Статья на тему: Совместная работа логопеда и родителей по устранению нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи


Статья на тему: «Совместная работа логопеда и родителей по устранению нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»
Теоретико-методологические основы деятельности логопеда, комплексный подход к обучению и воспитанию речи старших дошкольников предполагают не только традиционные, но и инновационные формы работы.
Важнейшей задачей подготовки к обучению грамоте в дошкольных образовательных учреждениях является развитие речи воспитанников. Эта задача имеет широкое социальное значение: развитая речь ребенка позволит ему свободно общаться с окружающими его людьми, что немаловажно для успешного формирования социально активной языковой личности дошкольника.
В работе по развитию речи главное место принадлежит субъектно-субъектным отношениям между ребенком и педагогом и родителями в процессе реализации которых используются методы коррекции речевого развития детей.
В связи с этим поиск оптимальных условий устранения нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с использованием совместной работы логопеда и родителей.
Наиболее обоснованные модели порождения речи описаны в трудах А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия, Е. Ф. Соботович, Л.С. Выготского и др.
Психолингвистический подход к изучению данной проблемы позволил разработать психолого-педагогические условия устранения нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Проблема развития речи поднималась в трудах лингвистов и психологов Л. И. Божович, Б. Ф. Бабаева, М. В. Гомезо, Л. С. Житченко А. Н. Морозова, М. В. Матюхина, Д. Б. Эльконин и др.
Несформированность звукопроизношения, фонетико-фонематического
восприятия отмечается у детей с педагогической запущенностью, задержкой психического развития с интеллектуальной недостаточностью, что оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа по устранению нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, дальнейшему усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации детей.
Однако вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития звукопроизношения, фонетико-фонематического восприятия у старших дошкольников в дошкольных образовательных учреждений, на сегодняшний день недостаточно разработаны.
В специальной литературе есть методические и теоретические рекомендаций посвященные данной проблеме, но практика показывает, что 40% выпускников ДОУ не готовы к обучению грамоте, звуко-буквенному анализу.
Учеными Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Р.И. Лалаевой и др. выявлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для коррекции звукопроизношения и воспитания особой высшей формы фонематического слуха – фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.
Анализ литературы показал, что исследователи (психологи, лингвисты, психолингвисты), изучавшие разные аспекты языка, речи, речевой деятельности, четко дифференцируют эти понятия (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.П. Блонский, Л.П. Якубинский, М.М. Бахтин, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.М. Шахнарович, И.А. Зимняя и др.).
Речевые особенности детей исследовали Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Т.В. Рябова, Р.Е. Левина, А.Ф. Спирова, А.Ф. Ястребова и др.
Учеными выявлено, что речевая деятельность — это процесс словесного общения с целью передачи я усвоения общественно - исторического опыта, установления коммуникации (общения, а на основе общения и воздействия на собеседника), планирования своих действий.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи определяется как - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Под формированием произносительной стороны речи старших дошкольников мы понимаем правильное произношение всех звуков родного языка, а под фонематическим восприятием - специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
Особенности звукопроизношения и фонематического восприятия старшего дошкольника с ФФН изучали Р.Е. Левина, Н.Х. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р. Лурия, Т.А. Ткаченко, Г.А. Каше, А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова и др.
Учеными выявлены следующие особенности звукопроизношения детей с ФФН, которое проявляется в следующих характеристиках: отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков; замены группы звуков диффузной артикуляцией; нестойкое употребление звуков в речи; искажённое произношение одного или нескольких звуков.
Также выявлены особенности фонематического восприятия детей с ФФН: недостаточная сформированность фонетико-фонематического восприятия (узнавание звуков по их акустическому признаку); общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными); отставание речевого развития в 30% случаев связано с задержкой интеллектуального развития, при котором имеет место несформированность высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления), которые определяют развитие компонентов речи (лексической, грамматической, фонетической).
Анализ практического опыта устранения нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи показал, что учеными Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко разработана система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФНР включающая коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте. Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной и др. создана коррекционно-развивающая программа «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей». Ученые в коррекционной работе по формированию звукопроизносительной стороны речи и развитию фонематического восприятия обучении выделяют три этапа: артикуляторный (подготовительный), дифференцировочный, формирование звукового анализа и синтеза.
Изучение практического опыта логопедов-практиков (Г.А. Ванюхиной Е.Е. Шориной, Г.Ю. Обоскаловой, М.А. Васильевой, Т.Ю Самариной и др.) работающих с детьми дошкольного возраста, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи выявило следующие формы работы с родителями: коллективные (групповые родительские собрания, консультации, семинары, фронтальные открытые занятия, библиотека игр и упражнений, речевые праздники и др.); индивидуальные (анкетирование, беседа, опрос (выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между логопедом, родителями и детьми и т.д.), индивидуальные практикумы (по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми), посещение занятий логопеда, тетрадь для домашних заданий (или тетрадь взаимосвязи логопеда и родителей) и др.; наглядные (речевой уголок, экран звукопроизношения, дневнички, прайс-листы, папка-передвижка и др.). С учетом толкования понятий «звукопроизношение», «фонематическое восприятие» старшего дошкольника (о чем было сказано в теоретической части исследования) определена структура (критерии, показатели) звукопроизношения и фонетико-фонематического восприятия детей дошкольного возраста с ФФН, включающая: речевую моторику (мимической мускулатуры и артикуляционной моторики; звукопроизношение (произношение звуков изолированно, в словах); фонематическое восприятие (повторение слогов и слов с оппозиционными звуками).Для диагностики сформированности произносительной стороны речи и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста использовались адаптированные нами методы и диагностические задания, предложенные Р.И. Лалаевой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Н.В. Нищевой, измеряющие все структурные компоненты звукопроизношения и фонетико-фонематического восприятия детей дошкольного возраста с ФФН. Охарактеризованы уровни сформированности произносительной стороны речи и фонематического восприятия старших дошкольников: высокий, средний, низкий.