Основания: их состав и названия

МОУ «Основная общеобразовательная школа №20 станции Губерля муниципального образования города Новотроицк Оренбургской области».

Класс: 8
Предмет: химия
Учитель химии ООШ 20 ст. Губерля: Осиевская Инна Анатольевна

Урок с ИКТ: Основания, их состав и название.


Цель урока: 1. Познакомить учащихся с новым классом неорганических соединений –
основаниями.
2. Рассмотреть классификацию, состав и номенклатуру оснований.

Оборудование: ПК, экран, проектор, штатив с пробирками.
Реактивы: Растворы щелочей, индикаторов и индикаторная бумага.



Организационный момент.

Слайд 3









Слайд 4
Фронтальный опрос.
В.1 Что такое бинарные соединения?
В.2 Что такое оксиды?
В.3 В каких агрегатных состояниях при н.у. встречаются оксиды?
В.4 Приведите формулы:
Воды
Углекислого газа
Негашеной извести
Хлороводорода
В.5 Составьте формулы: оксида азота (V), оксида азота(IV), оксида азота(II).
Выпишите отдельно оксиды металлов и оксиды неметаллов и дайте им названия (выполняют ученики у доски).
Na2O, H2O, CaCl2, NO, BaO, NaOH, SO3, LiOH.
HCl, SO2, FeO, HNO3, CO2, CaS, CuO, P2O5.



Слайд 5



Слайд 6

Слайд 7






Слайды 8-9
III. Новая тема: Основания, их состав и название.

Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ним одного или нескольких гидроксид-ионов.


Гидроксид-ион является сложным ионом.
Схема образования гидроксида натрия.
Схема, показывающая как из оксида металла построить соответствующее основание.
Составьте основания из оксидов: ZnO, Li2O, MgO. (выполняют ученики у доски)
Попробуйте сами составить оксиды из оснований: CuOH, Cu(OH)2. (все выполняют самостоятельно, первый справившийся ученик на доске записывает результат и получает оценку).
Номенклатура оснований.
Назовите основания: Zn(OH)2, Al(OH)3, Cu(OH)2, CuOH.
Классификация оснований, знакомство с таблицей растворимости.
Демонстрации щелочей, их растворов и нерастворимых оснований.
Типичными представителями растворимых оснований являются гидроксид натрия NaOH и гидроксид калия KOH.
·
Характеристика гидроксидов натрия, калия и кальция проводится в контексте учебника стр.99.
Техника безопасности при работе со щелочами:
1. При проведении экспериментов твердые вещества берите из баночек только сухой ложкой или пробиркой. Наливайте жидкость и насыпайте твердые вещества в пробирку осторожно. Предварительно проверьте, не разбито ли у пробирки дно и не имеет ли она трещин.
2. Закончив работу, вымойте посуду. Банки и склянки закрывайте теми же пробками или крышками, какими они были закрыты. Пробки открываемых склянок ставьте на стол только тем концом, который не входил в горлышко склянки.
3. В случае ожога, пореза или попадания едкой и горячей жидкости на кожу или одежду немедленно обращайтесь к учителю или лаборанту.
Реакции, с помощью которых распознают определённые химические вещества, называются качественными реакциями.
Щелочи можно распознать индикаторами (от лат. – указатели) см. таблицу на стр.101. (демонстрация изменения окраски растворов щелочей при добавлении индикаторов)

Слайд 10
Закрепление:
В.1 Что такое основания?
В.2 Какие по растворимости бывают основания?
В.3 Каким оксидам соответствуют основания?
В.4 Составить гидроксиды и назвать: K2O, BaO, Cr2O3.
В.5 Составить оксиды и назвать: LiOH, Ca(OH)2.


Слайд 11
Домашнее задание:
§ 19 упр. 2 - 4


Список используемой литературы

Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ДРОФА 2006.
Габриелян О.С. Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ДРОФА. 2005.
Горковенко М.Ю. Химия 8 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой; Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. – М.: ВАКО, 2004.