Мастер-класс по изготовлению мягкой игрушки Слонёнок


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования дом детского творчества
муниципального образования Ейский район

Игрушечный мир.
Мастер - класс по изготовлению мягкой игрушки «Слонёнок»
Автор мастер-класса:
Баранова Ирина Викторовна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО ДДТ ст. Камышеватская МО Ейский район, отделение МБОУ СОШ №9, руководитель кружка «Мастерица».
ст. Камышеватская
2017 г.

Конспект мастер - класса
Тема: Игрушечный мир. Изготовление мягкой игрушки «Слонёнок»
Автор мастер-класса: Баранова Ирина Викторовна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО ДДТ ст. Камышеватская МО Ейский район, отделение МБОУ СОШ №9, руководитель кружка «Мастерица».
Актуальность темы:
Игрушка - постоянный спутник ребенка.
Создание игрушки всегда считалось прекрасным и веселым ремеслом в мире. К тому же это благородное ремесло: ведь с игрушки, как с первых стихов, сказок и песен, начинается познание мира, она забавляет как ребенка, так и взрослого, украшает и освещает наш дом улыбкой.
Самодельные игрушки пользуются большим успехом у детей, они отвечают их интересам, в процессе изготовления позволяют дать в занимательной игровой форме некоторые новые для них сведения, содействуют развитию детской инициативы, вырабатывают навыки самостоятельного планирования своей работы, стремление к наблюдению и самостоятельным элементам творчества.
Изготовление игрушек своими руками является ценнейшим средством воспитания, которое содействует первоначальному политехническому образованию детей младшего школьного возраста и всестороннему развитию личности.
Актуальность заключается в создание условий для гармоничного развития творческой самореализации личности ребенка, развить творческие способности, способствует развитию навыков ручного труда и овладению, практическим приемам рукоделия, а так же открыть в себе индивидуальность, реализовать себя в творчестве и в общении со сверстниками.
Относительная простота изготовления и привлекательность мягких объемных, полуобъемных игрушек из различных тканей с применением навыков шитья с демонстрацией образца готового изделия.
Целевая аудитория:
Данная разработка предназначена для детей младшего школьного возраста с 1- 4 класс с наличием базовых навыков, школьников, педагогов и родителей.
Цель:
Формирования и совершенствование собственных навыков ручного труда, развитие творческих способностей и создание условий для творческой самореализации личности ребенка.
Задачи:
образовательные:
- способствовать овладению навыков ручного труда;
- обучить основным видам материала и инструментов для работы.
- обучить техники выполнения мягкой игрушки;
- познакомить с краткой историей возникновения игрушки;
развивающие:
- развить собственные навыки и умения работать с инструментами и
материалами;
- развить собственные навыки шитья и творческие способности;
- развить мелкую моторику рук, глазомер;
- развить потребность к труду, стремление преодолевать трудности в работе;
воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, терпение, бережливость и аккуратность в работе и самоконтроль;
- воспитывать дисциплинированность и умение работать в коллективе;
- воспитывать художественно - эстетический вкус.
- воспитывать уважение к труду и трудолюбие.
Ожидаемые результаты мастер класса:
Обучаемые расширят знания и представления о декоративно- прикладном творчестве. Будут знать основные материалы и инструменты и правила безопасности труда при работе ручными инструментами. Обучаемые закрепят уже полученные знания, умения, навыки на предыдущих занятиях. Дети овладеют техникой изготовления и основными этапами изготовления мягкой игрушки. Научатся сшивать и украшать готовые изделия, проявляя свою фантазию. Закрепят различные навыки и умения, закрепят собственные навыки шитья и творческие способности. В процессе изготовления игрушки проявляется творческая активность обучаемых на занятиях, способность мыслить, сочинять, а обсуждение творческих работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого и уважительного общения детей в коллективе. Обучаемые будут стремиться к самостоятельности и аккуратности в работе. У детей будет сформировано умение доводить начатое дело до конца.
На последнем этапе обучения проявляется возможность создавать своими руками уникальные вещи, которые украсят быт, подчеркнут индивидуальность, помогут реализовать свой творческий потенциал, самоутверждения, трудолюбие. У детей будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества, уважение к труду, с уважением и интересом относится к работе товарища, уметь работать в коллективе, будет развита устойчивая потребность к самообразованию в данном виде деятельности.
Методическое оснащения:
Методы и приемы
Объяснение, наглядный (показ педагога, работа по образцу), практический (практическое задание). Словесный – беседа, диалог. Объяснительно иллюстративный.
Использование наглядности:
Демонстрация готовых образцов, иллюстраций, памятки. Конспект. Раздаточный материал, готовый образец, шаблоны, инструменты. Показ технологического изготовления изделия « Технологическая карта», фотоматериалы.
Оборудование и материалы для проведения мастер - класса:
Компьютер, проектор, фотоматериалы.
Материалы:
Кусочки ткани, светлых оттенков (используем ткани разной фактуры, ситца, фланели, трикотажа);
Вискозные салфетки;
Бумага для выкройки (шаблона), карандаш;
Фломастер или маркер;
Синтепон или вата для наполнения изделия;
Бусинки, пуговки или готовые глазки для изделия, бисер, пайетки;
Игольница;
Нитки для шитья
Инструменты:
Иглы
Ножницы
ОРГмомент: приветствие, установление дисциплины, проверка готовности к занятию, психологический настрой детей
Ход проведения мастер - класса
1.Вступительная часть.
Организация начала занятия. Психологический настрой.
-Сегодня мы с вами приступаем к новому, не менее интересному и увлекательному занятию, мы научимся изготовлять мягкую игрушку.
-У каждого из вас есть разные игрушки, но, наверное, есть и самые любимые?
Ответы детей.
- Игрушка всегда считалась одним из наиболее дешевых произведений искусства. Она доступна всем. От других видов искусства ее отличает то, что она сопровождает человека с первого дня рождения до старости. Конечно, ею, прежде всего, играют. Она служит забавой, недаром у нас в древности её называли «потехой». Кроме того, игрушка может быть просто украшением жилища. Большинство игрушек блестяще выполняют все функции.
-Прежде чем мы приступим к изготовлению нашей игрушки, давайте обратимся к истории. Традиции изготовления игрушки уходят корнями в далекое прошлое, они были известны у многих народов в разных районах мира. Деревянные и глиняные игрушки известны на Руси с глубокой древности. Первые игрушки, найденные на территории на нашей страны, относятся ко II тысячелетию до нашей эры. Это миниатюрные орудия охоты – лучи, стрелы, предметы быта, посуда, погремушки. Крупнейшие коллекции народной игрушки находятся и хранятся в музеях. Иногда игрушке придавалось механическое значение, различные свистульки, погремушки, трещотки, по языческим верованиям древних славян, своим свистом и шумом отгоняли злых духов, по тем же причинам запрещалось изображения лица у самодельных тряпичных кукол у разных народов мира. К сожалению, вследствие недолговечности материалов сохранились лишь поздние, самодельные, очень простые игрушки – например кукла из листьев кукурузного початка, куклы из соломы делали их крестьяне своим детям. Так, из глубины веков пришли к нам традиции швейной игрушки – куклы, сшитые из лоскутков ткани, меха, специальные мастера делали механические и фаянсовые игрушки. В народной игрушке мастера всегда выражали национальный колорит его страны. Ни один промысел в России не знал такого разнообразия тем и сюжетов, материалов и технологий в игрушечном мастерстве. Оно передавалось из поколения в поколения, развивалось и совершенствовалось, приобретая массовый характер.
Приложение № 1
2.Теоритическая часть.
- Сегодня мы с вами начнем работу над мягкой игрушкой, которая будет относительно несложной по исполнению, но требует, как и все изделия декоративно – прикладного творчества, аккуратности и внимания.
Демонстрация готовых поделок, мягких игрушек.
Приложения № 2
- Отгадайте все загадку!
Познакомьтесь с Великаном!
Умывается фонтаном,
Обожает в полдень душ.
Только с виду неуклюж
Детвору водой окатит,
А воды надолго хватит!
- Кто же он? Конечно Слон!
Показ образца игрушки. Вот такую игрушку, мы с вами будем сегодня шить. - Это слон
- Слоны уникальны. Зоологи считают, что слоны произошли от мамонтов. Внимание на экран!
Фрагменты из мультфильма «Мама для мамонтенка», звучит часть песни из данного мультфильма.
- Только потеряли густой шерстяной покров и приспособились жить в новых изменившихся условиях жизни. Эти мощные животные в современном мире оказались на грани вымирания. Причиной послужила бесконтрольная охота на них, позволяющая получить их крепкие бивни, которые ценились во все времена. Сейчас слоны взяты под охрану, охота на них запрещена.
Весь процесс изготовления игрушки состоит из следующих этапов:
Подбор материалов по фактуре и цвету, обрисовка выкройке на бумаге, затем на материале, раскрой деталей, шитье, набивка формы ватой, пришивание деталей (ушей) и оформление, украшение. Использования наглядных образцов. Приложение № 3
3.Практическая часть.
Проведения инструктажа по техники безопасности:
- Давайте вспомним правила безопасной работы.
Опрашивается один из учащихся, который проявил желания назвать правила безопасности. Если затрудняется во время ответа, помощь коллектива и педагога.
Инструкция по охране труда:
Ножницы во время работы класть кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
Следить, чтобы ножницы не падали на пол, чтобы при падении не поранить себя и соседа по парте.
Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
При шитье не пользоваться ржавыми иглами, шить аккуратно, чтобы не уколоться, пользовать желательно наперсткам. Показ педагога.
Во время работы нельзя брать в рот иголки, булавки, ножницы, и не вкалывать их в одежду!
Иголки и булавки нужно хранить в игольнице или в специальной коробочке с подушечкой, которая закрывается крышкой.
Нельзя перекусывать нитку зубами, так можно поранить губы.
Нельзя брать в рот - бусины, бисер и другие мелкие предметы – можно случайно их проглотить или подавиться ими.
Хранить бисер, бусины и мелкие предметы в специальной коробочке, шкатулочке.
Помнить что клей токсичен!
После окончания работы плотно закрыть тюбик с клеем.
В случае попадания клея на слизистую оболочку необходимо сообщить педагогу и промыть глаза холодной водой.
Сломанную иглу следует отдать руководителю.
Во время работы со спицами, иглами, крючками подготовь рабочие место, стул по росту и поставь его на расстоянии не менее 20-30см. от стола. Садится друг от друга на расстоянии не менее 40-50см.
Ознакомимся с методами и приемами изготовления изделия. Педагог объясняет изготовления игрушки по этапам. Использование наглядного пособия «Технологическая карта».
Технологическая карта по изготовлению мягкой игрушки «Слонёнок» в технике кройки и шитья.
№ Последовательность операций Фотографическое изображение Инструменты, приспособления, материалы
1 I. Подбор
Материала, инструментов. Ткань, нитки, вискозная салфетка, вата или синтепон, игла, игольница,
ножницы, бусинки или пуговки для глаз (готовые глазки, клей.)
2 II. Изготовление шаблона (выкройки) Тонкий картон или плотная бумага, карандаш, ножницы.
3 III. Подбор ткани по фактуре и цвету. Кусочки различной ткани: (трикотаж, фланель, ситец),
Фломастер
4 IV. Обрисовка выкройки на материал. Шаблон,
ткань, фломастер или маркер.
5 Продолжение обрисовки выкройки на материал в зеркальном отображение. Шаблон,
ткань, фломастер или маркер.
6 Готовые обрисованные выкройки Зарисованные выкройки на ткани и ножницы.
7 V. Раскрой деталей. ножницы
8 Готовые детали 9 VI. Подготовительные работы для сшивания. Игольница, нить в тон ткани,
игла, ножницы
10 Сложить детали основания туловища лицевыми сторонами внутрь. 11 VII. Детали сшиваем «петельным» швом или швом «через край».
( начало работы с головы изделия) Игла, нить
12 Продолжение сшивания деталей по кругу. Игла, нить, ножницы
13 Готовые сшитые детали. 14 Оставленное отверстие для набивания
( отверстие на спинке изделия) 15 VIII. Выворачиваем изделия
16 Готовое вывернутое изделия. 17 IX. Набивка изделия Готовое вывернутое изделие, вата или синтепон.
18 Готовая набитая форма изделия. 19 Х. Зашиваем отверстие Игла, нить, ножницы
20 XI. Выкройка хвоста Кусочек ткани,
ножницы
21 Пришивания хвостика к туловищу изделия. Игла,
нить, ножницы
22 XII. Подготовительные
работы, подбор материала для оформления изделия. Вискозная
салфетка, шаблон, фломастер, ножницы
23 Обрисовка деталей на материал.
Ухо 2 детали Вискозная
салфетка, шаблон, фломастер
24 Раскрой деталей


Готовые детали
(Ухо 2 детали) Ножницы
25 Сшивание выточек Игла,
нить в тон материала, ножницы
26 Продолжение сшивания выточек на деталях.

(Ухо 2 детали) Игла,
нить в тон материала, ножницы
27 XIII. Оформление игрушки.
Пришивания деталей к туловищу. Игла,
нить в тон материала, ножницы
28 Готовы пришитые детали (уши) к туловищу. 29 Пришивание глаз Бусинки, нить, игла, ножницы
30 Приклеивания готовых глазок.
Готовый приклеенный глаз к изделию. Клей, формочка для клея, зубочистка
31 Вышивание ротика
Красная или розовая нить, игла, ножницы
32 Украшение изделия.
Выкройка детали
( 5х8)
5см ширина
8см длина Линейка, карандаш, ножницы
33 Пришивание бисера, пайетки
(украшения коврика)
Крупный бисер, бусинки,
пайетки, нить,
игла, ножницы
34 XV. Готовая игрушка
«Слоник»
Практическая работа.
Перед началом работы, учащиеся приводит себя в порядок: волосы убрать стянуть лентой или резинкой, завязки не должны свисать. Рукава подкатить или застегнуть. Ученики готовят рабочее место, подготавливают инструмент.
Закрепления материала и навыков кройки и шитья на практике
Показываем готовое изделие «Слоника». Педагог анализирует его вместе с детьми. Затем приступаем к работе.
Возможна пауза вовремя практической работы:
Проведем гимнастику для кистей рук и гимнастику для глаз
Упражнение 1.
1.Очень медленно вращать глазами. Смотреть вправо, вверх, влево, вниз. 2. Устремить взор вдаль.
3.Повторить в другую сторону.
Выполнить по 4-5 раз.
Упражнение 2.
1. Посмотреть на кончик носа.
2. Посмотреть вдаль.
Повторить 4-5 раз. Это упражнение способствует улучшению фокусировки глаз.
Упражнение 3.
1. Пальцы выпрямлены, ладони вместе.
2. Одноименные пальцы отгибаем друг от друга. По очереди каждая пара пальцев.
Повторить 4-5 раз.
Упражнение 4.
1. Пальцы согнуты в «кулак».
2. Разгибаем пальцы и снова сгибаем в кулак.
Повторить 5-8 раз.
Продолжение практической работы.
4.Комментирующая часть.
I. Подбор материала, инструментов.
II. Изготовление шаблона (выкройки)
- Приступаем к работе, берем картон и карандаш и начинаем изготавливать шаблон (выкройку) и аккуратно вырезаем по контуру.
Показ и объяснение, помощь педагогом при затруднении выполнения задания.
III. Подбор ткани по цвету.
- Разложите все кусочки ткани. Учитывая цвет каждого обрезка, представьте, как будет выглядеть ваше изделия из него. Цвет играет важную роль при создании игрушечного образа. Итак, если вы определились с тканью, приступаем к следующему этапу.
Помощь педагогом при затруднении выполнения задания.
IV. Обрисовка выкройки на материал.
- Разложите ткань на ровную поверхность, на изнаночную сторону наложить шаблон и обведите. Следующую деталь отобразите в зеркальном отображение от относительно другой детали и обведите.
Показ и объяснение, помощь педагогом при затруднении выполнения задания.
V. Раскрой деталей.
- Готовые обрисованные выкройки, раскраиваем. Это значит, что детали нужно аккуратно вырезать. Вырежете детали, учитывая припуски на швы 0.5- 0.7 см. Но, можно вырезать без напусков, но игрушка получиться меньших размеров. Приступаем к раскрою деталей.
Показ и объяснение, помощь педагогом при затруднении выполнения задания.
VI. Подготовительные работы для сшивания.
- Готовые вырезанные выкройки, нужно сложить лицевыми сторонами внутрь. Показ и объяснение педагогом.
VII. Сшивание деталей.
- Детали сшиваем «петельным» швом или швом «через край». Начало работы начинаем с головы, затем продолжаем сшивать детали по «кругу» до начала спинки. На спинке оставляем отверстия для набивания игрушки. Начинаем работу, подбираем нитки в тон выбранной ткани, заправляем иглу, делаем узелок и начинаем сшивать.
Показ и объяснение, помощь педагогом при затруднении выполнения задания.
После работы иголку воткнуть в игольницу!
VIII. Выворачиваем изделия.
- Аккуратно выворачиваем изделия, придавая ей нужную форму. Если трудно вывернуть носик (хобот) можно использовать карандаш. Показ и объяснение, помощь педагогом при затруднении выполнения задания.
IX. Набивка изделия.
- Правильная набитая форма существенный момент в изготовлении изделия. Для набивки используем вату, или синтепон. Игрушка должна получиться нетвердой, но сохранить задуманную форму. Нужно правильно распределить набивку внутри изделия. Приступаем к набиванию.
Показ и объяснение, помощь педагогом при затруднении выполнения задания.
Х. Зашиваем отверстие.
- После приступаем к зашиванию отверстия. Берем нить в тон изделия, продеваем нить в иглу, делаем узелок и начинаем зашивать, лучше зашить «потайным» швом, но можно и швом «через край».
Показ и объяснение, помощь педагогом при затруднении выполнения задания.
XI. Выкройка хвоста
- Чтобы выкроить хвост, нужно взять кусочек ткани и вырезать маленький треугольник, показ педагогом. Затем пришить его к изделию
- Приступаем к пришиванию хвостика к туловищу изделия.
Показ и объяснение, помощь педагогом при затруднении выполнения задания.
XII. Подготовительные работы, подбор материала для оформления изделия.
- Подберем материал для выполнения следующих деталей, для этого лучше взять вискозную салфетку, потому что материал не грубый, легкий, не распускается, как раз для ушек для нашей игрушки.
- Приступаем к дальнейшей работе. Используем шаблон, который мы сделали в начале работы. Делаем обрисовку деталей на материал, затем детали вырезаем.
- На полученных деталях зашиваем выточки. Показ и объяснение, помощь педагогом при затруднении выполнения задания.
XIII. Оформление игрушки.
- Рассмотрим изделие и поставим метки, примерно на одинаковом расстоянии с двух сторон. Затем пришиваем детали к туловищу. Показ и объяснение, помощь педагогом при затруднении выполнения задания.
Пришивание глаз.
- Рассмотрим изделие и поставим метки, примерно на одинаковом расстоянии с двух сторон. Затем пришиваем бусинки или пуговки. Показ и объяснение, помощь педагогом при затруднении выполнения задания.
- Можно воспользоваться покупными, готовыми глазками, их можно купить в специальном магазине или сделать глазки из бумаги, тогда воспользуемся клеем, нужно аккуратно, при помощи зубочистки нанести клей и приклеить его к изделию. Плотно прижимая пальцем.
Вышивание ротика.
- Рассмотрим изделие и поставим метки, как бы прорисуем линию, улыбку, примерно на одинаковом расстоянии с двух сторон с помощью мягкого простого карандаша. Затем красной ниткой, швом «строчка» вышьем рот. Показ и объяснение, помощь педагогом при затруднении выполнения задания
XIV. Украшение изделия.
- На последнем этапе нашей работы. Выкроим деталь из вискозной салфетки, прямоугольник ширина 5 см, а длина 8см. Цвет подобрать самостоятельно. После вырезания детали, приложим на спинку игрушки, этот «коврик» прикроет шов на спинке игрушки, и придаст ей эстетический вид. Украсим «коврик», нашьем на него бисер, пайетки, бусинки.
Показ и объяснение, помощь педагогом при затруднении выполнения задания
XV. Готовая игрушка «Слоник».
Наша игрушка готова!
- Молодцы, все справились с поставленной задачей. У нас получилась красивые слоники.




Приложение 4
5. Кульминация творческого процесса.
Демонстрация изделий: мини - выставка готовых игрушек


6. Рефлексия.
Педагог анализирует проделанную работу вместе с детьми. Педагог ведет диалог с детьми.
Самооценка детьми своей работы на занятии. Причины и проблемы, сложности в работе. Детям задаются вопросы о пройденной работе на занятие.
- Посмотрите, какие красивые игрушки у нас получились! - Предлагаю вспомнить, о чем мы говорили на сегодняшнем занятии - Что нового вы сегодня узнали? - Были ли трудности в изготовлении игрушки? Посмотрите еще раз на свою поделку. Если она вам нравиться и даже хочется с ней поиграть – значит, вы вложили всю свою душу, умение. Можете с удовольствием подарить её кому- либо из друзей, а можете оставить себе на память. - Понравилось вам занятие? (используем карточки настроения: красный, желтый, зеленый)
Педагог учитывает мнения детей и отражение психологического состояния.
7. Подведение итогов
Анализ и оценка достижения цели занятия, для усовершенствования дальнейшей работы. Определение перспективы следующих занятий. Информация о следующем занятии. Что нам понадобиться, на следующем занятии.
Материалы инструменты можно приобрести в специализированных магазинах город. Например: магазины «Рукоделие» ул. Ленина, рядом со Сбербанком, «0» этаж. Магазин «Золушка», «2» этаж над магазином «Магнит» ул. Победы 111. Магазины «Ева», «Все для рукоделия», ул. Свердлова 83, напротив администрации и ул. Коммунистическая 42, 2 микрорайон. Т/Ц Гелиос Холл «0» этаж.
Рекомендующая литература педагогом:
Издания для досуга для младшего школьного возраста. Детское творчество.
1. В.Б.Зайцев. Мягкая игрушка. /Под. изд. – М.: РИПОЛ классик, 2012. – 16 с. : ил. – (Детское творчество)
2. В.Б.Зайцев. Волшебный лоскуток. Игрушки, куклы. Предметы интерьера из лоскутков. /Под. изд. – М.: РИПОЛ классик, 2012. – 16 с. : ил. – (Детское творчество) 3. Н.О.Чурзина. Мягкая игрушка. Шаг за шагом /Под. изд. – М.:АСТ; СПб.: Сова, 2007.- 32 с.: ил. – ( Подарок своими руками)
Анкета.
Ф.И._____________________________________________________________
Класс:____________________________________________________________
Понравилось тебе занятие?__________________________________________
Интересуешься ли ты народным творчеством?__________________________
_________________________________________________________________ Какие функции выполняет игрушка? __________________________________________________________________ Где хранятся старинные игрушки? __________________________________________________________________ Какие швы, использовались в изготовлении игрушек? __________________________________________________________________
Какие игрушки были найдены в древней Руси?__________________________
__________________________________________________________________
Когда были найдены первые игрушки?_________________________________
Посещаешь ли ты музеи, выставки, где выставлены образцы декоративно-прикладного искусства?______________________________________________
__________________________________________________________________
Какие игрушки хотел бы ты изготовить?________________________________
__________________________________________________________________

8. Список литературы:
1. А.М. Гукасова. Рукоделие в начальных классах. / Под. изд. – М. : Просвещение, 1984. – 192 с.: ил.
2. В.Б.Зайцев. Мягкая игрушка. /Под. изд. – М.: РИПОЛ классик, 2012. – 16 с. : ил. – (Детское творчество)
3. В.Б.Зайцев. Волшебный лоскуток. Игрушки, куклы. Предметы интерьера из лоскутков. /Под. изд. – М.: РИПОЛ классик, 2012. – 16 с. : ил. – (Детское творчество) 4. Е.А.Гурбина. Обучение мастерству обучения. Изготовление игрушек./ Под. изд. – Волгоград: Учитель, 2008. – 137 с. : ил.
5.И.А. Сокол. Энциклопедия рукоделия./ Под. изд. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2003. – 393, ил.
6. Н.О.Чурзина. Мягкая игрушка. Шаг за шагом /Под. изд. – М.:АСТ; СПб.: Сова, 2007.- 32 с.: ил. – ( Подарок своими руками)
9. Интернет-ресурсы:
Старинные деревянные и глиняные игрушки Руси: www.рinterst.com Фотоматериалы старинные игрушки: crillitsa.ru; igrushka.kz Фотоматериалы глиняные свистульки, игрушки, трещотки, погремушки и т.д. florilegium.org. Фотоматериалы старинные куклы и другие фотографии: liveinternet.ru dadiki.ru ; ykdodom.ru
Приложение №1









Приложение 2




Приложение 3



Приложение 4