Реферат «Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы»


Моу « Кожильская СОШ»
Реферат
«Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы»
Автор: Спирина Марина Анатольевна - учитель русского языка и литературы2014 год
Введение
Здоровье человека в настоящее время относится к глобальным мировым проблемам, так как касается каждого живущего на Земле.
Так что же такое здоровье? Почему в последние десятилетия оно относится к глобальным мировым проблемам?
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает следующее определение индивидуального здоровья: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней и физических дефектов». Данное определение здоровья является, скорее всего, эталонной моделью будущего человека, к сожалению, пока далекой от реально существующей.
Современный человек все дальше и дальше отходит от природы. Пользуясь достижениями химии, физики, техники, мы перестаем активно двигаться, переходим на синтетическое питание, дышим загрязненным воздухом, пьем отравленную воду. Все это приводит к тому, что мы приобретаем новые болезни, а наше душевное равновесие все чаще бывает нарушено из-за злобы, агрессивности, зависти – как нашей, так и окружающих нас людей. Официальная медицина предлагает огромный арсенал новейших средств и методов лечения заболеваний, однако очень часто, избавившись от одной болезни, человек приобретает несколько других, связанных с побочными эффектами синтетических препаратов.
В настоящее время здоровье наших детей стремительно ухудшается. Пугает стремительность наступления нездоровья подрастающего поколения. Очень многие заболевания, которыми страдало взрослое население, теперь можно встретить и у совсем еще маленьких детей. Многие из них на современном уровне развития медицины излечить пока нельзя, и они приобретают хроническую форму.
Актуальность работы педагогов в данном направлении очевидна. Здоровье каждого человека, и ребенка в том числе, определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм, возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействие полезных для здоровья факторов. Работа педагогов в данном направлении нацелена на развитие здоровьесберегающих навыков обучающихся.

Проблемы здоровья школьников
Здоровье - не все, но все без здоровья - ничего.
Ж. Ж. Руссо
«Здоровье – непременное условие благополучия не только каждого человека, но и нации, страны в целом. По сути, оно едва ли не самый главный критерий оценки деятельности человека и всей социальной системы, по которому можно судить о качестве жизни. Во многих странах мира этот критерий рассматривается одним из первых как на индивидуальной шкале ценностей, так и в оценке социально-экономической политики государства» [1].
Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях остается предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.
Материалы ежегодных государственных докладов о положении детей в Российской Федерации и ходе выполнения федеральной программы развития образования свидетельствуют о том, что в последние годы здоровье молодого населения страны заметно ухудшилось. Поражает стремительность наступления этой проблемы. В итоге на самом высоком государственном уровне констатируется, что к окончанию школы число здоровых детей не превышает всего 4 – 5%.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:
физически здоровыми рождаются не более 14 % детей;
25 – 30 % детей, пришедших в первый класс школы, имеют физические
Недостатки или хронические заболевания;
90 – 92 % выпускников средних школ находятся в «третьем» состоянии, то есть они еще не знают, что уже больны;
только 4 – 5 % выпускников школ можно считать действительно здоровыми.
Как видим, имеет место тенденция к значительному сокращению здоровых детей и резкому увеличению детей больных и детей с ослабленным здоровьем.
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой, так как здоровье человека зависит не только и не столько от уровня развития медицины и организации здравоохранения, сколько от решения общих социальных и политических вопросов. Сужение проблемы здоровья до уровня медицинского, уровня здравоохранения решает лишь отдельные частные задачи, но не проблему в целом. Поэтому в последние годы активизировались научные исследования, касающиеся проблемы здоровья людей в системе образования, которая является предметом профессионального интереса специалистов, работающих не только в области медицины, но и психологии, педагогики и других наук.
Медицине, как никогда, сегодня необходима помощь педагогики, так как все основные «факторы риска» имеют повседневную основу.
Школа – один из первых социальных институтов, с которым сталкивается
человек в процессе своего биологического и социального становления. В дальнейшем именно срывы адаптации к тем или иным перипетиям жизни в социуме будут приводить к постепенной утрате человеком того запаса «прочности», которое принято называть здоровье. Однако, пока ребенок растет, формируется, педагоги, врачи, психологи, родители - все, от кого это зависит, должны приложить максимум усилий к тому, чтобы школа перестала быть фактором, вредящим его здоровью, препятствующим его полноценному развитию. А напротив, стала образцом такой среды, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков человека и в то же время реально готовит его к будущей непростой жизни.
Что же делать в сложившейся ситуации? Как помочь детям, получая знания, не терять своего здоровья?
В главе "Как жить, не болея" из книги тибетских мудрецов "Чжуд-Ши" сказано:
«Все болезни развиваются из причин при наличии условий.
Без условий от причин не будет последствий.
Поэтому делай так, чтобы не было условий для болезней».
В связи с этим, семье и школе, точнее родителям и педагогам, отводится решающая роль в воспитании здорового подрастающего поколения.
Ребенка можно назвать здоровым, если он:
- в физическом плане - умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
- в интеллектуальном - проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение;
- в нравственном - честен, самокритичен, эмпатичен;
- в социальном - уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Исходя из всего вышеизложенного, целью и задачами своей работы как учителя в рамках здоровьесберегающих технологий я вижу:
- создание комфортных условий для учебы, чтобы уроки русского языка и литературы, а также внеклассные мероприятия рождали в каждом ребенке положительные эмоции, благотворно влияли на их здоровье;
- формирование у обучающихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;
- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации.
Средствами педагогического воздействия служат:
- воспитательная работа (формирование культуры здоровья);
- учебная работа (удовлетворение информационных запросов ученика);
- контроль и самоконтроль (ведение дневников здоровья).
Отправными направлениями деятельности здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ) являются:
- сотрудничество с медицинским персоналом школы с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;
- сотрудничество с родителями учащихся;
- формирование собственного отношения учащихся к проблеме сохранения и защиты здоровья;
- организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом;
- рациональная организация учебного процесса.
Ожидаемые результаты от работы:
- формирование осознанного отношения учащихся и их родителей к здоровью ребенка как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
- внедрение оптимального режима учебной деятельности и отдыха детей.

Практика сохранения здоровья школьников во время
учебных занятий
Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся.
Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы.
Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует чередовать виды учебной деятельности, активно отдохнуть, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности, необходимо проводить оздоровительные мероприятия в учебном процессе, чтобы учащиеся не уставали и могли работать на уроке в полную силу.
При подготовке к уроку я учитываю:
Динамику работоспособности в течение рабочего дня:
8 – 12 часов – первый пик работоспособности;
16 – 18 часов – второй пик работоспособности.
Динамику активности обучающихся на уроке:
1 – 4 минуты - врабатываемость в урок (организационный момент);
5 – 20 минуты – самая высокая работоспособность (новый материал, самостоятельная работа);
21 – 35 минуты - снижение работоспособности (физкульт. минутка, закрепление материала);
36 – 45 минуты – полное утомление (подведение итогов урока, объяснение домашнего задания).
Если представить динамику активности обучающихся на графике, то она будет выглядеть следующим образом.
Активность обучающихся на уроке


Некоторые гигиенические критерии рациональнойорганизации урока

ФакторыурокаУровни гигиенической рациональности урокаРациональный НедостаточнорациональныйНерациональный1 Плотность урокаНе менее 60 %
И не более 70 % 85-90 % Более 90 %
2 Количество видов учебной деятельности3-7 2-3 1-2
3 Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности Не более 10 мин. 11-15 мин. Более 15 мин.
4 Частота чередования различных видов учебной деятельности Смена не позже чем через 7-10 мин. Смена через 11-15 мин. Смена через 15-20 мин.
5 Количество видов преподаванияНе более 3-х 2 1
6 Чередование видов преподаванияНе позже чем через 10-15 мин. Через 15-20 мин. Не чередуются7 Наличие эмоциональных разрядок (кол-во) 2-3 1 Нет8 Место и длительность ТСО В соответствии с гигиеническими нормами С частичным соблюдением гигиенических норм В произвольной форме9 Чередование позыПоза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся. Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем10 Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток На 20 и 35 мин. урока по 1 мин. Из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого Одна физкульт-
минутка с неправильным содержанием или продолжительностью Отсутствуют11 Психологический климатПреобладают положительные эмоцииИмеются случаи отрицательных эмоций. Преобладают отрицательные эмоции12 Момент утомления учащихся по снижению учебной активности Не ранее 40 мин. Не ранее 25-27 мин. До 30 мин.
Думается, многие согласятся со мной в том, что мы, педагоги, давая детям знания, забираем у них здоровье (конечно, не по своей вине).
Еще в начале XIX века Г. Песталоцци указывал, что в традиционных условиях обучения происходит «удушение» развития ребенка, «убийство» его здоровья. Расплата за образование: сгорбленная спина, тросточка, пенсне, а нередко и чахотка. А ведь в то время еще была достаточно чистая экологическая среда, чистые продукты питания и процесс обучения не был столь динамичен.
В настоящее время налицо уже «эпидемия» школьных форм патологии. Выше я приводила удручающие данные состояния здоровья детей.
В свое время, будучи руководителем народного образования,
Г. А. Ягодин писал в «Медицинской газете», что здоровье детей разрушается в первую очередь от перегрузки учебными занятиями, причем страдают прежде всего самые старательные ребята».
Поэтому весь дидактический материал урока должен соответствовать возрастным особенностям. Не должны преобладать книжные формы обучения. Необходимо строить урок так, чтобы детям было интересно и комфортно. В этом мне помогают разные виды уроков (уроки-игры, уроки-конкурсы, уроки-мастерские, уроки-КВНы и др.), инсценировки, упражнения игрового характера, ситуации успеха и многие другие творческие формы работы.
Оздоровительные мероприятия
в учебном процессе
Гимнастика до учебных занятий
Гимнастика до учебных занятий, которая проводится ежедневно перед первым уроком, решает воспитательные и оздоровительные задачи. Ежедневные упражнения благоприятно воздействуют на организм, способствуют формированию правильной осанки, актов дыхания, воспитывают привычку регулярно заниматься утренней гимнастикой, спортом. Коллективное выполнение физических упражнений до начала занятий дисциплинирует, организует, сплачивает обучающихся, повышает их работоспособность.
По возможности гимнастику до учебных занятий нужно проводить на открытом воздухе, под музыкальное сопровождение. Температура воздуха не должна быть ниже + 12*С. При более низкой температуре занятия проводятся в помещении, предварительно хорошо проветренном. Обучающиеся занимаются в школьной форме, но надо предложить им расстегнуть ворот рубашки, ослабить пояс.
Продолжительность гимнастики 8 – 10 минут. Она должна состоять из 6 – 10 упражнений различной направленности. А так же соответствовать месту ее проведения, возрасту и подготовленности детей. Упражнения должны быть хорошо знакомы школьникам и иметь общеразвивающий характер. Это может быть ходьба, бег, прыжки на месте, упражнения на равновесие, координацию, дыхание, осанку.
В начале гимнастики упражнения должны быть сравнительно легкими и малоинтенсивными, в середине – интенсивными, а к концу интенсивность и трудность вновь должны быть снижены.
При выполнении физических упражнений необходимо научить детей правильно дышать. С этой целью в некоторые комплексы целесообразно ввести указания «Вдох!» и «Выдох!».
Физические минутки и физкультурные паузы во время уроков
На уроке, когда дети начинают утомляться, можно предложить им зарядку, которая обеспечит бодрость и готовность к продуктивным учебным занятиям. Зарядка является паузой, позволяющей восстановить силы, снять умственное напряжение, физическое утомление, повышает работоспособность учащихся.
Двигательная активность способствует не только возрастанию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма. Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Физические упражнения благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
Оздоровительные мероприятия в учебном процессе для восстановления умственной работоспособности можно использовать следующие:
физические минутки;
физкультурные паузы.
Физкультурные минутки
Физкультурные минутки – это одна из форм двигательной активности, небольшой по интенсивности и времени (1 – 3 мин) комплекс физических упражнений, средство активного отдыха от статического напряжения, связанного с длительной однообразной позой. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика осанки. Физминутки, проводимые мной во время урока, способствуют повышению внимания и активности на уроках, лучшему усвоению учебного материала.
Физкультурные минутки состоят из 3 – 5 физических упражнений, могут проводиться с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить работоспособность. Они должны быть просты, интересны и знакомы учащимся, удобны для проведения в ограниченном пространстве.
Время начала физкультминутки выбираю, когда значительная часть обучающихся начинает утомляться. В течение урока проводятся одна-две физминутки. Они обязательны на третьем и последующих уроках.
В состав физкультминуток обязательно нужно включить упражнения по формированию осанки, укреплению зрения и выработке правильного дыхания. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, к снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ.
Нужно вводить упражнения для тренировки глубокого дыхания, усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей. Упражнения должны дать нагрузку неиспользованным мышцам, а также способствовать расслаблению мыщц, выполняющих значительную нагрузку.
Физкультурные минутки проводят в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Спертый воздух в классе недопустим, поэтому сначала следует открыть форточки, остановить текущую работу и предложить детям подготовиться к физминутке. Учащиеся должны расстегнуть воротнички, расслабить пояса и принять исходное положение. Я произношу команды четким, громким голосом. Упражнения, которые выполняются впервые, показываю я или подготовленный заранее ученик. Для повышения интереса школьников при внедрении физкультминуток можно использовать какой-либо переходящий приз, которым будет награждаться, например, лучший ряд. Обязателен положительный эмоциональный фон. Хорошие результаты дает проведение физических минуток самими школьниками.
Примерный комплекс физминуткиХодьба на месте с энергичными свободными движениями рук (30 – 60 секунд).
И. п. – основная стойка. 1 – руки вперед, 2 – руки в стороны, 3 – руки вверх, подняться на носки и потянуться,4 – опуститься на пятки, руки вниз, вернуться в и.п.
И. п. – стойка –ноги врозь, руки на поясе. 1 – наклон влево, 2 - вернуться в и.п., 3 – наклон вправо, 4 – вернуться в и.п.
И. п. – стойка – ноги врозь, руки в стороны. 1 – наклон к левой ноге, руками коснуться носка левой ноги, 2 – вернуться в и.п., 3 – 4 – то же, что на счет 1 – 2, но наклон к правой ноге.
И.п. – основная стойка. Прыжки на месте на носках с переходом на ходьбу.
Каждое упражнение следует повторять 6 – 12 раз. Дыхание произвольное. Темп зависит от подготовленности учащихся.
Физкультурные минутки для снятия утомления с плечевого пояса
Исходное положение (и.п.) – стоя, руки на поясе. 1- правую руку вперед, левую вверх; 2 – переменить положение рук. Повторить 3 – 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, наклонив голову вперед. Затем повторить еще 3 – 4 раза. Темп средний.
И.п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 – 2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3 – 4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5 – 6 раз, затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.
И.п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6 – 8 раз, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Физкультурные минутки для снятия напряжения с мышц туловища
И.п. – стойка: ноги врозь, руки за голову. 1 – 3 – круговые движения тазом в одну сторону; 4 – 6 – то же в другую сторону; 7 – 8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.
И.п. – стойка ноги врозь. 1 – 2 – наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая согнутая – вдоль тела вверх; 3 – 4 – и.п.; 5 – 8 – то же в другую сторону. Повторить 5 –6 раз. Темп средний.
Упражнение «Колокольчик»
Упражнение на укрепление мышц шеи и головы. Тренировка голоса. Наклоны вправо, влево, вверх, вниз. Упражнение выполнять, прилагая усилия, чтобы способствовать развитию мышечного аппарата шеи, головы, плеч и спины.
Ветерок голову клонит,
Колокольчик сон твой гонит.
Ты головку вверх подкинь,
И пропой дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.
Физкультурные минутки для улучшения мозгового кровообращения
И.п. – основная стойка. На счет «раз» - руки за голову, локти широко развести, голова отведена назад. На счет «два» локти подаются вперед, голова наклонена вперед. На счет «три» руки расслабленно опускаются вниз, на счет «четыре» – принять исходное положение. Упражнение в медленном темпе повторяется 4 – 6 раз.
И.п. – сидя на стуле. 1 – голову наклонить вправо; 2 – и.п.; 3 – голову наклонить влево; 4 – и.п.; 5 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 – и.п.. Повторить 3 – 4 раза. Темп медленный.
И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо; 2 – и.п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и.п. Повторить 4 - 5 раз. Темп медленный.
И.п. – стойка «ноги врозь, кисти в кулаках». 1- мах левой рукой назад, правой вверх. 2 – встречными махами переменить положение рук. Махи заканчиваются рывками руки назад. Упражнение повторяется 6 – 8 раз в среднем темпе.
Выполняется, сидя на стуле. 1 – отвести голову назад. 2 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Упражнение повторить 4 – 6 раз в медленном темпе.
Физкультурные минутки при письме
Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо; 2 – и.п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и.п.; 5 – голову наклонить вперед; 6 – и.п. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.
Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. – сидя, руки подняты вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6 – 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Упражнения для снятия утомления с мышц туловища. И.п. – стойка: ноги врозь, руки на поясе. 1 – повернуть туловище направо; 2 – повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.
Упражнения для мобилизации внимания. И.п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс; 2 – левую руку на пояс; 3 – правую руку на плечо; 4 – левую руку на плечо; 5 – правую руку вверх; 6 – левую руку вверх; 7 – 8 – хлопки руками над головой; 9 – опустить левую руку на плечо; 10 – опустить правую руку на плечо; 11 – левую руку на пояс; 12 – правую руку на пояс; 13 – 14 – хлопки руками по бедрам. Повторить 4 – 6 раз. Темп – 1 раз медленный, 2 – 3 – средний; 1 – 2 – медленный.
Упражнения для снятия утомления
Упражнения рассчитаны на восстановление сил после тяжелой нагрузки, которые следует выполнять при первых признаках усталости.
Сложить ладони перед грудью пальцами вверх, не дышать, сдавить изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы груди и плеч. Втянуть живот и подняться вверх, как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 1- 15 секунд.
Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед. Потянуть голову к локтям, не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно – так, чтобы было приятно, 10 – 15 секунд.
Растереть ладонями уши – вначале только мочки, а затем все ухо целиком: вверх-вниз, вперед-назад. При этом «поцокать» языком, как лошадка (15 – 20 секунд).
«Ворона». Произносить «ка-а-а-ар», при этом стараясь поднять как можно выше мягкое нёбо и маленький язычок (6 раз). Затем попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом. Легче, быстрее, еще быстрее! (10 – 15 раз).
«Лев». Дотянуться языком до подбородка. Еще дальше! (Повторить 6 раз).
Игры и упражнения для укрепления здоровья детей
В физминутки можно включать упражнения, которые носят оздоровительный характер. Это упражнения для нормализации осанки, гимнастика для глаз, использование точечного массажа.
Упражнения для глаз
Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного школьника огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем (а детям особенно) в целях профилактики нарушений зрения.
По мнению многих ученых (например, профессора, доктора медицинских наук В.Ф.Базарного) при напряженных нагрузках формируется аномальный зрительно-двигательный стереотип, приводящий в будущем к миопии (близорукость), т.е. глаз привыкает к работе на близких расстояниях (работа с книгой, тетрадью) и теряет способность к четкому видению отдельных предметов. Следовательно, существующие противоречия между физиологическими возможностями зрительного анализатора детей и общепринятыми технологиями школьного обучения способствуют массовому возникновению зрительных расстройств. Выход из создавшейся ситуации вижу в следующем: необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока.
Упражнения для глаз, предложенные ниже, предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.
В целях профилактики улучшения зрения на уроках русского языка и литературы использую упражнения, укрепляющие мышцы глаз. Упражнения выполняются сидя на стуле, спина прямая, руки лежат на коленях. Каждый раз по мере выполнения отдельных упражнений взгляд фокусируется на каком-нибудь предмете. Это способствует концентрации зрения.
1. Упражнения для глаз
Несколько раз посмотреть вверх, вниз, вверх, вниз.
Глаза вверх, прямо перед собой, вниз, прямо, вверх и т. д. Закрыть глаза.
Несколько раз поочередно посмотреть направо, налево. Закрыть глаза.
Посмотреть прямо, направо, прямо, налево и т.д. Закрыть глаза.
Посмотреть вверх, в правый угол, вниз, в левый угол. Затем сменить направление.
Медленно вращать глазами по кругу вправо, закрыть глаза; влево, закрыть глаза.
Попеременно посмотреть на кончик своего носа, затем на предмет вдали.
Попеременно посмотреть на кончик своего пальца, расположенного на расстоянии 30 – 35 см, затем на предмет вдали.
Попеременно сосредоточить взгляд на каком-нибудь предмете (видеть его четкое изображение)
Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать.
Заключение
Подводя итог выше изложенному, могу сказать следующее.
Здоровье во многом зависит от того, насколько умело мы умеем пользоваться этой уникальной конструкцией, которую мы собой представляем как открытую биосистему. А умение оптимально, эффективно, своевременно использовать свой биопотенциал – это не что иное, как зафиксированный условный рефлекс, стереотип, навык, который формируется, развивается, закрепляется различными педагогическими приемами.
Можно ли прогнозировать эффективность воздействия средств образования на уровень здоровья детей в условиях общеобразовательной школы? Думаю, что я ответила на этот вопрос. Именно в школьном возрасте эффективно обучение здоровью. Учитывая все факторы разносторонней жизни ребенка в семье и школе, можно попытаться сформировать у детей позитивные установки на поддержание здорового образа жизни.
Осознание ценности здоровья должно явиться стимулом осознания личной потребности в здоровье. Эта потребность в дальнейшем должна становиться все более прочной и разносторонней.
В современной школе считаются приоритетными задачи по сохранению здоровья школьников, оптимизации учебного процесса, разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, что определяет актуальность и значимость рассмотренного мной вопроса.
Составленный комплекс мер включает в себя несколько разделов:
рациональная организация учебного процесса;
внедрение оздоровительных мероприятий в организацию учебного процесса;
внедрение обучающих программ (уроков здоровья, циклов занятий, лекций, классных тематических часов и др.);
работа с детьми во внеурочное время;
использование оздоровительных процедур вне школы.
Работа по здоровьесбережению должна проводиться систематически и целенаправленно, что является важным условием успешной работы по охране и укреплению здоровья детей.
Литература.
Белая А.Я., Мирясов В.И. Пальчиковые игры для развития речи, изд-во «Астель», 2001.
Беспалова Е.В. Факторы, негативно влияющие на здоровье ребенка. Справочник классного руководителя, № 3, 2008.
Газета «Здоровье детей», № 1, 2005, изд-во «Первое сентября», Москва.
Газета «ПедСовет», № 4, 2006.
Громова Ю.О. Вся правда о курении. Классный руководитель, № 5, 2007.
Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. 5-11 классы. Москва, «Вако», 2004.
Зуева С.В. Рациональное питание. Классный руководитель, № 4, 2008.
Савина. Пальчиковая гимнастика. Образовательные проекты, изд-во «Астель», 2001.
Санпины.
Стрельникова. Дыхательная гимнастика. Москва, 1997.
Сулина И. Физкультуру не любить – под собою сук пилить. Воспитание школьников, № 8, 2007.
Ткачук М. Влияние положительных эмоций на здоровье школьников. Воспитание школьников, № 9 2007.
Ужегов Г. Н. Туберкулез. Симптомы, лечение, профилактика. Москва,
изд-во «Вече», 2002.
Физминутка на уроке. Под р