Разработка педагогического совета «Пути формирования и развития гражданственности обучающихся в условиях перехода на новые образовательные стандарты»


Педагогический совет: «Пути формирования и развития гражданственности обучающихся в условиях перехода на новые образовательные стандарты»
«Воспитание любви к родному краю. К родной культуре. К родному городу. К родной речи – задача первостепенной важности. И нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье. К своему дому. Постоянно расширяясь. Эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории. Его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Д.С.ЛихачевЦель педсовета
Раскрыть роль современных воспитательных технологий в создании педагогической среды для формирования и развития гражданственности обучающихся
Задачи педсовета
1.Актуализировать содержание и формы работы по гражданско-патриоти-ческому воспитанию учащихся
2.Обсудить сложившуюся в школе систему работы по формированию и развитию гражданственности обучающихся3.Обобщить систему опыта работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся
Воспитательная система нашей образовательной организации – целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов их деятельности, общения, отношений, материальной базы) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни и психологический климат коллектива. В условиях внедрения Государственных образовательных стандартов, когда воспитание и социализация обучающихся становится одним из приоритетных направлений образования, возникает необходимость моделировать такую воспитательную систему, которая смогла бы реализовать новую цель образования, а именно, «воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина своей республики, способного к творческой инновационной деятельности». Согласно «Концепции патриотического воспитания развития и воспитания личности гражданина Донецкой Народной Республики» «результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме».
Стандарт как социальная норма, реализующая общественный договор – семья, общество, государство.
В основе развития новой воспитательной системы лежат современные технологии. Воспитательные технологии как одно из средств воспитания позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
Диагностирование
Целеполагание
Проектирование
Конструирование
Организационно – деятельностный компонент
Контрольно – управленческий компонент
Содержанием воспитательных технологий являются:
Научно обоснованные социализированные требования
Передача социального опыта
Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
Социализированная оценка ученика
Организация творческого дела
Создание ситуации успеха
Новые требования к личности:
- ответственность и инициативность;
- продуктивность и эффективность;
- адаптивность к динамично меняющимся условиям;
- способность к множественным выборам;
-сформированность ценностей и основных социально значимых компетенций.
Рекомендовано использовать
Инновационные воспитательные технологии
•коллективное творческое дело
•информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека)
•нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон)
•социальное проектирование
•организационно-деятельностные игры (ОДИ)
•технология исследовательской деятельности
•технология проектов
•технология дидактической игры
•здоровьесберегающая технология
•личностно- ориентированная технология
•экологообразовательные•кейс – технологии
•арт-технологии
• шоу- технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН)
•групповая проблемная работа (разработка проектов)
•диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)
•диалог «педагог- воспитанник»
•тренинг общения
•«информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды)
Система гражданско-патриотического воспитания в школе формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников и включает учебную и научно- исследовательскую деятельность в урочное и внеурочное время.
В рамках учебной деятельности, которая осуществляется во время уроков, факультативов, кружковых занятий, гражданско-патриотическое воспитание реализуется через содержание предметов инвариантной и вариативной составляющей.
Общественные дисциплины – позволяют обеспечить личностно-эмоциональное осмысление школьниками опыта взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формировать у них понимание важнейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма. Представляется необходимым включение детей в деятельность органов школьного самоуправления, проигрывание модели социально-экономического взаимодействия людей, предоставление школьникам опыта политических дискуссий (ДК), личное участие в социально-значимой деятельности школьных историко-краеведческих объединений, музеев, взаимодействие с детскими объединениями и организациями.
Через овладение теоретическими основами гуманитарных дисциплин можно говорить о воспитании у школьников базовых личностных и профессиональных качеств : современного мировоззрения, патриотических убеждений , гражданской позиции, нравственного сознания, общей культуры, духовности, гуманизма, творческого мышления.
Естественно-математические науки подводят учащихся к осознанию идеи познаваемости закономерностей развития мира, взаимной связи и обусловленности явлений природы, знакомят учащихся с достижениями науки и техники, что способствует воспитанию гармонично развитой личности и патриота.
Воспитание учебным материалам - один из важнейших факторов воспитательного влияния на школьников.
При этом необходимы :- чёткая организация занятий, разнообразие методов и форм обучения;
-учёт отношений учитель-ученик-ученик;
-авторитет педагога и его профессиональное мастерство;
-общий режим и атмосфера образовательной организации.
Только при реализации всех перечисленных факторов можно добиться эффективного решения воспитательных задач.
Вариативная составляющая учебного процесса: факультативы, кружки, курсы по выбору , способствует формированию у детей глубокого понимания гражданского долга.
Нельзя сбрасывать со счетов научно-исследовательскую деятельность, которая заключается в участии школьников в конкурсах, конференциях, в работе МАН.
Социализация в системе гражданско-патриотического воспитания базируется на работе школьных молодёжных организаций, Совета профилактики школы, сотрудничестве с гос.органами власти и общественными организациями.
Отдельно хочется остановиться на введении нового образовательно-воспитательного курса «Уроки гражданственности Донбасса», который сочетает в себе информативность, научность, метапредметность, в доступной форме объясняет молодому поколению необходимость помнить «кто мы и какого рода», чтить свои корни , родителей, родную землю. Актуальность разработки данного курса обусловлена:
-необходимостью организации патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи в целях формирования социальной ответственности;
- поиском идеи, которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис, обусловивший упадок общественной морали и консолидировать общество;
- необходимостью подготовки нового поколения к созиданию своей Республики, жизни в новых, послевоенных условиях.
Таким образом, гражданин Донецкой Народной Республики должен быть:
патриотом, носителем ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины;
уважать ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающего глобальные проблемы современности, свою роль в их решении;
мотивированным к труду, познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;
разделять ценности безопасного и здорового образа жизни;
уважать других людей, готового сотрудничать с ними для достижения совместного результата;
 осознавать себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность перед самим собой и другими людьми.
Именно поэтому существует необходимость в разработке новых школьных воспитательных программ, направленных на гражданско- патриотическое воспитание обучающихся. На основе Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в Донецкой Народной Республике, педагогическим коллективом школы были разработаны проекты, которые включены в школьную Программу гражданско- патриотического воспитания обучающихся «Я – Гражданин Донецкой Народной Республики». Предлагаю рассмотреть и утвердить педагогическим советом даную школьную программу.
Цель программы:
создание условий для развития высокой гражданской ответственности, социальной активности, духовности, становления настоящих граждан Донецкой Народной Республики, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Задачи программы:
 развивать гражданско -патриотическое самосознание учащихся;
 формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей;
 создать условия для реализации каждым обучающимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
 развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
 формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей родины;
 физическое развитие учащихся, формировать у них потребности в здоровом образе жизни
 методическое обеспечение функционирования системы гражданско- патриотического воспитания
Педагогический коллектив в начальной школе призван:
 заложить основные моральные ценности, нормы поведения;
 воспитывать чувство верности своему Отечеству через любовь к семье к своему родному дому, школе;
 помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества;
 сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение;
На II ступени, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится:
 продолжить формировать систему ценностей и установок поведения подростка;
 воспитывать чувство верности своему Отечеству через любовь к родному городу, людям, живущим в нем;
 заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования в старшей школе и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;
 создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно – творческой деятельности.
Воспитание обучающихся старшей школы, ориентированно на продолжение развития самообразовательных навыков и особенно навыков самоорганизации и самовоспитания, предопределило необходимость решения педагогическим коллективом полной средней школы следующих задач:
 воспитывать чувство верности своему Отечеству через гражданскую позицию, социально-политическую ориентацию;
 продолжать начатое ранее нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;
 сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному самоопределению;
 обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития.
Принципы:
 системно - организованный подход; предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех общественных структур по гражданско-патриотическому воспитанию школьников;
 адресный подход; предполагает использование особых форм и методов гражданско-патриотической работы с учетом возрастных, социальных, культурных и других особенностей учащихся;
 универсальности основных направлений гражданско- патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход с использованием опыта прошлых поколений, традиций в быту и внутрисемейных отношениях, обучении и подходах к труду, методах творчества
 учета Республиканских условий в пропаганде гражданско-патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей местного патриотизма, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, улице, школе.
Программа включает в себя следующие проекты:
1 классы – Моя семья и школа
2 классы – Мой родной край
3 классы – Природа родного края
4 классы – Родной край
5 классы – Выдающиеся люди Донбасса
6 классы - Культура Донбасса
7 классы - Природа. Промышленность. Экология Донбасса
8 классы - Мы – славяне
9 классы – Летопись нашего края в культурных памятниках Донбасса
10 классы - Мы выбираем здоровый образ жизни в старшей школе
11 классы – Память живет в наших сердцах

Сейчас я предлагаю подробно рассмотреть работу по данным проектам и даю слово моим содокладчикам.
1. Формы и методы работы по гражданоско-патриотическому воспитанию учащихся начальной школы
2. Содержание и формы работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся основной школы
3.Воспитание гражданина- патриота в старшей школе
Проект решения педагогического совета:
Заслушав доклад заместителя директора по воспитательной работе по вопросу «Пути формирования и развития гражданственности обучающихся в условиях перехода на новые образовательные стандарты» педагогический совет отмечает, что администрацией школы и педагогическим коллективом проводится большая работа по формированию патриотических чувств и гражданского самосознания обучающихся. Система гражданско- патриотического воспитания в школе формируется в процессе обучения, социализации и воспитания обучающихся и включает учебную и научно-исследовательскую деятельность в урочное и внеурочное время. Используются разные формы и методы работы по патриотическому воспитанию. Проводится ряд мероприятий, которые способствуют формированию гражданско-патриотического сознания учащихся .На основании вышесказанного педагогический совет рекомендует:
1.Признать работу педагогического коллектива школы по реализации идей гражданского воспитания системной и эффективной.
2.Утвердить школьную программу гражданско- патриотического воспитания «Я- Гражданин Донецкой Народной Республики» членами педагогического совета.
3.Заместителю директора по воспитательной работе
3.1.Запланировать и организовать подробное изучение новейших воспитательных технологий и концепций на заседаниях МО классных руководителей.
3.2. Заслушать результаты работы классных руководителей 10-11 классов по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся на МО.
4.Педагогическому коллективу школы
4.1.Продолжить работу о совершенствованию форм и методов гражданско- патриотического воспитания обучащихся.
4.2. При отборе материалов к урокам руководствоваться воспитательными целями, ориентированными на патриотизм, духовность и нравственность.
5.Педагогу- организатору
5.1.Продолжать работу совета музея «Родная школа моя» как одной из форм гражданско- патриотического воспитания обучающихся.