Урок окружающего мира по теме:«Сезонные изменения в природе.Измерение времени»2класс


Урок окружающего мира 2 класс
Автор: Бобкова Елена Николаевна
МОУ: МБОУ «Гимназия№ 1 имени А.А.Иноземцева»
Должность: учитель начальных классов
Предмет: начальные классы
Класс: 2
Название темы: Сезонные изменения в природе. Измерение времени.
Роль и место данной темы в курсе: Раздел измерения. Знакомство со временем по природным явлениям.
Основные вопросы темы: Как раньше люди не имея часов, календарей ориентировались во времени.
Перечень вопросов, изучаемых в данной теме:
Сезонные изменения.
Определение времени в настоящее время.
Определение времени несколько столетий раньше.
Основные особенности использования цифровых образовательных Интернет-ресурсов и компьютерных программных средств:
В данном уроке цифровые образовательные ресурсы используются для наблюдения за сезонными изменениями в природе, для выполнения теста.
Технические средства: компьютер, интерактивная доска, цифровой микроскоп, презентация.
Ресурсы Интернет: http://nachalka.info/demo?did=1001909&lid=1005531 создание презентации; нахождение материала для урока, для интерактивной доски.
Ожидаемые результаты обучения: Привести в систему знания о весне. Ребята узнают, как люди в древности ориентировались во времени, не имея часов.
Описание урока
Урок по теме: « Измерение времени. Сезонные изменения в природе »
Цель: 1. Понаблюдать и выявить весенние приметы в неживой и живой природе; учиться определять по внешним признакам период наступления весны.
2. Развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
3. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Тема урока: Измерение времени. Сезонные изменения в природе.
Оборудование и ресурсы: компьютер, интерактивная доска, цифровой микроскоп, презентация.
Формирование УУД:
Личностные УУД.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем, с ребятами.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу на уроке с учителем, с ребятами.
Ход урока.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
1.Организационный момент.
2.Постановка цели урока.
3.Актуализация знаний.(интерактивная доска)
Работа в группах
Интерактивная доска
презентация
Работа с цифровым микроскопом.
презентация
4.Первичное закрепление знаний
(работа в группах)
Работа по учебнику.
Интерактивная доска.
5.Оценка своих знаний.(презентация)
6.Итог урока
Домашнее задание Вот книжки на столе,
А вот - тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки,
И недосуг дуть
На корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный. 
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною:
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то;
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!..
- О каком времени года идёт речь и какие слова из этого стихотворения это доказывают.
- А какое время года предшествует весне?
- А какие первые признаки прихода весны происходят в природе?
-А кто вам об этом сообщил?
- О чём мы будем говорить на уроке?
- И что мы о них будем узнавать?
-Да мы сегодня будем говорить о весне,  а именно, ответим на вопрос: какое оживление (какие изменения) происходят в природе весной и почему? 
- При помощи чего человек познает природу. (соедини названия органов с картинкой соответствующей этому названию)
- Какие из этих органов нам сегодня пригодятся на уроке?
- Расскажите с помощью плана, какие изменения происходят в неживой природе весной?
План (на карточках, дети дописывают изменения, затем выходят представители каждой группы и зачитывают ответы ).
Солнце 
День 
Температура воздуха 
Осадки и другие явления 
Водоемы 
Почва 
- Какое из перечисленных изменений самое важное и почему?
- Расположите весенние месяцы в порядке их следования в году.
- Объясните смысл пословицы "Март зиму кончает, весну начинает".
- Что можете сказать про этот день весны? ( 21 марта)
- Молодцы!
-Ребята, давайте представим, как изменяется природа в каждый из весенних месяцев.(высказывания детей)
-А слышали ли вы такое. Попробуйте объяснить.
- В народе говорят про март месяц так,
Март – капельник, солнечник, протальник.
- Кто объяснит названия этого месяца?
- А вот апрель в народе называют снегогон, водолей.
- Кто объяснит названия этого месяца?
- Май называют в народе цветень.
- Как вы думаете, почему его так назвали?
- Изменения в неживой природе влекут за собой и изменения в живой природе.
Какие изменения вы заметили?  
- Давайте рассмотрим с помощью микроскопа, набухание почек тополя и вербы.
- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми?
- Почему же подснежники зацветают так рано?
- Весна вносит изменения и в жизнь животных. Как меняется жизнь птиц с приходом весны?
- Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц?
- Каждая перелетная птица возвращается в родные края в определенное время.
Март — время прилета грачей в родные края.
Конец марта — время прилета скворцов.
Время прилета жаворонков - начало апреля.
Время прилета ласточек в родные края — май.
Соловьи прилетают в середине мая.
- Как встречают весну звери?
- Как люди в древности, не имея календарей, часов, телефонов, ориентировались во времени, когда садить урожай, когда собирать?
- Поработайте в группах и назовите, какие приметы и как помогают в определении времени.
- А теперь давайте прочитаем в учебнике о приметах, которые помогали людям определять время.
- А ещё послушайте, как цветы помогали узнать время.
- А сейчас предлагаю проверить свои знания, выполнив тест.
- Цель урока была такова: какое оживление (какие изменения) происходят в природе весной и почему? Как люди в древности определяли время?
- Как вы думаете мы сегодня выполнили поставленную цель?
- Оцените свою работу сегодня на уроке используя слова.
Я считаю…., Я сегодня узнал…
Я слышал… Я думаю….
- Найдите народные приметы, по которым люди ориентировались во времени. Нарисовать рисунки. Настраиваются на урок.
Слушают стихотворение и устанавливают о каком времени года говориться.
О весне. (снег тает, бегут ручьи, свищут соловьи и т.д)
Прилёт птиц.
Сами наблюдали в природе, взрослые сказали, в книгах читали.
Сезонные изменения в природе.
Как с приходом весны изменяется живая и неживая природа.
При помощи органов зрения, осязания, обоняния, слуха.)Зрения, слух.
Работают в группах
Солнце - выше, чем зимой.
День - длиннее, чем зимой.
Температура воздуха - повышается.
Осадки и другие явления - снег с дождем, дождь, первые грозы.
Водоемы - вскрываются ото льда, ледоход, половодье.
Почва - оттаивает.
Март,апрель,май.
День равноденствия
Высказывают свои наблюдения.
Объясняют предложенный учителем материал.
Набухание почек
Распускание листьев
Цветение
Первоцветы: подснежники, печеночница, хохлатка, ветреница, медуница, мать-и-мачеха.
Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного.
Возвращаются в родные края перелетные птицы. Птицы строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов.
Стало больше корма. Многие птицы питаются насекомыми, а с приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий.
Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детеныши. Звери линяют.
По приметам живой и неживой природы.
(дети записывают свои наблюдения, знания из книг, энциклопедий, затем по очереди каждая группа называет приметы.)
Читаем в учебнике с.108
Слушают и смотрят на интерактивную доску. доски.
Дети читают вопрос и выбирают правильный ответ. Ответы пишут на листочках, затем проверка в парах.