Система работы учителя истории Краснослободского отделения МБОО СОШ №2 г.Суража Васенко С.Н. Организация исследовательской деятельности учащихся

-3-

Введение

Основываясь на теориях М.М. Батхина, К. Роджерса, А. Маслоу, Я. Каменского и др., которые признают, что природное начало в человеке обладает «самостоятельной и самодвижущей» силой, проблема познавательной самостоятельной деятельности создаёт предпосылку для творческого саморазвития человека. Современная концепция обучения творческого саморазвития опирается на новую парадигму образования – научить учащихся работать с информацией, уметь анализировать и применять её в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях. Поэтому процесс обучения должен непосредственно стать ориентиром на саморазвитие личности.
Творческому самоанализу личности согласно современным дидактическим теориям способствует проблемное или эвристическое обучение, исследовательская деятельность, которые позволяют в большей степени социальные внешние цели перевести во внутренний смысл каждого ученика, чтобы приблизить содержание образования к личностно-значимому, а значит повышать его качество.
Метод проблемного обучения известен с древних времён. Исследовательский метод в образовательном процессе изучен недостаточно, а значит и применяется он не в полной мере. Поэтому в качестве самообразования я взяла тему «Использование исследовательского метода на уроках истории» с целью повышения творческой самореализации учащихся.
Объектом моей педагогической деятельности является повышение качества образования учащихся по истории. Предмет деятельности – это организация исследовательской деятельности учащихся по истории. Условия – повышение качества образования.
Актуальность данной темы заключается в том, что исследовательская деятельность на уроках через методы исследования в большей мере соответствует переходу на новый тип обучения – самостоятельной работе с информацией и новой модели образования в системе личностно-развивающего обучения.
История – гуманитарная наука, и преподавание её имеет целый ряд особенностей. Здесь многое зависит от личности учителя, его общей эрудиции, профессиональной подготовки, увлечённости предметом и умения работать с классом. Закономерности процесса преподавания истории раскрываются на основе объективных связей, существующих между образованием, развитием и воспитанием учащихся. Основной стержень этого процесса – учение школьников.
Главный элемент содержания исторического образования – это знания. Они концентрируют в себе социальный опыт человечества и нужны для правильного понимания многообразия, сложности и противоречивости событий и явлений современной жизни. Таким образом, обучение истории в общеобразовательной школе призвано не просто дать учащемся сумму знаний, а вооружить их правильным, научным пониманием закономерностей общественного развития, сформировать прочные взгляды и убеждения, критическое отношение к разным
-4-
идеологиям и морали, развивать творческое мышление, выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
Современный работодатель заинтересован в таком работнике, который:
умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения);
обладает критическим и творческим мышлением;
владеет богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний.
В Концепции модернизации российского образования установлены требования к отечественной системе образования: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству. Отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Современное общество находится на пути в новой цивилизационной ступени – информационному обществу. Это предъявляет новые требования, прежде всего к образовательному процессу и поэтому, образование в первую очередь должно собрать воедино современно социально значимые ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему. Главной задачей школы сегодня является формирование системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности обучающихся.
Выделяются следующие современные требования к уроку истории:
1. Соответствие содержание урока уровню развития исторической науки и задачам воспитательной работы.
2. Чёткость целей урока в неразрывном единстве образовательных, воспитательных и развивающих задач. Учитель мотивированно может уделить преимущественное внимание какому-то одному аспекту урока, исходя из особенностей его содержания, уровня знаний и умений класса, но при этом должны быть в той или иной степени реализованы и другие его аспекты.
3. Определение главного, существенного для каждого урока, с тем чтобы оно было понято и усвоено всеми учащимися класса. В настоящее время определение существенного для каждого отдельного урока является ключевой проблемой. Определение существенного требует от учителя установления ценностей и значительности различных элементов материала учебной программы в целях развития личности в процессе обучения с учётом реальных условий в каждом классе.
4. Целесообразный выбор средств и методических приёмов для каждой части урока.
5. Организация активной познавательной деятельности учащихся. При этом урок должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей единой логикой развёртывания деятельности учителя и учащихся.
При проведении урока любого вида необходимо обеспечить его тематическую целостность и законченность, т.е. органическое единение всех
-5-
его элементов (проверка знаний, повторение, изучение нового материала и т.д.). Вместе с тем определённую завершённость в раскрытии темы урока, связь каждого данного урока с предыдущими и последующими.
Важным требованием к уроку является умение учителя обеспечить мотивацию учения, т.е. вызвать у учащихся интерес к содержанию и методам работы, создать на уроке творческую, эмоциональную атмосферу.
Подготовка учителя к уроку должна опираться как на всесторонний анализ программы, где сжато сформулированы цели и задачи истории, как школьного учебного предмета в целом и каждого её курса, так и на знание всех компонентов содержания учебника.
Готовясь к уроку по данной теме, учитель прежде всего определяет его цели.
Для активизации познавательной деятельности надо выбирать методические приёмы, соответствующие содержанию учебного материала и уровня развития учащихся, постепенно усложняя их из урока в урок, добиваясь необходимого уровня развития учащихся и их умений, отмеченных программой для данного класса.
Подготовка учителя к уроку завершается составлением его плана в котором записываются: тема, цели, дидактическое оборудование, структурные элементы урока. В плане урока обязательно отмечается обратная связь от учащихся к учителю в виде предлагаемого ответа на проблемный вопрос, поставленный в начале урока или его части, хода обсуждения выполненного письменного задания, общего вывода из содержания урока и т.д.
Определяя домашнее задание, учитель не только должен указать номер очередного параграфа, но обязательно разъяснить, на что в содержании учебника и иллюстративного материала надо обратить особое внимание, на какие вопросы подготовить ответы, что следует твёрдо запомнить, какую литературу можно дополнительно почитать по содержанию урока и т.д.
Каждая учебная ситуация на уроке планируется с обязательным указанием её времени. Особенно чётко по времени должны планироваться демонстрации наглядных средств обучения.
Полноценный урок отличается реализацией в единстве задач образования, воспитания и развития учащихся.
Таким образом, происходит изменение требований к работе учителя: от умения транслировать и формировать программный объём знаний – к умениям решать творческие задачи, формировать многомерное сознание, развивать способности к самореализации. В связи с этим учитель всё большей степени становится не предметником и методистом, а феноменом нового типа обучения и воспитания.








-6-

Проблемные, исследовательские методы в образовательном процессе

Метод деятельности – это способ её осуществления, который ведёт к достижению поставленной цели. Выбирая верный метод, мы уверенно и кратчайшим путём получаем желаемый результат.
Человечеством накоплено множество методов деятельности. Но непрерывное усложнение задач и появление новых возможностей требует постоянного обновления методов. Это имеет прямое отношение к обучению.
Было установлено, что проблемно-исследовательская деятельность действительно обеспечивает самостоятельность в достижении знаний, а также получение прочных, оперативных знаний и умений, но вместе с тем, она требует больших усилий и много времени для получения этих результатов.
Метод характеризует деятельность с позиций процесса, поэтому метод – процессуальная характеристика деятельности. Но не любой процесс есть метод. Метод выступает нормативной моделью процесса деятельности, определяя, как нудно действовать наиболее рациональным и оптимальным образом в процессе решения соответствующих задач.
Взаимосвязанные деятельность обучения – преподавание и учение – сложны и противоречивы, поэтому трудно найти единое логическое основание для классификации многочисленных методов. Этим объясняется тот факт, что в существующих классификациях за основу берутся отдельные стороны процесса обучения.
Различные подходы к классификации метода обучения связаны с выбором разных оснований, отражающих аспекты их изучения:
Перцептивный подход (Е.Я. Голант, Н.М. Верзилин, С.Г. Шаповаленко и др).
Управленческая концепция (М.А. Данилов, Б.П. Есипов).
Логический подход (А.Н. Алексюк).
Гностический подход (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).
Кибернетический подход (Т.А. Ильин, Л.Н. ланл и др.).
С моей точки зрения, более рациональной и обоснованной является классификация методов, предложенная И.Я. Ларнером и М.Н. Скаткиным. Согласно их классификации – основанием выбора метода является характер познавательной деятельности учащихся, согласно которому методы обучения подразделяются на информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские.
Классификация И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина разработана в соответствии с концепцией содержания образования. Авторы считают, что каждому элементу содержания образования соответствуют свои методы обучения. Они определяют их как сумму последовательных действий учителя, организующих и обуславливающих познавательную и практическую деятельность учащихся по освоению всех элементов содержания образования для достижения целей обучения. В системе общедидактических методов обучения И.Я. Ларнер и М.Н.
-7-
Скаткин выделили две группы: репродуктивные (информационно-рецептивные и собственно репродуктивные) и продуктивные (проблемное изложение, эвристические, исследовательские). Специфика этих методов обучения, связанная с деятельностью учителя (преподавание) и деятельностью учащихся (учение), представлена в таблице.
Методы обучения и характер деятельности учителя и учащихся
(по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину)

1
2
3

Метод обучения
Деятельность учителя
Деятельность учащегося

1. Информационно-рецептивный метод
Предъявление информации (учителем или заменяющим его средством). Организация действий ученика с объектом изучения.
Восприятие знаний. Осознание знаний. Запоминание (преимущественно произвольное).

2.
Репродуктивный метод
Составление и предъявление задания на воспроизведение знаний и способов умственной и практической деятельности. Руководство и контроль за выполнением.
Актуализация знаний. Воспроизведение знаний и способов действий по образцам, показанным другими (учителем, техническими средствами). Произвольное и непроизвольное запоминание (в зависимости от характера задания).

3.
Метод проблемного изложения
Постановка проблемы и раскрытие доказательного пути её решения.
Восприятие знаний. Осознание знаний и проблемы. Внимание к последовательности и контроль над степенью убедительности решения проблемы. Мыслительное прогнозирование очередных шагов логики решения. Запоминание (в значительной степени непроизвольное).

4.
Эвристический метод
Постановка проблем. Составление и предъявление заданий на выполнение отдельных этапов решения познавательных и практических проблемных задач. Планирование шагов решения. Руководство деятельностью уч-ся (корректировка и создание проблемных ситуаций)
Восприятие задания, составляющего часть задачи. Осмысление условий задачи. Актуализация знаний о путях решения сходных задач. Самостоятельное решение части задачи. Самоконтроль в процессе решения и проверка его результатов. Преобладание непроизвольного запоминания материала, связанного с заданием. Воспроизведение хода решения и его самостоятельная мотивировка.

5.
Исследовательский метод
Составление и предъявление проблемных задач для поиска решений. Контроль за ходом решения.
Восприятие проблемы и самостоятельное усмотрение проблемы. Осмысление условий задачи. Планирование этапов исследования (решения). Планирование способов исследования на каждом этапе. Самоконтроль в процессе исследования и завершения. Преобладание непроизвольного запоминания. Воспроизведение хода исследования, мотивировка его результатов.


Исследовательский метод обучения предусматривает творческий поиск учащимися знаний. Этот метод используется главным образом для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять полученные умения и навыки в жизни.
Главные недостаток этого метода состоит в том, что требует значительных временных затрат.
Исследовательский метод в учебно-познавательной деятельности учащихся обеспечивает теоретическое обобщение явлений и событий и создаёт реальную ситуацию обеспечения школьника субъективной позицией в отношении изучаемых явлений, событий и т. д., что в конечном счёте позволяет реализовать рефлексивную задачу обучения.
Исследование позволяет освоить материал на теоретическом, обобщающем уровне и даёт реальную возможность в самостоятельном его применении при решении большого круга частных задач.
Исследовательский метод способствует обучению содержательного анализа материала и альтернативному проектированию (синтезу) реальных событий, фактов, общественных явлений. Это позволяет выработать у учащихся содержательную рефлексию, которая является основным механизмом собственно активного продвижения ученика к учебно-познавательной деятельности (В.В. Давыдов).
Исследовательский метод позволяет включать школьников в сферу знаний, облегчать проблемы при презентации знаний, которые немыслимы без переживаний личности, событий и явлений истории действительности. Только в этом случае ученик получает живое, личностное, персональное, пристрастное знание, которое побуждает его к действию. Такое знание повышает духовно-нравственную компоненту содержания образования. Об этом писал П.И. Зинченко: «Для того, чтобы мысль стала подлинным приобретением личности, необходимо, чтобы она не только отразилась в сознании в своём объективном значении, но и приобрела для личности определённый смысл. Такое условие возможно тогда когда знание не только понимается, но и сознаётся личностью в связи с определёнными её потребностями, интересами, стремлениями, чувствами. Знания открываются тогда как бы не только разуму, но и сердцу. Такое условие является подлинным знанием: оно становится, как говорил Ушинский, «духовной силой», благодаря которой личность начинает иначе смотреть на мир, иначе чувствовать, иначе желать и действовать»
В исследовательский метод входят методические приёмы или техники обучения. К ним можно отнести:
обучение приёмам наблюдения;
обучение приёмам создания образа;
формирование умения выделять главное в событиях, явлениях;
формирование умения проводить сравнение;
формирование умения обобщать;
-9-
формирование умений синтеза, проектирования, моделирования;
формирование умения вероятностного, альтернативного осмысления событий и явлений;
обучение умению планировать познавательную деятельность и др.
Исследовательская деятельность учащихся на уроках истории является продуктивной деятельностью, т.к. она помогает учащимся освоить явления и события на теоретическом обобщённом уровне, учит осмыслению понятий и что немаловажно переживанию явлений и событий, которые делают знания личностными и в целом развивают рефлексивную сферу человека.





































-10-

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения

Сущность учебно-исследовательской деятельности учащихся
в процессе обучения

Учебная деятельность – это система действий (умственных и практических), осуществление которых обеспечивает усвоение знаний, овладение умениями и навыками, применение их к решению различных задач. Основные функции учебной деятельности:
познание окружающего мира, усвоение накопленных человечеством знаний;
преобразующая – в ходе усвоения знаний учащиеся учатся их преобразовывать, переосмысливать, применять к решению разнообразных задач. Школьники самостоятельно перестраивают полученные знания, добывают новые.

При определённой организации обучения учебная деятельность осуществляется как собственно исследовательская деятельность. Учебную и исследовательскую деятельность сближает то, что в их основе лежат одни и те же законы мышления. Американский психолог Дж. Брунер писал: « умственная деятельность везде является той же самой, на переднем ли фронте науки или в 3 классе школы. Деятельность учёного за письменным столом или в лаборатории, деятельность литературного критика при чтении поэмы – это деятельность того же порядка, что и деятельность любого человека, когда тот занят подобными вещами, если перед ним стоит задача достигнуть понимания определённых явлений. Различие здесь в степени, а не роде».

Исследовательская деятельность учащихся играет огромную роль в современных школьных программах.
Можно выделить следующие функции исследовательской деятельности в различных образовательных учреждениях:

- в дошкольном образовании и начальной школе - сохранение исследовательского поведения воспитанников и учащихся как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности;

- в основной школе – развитие дидактического и методического обеспечения учебной деятельности средствами реализации исследовательских проектов как способа обновления содержания образования;




-11-
- в старшей школе – развитие исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения в старшей школе.

Слово «исследование» означает извлечение чего-либо из «следа», т.е. восстановление некоторого порядка вещей по косвенным признакам, случайным предметам. В нём заложено представление о способности личности анализировать факты и прогнозировать ситуацию. Поэтому суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов.
Можно выделить разновидности исследовательской деятельности учащихся: учебную исследовательскую деятельность учащихся, организуемую и проводимую под контролем учителя, организуемую для развития навыков исследования и научно-исследовательскую деятельность учащихся.
Научная исследовательская деятельность учащихся – это в значительной мере их самостоятельная деятельность. Она предполагает в первую очередь умение работать с различными источниками информации. Научную исследовательскую деятельность способен выполнять учащийся, у которого уже полностью сформированы навыки проведения учебного исследования. Главная цель научно- исследовательской деятельности учащихся - производство новых знаний. Проводить научно-исследовательскую деятельность способны старшеклассники. Я работаю в основной школе, поэтому я занимаюсь организацией и проведением учебного исследования, которое в свою очередь готовит учащихся к научному исследованию в 10-11 классах.
В течение девяти лет педагогической деятельности я использовала и совершенствовала организацию и проведение учебной исследовательской деятельности учащихся.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, новых для учащихся знаний или способов деятельности.
Известно, что многие дети, как и взрослые, отличаются хорошей памятью, умением быстро решать возникающие задачи, находить причины различных явлений и др. Большинство этих качеств развиваются в учебной исследовательской деятельности, организованной на основе поиска.
С точки зрения развивающего эффекта исследовательская деятельность располагает большим потенциалом. Ещё Н.Н. Баранский призывал перенести нагрузку с памяти ученика на мышление.
Цели учебно-исследовательской работы учащихся:
Создание условий для развития творчества учащихся, самоопределения и самореализации, приобретение учащимся функционального навыка исследования
-12-
как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.
Не менее важная цель – повышение качества исторического образования. В ходе учебного исследования учащиеся не только овладевают способами исследовательской деятельности. Имеет значение познавательный результат работы, сознательное освоение новой информации, ранее неизвестной.

Для реализации поставленных целей решаются следующие задачи:

Сформировать у учащихся интерес к познанию мира, к выявлению сущности процессов и явлений науки, техники, искусства, природы, общества, к учебно-исследовательской деятельности.
Развивать у школьников умения и навыки, необходимые для проведения учебно-исследовательской деятельности; способности к самостоятельному творческому мышлению; умения использовать полученные знания на практике.
Способствовать мотивированному выбору профессии
Функции учителя
при организации учебно-исследовательской деятельности учащихся
активное включение ребёнка в поисковую исследовательскую деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;
организация совместной деятельности, партнёрских отношений;
обеспечение диалогического общения не только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе добывания новых знаний.
Цель деятельности педагога должна согласовываться с деятельностью ученика, содержание деятельности педагога служить основой для деятельности учащихся, формы и методы действия педагогов – обуславливать значимые формы и методы действий учащихся. Для того, чтобы направлять школьников, учитель должен быть участником общего учебного процесса.
Реализация выше обозначенных функций требует от учителя изменения характера и содержания подготовки к учебным занятиям. В центре внимания учителя становится не объяснение нового материала, а поиск приёмов эффективной организации учебной исследовательской деятельности учащихся по добыванию знаний. Учитель должен продумывать содержание деятельности учащихся на предстоящий период работы, предвидеть
-13-
возможные затруднения и пути выхода из них., подбирать методы обучения с учётом индивидуальных особенностей учеников
Учебную исследовательскую деятельность учащихся можно организовывать как на уроке, так и во внеурочное время, во внеклассной деятельности:

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Основные виды учебно-исследовательской
деятельности учащихся

Аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений.

Проблемный: аналитическое сопоставление данных различных источников с целью освещения проблемы и проектирование вариантов её решения.


-14-
Диагностико-прогностический: изучение, отслеживание и прогнозирование качественных и количественных изменений явлений, процессов.


Эксперементально-исследовательский: проверка предложения о подтверждении или опровержении результатов.


Проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта – особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

При организации исследовательской деятельности учащихся необходимо так организовывать работу, чтобы дети ненавязчиво усваивали бы процедуру исследования, последовательно проходя все его основные этапы:

- мотивация исследовательской деятельности;
- постановка проблемы;
- сбор фактического материала;
- систематизация и анализ полученного материала;
- выдвижение гипотез;
- проверка гипотез;
- доказательство или опровержение гипотез.

Умения, необходимые при организации учебной исследовательской деятельности

Умения организовывать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).

Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации).


Умение работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части, умение выделить главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план, определение, вывод, формулирование вывода, конспект, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, выступление и заключение).



-15-

Умение представить результат своей работы (формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика).


Условия формирования учебных исследовательских умений учащихся

Мотивированность.
Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ самореализации и самосовершенствования.

Целенаправленность и систематичность.
Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в урочной и внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал различных уроков, а также окружающего мира с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

Творческая среда.
Учитель должен способствовать созданию творческой атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

Психологический комфорт.
Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допускать ошибку, воздерживаться от негативных оценок.

Личность педагога.
Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

Учёт возрастных особенностей.
Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование должно быть посильным, интересным и полезным.

При организации учебно-исследовательской деятельности учащихся используются квази-исследовательские методы. Понятия даются не в
-16-
готовом виде, не в форме определений, а с решением учебно-практических задач. Идёт переход от умений к знанию, а затем к навыку. В науке по исследуемым учащимися проблемам всё уже открыто, но процесс обучения строится таким образом, что ребёнок подходит к «открытию открытого»
Идея усиления исследовательского, поискового характера обучения соответствует не только сущности многих современных образовательных
технологий, основанных на организации активной познавательной деятельности учащихся, но и идее многих психологов и педагогов о модели учебного процесса как системы решения познавательных обучающих задач. На их основе строится изучение темы урока по логическим частям. Развёртывание учебного процесса в этом случае идёт от решения одной образовательной задачи к следующей, составляющей с ней содержательное единство. В основе такой организации учебного процесса лежит система упражнений по освоению приёмов исследовательской деятельности. Повторяемость способов решения учебных задач способствует их закреплению, хотя успешность усвоения зависит от затрат учебного времени, которым располагает учитель.
В настоящее время уже недостаточна ориентация учебного процесса на человека, имеющего знания, но не умеющего использовать их с наибольшей эффективностью. Ориентация учебного процесса на исследовательскую, поисковую деятельность школьников обеспечит возможность такого применения.

























-17-

2.2 Техники по реализации исследовательских методов в учебно-исследовательской деятельности учащихся.

По объёму осваиваемой методики исследования можно выделить уроки с элементами исследования и уроки исследования.
На уроках с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные исследовательские приёмы, составляющие исследовательскую деятельность. По содержанию элементов исследовательской деятельности уроки такого типа могут быть различными, например:
- уроки по выбору темы или метода исследования;
- уроки по формированию умения ставить цель исследования;
- уроки с применением эксперимента;
- работа с источниками информации;
- заслушивание информации;
- защита рефератов и др.
На уроках исследованиях учащиеся овладевают методикой научного исследования, осваивают этапы научного познания.
По уровню самостоятельности учащихся, проявляемой в исследовательской деятельности, уроки-исследования могут соответствовать:
- начальному уровню (урок «Образец исследования», продвинутому уровню урок «Исследование», высшему уровню урок «Собственно исследование»).
Усвоение учащимися исследовательских знаний и умений должно проходить поэтапно, с постепенным увеличением степени самостоятельности учащихся, их учебной исследовательской учебной деятельности.
В структуре урока-исследования выделяется несколько этапов, которые соответствуют общему алгоритму исследовательской деятельности:
- актуализация знаний;
- мотивация;
- создание проблемной ситуации;
- постановка проблемы исследования;
- определение темы исследования;
- формулирование цели исследования;
- выдвижение гипотез;
- проверка гипотезы;
- интерпретация полученных данных;
- вывод по результатам исследовательской работы;
- применение новых знаний в учебной деятельности;
- подведение итогов урока;
- домашнее задание.
На уроках-исследованиях могут быть использованы следующие учебные приёмы: определение темы и цели исследования; формулировка и
-18-
отбор полезных гипотез; планирование эксперимента; анализ планируемых опытов; планирование результата; проведение эксперимента; составление таблиц, графиков, диаграмм для выявления закономерностей, обобщений; решение исследовательских задач; систематизация полученных результатов исследования; формирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований; написание творческого сочинения и т.д.
Уроки с элементами исследования и уроки-исследования позволяют вывести деятельность учащихся на более высокий уровень их самостоятельной деятельности, при котором учитель выполняет роль консультанта, а ученики сами добывают знания.
При организации учебного исследования на уроке я часто использую исследовательские задачи. Решение исследовательской задачи, как и проблемной, в основном проходит те же стадии:
Анализ ситуации и постановка проблемы. (Что известно, что не известно, что нужно узнать).
Попытка решения проблемы известным способом или поиск нового способа решения путём выдвижения гипотезы (предположений) или нахождение нового способа решения путём догадки.
Проверка правильности найденного объяснения (чаще всего – поиск аналогии).
Использование аналогии основано на приёме сравнения по сходству характеристик особенностей объектов, явления или фактов, определяющих эти особенности. Для этого вначале нужно определить известный учащимся сюжет, соответствующий решаемой задаче, и выяснить:

А) при изучении какой темы встречались с такой же ситуацией или с таким объектом?

Б) как мы объяснили причины его изменения (образования)?

В) можно ли подобным образом объяснить особенности нового объекта?

Г) чем объяснить причины изменения (образования) изучаемого объекта?

В учебном исследовании, как и в научном, велика роль гипотезы – предположения об условиях протекания каких-либо процессов и явлений. Гипотеза, как метод науки, обычно предположительна и поэтому, как правило, нуждается в проверке. Учить выдвижению гипотезы можно с помощью познавательных вопросов, обучая их постановке. Сначала учащимся нужно объяснить, что такое познавательный вопрос и зачем он необходим. Опыт показывает, что простого требования ставить вопросы по карте или тексту учебника недостаточно. Оно стимулирует лишь выяснение фактического материала, иногда особенностей изучаемого. Нужны вопросы «Почему», «Чем объяснить», свидетельствующие о понимании самого главного в теме.

-19-
Современный урок истории немыслим без документов, исторических первоисточников, произведений выдающихся историков. Работа с историческими источниками способствует углублению и конкретизации знаний школьников, активизации процессов их мышления и воображения в силу необходимости реконструировать минувшее. Возможность непосредственно познакомиться с присущими историческим памятникам языком, символикой, знаменательными событиями прошлого имеет большое значение для пробуждения и развития интереса учащихся к истории. Работу с историческими источниками можно организовать в форме учебного исследования.
Проведение исторического исследования с помощью источников я начинаю с 5 класса и постепенно усложняю её по мере развития возрастных и познавательных возможностей учащихся. Сначала учебное исследование с одним источником (документ, произведение искусства ) организуется под руководством учителя. Затем плавно происходит переход к самостоятельному рассмотрению, анализу содержания нескольких источников. Постепенно исторические материалы становятся для учащихся в прямом смысле источником знаний об отдельных событиях, процессах, исторических деятелях и т.д.

Источники, которые можно использовать для проведения учебного исследования:

отрывки из произведений историков, философов, учёных прошлого;
мемуары, дневники современников, очевидцев исторических событий;
фрагменты из современной научной, научно-популярной, художественной литературы;
фрагменты документов (нормативных, программных, международных, правовых и др.);
газетная информация и публицистические материалы;
справочные, статистические материалы;
наглядные средства обучения.
В современных учебниках по истории содержатся разные исторические источники. Но часто учителю приходится самому дополнять эту источниковую базу, привлекая тексты из хрестоматий, изобразительные материалы и т.д.
В современных исследованиях расширяется круг требований к отбору исторических источников для проведения учебного исследования. Наряду с основными дидактическими требованиями (связь с содержанием учебной программы, доступность, информационная насыщенность, образность и эмоциональность) предлагается использовать такие критерии, как многоаспектность (отражение политической и экономической истории, развития материальной и духовной культуры), диалогичность (отражение различных ценностных систем прошлого, взглядов, позиций), интегративность (создание основы для целостного восприятия исторической эпохи, события, личности).

-20-
Таким образом, учебная исследовательская работа учащихся с различными источниками знаний проходит более успешно, если в её основе лежит
конкретная программа действий ученика, выстроенная в соответствии с определённой дидактической задачей, содержанием учебного материала, с учётом подготовленности ученика к работе с историческими источниками.
Подбирать источники к уроку для проведения исследования я стараюсь таким образом, чтобы они отражали различные, подчас противоположные взгляды на проблему. Это позволяет учащимся сформировать личное мнение, выработать своё собственное отношение к рассматриваемой проблеме.
Развивающее обучение обеспечивает реализацию индивидуального подхода к ученикам с учётом уровня их умственного развития. Поэтому при проведении учебного исследования с различными источниками целесообразно организовывать эту работу нескольких уровней, минимум двух.

1 уровень: выписать основные понятия, определения, выводы, ответить на поставленные вопросы, заполнить таблицу, используя данные источника, составить план, т.е. простые исследовательские задания;

2 уровень: познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления разных точек зрения, положений нескольких документов, выявление линий сравнения изучаемых явлений, составление сравнительных таблиц, логических цепочек, обсуждение дискуссионных проблем, появившихся в ходе учебного исследования , т.е. исследовательские задания более высокого уровня.
Использование учебных заданий двух типов – простых и творческих позволяет более полно выявлять познавательные возможности учащихся как бы в двух различных направлениях: горизонтальном, фиксирующем динамику усвоения материала, и вертикальном, дающем картину развития ученика, её динамику под влиянием обучения.

В своей практике работы с источниками, при организации учебного исследования учащимися, я пользуюсь следующими методами:

- Метод последовательно-текстуального исследования источников. Этот метод включает реализацию четырёх основных ориентиров, составляющих алгоритм действий учащихся.
1. Выделение основополагающих идей и положений, формулирование вопросов на выяснение сущности.
2. Работа над вопросами, поставленными самими авторами источников, выработка на них ответов.
3. Анализ упомянутых автором фактов, событий, личностей.
4. Соотнесение идей и положений источников с событиями, преобразованиями в жизни общества, т.е. попытки использования исторического опыта. Использование исторического опыта представляется в виде двустороннего движения: с одной стороны, прослеживание важного опыта предков, получившего зарождение в далёкие годы, до сегодняшнего дня; с
-21-
другой – изучение современной истории до уровня соотнесения его с опытом прошлого

- Метод поэтапного исследования источников. Метод включает три последовательно взаимосвязанных этапа.
1. Подготовительный – уяснение терминологии источника, несущей основную смысловую нагрузку; выяснение причин, времени, исторических условий создания изучаемого произведения; разбор фактов, событий, включённых
автором в текст; выявление качественных характеристик личностей, упомянутых автором.
2. Усвоение содержания источника – выделение основных, узловых вопросов источника; вычленение исторического аспекта изучаемой темы, курса; уяснение идей и положений, получивших развитие в последующие годы.

3. Использование полученных в ходе работы знаний – определение взаимосвязей идей и положений между собой, уяснение значения идей источника для изучаемого исторического периода и современности.

Важное место в исследовательской деятельности занимают приёмы наблюдения. Усвоение любого знания опирается на восприятие предметов и явлений действительности, их словесных описаниях или графических изображениях. Наблюдение не есть пассивное созерцание, фотографическое отражение воспринятого. Оно представляет собой сложную деятельность, обеспечивающую полноту и точность воспринятого. Известный психолог П.П. Блонский определял наблюдение как «мыслящее восприятие». Мышление, с одной стороны, ставит задачи перед восприятием. Организуя и направляя его (что именно в воспринятом объекте надо найти, выделить, опознать; чем при этом руководствоваться и т. п.). С другой стороны, оно перерабатывает результаты восприятия, благодаря чему формируются знания об изучаемом объекте. На их основе восприятию открываются новые свойства объекта, ранее не обнаруживаемые.
Существуют различные приёмы наблюдения, что определяется особенностями объекта и целями наблюдения.
Для моделирования ситуации исследовательского поиска, работая с историческими источниками, и для формирования приёмов наблюдения, возможно, использовать учебные тренинги. Во время проведения тренинга школьники на основе обнаруженных ими отдельных подробностей извлекают информацию и, подобно историку или археологу, реконструируют по отдельным фрагментам целое. Такая информация позволяет расширить, детализировать и конкретизировать исторические представления школьников. Учащиеся вовлекаются процессом исследования прошлого.
Проведение тренингов на уроках с использованием исторических источников может быть направлено на формирование умения проводить анализ и извлекать информацию из учебных картин и иллюстративных материалов; на развитие исторической наблюдательности и исторического воображения, памяти, эстетического вкуса и т.д.
-22-
Примеры проведения учебных тренингов при работе с историческими документами:

Тренинг 1.
Восприятие художественного полотна. Дети рассаживаются полукругом перед доской, на которой вывешивается репродукция картины. Учитель просит запомнить ребят как можно больше деталей картины. После этого картину закрывают. Учащиеся должны перечислить то, что они смогли увидеть на картине. Список записывается учителем на доске. После того, как картина вновь открывается, выясняется, что именно школьники запомнили, а что упустили из внимания, что заметили верно, а вчём ошиблись.

Самооценка впечатления. Учащимся предлагается задание: «Назовите вещь, которая вас больше всего заинтересовала в картине? Есть ли в ней то, что кажется странным, удивило, насторожило, испугало, заинтересовало? Расскажите об этом».


Оценка достоинств произведения. Учащиеся объединяются в микрогруппы по 3-4 человека. Перед группами ставится проблема: «Если бы вы продавали картину, как бы вы убеждали купить её?» В течение 5 минут группы должны составить краткое, но яркое и конкретное сообщение о достоинствах и содержании картины.

«Обратная связь». Каждый участник делится впечатлением о прошедшем тренинге: Что понравилось? Что не понравилось? Чему я сегодня научился? Что узнал нового?


Тренинг 2.
«Реставрация». Вывешивается картина. Часть (половина) картины закрывается. Задание учащимся: «Представьте, что вы историки –реставраторы. К вам попала бесценная картина, но часть её пострадала. Ваша задача – восстановить, что нарисовано в подвергшейся разрушению части». Учащиеся после рассмотрения половины картины и обдумывания ответа делают предположение. Затем закрытая часть открывается. Выясняется, кто был лучшим «реставратором», т.е. более всего был близок к замыслу автора.

«Раздвигаем пространство». Учащимся предлагается представить, что могло бы появится справа, слева, вверху, внизу имеющегося изображения.

«Расширяем время». Школьникам предлагается задание: «Попробуйте вообразить, что происходило до и после того момента, который изображён на картине.
-23-
«Персонажи оживают». Задание учащимся: «Выберите одного из персонажей картины и попробуйте представить, как он провёл день до тго момента, , который изображён на картине? Расскажите об изображённом событии с точки зрения одного из персонажей картины. Попытайтесь восстановить разговор персонажей картины (эти задания могут даваться по группам)».


«Обратная связь». Каждый участник делится впечатлением о прошедшем тренинге: «Что понравилось? Что не понравилось? Чему я сегодня научился? Что нового узнал?».

Тренинг 3.
Данный тренинг может проводится в связи с изучением вопросов «Моя родословная. Семейное дерево».
Учащимся заранее даётся задание: принести, если у кого сохранились, старинные чёрно-белые фотографии, на которых изображена большая семья, расспросить у родителей об этой фотографии: кто изображён, когда сделана фотография.
«Изучаем фотодокументы». В классе рассматриваются имеющиеся фотодокументы, выслушиваются рассказы о них. Детям показываются исторические семейные фотографии, например, семьи императора Николая 2. Рассматривая изображения важно акцентировать внимание детей на том, как располагаются члены семьи: в центре, как правило, мать и отец, дедушка и бабушка; очень маленькие дети – на руках у взрослых, старшие дети – за заднем фоне, средние по возрасту дети и любимые домашние животные – сбоку или спереди на полу.

«Делаем фотографию (картину) прошлых веков». Все участники тренинга располагаются «для фотографирования», выступая в ролях членов большой
семьи (бабушка, дедушка, папа, мама, дети, внуки). Каждому участнику придумывается имя и небольшая личная история: кто он, чем занимается, черты характера ит.п. Если участников много, то их можно разделить на группы (в среднем в каждой группе может быть до 10 человек). Фотографировать можно условно, но лучше, если есть возможность запечатлеть получившуюся «семью», а потом подписать выбранные имена.

«Обратная связь». Каждый участник делится впечатлением о прошедшем тренинге. «Что понравилось? Что не понравилось? Чему я сегодня научился? Что нового узнал?».

Большое место при организации учебного исследования учащихся, как на учебных занятиях, так и во внеурочное время я отвожу изучению и исследованию учащимися личности государственных, политических деятелей, полководцев, учёных


-24-
Изучение личности, как показывает практика моей работы, более всего продуктивно организовывать по пятиэтапному алгоритму, выполнение которого позволяет исследовать и оценить самые существенные качества личности.


Схема исследования существенных качеств
исторической личности


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Этот порядок исследования обеспечивает научный подход в изучении личности. Однако отдельные блоки данного алгоритма могут исключаться из исследовательской цепи, в зависимости от наличия или отсутствия данного аспекта в деятельности личности.

При проведении изучения исторических личностей интересно проходит работа через решение биографических задач.
Сущность биографических задач заключается в следующем. Учитель не называя фамилии, даёт общую справку о предстоящей изучению личности. Учащиеся, изучая материал (текст учебника, отзывы современников, фотоматериалы ), постепенно накапливают соответствующую информацию до уровня узнавания «кто есть кто». Затее учащимся предлагается задание на дом – самим составить библиографическую справку об изучаемой на уроке личности, но эта справка должна содержать не только те сведения, которые им


-25-
стали известны на уроке, но и новые. А для этого им нужно дополнительно дома провести исследование по изучению интересующей личности.
Исследование и изучение основных этапов жизни и деятельности конкретной исторической личности, её вклад в науку, культуру и т.д. возможно организовывать не на одном - двух уроках, а путём накопления информации на протяжении изучения темы или раздела. Для этого в самом начале учебного года нужно ориентировать учащихся, во-первых, на глубокое изучение и исследование отдельных личностей, во-вторых, на основные направления жизнедеятельности каждого из них. Кроме того, в структуру изучения и исследования включаются блоки по оценке личностей их современниками и современными историками, политиками и т.п. Затем, от урока к уроку, при рассмотрении того или иного периода деятельности личности, учащиеся вносят новую информацию в соответствующие блоки. К концу изучения конкретного периода истории у каждого учащегося накапливается биографический материал, позволяющий достаточно глубоко понять личность, легко и целенаправленно использовать его при необходимости.
Например, основные направления (блоки) информации о личности А.Ф. Керенского:
- строки из биографии;
- государственный деятель;
- из личных сочинений (приказы по армии и флоту, письма);
-оценки (С. Есенина, Дж. Боффа – итальянского историка; Дж. Бьюкенен – английского дипломата);
-литература;
При изучении других личностей ориентировочные направления (блоки) могут быть другими, и это естественно: и лица, и времена – всё разное. Учителю нужно помнить, что недопустима категоричность в оценках: применение лишь одного из оценочных цветов – чёрного или белого, деление на «наших», «не наших» и т.п. Объективную оценку человеку может дать только время.
Эпиграфом к исследовательской работе по изучению исторических личностей могут служить слова историка Б. Кроче: «Историк не судья, ещё в меньшей
мере – судья, выносящий смертный приговор» и стихи русского поэта Н. Тихонова:

Наш век пройдёт. Откроются архивы.
И всё, что было скрыто до сих пор,
Все тайные истории извивы
Покажут миру славу и позор.

Богов иных тогда померкнут лики,
И обнажится всякая беда.
Но то, что было истинно великим
Останется великим навсегда.

При организации учебной исследовательской деятельности учащихся на
уроке, мною часто используются игровые моменты.
-26-

Игра – самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Игра вовлекает учеников в процесс самостоятельного поиска новых знаний, делает учебное исследование разнообразным, способствует развитию воображения, памяти, внимания, расширяет кругозор, пробуждает и поддерживает интерес к истории. Кроме этого использование игровых моментов при организации учебно-исследовательской деятельности снимает напряжение и способствует эмоциональной разрядке на уроке, помогает учащимся изменить отношение к себе и другим, изменить способы общения, улучшить психическое самочувствие. Мышление переводится из рациональной сферы, в сферу фантазии.
Так, с помощью игры «Проблемная ситуация» происходит мотивация для исследовательской работы с документальным материалом. Игра строится на создании проблемной ситуации для школьников. При изучении темы «Восстание декабристов» в качестве проблемной может выступать ситуация, представленная учителем в следующим образом: «Представьте себе, что вы журналисты газеты «Санкт-Петербургские ведомости», на дворе 14 декабря 1925 г., и вам надо написать сообщение о восстании, предназначающееся для помещения в газету и для дипломатических представителей за границей (как правительство Николая 1 могло представить события декабря 1825 г. за рубежом).
Важно донести до сведения ребят, в каком сложном положении оказался Николай 1, которому не так просто было представить события, прошедшие в первый день его правления за рубежом.
После представления работ учащихся учитель зачитывает действительное сообщение Николая 1. После этого можно рассказать, что буквально через 3 дня властям было дано совсем другое толкование событий, и, таким образом игра может вывести на серьёзную работу с документами. Работа заканчивается обсуждением и выяснением научной значимости документов.

При изучении темы «Отмена крепостного права в России» на уроке учителем ставится проблемный вопрос – как разные слои населения России отнеслись к отмене крепостного права и почему?
Для решения проблемного вопроса на уроке организуется ролевая игра. Класс делится на группы:
Император и правительственные круги.
Представители чиновничества.
Помещики чернозёмных губерний.
Помещики нечернозёмных губерний.
Крестьяне.
В каждой группе учащихся организуется учебное исследование с «Манифестом об отмене крепостного права в России от 19 февраля 1861 года». Учащиеся читают и обсуждают основные положения Манифеста, выясняют, чем было вызвано положительное и отрицательное отношение к
-27-
этой реформе той группы населения России 19 в., которую они представляют. В ходе исследовательской работы по группам, коллективно составляется и заполняется таблица:


Представители групп
Чем вызвано положительное отношение к реформе
Чем вызвано отрицательное отношение к реформе

1. Император и правительственные круги




2. Представители чиновничества



3. Помещики чернозёмных губерний



4. Помещики нечернозёмных губерний



Крестьяне





Решение данного проблемного задания (и подобных заданий) связывается с исследовательской деятельностью учащихся. Учащиеся исследуют один и тот же учебный материал под различными углами, с разных точек зрения. С учётом различных социальных групп. Данная исследовательская деятельность формирует у учащихся умение работать с информацией, представить результат своей работы, воспитывает чувство коллективизма.

При изучении темы «Индийские касты» можно провести игру «Аналитик».
Учитель предлагает учащимся представит себя в роли учёных исследователей, которым предстоит доказать, что «Законы Ману» закрепили неравенство между древними индейцами. Далее учитель указывает на документ, говорит, что тот, кто наиболее полно осветит обсуждаемую проблему, и будет лучшим аналитиком.
Далее учащиеся самостоятельно исследуют «Законы Ману», находят нужные подтверждения закрепления неравенства между древними индейцами.
Играя в аналитиков, дети учатся вдумчиво читать документ, осмысливать его, находить в нём нужные сведения – т.е. проводить исследование.

При изучении темы «Первые законы на Руси» можно провести игру на обыгрывание исторической ситуации. Учащиеся получают задание – обыграть по микрогруппам историческую ситуацию из жизни различных категорий населения того периода времени. Каждая микрогруппа готовит мини-спектакль, действующими лицами которого могут быть – холопы, рядовичи, закупы, смерды и т.д. Но перед этим нужно провести следующую работу с историческим документом – проанализировать «Русскую правду» и
-28-
сделать вывод о значении этого документа. В процессе исследования учащиеся должны пройти следующие мыслительные операции: усвоить содержание предложенного текста, самостоятельно выделить главные и существенные факты, применить их в новой ситуации во время обыгрывания исторической ситуации.
При изучении темы «В городе богини Афины» класс делится на три группы. Учитель предлагает учащимся представить, что они журналисты трёх современных телекомпаний и им представилась возможность побывать в Древнейшей Греции в 5 веке до нашей эры. Учащиеся сами выбирают в своей группе корреспондента, оператора и режиссёра. Далее организуется самостоятельная работа учащихся: с помощью учебника и исторических документов. Им нужно составить мини-репортаж из города Афины. У каждой группы своё задание.
1 группе - подготовить выступление о жизни района Керамик;
2 группе - подготовить выступление об особенностях главной площади
Афин – Агоре;
3 группе – подготовить выступление об афинском Акрополе.
Корреспондент и его помощники в каждой группе составляют выступление, оператор с помощью предложенной учителем наглядности дополняет выступление корреспондента яркими картинами по теме выступления, режиссер становится инициатором подготовки и разыгрывания мини-сценки по изучаемому вопросу.
После самостоятельной работы по группам осуществляется проверка.

При изучении тем по истории, связанных с войной, учащимся на дом задаётся опережающее задание - с помощью учебника и других источников составить характеристику данной войны, пользуясь схемой характеристики войны. Слабые учащиеся могут подготовить не все пункты характеристики.

Схема
характеристики войны

Причины войны.
Воюющие страны или группировки стран.
Цели сторон.
Соотношение воюющих сил.
Повод к войне.
Ход военных действий по этапам.
А) Планы сторон в начале каждого этапа.
Б) Основные события и сражения.
В) Военные и политические итоги каждого этапа.
7. Характер войны.
8. Условия мирного договора или капитуляции.
9. Военные и политические итоги войны.


-29-
Перед уроком учитель проверяет материал, собранный дома учащимися, выясняет пробелы. На уроке организуется исследовательская работа по продолжению изучения характеристики войны в группах.

Одной из форм учебной исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время является написание исследовательских работ и рефератов.
Можно выделить следующие этапы подготовки учащихся к написанию исследовательских работ:

Подготовительный – изучение необходимых терминов (цель исследования, задача исследования, методы исследования, гипотеза и т.д.), структуры исследовательской работы, правил оформления исследовательской работы.
Коллективное написание исследовательской работы учащимися.
Самостоятельное написание исследовательской работы учащимися.

Как показала практика моей работы, для более быстрого и лучшего освоения учащимися методики написания исследовательской работы целесообразно на первых порах учащимися пользоваться памяткой «Как написать исследовательскую работу» (приложение).
Одной из самых распространённых форм самостоятельной исследовательской работы учащихся, где раскрывается суть исследуемой проблемы является написание реферата. При написании реферата изложение проблемы носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды. Владение реферативным методом поиска, обобщения и углубления знаний по конкретной теме – важнейший элемент образовательного стандарта. Реферат выполняет информационную и ознакомительную функции.
При организации написания рефератов учащимися я провожу подобную подготовительную работу, как и при написании исследовательской работы (подготовка, коллективное написание, самостоятельное написание), но сейчас учащимся предлагаются другие памятки: «Как написать реферат», «Структура реферата», «План реферата» (приложение).

Модели защиты исследовательских работ и рефератов

«Классическая». Устное выступление учащихся сосредоточено на принципиальных вопросах:
- тема исследования, её актуальность;
- круг использованных источников;
- новизна работы (изучение малоизвестных источников );
- основные выводы по содержанию.


-30-
2. «Индивидуальная». Учащиеся раскрывают личностные аспекты исследования:
- обоснование выбора темы;
- способы работы;
- оригинальные находки, интересные моменты;
- личная значимость проделанной работы;
- перспективы продолжения исследования.

3. «Творческая» защита предполагает:
- оформление стенда с документальными и иллюстративными материалами по теме исследования, их комментарий;
- демонстрация слайдов, видеозаписей, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в процессе исследования;
- яркое оригинальное представление фрагмента основной части

Критерии оценки
проведённого исследования.

- актуальность темы исследования;
- качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы;
- умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы;
- владение автором специальным и научным аппаратом;
- собственные выводы автора и их обоснованность;
- практическая значимость исследования;
- чёткость выводов, обобщающих исследование;
- грамотность оформления результатов исследования;
- ответы на вопросы в результате защиты результатов исследования.
















-31-
Заключение

Итак, в конце работы можно сделать следующие выводы и обобщения.
Основной задачей современной школы становится не «заставить» учиться», а «помочь развиться». Инновационное образование предполагает необходимость внедрения новых форм работы и предусматривает новые роли: учителя как консультанта и ученика как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационные технологии для получения необходимой информации. Учебно-исследовательская деятельность учащихся позволяет организовать самостоятельную (индивидуальную, групповую) работу, предполагающую использование исследовательских и поисковых методов, работ с различными источниками информации. Исследовательская деятельность может быть использована как в учебной деятельности, так и во внеклассной работе.
Результаты использования учебно-исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения можно представить графически следующим образом:

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

-32-
Я считаю, что самое главное в ходе исследовательской работы – это не только опора на интеллектуальные умения ученика, а развитие этих умений и навыков.
Применение учебно-исследовательской деятельности в процессе обучения истории способствует повышению мотивации к учебной деятельности у учащихся, повышается эффективность процесса обучения, обеспечивается стабильно высокий уровень знаний, умений и навыков и результативное участие в районных и областных конкурсах. У школьников повышается интерес к предмету. Кроме этого расширяется мировоззрение учащихся.
Учитель и ученик становятся партнёрами, они составляют союз более опытного с менее опытным.
Ребёнок осваивает механизм самообучения, превращается в личность заинтересованную в этом и способную к этому процессу, происходит активизация личностной позиции школьников.
В ходе учебной деятельности создаётся комфортное психологическое самочувствие учащихся, практически сводятся на нет конфликтные ситуации.
Обучение для многих детей превращается в увлекательное, желанное и радостное занятие, позволяющее реализовать свои возможности, ощутить себя творцом и испытать успех.
Кроме этого, развитие исследовательских умений даёт:
возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин;
возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся;
возможность развития интереса к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.
развитие творческих способностей учащихся.
Умения, формируемые в ходе учебно-исследовательской деятельности универсальны относительно любого выбора направления жизненного пути.


Результативность ранжирования
изучаемых предметов

Учебный год
предмет
Место из 12

2005-2006

история
3

2006-2007

история
3

2007-2008
история
2



-33-
Рейтинг предмета «история»
по объективной
оценке учащихся школы (2008 - 2009 уч. год)


13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

Как показывает практика моей работы, представленная мной система организации учебной исследовательской деятельности учащихся эффективна. Учащиеся под моим руководством становятся победителями, лауреатами областных и районных конкурсов исследовательских работ по истории (приложение).





























«Как написать
исследовательскую работу»


Этап
Действия

1. Выбор темы исследования
Ответить на вопросы:
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?


2. Цели и задачи исследования
Определить цель исследования означает ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги. Задачи исследования уточняют цель.

3. Гипотеза исследования
Для формулирования гипотезы используй слова:
предположим;
допустим;
возможно;
что, если;

Организация исследования

















________________
5. Подготовка к защите исследовательской работы
Подумать самостоятельно
- Что я знаю об этом?
- Какие суждения я могу высказать по этому поводу?
- Какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования?
Просмотреть книги по теме
Запиши важную информацию, которую ты узнал из книг.
Спросить у других людей
Запиши интересную информацию, полученную от других людей.
Просмотри телематериалы
Запиши то необычное, что ты узнал из фильмов.
Использовать Интернет
Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера
Понаблюдать
Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы.
_______________________________________________
Этапы подготовки:
Выделить из текста основные понятия и дать им определения:
А) разъяснение посредством примера;
Б) описание;
В) характеристика;
Г) сравнение;
Д) различие
2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления, события.
3. Выявить и обозначить все выявленные тобой парадоксы
4. Ранжировать по важности основные идеи.
5. Предложить сравнения, метафоры.
6. Сделать выводы и умозаключения.
7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.
8. Подготовить текст доклада.
9. Подготовить средства наглядного представления
доклада







































«Как писать реферат»
Определите цель написания реферата в соответствии с поставленной темой.
Составьте его план.
При чтении литературы выделите основные идеи и положения, доказательства, аргументы и выводы, чтобы затем сосредоточить на них внимание.
Классифицируйте выписки, сделанные при чтении рассматриваемых источников.
Проанализируйте собранный материал, подумайте и сделайте обобщающие выводы.
Подумайте, какое значение лично для вас имеет содержание реферата, выводы реферата.

«Структура реферата»
План или оглавление с указанием страниц, глав, разделов.
Обоснование выбора темы.
Теоретические основы выбранной темы.
Изложение основного вопроса.
выводы и обобщения.
Практическое значение реферата.
Список использованной литературы.
Приложения: документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т.д. (по желанию).


План реферата
Вводная часть. Обоснование выбора темы:
- её актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем;
- новые современные подходы к решению проблемы;
- наличие противоречивых точек зрения на проблему в науке и желание в них разобраться;
- противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории;
- личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме.
2. Основная часть:
- суть проблемы или изложение объективных исторических сведений по теме реферата;
- критический обзор источников;
- собственные сведения, версии, оценки.
3. Заключение:
- основные выводы;
- результаты и личная значимость проделанной работы;
- перспективы продолжения работы над темой.


































Организация учебной исследовательской деятельности учащихся

Во внеурочное время
домашние задания исследовательского характера (написание сообщений,
рефератов, составление политич. характеристик), и т. д.

На учебном занятии
применение исследовательского метода обучения, некоторые нетрадиционные формы занятий и т.д.

Запоминание фамилии, имени, отчества личности

Исследование этапов, периодов и содержания деятельности личности

Идейно-теоретические (политические, религиозные и т.д.) платформы личности

Изучение оценок личности её современниками и современными историками

Поиск ответа на вопрос: «Чьи интересы на том или ином этапе выражала личность?»










































Внеклассная деятельность по истории
коллективное оформление стендов, уголков, создание школьного музея, поиск для него экспонатов и т.д.

Активизация личностной позиции ученика

Превращение обучения в увлекатель-
ный процесс


Расширение мировоззре-
ния уч-ся

Комфортное психологическое самочувствие уч-ся

Овладение механизмом самообуче-
ния и само-
образования

Повышение мотивации к учебной деятельности

Повышение интераса к истории


Повышение эффектив-
ности процесса обучения

Результаты использова-
ния учебно-
исследова-
тельской деятельности




Root Entry