Родительский лекторий на тему Что такое нравственность?


Республиканское учебное заведение
«Крымская гимназия-интернат для одаренных детей
Министерства образования и науки, молодежи и спорта
Автономной Республики Крым»
Родительский лекторий по духовному воспитанию
Пояснительная записка
Воспитатель: Чарухова З.Х

...Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями.
К. Д. Ушинский
Нравственное воспитание молодежи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера большего вреда обществу нанести невозможно.
Изменения, произошедшие за последние несколько лет в обществе, делают настоятельно необходимым теоретический пересмотр системы ценностей. Изменения в молодежной субкультуре - игнорирование опыта предыдущих поколений, мнения взрослых, недоверие к идеалам, приоритет материальных ценностей над духовными, эгоизм и индивидуализм, рост сексуальной ориентации во взаимоотношениях - существенно повлияли на содержание и структуру воспитательной деятельности.
Вот почему нравственное воспитание школьников обретает сегодня не меньшую, если не большую значимость, чем знания, умения и навыки. Поэтому нельзя не согласиться с В. Г. Белинским: «Есть много родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное». Психолог А. 3. Рахимов считает, что после школы все школьные науки, как правило, забудутся, оставив в памяти лишь общие представления. Другое дело - этические нормы, законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами нравственности.
На формирование нравственной личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающими являются педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.
Осознанию общечеловеческих ценностей способствуют воспитательные моменты, расширяющие возможности педагогического влияния на ребенка. позволяющие формировать целостное представление о нравственно ценном опыте предшествующих поколений.
Перед родителями стоят такие важнейшие задачи, как:
- обогащение эмоционального мира учащихся нравственными переживаниями и формирование у них нравственных чувств;
- вооружение детей знаниями о морали, раскрытие ее сущности, социальной и психологической целесообразности моральных норм; привитие культуры, формирование навыков и привычек нравственного поведения;
- систематическое накопление и обогащение опыта нравственного поведения детей путем организации их практической деятельности;
- организация нравственного самовоспитания детей.
Цель родительских лекторий заключается в том, чтобы оказать помощь родителям в этом нелегком деле.
Тема1:Что такое нравственность?
Цели: сформировать понятие нравственность, уточнить смысл понятий мораль, нравственные законы, этическая культура;
Нравственность-это личное качество человека, его внутренний закон.
Часто мораль и нравственность употребляются как синонимы.
-Чем мораль отличается от нравственности?
Моралью следует именовать целостную систему взглядов, относящуюся ко всему обществу.
-Зачем людям нужны такие законы?
На нравственности основывается поведение людей, строятся личные и общие представления о приличиях.
Действительно, трудно представить человеческое общество на любом этапе его истории без нравственных норм. Даже во времена тотального нравственного падения имелись какие-то представления о добре и зле, о хорошем и плохом.
- Может ли человек иметь собственные нравственные законы -не такие, как в обществе?
Нравственность каждого человека неотделима от существующих в обществе норм морали. Жизнь общества, его культура, опыт поколений должны быть осмыслены, чтобы последующие поколения совершенствовали и продолжали лучшее во имя людей, добра и справедливости. Человеческая жизнь также должна быть осмыслена самой личностью, дабы каждый задался вопросом, для чего он живет, и попытался ответить на него.
Наша жизнь - сложная цепь поступков, восприятия и реакций на поступки других. И эту цепь плетем мы сами, но не всегда сознаем это. А ведь это наш след в жизни...
- Какой он, как вы думаете?
Мы родились, чтобы оставить след: дом или тропинку, дерево или слово. Сегодня, наверное, пришла пора и вам задуматься над этим.
- Человек - люди - общество - человечество - эти понятия взаимосвязаны. Чем, как вы думаете?
Память и душа каждого человека хранит в себе опыт поколений, все наиболее ценное в системе человеческих отношений к миру, людям, окружающей действительности. Этот опыт и есть культура в самом широком смысле этого слова. И именно здесь виден и ощутим след добра и зла, прекрасного и безобразного, щедрого и корыстного, оставляемый людьми. Отсюда и следует черпать понимание этической культуры, основой которой является, по выражению И. Канта, нравственный закон в душе каждого человека.
- Что же такое этическая культура?
Этическая культура - это образ жизни, ориентирующий человека на нравственные ценности, выработанные и отобранные человеческим опытом предшествующих поколений. По этой ориентации и можно судить об этической воспитанности человека.