Из опыта работы «Использование Информационных Коммуникативных Технологий (ИКТ) при проведении тематических недель».


Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад №1 с. Корткерос»
«Использование Информационных Коммуникативных Технологий (ИКТ) при проведении тематических недель».
( Из опыта работы)
Автор:
Филиппова Светлана Ивановна.
Воспитатель
1 квалификационной категории
Корткерос. 2014 год.
.
Содержание работы:
1.Общие сведения о педагоге.
2. Актуальность темы.
3.Использование ИКТ при проведении тематических недель.
4. Достижения педагога.
5. Используемая литература.
4
Если сегодня будем учить так, как учили вчера,
мы украдём у наших детей завтра.
Джон Дьюи (американский педагог, социолог). (слайд 2)
Я Филиппова Светлана Ивановна, работаю в МДОУ «Детский сад №1 с. Корткерос» с 1985 года. Общий стаж работы воспитателем 28 лет.
Имею I квалификационную категорию с 2000 года.
Она была мне присвоена после участия в Районном конкурсе «Учитель года», где стала призером конкурса (3 место).. В настоящее время работаю в средней «а» группе « Осьминожки»( слайд 3)
В последнее время уделяю большое внимание использованию информационно-коммуникативных технологии (ИКТ) в своей педагогической деятельности, а в особенности при планировании и проведении тематических недель.( слайд 5)
Актуальность моей темы очевидна: (слайд 6,7)
В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса, направленного на физическое, социально - личностное, познавательно - речевое и художественно- эстетическое развитие дошкольника.
Я воспитатель XXI века! Работаю в динамичное время, в котором предъявляются повышенные требования к воспитателю, организации образовательного процесса, технологиям и разработкам. И понимаю, что хочу и буду соответствовать всем требованиям на этапе развития современного общества. Компьютер уже давно вошел в нашу жизнь, и я считаю, что необходимо научиться его грамотно и, главное, эффективно использовать для развития и обучения детей в соответствии с поставленными целями. А главная наша цель воспитание активного, любознательного, самостоятельного и всесторонне развитого ребенка.
В современных условиях развития общества в системе дошкольного образования должны происходить изменения, ориентированные на опережающее развитие образовательной системы. Появляются качественно новые подходы, программы, методики и технологии. Одной из таких технологий является информационно-коммуникативных технологии ( ИКТ).
Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, служит и с мощным техническим средством обучения. Он играет роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Почему? Да потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него.
Доказанный и очевидный факт, что использование компьютерных технологий может стать мощным фактором интеллектуального и личностного развития ребенка. Применение мультимедийных и информационных технологий стали перспективным средством развивающей работы с детьми.
Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Информационные технологии окружают маленьких детей с рождения. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и в кино, распространение игровых приставок, электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание дошкольника и его восприятие окружающего мир.
Малыш уже свободно общается с персональным компьютером. Сегодняшним ребенком усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая, знакомая ему, та, которая вызывает приятные и комфортные чувства. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона образовательной деятельности является компьютер. Использование компьютерных технологий в совместной и самостоятельной деятельности (с точки зрения ребенка) является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона. Из чего следует очевидность высокой эффективности использования в обучении информационных коммуникативных технологий.
Прежде всего, нам необходимо четко понимать, что такое информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)? В какой конкретно работе детского сада они возможны и необходимы?
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными. Информационные технологии - это не только компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернет, телевизор, видео, DVD,CD, мультимедиа, ауди визуального оборудования, то есть всего того, что может предоставлять широкие возможности для коммуникации.
Коммуникационные технологии определяют методы, способы, средства воздействия человека с внешней средой. В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека в информационном обществе.
Владение ИКТ помогает воспитателю детского сада чувствовать себя комфортно в новых условиях, а образовательному учреждению - перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей.
На сегодняшний день целью любого дошкольного учреждения является создание единого информационного образовательного пространства в детском саду. Мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Повысить ИКТ - компетентность участников в проектировании воспитательно-образовательного процесса, применяя интерактивные методы обучения (для продвинутых пользователей).
2. Активно использовать информационно-коммуникационные технологии в развитии дошкольников
3. Создать медиатеку презентаций к тематическим неделям
4. Разработать алгоритм составления занятий с использованием компьютерных технологий.
В системе деятельности ДОУ работа строится по трем направлениям:
1. Использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми.
2. Использование ИКТ в процессе организации методической работы с педагогическими кадрами.
3. Использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ с родителями.
Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной организованной деятельности в детском саду - это создание мультимедийных презентаций. Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т.к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.
Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста.
Информационные технологии выступают в качестве средства формирования ведущих сфер личности ребенка: познавательной, эмоционально-экспрессивной, социально-нравственной, художественно-эстетической, активизации психических процессов, раскрытия творческих способностей.
-активно пополняется словарный запас;
-развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз - уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;
-воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность; развивается воображение и творческие способности.
Использую полезные свойства информационных технологий.
Использование ИКТ – это, прежде всего:
Новый, современный и привлекательный для детей, способ подачи информации.
Преобразование предметно - развивающей среды.
Создание новых средств, способствующих развитию детей.
Создание новой наглядности. (Слайд 8)
В своей педагогической деятельности использую разнообразное оборудование:
* Компьютер
* Мультимедийное оборудование (проектор, экран)
* Принтер
* Сканер
* Фотоаппарат
* Видеокамера
* Цифровые носители (Флешкарта, диск СD, DVD и др.).
.У дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции.
Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни.
Сейчас выигрывает тот воспитатель, который не только может дать базовые знания ребенку, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний.
Для развития у ребят устойчивого познавательного интереса к учению перед педагогом стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным.
Первый опыт использования ИКТ (создание мультимедийных презентаций) в своей профессиональной деятельности я получила, готовя выступление по обобщению педагогического опыта по опытно-экспериментальной деятельности, на Районных педагогических чтениях «Золотые Россыпи» в 2010 году.
Научившись создавать мультимедийные презентаций, стала их использовать в методической работе по обобщению опыта и в работе с родителями. При создании презентаций с использованием полученных данных при проведении диагностики детей, анкетирования, в виде диаграмм, фотографий из жизни группы, вызывает огромный интерес со стороны родителей к собраниям.
Наглядно виден весь результат твоей работы, легче воспринимается теоретический материал. Родителям интересно знать, чем дети занимаются в детском саду.
В моей мультимедийной копилке собраны презентации по темам; (слайд 9,10)
Для работы с родителями:
«Игры наших детей»
«Умные игры»
Для методической работы:
«Опытно - экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста».
«Портфолио группы «Осьминожки».
«Аналитические отчет воспитателя за 2012-2013, 2013-2014 уч. года».
«Проведение тематических недель с учетом интеграции образовательных областей».
В результате моей работы по внедрению информационных технологий в образовательный процесс я отметила их преимущества перед традиционными средствами обучения (слайд 11)
1.ИКТ дает возможность расширения электронных средств обучения, так как передают информацию быстрее.
Поэтому их необходимо использовать при работе с детьми.
Английская пословица гласит:
«Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».
Движения, звук, анимация надолго привлекает внимание детей и способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества, являются стимулом познавательной активности детей.
Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно - образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая и моторная.
В работе с детьми информационно-коммуникативные технологии мною используются довольно активно в процессе занятий и других видов деятельности, в особенности при планировании и проведении тематических недель.
Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, - принцип интеграции образовательных областей.
Одним из требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования является следующее: « Программа должна основываться на комплексно - тематическом принципе построения образовательного процесса».
Основой данного принципа является тематическое планирование- особая форма организации воспитательно – образовательного процесса в детском саду, объединяющая все виды детской деятельности вокруг одной темы, в течение определенного промежутка времени.
Сейчас выигрывает тот воспитатель, который не только может дать базовые знания ребенку, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний.
Для развития у ребят устойчивого познавательного интереса к учению перед педагогом стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным.
«Ребенку не интересно - ворота к знаниям закрыты,
Немного интересно - чуть приоткрыты,
Очень интересно - широко распахнуты».
Материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие интерес у дошкольников к образовательному процессу и способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно приём удивления ведет за собой процесс понимания.
Применение коммуникативных технологии в детском саду как раз позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.
Мне необходимо вызвать интерес у ребенка к изучаемой теме. А что может вызвать интерес ребенка? Это что- то новое и необычное. Это новое и необычное «Мультимедийные презентации» по теме.
В моей мультимедийной копилке собраны презентации по темам;
Для использования в ООД и самостоятельной деятельности детей: (мультимедийное оборудование, компьютер) (слайд 12,13)
«Белоснежная зима»
«Времена года»
«Зимние виды спорта»
«Зимние игры и забавы»
«Жизнь животных зимой»
«Наша Армия сильна!»
«Военная техника»
«Защитники Земли Русской»
«У каждого, у каждого, есть мамочка своя»
«Как вести себя в гостях?»
Слайд - шоу« Красивые цветы»
«Все профессии нужны»
«Космическое путешествие»
«Самые добрые и ласковые мамы».
Планирование тематической недели (слайд 14)
1.Определяю тему недели. (В соответствии с моделью образовательного процесса)
2.Цель и задачи, которые будут решаться в рамках тематической недели.
3.Результат, который я хочу получить.
4.Продумываю, каким способом замотивировать детей работать по данной теме.
5. Определяю, какой наглядный материал подготовить, какие презентации необходимо подготовить. (Альбомы, иллюстрации, раскраски и т.д.)
6. Планирую специально организованную образовательную деятельность в рамках совместной деятельности детей и педагога.
7. Какие изменения внесу в развивающую среду, какие пособия необходимо подготовить.
8.Какие книги прочитаю детям в свободное время.
9. В какие игры будем играть вместе с детьми.
10.В какие мероприятия привлеку родителей.
11.Какое итоговое мероприятие будет проведено.
Тема недели позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей. Мероприятия, проводимые во время тематической недели, способствуют развитию творческого взаимодействия между детьми разных групп, воспитателями, родителями, специалистами детского сада. Они имеют разные формы проведения: игры-путешествия, экспериментирования, познавательные занятия, наблюдения, экскурсии, выставки просмотры слайд - шоу, презентаций и т.д.. Данные мероприятия преследуют несколько задач одновременно. Во-первых, решается познавательная задача: в зависимости от темы недели, мероприятия включают в себя новый материал, который рассматривается несколько в другом аспекте, чем на занятиях, что способствует наилучшему усвоению материала.
Использование ИКТ при проведении тематических недель как нельзя лучше подходит как средство освоения изучаемого материала дошкольниками.
Так например при планировании и проведении тематической недели ««Где служили наши папы».(Слайд 15)
1.Определила цель и задачи недели.
Цель: Формирование первичных представлений о Российской армии, о мужчинах, как защитниках Родины, всех слабых людей (детей, женщин, стариков, больных).
Задачи: Уточнение представления детей о нашей Армии;
Знакомство с родами войск, военными профессиями;
Воспитание уважения к защитникам Отечества;
Воспитание любви к Родине.
Формирование у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины.
Воспитание у девочек уважение к мальчикам как к будущим защитникам Родины.
Приобщение к русской истории через знакомство с былинами о богатырях.
Закрепление в словаре название страны, в которой мы живем, познакомить с флагом России. Расширять словарь детей за счет существительных: Родина, Отечество, защитник, солдат, моряк, танкист, летчик, богатырь.
2.С помощью «Интернет - Ресурсов» подобрала иллюстративный материал, раскраски .(слайд 16)
3. .С помощью «Интернет - ресурсов» разработала сценарий развлечения с детьми и родителями« Будем в Армии служить».
Изготовила пособия для сюжетно – ролевой игры «Пограничники».
Оформила альбом «Наша Армия Сильна!» ( Интернет, принтер)
Создала мультимедийные презентации для использования в НОД и совместной деятельности по темам: (В программе Power Point)
«Наша Армия сильна!»
«Военная техника»
«Защитники Земли Русской».
Для выявления эффективности использования ИКТ при проведении тематических недель мною была проведена промежуточная диагностика детей. Она показала, что качество приобретенных знаний, умений более высокий, чем без применения ИКТ.(90 %).
Как показала практика, на занятиях с использованием ИКТ дети активны. На фоне положительной эмоциональной атмосферы на занятиях повысился интерес к изучаемому материалу, за счёт высокой динамики эффективней проходит усвоение материала, тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас, воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность, развивается воображение и творческие способности. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности предъявления образовательной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка.
В настоящее время использование ИКТ в моей педагогической практике, при планировании и проведении тематических недель, заключается в следующем: (слайд 17)
подбор иллюстративного и дополнительного материала и создание электронных папок, для образовательной и самостоятельной деятельности, оформления стендов, фотовыставок, обогащение предметно- развивающей среды группы.
знакомство со сценариями праздников и других мероприятий и разработка собственных сценариев.
обмен опытом,
использование цифровой фотоаппаратуры .использование компьютера в делопроизводстве. создании различных баз данных ( диагностика детей, сведения о детях , родителях, тематическое планирование и т. д)
записывание дисков с музыкой, фильмами и т.д.
ведение сайта группы;
создание презентаций в программе Power Point, для повышения эффективности образа.
В своей педагогической деятельности использую разнообразное оборудование:
Компьютер
Мультимедийное оборудование (проектор, экран)
Принтер
Сканер
Фотоаппарат
Видеокамера
Цифровые носители ( флешкарта, диск СD, DVD И др.).
. Я считаю, что применение ИКТ в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, а так же развивает ребенка всесторонне .
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «Не навреди!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
Мною создана электронная база иллюстративного материала для проведения тематических недель (слайд 19)
1.Папки с фотографиями детей в различных видах деятельности; (фотоаппарат, флешкарта)
2.Папки с набором картинок и фотографий для слайдов и презентаций по темам: ( фотоаппарат, интернет, флешкарта )
«Зима, Новый год»
«ОБЖ,безопасность»
«Профессии»
«Домашние животные»
«Дикие животные»
« Насекомые»
«Птицы»
«Полезные и вредные продукты»
«Цвета»
«Животные жарких и холодных стран»
«Животные и их детеныши»
«Краеведение»
3. Папки с раскрасками по темам: ( Интернет, принтер, флешкарта)
(слайд 18)
«Зима, Новый год»
«ОБЖ»
«Военные профессии»
«Военная техника»
«Богатыри»
«Сказки К.И. Чуковского»
«Открытки к 8 марта»
«Профессии»
«Домашние животные»
«Дикие животные»
« Насекомые»
«Птицы»
«Иллюстрации сказок»
4.Записаны музыкальные диски по темам:
( Интернет, компьютер, флешкарта)
«Классическая музыка для слушания детям»
«Песни о зиме и Новом Годе»
«Песни о спорте»
«Песни о доброте»
«Песни о папе и Армии»
«Песни о маме»
«Музыка космоса»
«Детский сад»
«Веселая гимнастика»
Обогащение предметно – развивающей среды в группе.( слайд 21)
(Интернет, принтер, фотоаппарат.)
Альбомы по темам:
«Зимушка - зима»
«Зимние виды спорта»
«ОБЖ»
«Наша Армия Сильна»
«Все профессии нужны»
Д/Игры «Кому что нужно?»
«Полезные и вредные продукты».
Дорожные знаки.
«Корткерос»
Панно «Жизнь животных в зимнем лесу», «Животные Арктики и Антарктики», «Военная техника».
Мое педагогическое кредо - «Все лучшее – детям!». Все, что знаю я сама, научу своих воспитанников. ( Слайд 22-24)
Я учу детей всему: рисовать, лепить из пластилина, читать стихи, ,создавать поистине неповторимые «шедевры» творчества, играть, наблюдать, дружить и еще многое, многое другое.
. Мои дети очень трудолюбивые, дружные, артистичные, любознательные, Ребята моей группы очень любят создавать коллективные работы, показывать сказки.
Жизнедеятельность в детском коллективе, научит их любить себя и всех, кто их окружает, поможет преодолеть все страхи и тревоги.
Могла ли я подумать, что так смогу управляться с компьютером. Раньше он для меня был чем- то далеким и неизведанным, а сейчас это инструмент для успешной работы с детьми. Он мне помогает делать жизнь моих воспитанников в детском саду интереснее и содержательнее. Мне очень радостно, когда ребята, встречаясь вечером с родителями, рассказывают им о том , что они делали и что интересного узнали.
Мой девиз: «Творить пробовать, искать и развиваться! ». Хочется, чтобы с этим девизом уверенно шли по жизни и мои воспитанники! ( слайд 25-27)
В 2011 году дети моей группы, Потапов Дима, Усачева Софья и Гуцык Кристина, участвовали в Районном слете «Юные друзья природы», где заняли 1 место.
В мае 2012 года я принимала участие в конкурсе «Лучшая методразработка» среди воспитателей своего детского сада, где заняла 1 место в номинации «Младший дошкольный возраст».
В ноябре 2012 была участником Районного семинара «Портфолио», где представляла презентацию «Портфолио группы».
В январе 2013 году участвовала в Муниципальном конкурсе «Мое лучшее интегрированное занятие», где заняла 2 место в номинации «Младший дошкольный возраст».
В январе 2014 году участвовала в Муниципальном конкурсе «Лучшая презентация для детей дошкольного возраста в НОД », где заняла 2 место в номинации «Средний дошкольный возраст».
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Руководство нашего ДОУ создает по мере возможности все условия (В нашем ДОУ есть мультимедийное оборудование: проектор и экран, компьютер).
Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.
Список использованных источников:
1.Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в системе образования.
2.Коробейников Н.А. Воспитательные возможности компьютерных игр. Детский сад и семья, 2002,
З. Петрова Е. Развивающие компьютерные игры. Дошкольное воспитание, 2000, № 8.
4.Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе. Дошкольное воспитание, 2000, № 4
5.Журнал «Дошкольная педагогика» №3, 2011.
6.Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. Т.С.Комарова, М.Б Зацепина.
7..Справочник старшего воспитателя №11,2011 г, №1 -12 г. Особенности планирования работы с учетом ФГТ. К.Ю.Белая.
8.Управление ДОУ №8,2011 г, Е.В Безрукова, А.А Иванова. Подходы к планированию и организации работы в контексте ФГТ.
9.Вариативный подход к планированию образовательной деятельности. Кочкина Н.А, Куликова .Н.В, Потапкина Л.В.
10.Дошкольное воспитание №5-2010 г. «О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании».
Интернет –ресурсы:
http://www.maam.ru/detskijsad/-ispolzovanie-informaciono-komunikacionyh-tehnologii-v-obrazovatelnom-prostranstve-dou.html
http://festival.1september.ru/articles/658832/