Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» в средней группе, с элементами обучения русскоязычных дошкольников государственным языкам РТ «В гостях у куклы Маши»


Ванюшина Людмила  Николаевна
воспитатель
г. Набережные Челны Республика Татарстан
МАДОУ Детский сад  №100 «Жар-Птица»
 
Конспект  НОД  по образовательной области «Коммуникация»  в средней группе,    с элементами обучения  русскоязычных  дошкольников  государственным языкам РТ
 «В гостях у куклы Маши»
Цель занятия:
Формирование связной речи на русском и татарском языках.
Задачи занятия:
-Закреплять умение описывать предметы по признакам.
-Активизировать употребление в речи слов, обозначающих действия (глаголов) и качества предметов (прилагательных).
-Закреплять представление о геометрических фигурах, в счете до 5.
-Формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме при составлении диалога из предложений в игровой ситуации.
-Закрепление знаний по правилам безопасного поведения на дороге.
Образовательные области: Коммуникация, Безопасность, Социализация, Познание, Физическая культура.
Материалы и оборудование: Кукла, предметы комнатной мебели, мягкие игрушки кошка и собака, макет  дорожного полотна, дидактическое пособие по дорожным знакам, пластмассовые продукты питания.
Ребята сидят за столами.  Здороваются на русском и татарском языках.  Приветствие воспитателя.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в гости пришла кукла Маша. Дело  в том, что Маша выросла и у нее появилась своя собственная комната, в которой необходимо расставить все, что необходимо, и она просит ей помочь. Ребята поможем!
Дети: Да.
Игра: Игра «Расставь мебель»
Воспитатель приглашает дошкольников и задает вопрос: «Что необходимо поставить  в комнату Маши? Ребенок выбирает предмет, называет его, обозначает действие и качества предмета. Воспитатель задает вопросы: А на какую геометрическую фигуры похож этот предмет мебели? И просит всех детей показать ту геометрическую фигуру, на которую похож данный предмет. После этого ребенок размещает данный предмет мебели на макете комнаты. Дальше воспитатель спрашивает других детей, до тех пор, пока комната не будет заставлена предметами мебели. По окончанию воспитатель задает вопрос: А как можно назвать все эти предметы общим словом? Давайте посчитаем, сколько здесь всего предметов мебели расставлено? А теперь,  возле каждого из вас лежат счетные палочки, выложите мне столько палочек, сколько и предметов мебели, которые мы посчитали.
Молодцы.
Ответы детей.
Физкультминутка
После проведения физкультминутки ребята садятся на свои места.
Воспитатель: Ребята посмотрите в гости к Маше пришли ее друзья, ребята: Кто это?
Дети: Акбай и Мяу.
Воспитатель: Ребята вы же знаете, что наши друзья, когда к нам приходят в гости, то они общаются на татарском языке, давайте угостим наших гостей.
Дидактическая игра: «Накорми гостей» (игра проводится с элементами татарского языка в устной форме при составлении диалога в игровой ситуации).
Балалар:  Исәнмесез Акбай и Мяу, Хәлләр ничек? 
Акбай и Мяу: Исәнмесез,  Әйбет.
Балалар: Акбай кил монда?
Балалар: Мә Акбай ипи аша.
Акбай: Рәхмәт. Ипи тәмле.
Балалар: Мяу кил монда.
Балалар: Мә Мяу чәй эч.
Мяу: Рәхмәт. Чәй тәмле.
Балалар: Мә Акбай  сөт эч.
Акбай: Рәхмәт. Сөт тәмле.
Балалар: Мә Мяу  алма аша.
Мяу: Рәхмәт. Алма  тәмле.
Воспитатель: Молодцы ребята угостили мы наших гостей.
Воспитатель: Ребята мне наши гости сказали, что хотят погулять с нами, давайте встанем парами и пойдем на улицу.
Дети встают парами.
Воспитатель: Вот мы вышли на улицу. Ребята смотрите дорога, которую нам нужно перейти.
Дидактическая игра: «Правила безопасного поведения  на дороге» ( использование макета дороги и карточек со знаками дорожного движения).
Воспитатель: Ребята вот мы вышли из нашего садика и оказались прямо возле дороги, что же мы теперь будем делать, ведь нам надо обязательно перейти дорогу.  Ребята, а где и как надо переходить дорогу? Ответы детей: Там где есть светофор, по зебре. Правильно, а на какой свет мы будем переходить наш светофор? Ответы: зеленый. А что мы будем делать на красный? На желтый? Ответы детей: ждать, приготовиться. Молодцы справились с этим тяжелым заданием.  Но на улице встречаются не только светофоры, а еще многие другие дорожные знаки. Они рассказывают о том какова дорога, как надо ехать, что разрешается и чего нельзя делать. Каждый знак имеет свое название и установлен в таком месте, где он необходим. Обсуждение карточек с дорожными знаками.
Ребята у меня к вам еще один вопрос: Можно ли играть на дороге? Где должны играть дети? (ответы детей) Можно ли останавливаться на дороге?  Что может случиться с тем, кто нарушает правила поведения на дороге? (ответы детей).
Вот и перешли мы дорогу. Со всеми заданиями мы справились, все это вы знаете, мы с вами это только повторили и закрепили. Но пока вы еще маленькие и должны ходить по улице только с мамой и папой. Будьте внимательны на улице, обращайте внимание на дорожные знаки и никогда не нарушайте их.
Воспитатель глядя на часы: Ребята сколько уже времени, мы очень долго гуляем и нашим друзьям пора домой.
Прощание с  Акбаем и Мяу на татарском и русском языках.
Воспитатель: Ребята мы сегодня с вами столько много разных дел сделали давайте напомним  нашей кукле Маше, чем мы сегодня занимались.
Обсуждение.
Вопросы: «Что мы сегодня делали? «Кому мы помогли?» «Что было для вас самым трудным?» «Самым интересным?» «Со всеми ли заданиями мы справились?» и т.д.
Прощание с Машей.