Конспект занятия по развитию речи у детей среднего дошкольного возраста по сказке Репка.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17»
Конспект занятия по развитию речи у детей среднего дошкольного возраста по сказке «Репка»
Составила воспитатель МБДОУ №17
Агапова Ольга Владимировна
2017г.
Продолжительность: 20 минут.
Возраст обучающихся: 4 года.
Цель: побуждать детей к элементарному воспроизведению хорошо знакомой сказки; помочь детям понять смену настроений главного героя- деда, который в начале сказки огорчен, что не может вытянуть репку, а в конце сказки радуется вместе со всеми.
Задачи: развивать связную речь; совершенствовать грамматический строй речи; работать над общими речевыми навыками (звукопроизношением, интонационной выразительностью речи).
Оборудование: цветная иллюстрация к сказке, плоскостные фигурки; наборное полотно, магнитная доска.
Ход образовательной ситуации
Педагог помещает на мольберт цветную иллюстрацию к сказке, выясняет, знакома ли сказка детям, кто из детей пробовал рассказать сказку сам. Беседу может сопровождать прослушивание отрывка из музыкального произведения, что может создать положительный эмоциональный фон восприятия сказки. Можно продемонстрировать детям муляж, рассмотреть его, потрогать, описать его. Затем педагог выразительно рассказывает сказку, иллюстрируя повествование с помощью плоскостных изображений героев на магнитной доске.
Репка
В: Ребята, проходите, садитесь на стульчики. Я принесла Вам сказку. Она у меня в сундучке. Но чтобы его открыть нужно произнести волшебные слова:
Тук - тук, чок - чок,
Ты откройся сундучок.
Не открывается, давайте все вместе скажем слова:
Тук - тук, чок - чок,
Ты откройся сундучок. (Дети проговаривают слова вместе с воспитателем).
В: Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая (на наборное полотно выставляется репка).
Стал дед репку тянуть: тянет-потянет, вытянуть не может (выставляется фигурка деда).
Позвал дед бабку (выставляет фигурку бабки).
Дедка за репку, бабка за дедку, тянут-потянут, вытащить не могут. Позвали внучку (выставляет фигурка внучки).
Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали Жучку (выставляет фигуру Жучки).
Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали кошку (выставляет фигуру кошки).
Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали мышку (выставляет фигуру мышки).
Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку, мышка за кошку, тянут-потянут – вытянули репку!
Беседа по сказке. Педагог выясняет, как дети поняли содержание сказки.
В:
- Почему дед не мог вытянуть репку? (Репка был большая-пребольшая).
- Как об этом говорится в сказке? (Стал дед репку тянуть: тянет –потянет, вытянуть не может).
 Развитие мелкой моторики и слухового внимания.
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Посадили репку в огороде».
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом
(ходьба)
Перед нами огород
Дед на помощь нас зовет
(махи руками)
Вот мы репку посадили
(наклониться)
И водой её полили
(имитация движения)
Выросла репка хороша и крепка
(развести руки в стороны)
А теперь её потянем
(имитация движения)
И из репы кашу сварим
(имитация движения)
И будем от репки здоровые и крепкие
(показать силу).
Быстро справиться сумели
И на место тихо сели.
В:
- Как вы думаете, каким было настроение деда, когда он не смог вытянуть репку? О чем он подумал? (Дед огорчился. Он подумал, что нужно позвать на помощь бабку).
- Кто помог деду? (Бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка).
- Как они дружно тянули репку? (Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку, мышка за кошку).
- Почему героям сказки удалось вытянуть репку? (Они работали дружно, все вместе, помогали друг другу).
- Каким было настроение героев сказки, когда они вытянули репку? ( Всем было радостно, весело).
В ходе беседы педагог подсказывает детям нужные слова, исправляет речевые ошибки, предлагает образцы высказываний.
После беседы и словарной работы педагог повторно рассказывает сказку, нацелив детей на последующий пересказ. После рассказывания педагог делает небольшую паузу для обдумывания сказки детьми.
Литература:
Ельцова О.М., Прокофьева Л.В. «Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. -192с.Нищева Н.В. «Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста. Образовательные ситуации на основе текстов русских народных сказок: метод. пособие.-СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 24с. +48 с.цв.ил.