Конспект урока «Грамматика, грамматика, наука очень строгая…» ( 1-2 класс)





















«Грамматика, грамматика, наука
очень строгая»













Учитель: Изучая русский язык, очень важно, научиться правильно и грамотно писать. Как известно, слова состоят из звуков, звуки на письме обозначаются буквами. А сколько люди могут слов сложить из них!
Игра «Цепочка слов»: «окно – оса – Архангельск – комбайн и т.д.». Победителем считается тот, кто больше составит слов за 5 минут.
В русском языке очень много слов, и чем больше вы будете их знать, тем богаче будет ваша речь, тем точнее и ярче вы будете выражать свою мысль.
Отгадывание загадок (на свое усмотрение).
Учитель: В русском языке встречается много слов, которые пишутся и произносятся одинаково, но значение имеют разное. Как называются такие слова? (Омонимы).
Прослушайте разговор между двумя друзьями Сашей и Матвеем.
Саша: Матвей, а у меня дома овсянка!
Матвей: Подумаешь! А у меня дома тоже овсянка.
Саша: Люблю я овсянку!
Матвей: И я люблю. Она желтая, красивая такая, и вкусная. Особенно с молоком.
Саша: Как это вкусная? Как это с молоком?
Матвей: Да так» А еще хороша с маслом или сахаром. Объедение! Ух, пальчики оближешь!
Саша: Да ты про что говоришь?
Матвей: Как про что? Про овсянку!
Саша: Про какую овсянку?
Матвей: Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
Саша: И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и пела.
Матвей: Ка-ша песни пе-ла?
Саша: Какая тебе каша? Не ка-ша, а пти-ца. Птица ов-сян-ка! Не слышал что-ли про такую? Пойдем ко мне овсянку слушать!
Матвей: Пойдем! А потом ко мне – мою овсянку кушать!
Учитель: Почему мальчики не понимали друг друга?
Игра «Дать краткое объяснение значению другого слова из каждой пары». (Дети сами называют слова – омонимы).
Пеночка – питица
Пеночка - ?
Норка – животное
Норка - ?
Бокс – стрижка
Бокс - ?
Учитель: В русском языке есть слова, в которых есть расхождение в произношении и написании гласных.
Прослушайте стих С. Михалкова «Словечки – калечки». (Инсценировка).
Ученик: Грустный, сонный, невеселый,
Ежи наш пришел со школы,
(входит ученик с сумкой)
Сел к столу, разок зевнул
И над книжками заснул.
Тут явились три словечка:
«Апельсин», «Сосна», «Колечко».
(входят три девочки, на груди у
них рисунки: апельсин, сосна, колечко).
Вместе: Что ты Ежи сделал с нами?
Мы пожалуемся маме?
Апельсин: - Я – никакой не «опельсин»
Колечко: (плачет) Я – никакая не «калечка»!
Сосна: Я до слез возмущена!
Можно только лишь со сна,
Написать, что я «сасна»!
Апельсин: Мы, слова, оскорблены
Тем, что так искажены!
Ежи! Ежи! Брось лениться!
Так учиться не годится!
Колечко: Не возможно без внимания
Получать образование.
Будет поздно! Так и знай!
Станет неучем лентяй!
Сосна: Если ты еще хоть раз
Искалечишь мальчик нас –
Мы с тобой поступим туго.
Нашей честью дорожа,
Имя Ежи в полминуты
Переделаем в ежа
Вместе: Будешь ты ежом колючим!
Вот как мы тебя проучим!
Ученик: Ежи вздрогнул, ужаснулся,
Потянулся и проснулся
Подавил зевоту – взялся за работу.
Учитель: Какое правило не знал Ежи? В каких словах допустил ошибку? Подберите проверочные слова. Какое слово нельзя проверить?
Ученица: Это очень интересно –
Знать, как сделаны слова,
Вот Федоту неизвестно,
Как же пишется «трава»,
Он не знает, например,
Что за буква после «р».
А ведь это, как забава
Измени лишь слово «травы» -
Вмиг получится ответ:
«А» писать, - сомнений нет!
Учитель: Ребята, вы уже знаете части речи и части слова?
Игра с карточками. (Разложить, кто быстрее части речи и части слова).
Учитель: С какой частью речи предлоги не употребляются? Что обозначает существительное?
Игра «Кто быстрее?» (На листочках расположить слова в три колонки: 1 скл., 2 скл., 3 скл., слова, которые написаны на доске).
Хитрый вопрос: Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? (Сено).
Игра «Определить род существительного» (Три учащихся держат карточку женского рода, мужского рода и среднего рода. Вызванные учащиеся берут карточку со словами и становятся за учащимися с правильным родом).
Учитель: Все, что мы сегодня с вами делали, нам удалось потому, что помогла в этом грамматика, которую вы изучаете. Послушайте стих.
«Грамматика, грамматика,
Наука очень строгая»
Думаю, что это задание вам поможет лучше учиться. Спасибо. Удачи и успехов вам!









15