам в этом учебник на стр.61
(дети по учебнику определяют тему урока СТР.61.
ТЕМА: единственное и множественное число имён существительных.
СФОРМУЛИРУЙТЕ ЦЕЛИ УРОКА:
1) узнать в каком числе могут употребляться имена существительные;
2) научиться определять число имён существительных, изменять имена существительные по числам.
Открытие детьми нового знания.
- Ребята, чтобы объяснить значение слов единственное и множественное число мы обратимся к правилу в учебнике. Эту информацию мы будем получать, работая в группах.
Вспомним правила работы в группе:
1.
Выводят правило из учебника.
________________________________________________________________________
1) Имя сущ. может употребляться в единственном или множественном числе.
2) Если имя существительное обозначает один предмет, то оно стоит в единственном числе. (КНИГА, ДЕРЕВО)
Если имя существительное обозначает два или несколько предметов, то оно стоит во множественном числе. (книги, деревья)
_________________________________________________________________________
ВЫСЛУШАТЬ КАЖДУЮ ГРУППУ.
Работа с правилом
- Молодцы, ребята. Мы с вами узнали в каком числе может употребляться имя существительное?
- Сколько предметов обозначают имена существительные в единственном числе?
- Сколько предметов обозначают имена существительные во множественном числе?
-А теперь давайте попробуем использовать полученные нами новые знания.
Физ. минутка.
-Мы хорошо потрудились, а теперь немного отдохнём.
На дворе у нас мороз, Чтобы носик не замёрз, Надо ножками потопать, И ладошками похлопать.
Но мы будем хлопать не просто так.
В том случае, если я назову имя существительное в единственном числе, то вы хлопаете один раз, а если имя существительное во множественном числе, то два раза.
Белка, ведро, деревья, город, горы, девочка, стекла, конфеты, листья.
- Молодцы! Присаживайтесь. Те, кто не допустил не единой ошибки зарабатывают снежинку.
______________________________________________________________________
Первичное закрепление.
-Ребята, снеговик приготовил нам задание из учебника и хочет, чтобы мы закрепили наши знания. Давайте откроем учебник на стр.62 и выполним упр.№107.
(дети у доски) - Вы правильно изменили слова по числам, и снеговик приглашает вас на следующее задание, которое мы выполним с вами в парах.
6. Проверка усвоения знаний.
- Самостоятельная работа.
Образуй имена существительные во множественном числе: (под диктовку)
Гвоздь- _____________
Муравей- ____________
Дорога- ______________
Друг- ________________
Проверка, самостоятельно, по слайду на доске. Меняются тетрадями.
Поднимите руку те кто, выполнил задание без ошибок, нарисуйте себе снежинку.
7. Итог урока. Рефлексия.
- Какие новые знания об имени существительном  вы открыли?
(сущ. могут быть в единственном и множественном числе)
- Как изменяются имена существительные?
(сущ. могут изменяться по числам)
-Какие цели ставили в начале урока? (научиться определять число имён сущ.)
-Мы справились?
(да, мы познакомились с правилом и научились определять ед. и мн. число имён сущ.)
А где могут нам пригодиться новые знания?
(При общении с друзьями и взрослыми, при написании сочинений и изложений, для правильной, грамотной и красивой речи)
- Комфортно ли вам было работать на уроке?Выберите смайлик и покажите, какое настроение было у вас на уроке.
Оценивание.
Поднимите руку те, кто за урок нарисовал 5 снежинок, вы получаете оценку 5 за урок.
Поднимите руку те, кто за урок нарисовал 4 снежинки, вы получаете оценку 4 за урок.
Поднимите руку те, кто за урок нарисовал 3 снежинки, вы получаете оценку 3 за урок.
7.домашнее задание.
Полегче: Стр.63 упр.№108,
Посложнее: Стр.63 упр.№109.
-Снеговик предлагает поиграть в игру «Наоборот». Мы с ним называем один предмет, вы – много предметов, и, наоборот, когда мы называем много предметов, вы – один.(школа, вёдра, сапог, воробей, поле, шапка, карандаши, яблоко, лиса, грач, ландыши)
(РАБОТА ХОРОМ) - Вы правильно изменили слова по числам, и снеговик приглашает вас на следующее задание, которое мы выполним с вами в парах.
Ещё задание.
А теперь, для того чтобы проверить как вы усвоили новые знания мы поиграем в игру «Один - много»
- Если я назову слово в единственном числе, вы поднимаете одну руку.
- Если я назову слово во множественном числе, вы поднимаете две руки.
(дорога, муравей, конфеты, книга, машины, картины, лось, ручки)
Ребята, кто ни разу не ошибся нарисуйте около снеговика ещё одну снежинку