Конспект открытого урока по окружающему миру на тему В декабре, в декабре…


Конспект открытого урока по окружающему миру
Тема: «В декабре, в декабре все деревья в серебре…»
Цели деятельности педагога: создать условия для уточнения представлений о признаках зимы, забавах, видов зимних спортивных игр, ТБ; способствовать развитию мыслительной деятельности на основе наблюдений за объектами природы; воспитывать и формировать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся, кратко характеризовать зимние изменения, строить высказывания на основе наблюдений за объектами природы.
Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: планирование – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.
Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; предметные – уточнять представления о признаках зимы; строить высказывания на основе наблюдений за объектами природы.
Коммуникативные: взаимодействие – слушать собеседника; управление коммуникацией – оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.
Личностные: самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения; смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.
Оборудование: народные приметы, пословицы, поговорки о зиме, презентация, наглядный материал.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Оглянитесь вокруг, посмотрите, как красиво украшен наш класс. Как вы думаете, почему именно сегодня класс выглядит так празднично? Какой праздник приближается? (Новый Год)
- В какое время года мы отмечаем Новый Год? ( зимой)
- Обратите внимание на доску. Как вы думаете, что символизирует тройка бегущих по снегу лошадей? ( зимние месяцы)
- Кто может назвать зимние месяцы? ( ответы детей)
2. Актуализация знаний и постановка проблемы.А сейчас, я предлагаю вам вместе со мной прочитать строки, записанные на доске:
«В декабре, в декабре
Все деревья в серебре…» (читают вместе с учителем строки)
- Как вы понимаете слова: « Все деревья в серебре?» ( ответы детей)
- Кто знает, из какого стихотворения эти строки? Кто автор произведения? (ответы детей)
- Как вы думаете, почему именно эти строки я выписала на доску?
3. Формулировка темы . Целеполагание.
- Назовите тему урока. О каком месяце мы будем говорить сегодня?( ответы детей)
- Какой по счёту месяц декабрь?
- Что мы уже знаем о первом зимнем месяце?
Р. Т.34 Речевая разминка.
Дети отвечают на вопросы исходя из ранее полученных знаний.
- Молодцы. Самооценка. По снежкам. ( Нас слайде)
- Однако, как вы думаете, мы назвали все признаки, которые можно наблюдать с приходом декабря? (нет)
- Значит, есть ещё что – то, чего мы не знаем.
- Сформулируйте цель и задачи. Какие знания мы хотели бы расширить сегодня на уроке?
Для формулировки целей и задач на экране предложены слова:
Вспомним представления о …
Научимся строить высказывания на основе …
Следовать установленным …Слушать …
Оказывать…

4. Совместное "открытие" новых знаний.
Работа по учебнику.
- Пора отправляться за новыми знаниями. Откройте свои учебники на странице 87. Найдите рубрику «Наблюдай». - Рассмотрите иллюстрацию. Что изобразил художник? (зимний парк)
- Какая погода в парке?
- Много ли снега?
- Какого он цвета?
- Верно ли выражение «снег сверкает всеми цветами радуги?». Почему это происходит?
- Какие особенности происходят в жизни деревьев зимой? (ответы детей)
- Все ли деревья сбросили листья?
- Назовите те деревья, которые не сбрасывают листву на зиму? Почему?
- Молодцы. Вы совершенно правы, деревья почти спят, точнее сказать «дремлют». Оказывается, что деревья, как и всё живое, готовятся к холодам: под корой у них плотный слой, защищающий от мороза, почки покрыты чешуйками, сухие листья оберегают и сохраняют тепло для корней.
Существуют народные приметы:
Дым из трубы прямо идёт – к морозу.
Дым из трубы стелется – к теплу.
- Как вы понимаете их?
5. Физминутка.
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг –прыг -прыг!
Вот лиса идёт по лесу.
Кто там скачет, интересно? (ходьба на месте)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (потягивания – руки вперёд)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? ( Прыжки на месте)
Тренировки помогают!
6. Работа по теме.
- Чьи роли вы исполняли во время физминутки? (диких животных)
- Какие трудности испытывают звери зимой, чем они питаются?
Дети заранее готовят загадки. После отгадывания делятся знаниями о животных, которые звучали в загадках.
- Не только звери подготовились пережить зимние холода. Многие птицы осенью улетели в теплые края. Почему? (Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится трудно добывать корм.)
- Однако, зимой мы всё таки встречаем пернатых друзей, которые либо остаются с нами на всю зиму, либо прилетают в гости. Назовите этих птиц.
(ответы детей)
- Почему они остаются с нами, а не улетают в тёплые края? (эти птицы хорошо переносят холод, их перья и пух - очень теплая одежда, а птичья кровь так горяча, что мороз им не страшен.)- А чем тогда мы можем помочь пернатым друзьям? (ответы детей)
Игра «Накорми птичку»
Самопроверка по эталону.
- А сейчас я предлагаю вам, поработать в группах. Ваша задача собрать пазлы, определить тему группы в которой вы работаете и составить небольшой рассказ и сразу договоритесь кто защищает проект вашей группы.(каждой группе раздаются конверты с пазлами)
-Назовите каждый тему Вашего проекта.
7. Работа в группах.
1 группа «Зимние забавы».
- Короткие холодные дни, снегопады, ни цветов, ни тёплой речки… Кажется, чем зимние время года может привлечь детей и взрослых? Чей это проект? Расскажи, о том, как развлечь себя зимой. (Ледяная горка, снежные баталии, эстафеты на санках и лыжах, метание снежков в цель и многое другое.)
2 группа «Здоровье зимой».
- Холодный ветер, мороз, слабое солнышко… Иной раз даже не хочется выходить на улицу! Зима – это суровое испытание и для нашего организма. О том, как сохранить здоровье расскажет нам командир 2 группы. (Питание: кушать овощи, фрукты, ягоды, рыбу, мясо, молочные продукты, фасоль. Отдых: ложитесь спать пораньше, чтобы вернуть силы, прогуляйтесь. Физкультура: делайте зарядку утром, разминку, больше ходите пешком на природе, дышите через нос, надевайте тёплую одежду.)Чей это проект?
3группа « Олимпийская зима».
- Есть много видов спорта, которыми люди занимаются зимой. Многие из них входят в программу Олимпийских игр. Отгадайте загадки и определите, о каком виде спорта говорится.
Презентация.
Ног от радости не чуя,
С горки быстро вниз лечу я.
Стал мне спорт родней и ближе.
Кто помог мне, дети? (Лыжи)
- Назовите вид Олимпийских игр с использование лыж.
У Ларисы, говорят,
По конькам второй разряд.
Кружится Лариска,
Девчонка -…(фигуристка)
- Назовите вид Олимпийских игр .Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два «к»,
И мяч и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я … (хоккей)
Чей это проект?
4 группа «Неопасная зима»
- Вы прекрасно знаете, что зимой с морозом не шутят: можно легко подхватить простуду или обморожение. Поэтому нужно всегда помнить несколько важных правил.
Одевайтесь по погоде.
Не гуляйте в промокшей одежде или мокрой обуви.
Не бегайте и не ходите по ледяным дорожкам, обходите скользкие участки.
Держитесь подальше от карнизов домов, так как с крыш может упасть сосулька или обвалиться снег.
Ни в коем случае не пробуйте лизать языком металлические предметы.
Не ешьте снег и не сосите сосульки.
Не ходите по льду водоёмов.
Чей это проект?
8. Контроль знаний.
Разминка. Если высказывание правильное – хлопаем в ладоши, если неверное – топаем ножками.
Мокрые варежки и ботинки зимой не беда! На тёплых руках и ногах они быстро высохнут.
Если обморозил уши или щёки, надо сильно растереть их снегом.
Самое вкусное зимнее лакомство – сосульки. Их можно есть, как мороженое.
Если на улице дышать ртом, морозный воздух лучше освежает.
Стало жарко, вспотели? Надо расстегнуть куртку и снять шапку.
Каждая группа должна выбрать пословицу, которая подходит к теме их проекта.
« Пословицы и поговорки»
«Декабрь – шапка зимы.»(2гр)
«Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.»(1 гр)
«Зимой солнце светит, да не греет.»(3гр)
«В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты»
(4 гр.)
9. Закрепление.
Творческая самостоятельная работа Стр. 35. «Соображалки»
-Найдите одинаковые варежки. Какая варежка осталась без пары? Дорисуй её.
Оцените свою работу соседа. Раскрась один цветок.
10. Рефлексия.
– Какие изменения происходят в природе с приходом зимы?
Игра: «Найди ошибку» (Работа с сигнальными карточками)
Декабрь – конец года и начало зимы.
Деревья покрыты снегом.
Дни стали длиннее, ночи короче.
Многие звери впали в спячку.
Хвойные деревья сбросили свои иголки.
На реках тает лёд.
- над какой темой работали?
- Какие цели и задачи ставили?
- Посмотрим как мы справились.
Вспомнили представления о зиме и зимних признаках.
Научились строить высказывания на основе наблюдений.
Следовали установленным правилам.
Слушали друг друга.
Оказывали взаимопомощь.Узнали…