Рабочая коррекционно-развивающая программа по устранению дефектов звукопроизношения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат №1среднего (полного) общего образования»
городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан



РАССМОТРЕНО на ГМО учителей-логопедов
Протокол № ___ от «____ » ___________ ____г
Руководитель ГМО
___________________
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
_________________
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
«Школа-интернат №1С(П)ОО»
__________________
Приказ № _______
«_____»__________ _____г.






Рабочая коррекционно-развивающая программа
по устранению дефектов звукопроизношения









Учитель-логопед
Латыпова З.А.



Стерлитамак

Пояснительная записка
Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространённым является нарушение звукопроизношения. В этом случае все остальные операции высказывания остаются не нарушенными. Такой дефект принято называть «дислалией». При дислалии звуки искажаются, пропускаются или заменяются другими звуками. По данным некоторых авторов, до 30% детей шестилетнего возраста имеют различные дефекты звукопроизношения при сохранном слухе и интеллекте.
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребёнка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.
Воспитание чистой речи у детей задача большой общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать все: логопеды, родители, воспитатели, учителя.
Изучением нарушений звукопроизношения и работой по их устранению занимались А. Г. Богомолова, К. П. Беккер, Л. С. Волкова, Р. Е. Левина, О. В. Правдина, Е. Ф. Рау, М. Совак, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, М. Е. Хватцев, Н. А. Чевелёва.
Для коррекции звукопроизношения у детей разработана специальная рабочая программа. Система коррекционной работы по воспитанию у детей правильного звукопроизношения строится на основе психолого-педагогического подхода. Логопедическая работа включает систему логопедических занятий, воспитательные мероприятия и работу с родителями, рассматривается как система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на гармоничное формирование личности и речи ребенка с учетом необходимости преодоления или компенсации его дефекта. Большое значение программа имеет и в своевременной информированности взрослых о возможностях и методах коррекционной педагогики, а также в повышении культуры родителей в области воспитания и обучения детей младшего школьного возраста.
Программа апробировалась в процессе индивидуальной и подгрупповой работы с учащимися общеобразовательных учреждений г.Стерлитамак. Материалы, представленные в данной программе, могут быть использованы в работе учителей-логопедов коррекционных и общеобразовательных учреждений, работающих с младшими школьниками.
Рабочая коррекционно-развивающая программа по устранению дефектов звукопроизношения
у младших школьников составлена на основе обязательного минимума содержания начального образования и нормативных документов:
Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г.
Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А.В. Ястребова, Т.Б.Бессонова, М.:КОГИТО-ЦЕНТР, 1991г. Для создания программы проанализированы:
- Программа образовательной системы «Гармония» Н.Д Истомина (Баласс, 2006 г.)
- Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой. (Гном и Д, 2000 г.)
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Цель программы:
Построение комплексной системы коррекционно-развивающей и лечебно-оздоровительной работы в школе, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов образовательного учреждения и родителей обучающихся. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.
Программа способствует решению ряда задач:
- устранение речевых дефектов;
-организация содружественной медико-педагогической работы специалистов

Параллельно с реализацией основных задач логопедом так же решаются следующие задачи:

- восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;
- восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;
- развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков;
- обеспечение условий для возможности приобретения учащимися знаний, умений, навыков, необходимых для успешного усвоения учащимися материала по русскому языку и чтению;
- нормализация мышечного тонуса в речевой мускулатуре, голосообразования и дыхания, выработка подвижности речевого аппарата.
2.Основное содержание программы
Курс логопедических занятий отражает завершённую, целостную по времени, задачам и содержанию систему работы с логопатами. Программа рассчитана на 34 часа. Количество занятий для каждого ребенка будет зависеть от возраста, работоспособности и структуры дефекта. По времени проведения и общим задачам он делится на этапы:
I этап – Подготовительный.
Цель этапа : Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов.
Содержание работы: Работа идёт по нескольким направлениям одновременно: формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики пальцев рук, фонематического слуха, отработка опорных звуков.
II этап – Формирование произносительных умений и навыков.
Постановка звуков
Цель этапа: Добиться правильного звучания изолированного звука.
Содержание работы: Объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких звуков), отработка произношения изолированного звука.
Три способа постановки звука:
По подражанию:
Внимание ребёнка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Используются тактильно – вибрационные ощущения (ладонью), проверяем толчкообразную струю воздуха. На этом этапе используются звукоподражания.
Постановка звука с механической помощью:
Он используется, когда ребёнку бывает недостаточно зрительного, слухового, тактильно – вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение. При этом способе также часто пользуются опорными звуками.
Смешанный способ:
Используются все возможные способы для достижения конечной цели – постановки правильного произношения изолированного звука. Собственно сама постановка звука – это выработка у ребёнка новых связей и затормаживание неправильно сформированных ранее.
Автоматизация звука:
Цель этапа: Добиться правильного произношения звука во фразовой речи.
Содержание работы: Постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и самостоятельную речь ребёнка. К новому материалу нужно подходить, если усвоен предыдущий.
В каждом периоде все занятия по коррекции звукопроизношения распределены по степени нарастающей сложности:
упражнения в совместной и отраженной речи, в произношении заученных фраз, стихов, широко используется декламация.
упражнения в устном описании картинок по вопросам, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал логопед.
закрепление приобретенных навыков в обиходном разговоре с окружающими детьми и взрослыми, во время игры, занятий, бесед и в другие моменты детской жизни.

III этап - Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза
Цель этапа: формирование и развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза.
Содержание работы: развитие фонематического восприятия на материале правильно произносимых звуков.
Дифференциация звуков:
Цель этапа: Учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Содержание работы: Постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.
IV этап – Развитие связной выразительной речи.
Цель этапа: введение правильно произносимых звуков в спонтанную речь.
Содержание работы: развитие лексико-грамматической стороны речи; обучение рассказыванию; нормализация просодической стороны речи.
Форма итогового контроля:
Контроль над звукопроизношением осуществляется на речевом материале каждого этапа логопедического занятия.

Критерии оценок речи после проведенного курса логопедических занятий:
- чистая, правильная речь,
- со значительным улучшением,
- с незначительным улучшением,
- без улучшения.


3.Требование к уровню подготовки обучающихся.
Обучающиеся должны знать:
- термины, используемые для обозначени
·я основных понятий – речь, звук, буква, артикуляция и т.д.;
- слушать инструкции логопеда и последовательно их выполнять.
Обучающиеся должны уметь:
- знать все части артикуляционного аппарата и их функции;
- правильно выполнять артикуляционные упражнений перед зеркалом (сопряжённо, отражённо, самостоятельно);
- выполнять простейшие приёмы самомассажа;
- вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
- замечать ошибки в произношении;
- добиваться правильного произношения звука в слогах, словах, предложениях, тексте;
- задавать вопросы, пользоваться в речи распространённым предложением;
- определять место ударения в слове;
- вычленять слова из предложений;
- составлять точные, полные рассказы по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок;
свободно артикулировать, правильно произносить звук и исправлять в речи свои ошибки и ошибки своих товарищей;
различать звуки в слогах, словах, предложениях, тексте;
определять сходство и различие дифференцируемых звуков;
уметь дать характеристику звукам;
владеть навыком пересказа;
уметь организовать учебную работу,
- проявлять наблюдательность к языковым явлениям,
- производить самоконтроль, контрольные действия.

4. Оценка достижения ожидаемых результатов освоения учебной программы.
Контрольное обследование детей, посещавших логопедические занятия, в конце года для определения уровня речевого развития после коррекции звукопроизношения.
5.Тематическое планирование


Этапы работы

Содержание работы
Кол-во часов

Подготовительный этап
Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
Формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
Формирование направленной воздушной струи;
Овладение комплексом пальчиковой гимнастики;
Развитие фонематического слуха;
Отработка опорных звуков.





8

Формирование произносительных умений и навыков.
Постановка звуков в такой последовательности:
Свистящие С, З, Ц, С’, З’
Шипящий Ш
Сонор Л
Шипящий Ж
Соноры Р, Р’
Шипящие Ч, Щ
Автоматизация каждого исправленного звука в слогах:
С,З,Ш,Ж,С’,З’,Л’ автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь в слогах со стечением согласных (звонкие согласные З,Ж,З’ не автоматизируются в обратных слогах);
Ц, Ч, Щ, Л автоматизируются сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
Р, Р’ можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он вводится и закрепляется в словах с данным слогом.
Автоматизация звуков в предложениях. Отработанное в произношении слово включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, потешки, чистоговорки, стихотворения.




21

Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения
Дифференциация звуков:
С-З, С-С’, С-Ц, С-Ш;
Ж-З, Ж-Ш;
Ч-С’, Ч-Т’, Щ-Ч;
Щ-С’, Щ-Т’, Щ-Ч, Щ-Ш;
Р-Л, Р-Р’, Р’-Л’, Р’-Й, Л’-Л.
Развитие фонематического восприятия на материале правильно произносимых звуков.
Повторение цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками.
Повторение 3-4 похожих по звучанию слов, чёткое их произношение.
Работа по формированию звукового анализа и синтеза.
Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, и т. д. )



3

Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков
Лексические и грамматические упражнения;
Обучение рассказыванию;
Нормализация просодической стороны речи.


2



6. Литература
Т.В. Будённая «Логопедическая гимнастика», СПб, «Детство-Пресс» 2001г.,
Л.С. Волкова «Логопедия», М, «Просвещение» 1995г.,
Р.А. Залмаева «Сам себе логопед», СПб, «XXI век» 1997 г.,
Г.А. Каше « Подготовка к школе детей с недостатками речи», М., «Просвещение», 1985г.,
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения», М., Гном-ПРЕСС 1998г.,
А.И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребёнок», М., «Просвещение» 1989 г.,
Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Т.В. Чиркина «Основы логопедии», М., «Просвещение», 1989г.,
М.Ф. Фомичёва «Воспитание у детей правильного произношения», М., «Просвещение», 1989г
























Календарно-тематическое планирование.
(на примере ученика 1А класса Д. А. – нарушено произношение звуков Ц,Ш,Л,Ж,Р,Р*,Ч,Щ)


№ п/п

Тема занятия

Содержание работы

Развитие неречевых процессов
Дата проведения





По плану
По факту

1
Развитие мелкой моторики.
Развитие ручной моторики.
Развитие внимания.




2
Формирование воздушной струи. Дыхательные упражнения.
Игры на развитие физиологического и речевого дыхания.
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу).





3
Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика.
Развитие ручной моторики.
Формирование внимания и памяти.





4
Развитие слухового внимания и памяти.
Развитие фонематического слуха.
Игры на развитие физиологического и речевого дыхания, мелкой моторики, развитие зрительно-пространственных представлений.
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу).





5
Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука).
Комплекс упражнений для постановки звука Ц.

Упражнения:
«Улыбка»,
«Заборчик»,
«Лопатка»,
«Желобок»,
«Щеточка»,
«Футбол»,
«Фокус».
Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.
Отработка понятий «правый» и «левый».






6
Постановка звука Ц.
Развитие моторики.
Формирование внимания и памяти.



7
Автоматизация звука Ц в обратных и прямых слогах.


Формирование понятия «место звука в слове».
Выделение первого и последнего хорошо произносимого согласного звука в слове, умения слышать звук «с» в начале и конце слова, развитие навыков звукобуквенного анализа слов .
Выделение хорошо произносимого согласного звука в середине слова.
Определение наличия звука «с» в слогах на слух.
Определение последовательности звуков в слове: какой по счету, за каким звуком стоит.
Отработка понятий «правый» и «левый».



8
Автоматизация звука Ц в слогах со стечением согласных.


Отработка понятий «правый» и «левый».





9
Автоматизация звука Ц в словах.


Отработка понятий «правый» и «левый».




10
Автоматизация звука Ц в словах и предложениях.


Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений.



11
Автоматизация звука Ц в предложениях.

Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений.



12
Дифференциация звуков С – Ц.
Автоматизация в спонтанной речи.
Дифференцировать на слух звук в слогах, словах. Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов.
Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.



13
Постановка звука Ш
Комплекс упражнений для постановки звука Ш.
Обогащение словарного запаса словами со звуком «ш» .
Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.




14
Автоматизация звука Ш в прямых слогах и словах.
Обогащение словарного запаса словами со звуком «ш» .
Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.




15
Автоматизация звука Ш в обратных слогах и словах.
Обогащение словарного запаса словами со звуком «ш» .
Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.



16
Автоматизация звука Ш в слогах со стечением согласных и словах.
Автоматизация в спонтанной речи.
Обогащение словарного запаса словами со звуком «ш» .
Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.



17
Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука).
Комплекс упражнений для постановки звука Л.

Упражнения:
«Улыбка»,
«Лопатка»,
«Накажем язык»,
«Самолет».
Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.








18
Постановка звука Л.
Развитие моторики.
Развитие внимания и памяти.



19
Автоматизация звука Л в слогах и словах.
Обогащение словарного запаса
Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.



20
Автоматизация звука Л в словах и предложениях.
Обогащение словарного запаса
Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.



21
Дифференциация звуков Л – Л*.
Автоматизация в спонтанной речи.
Дифференцировать звуки в словах, определять их место в слове. Закрепление навыков звукобуквенного анализа.
Закрепление понятий твердости и мягкости согласных звуков.
Развитие мыслительных операций.



22
Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука).
Комплекс упражнений для постановки звука Ж.
Упражнения:
«Вкусное варенье»,
«Чашечка»,
«Грибок»,
«Погреем руки».
Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.






23
Подготовительные артикуляционные упражнения. Постановка звука Ж
Развитие моторики.
Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.



24
Автоматизация звука Ж в прямых слогах и словах
Развитие мелкой моторики.
Развитие внимания, памяти, мелкой моторики, мышления.



24
Автоматизация звука Ж в слогах со стечением согласных и словах.
Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов: деление слов на слоги; определение последовательности звуков в слове, какой по счету звук, за каким или перед каким звуком стоит звук «ж».
Формирование внимания и памяти.



25
Автоматизация звука Ж в предложениях и текстах.
Закрепление навыков звукобуквенного анализа.
Формирование внимания и памяти.



26
Дифференциация звуков Ж – Ш,Ж – З
Дифференциация понятий «звонкость, глухость согласных звуков». Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов в предложении.
Формирование внимания и памяти.



27
Автоматизация звуков в спонтанной речи.
Совершенствование фонематического восприятия.
Обогащение словарного запаса.
Развитие мыслительных операций.





28
Развитие связной выразительной речи.
Обогащение словарного запаса.
Развитие мыслительных операций.

































13PAGE 14715


13PAGE 14215





Заголовок 315