Родительский лекторий «Моббинг, или Жестокость в образовательной среде»

Кабинет практической психологии МОУ СОШ №8

Лекторий для родителей обучающихся 1-11 классов на тему:

«Моббинг,
или
Жестокость
в образовательной среде»



Цель: профилактика жестокости и насилия в образовательной среде

Задачи:
просвещение – ознакомить родителей с моббингом как формой психологического насилия в школьной среде;

обучение – профилактика возникновений мобинга в ученических коллективах;
освоение приёмов восстановления эмоционального равновесия и стрессоустойчивости среди родительской общественности;

переориентация – самоисследование позиций в конфликтных ситуациях, преодоление стереотипов, ригидных паттернов поведения в семье; коррекция родительских установок и помощь в налаживании взаимодействия между ребёнком и родителями.


Материалы, оборудование: Памятка-информация для родителей
«Моббинг, или Жестокость в образовательной среде»
чистые листы, ручки







Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время для того, чтобы вместе обсудить актуальную в современное время проблему, которая в большей или в меньшей степени касается как нас, взрослых, так и наших детей.
Сегодня наша встреча посвящена теме «Моббинг, или Жестокость в образовательной среде».
Слово моббинг для нас новое, но обозначает оно до боли знакомое социальное явление, с которым многие из нас, к несчастью, сталкивались. Понятие «моббинг» было введено в оборот в начале 80-х годов прошлого века, когда шведский врач-психолог профессор Хайнц Лейнманн проводил исследования психологического климата в рабочих коллективах Швеции. Ученый выделил особый тип поведения, названный им «моббингом», и охарактеризовал его как «психологический террор». Слово моббинг – от английского mob – толпа, в животном мире mobbing – это когда стадо травоядных нападает на хищника. В жизни людей моббинг – это психологическое притеснение, систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких людей, направленное против другого человека. Это форма психологического насилия в виде травли сотрудника в коллективе, как правило, с целью его последующего увольнения. Психологи выделяют два основных вида моббинга: вертикальный – от начальства и горизонтальный – от коллег. Последствия моббинга для здоровья человека могут быть ужасающими. Моббинг может привести к заболеваниям на нервной почве, инфарктам и даже к самоубийству. Европейские страны осознали необходимость на законодательном уровне бороться с моббингом. В Германии, Франции, Швеции и др. странах уже приняты законы о моральном преследовании на рабочем месте, защищающие жертв моббинга. До России дело дойдёт, очевидно, в последнюю очередь. Бесспорно, моббинг оказывает чрезвычайно негативное воздействие на культуру отношений между людьми, на их мораль, а главное, подрывает физическое и психическое здоровье человека. В этом - его опасность.
К сожалению, моббинг широко распространился и в школьную среду – дети нередко издеваются над своими одноклассниками или ровесниками. Естественно, чаще всего над теми, кого одноклассники не признают «своим», считают странным или не таким как все. Моббингу подвергаются некрасивые дети с дефектами лица, зрения, слуха, очень высокие или очень маленькие, имеющие дефекты движения, речи и пр. Это ребята, которые толще или худее, слабее, впечатлительнее, чем остальные, они обращают на себя внимание своим поведением или физическими особенностями. Многим детям сразу ставят клеймо: « не наш», так как он одевается не так как все, носит не ту обувь, не те джинсы, у него не такая причёска, не ту музыку слушает, не о том разговаривает и пр.
Некоторые дети подвергаются психологическому террору в школе на протяжении нескольких лет и зачастую остаются со своей бедой один на один.
«Они терроризировали нас обоих разными способами: кидали в нас камни или еду, обворовывали, ломали наши вещи, проходя мимо, били локтем в ребро, оскорбляли, распространяли о нас разные слухи и так далее»
«Даже после школы у меня в голове всё ещё раздавались голоса моих обидчиков. Однажды я увидел в моей комнате нож для обрезания ковровых покрытий и начал резать себе руки. Боль принесла облегчение, расслаблениеЧерез день в автобусе мне подсунули настоящий нож с «дружеской» запиской, в которой стояло, что в следующий раз я должен всё сделать правильно» Это лишь два примера страданий школьников, ставших жертвами моббинга.
Особенно страдают «звездные дети», в семьях их «ставили на пьедестал», холили, лелеяли, а при попадании в жестокую среду своих одноклассников они подвергаются унижениям и издевательствам. Пребывание в недружественной среде, невозможность постоять за себя и защититься, а отсюда беспомощность, которую одноклассники используют для насмешек и издевательств, - это серьёзная проблема и для детей, и для родителей.
В чём смысл и причина моббинга с психологической точки зрения?
1. Стимулов к возникновению моббинга не так и много. Один из главных – это СТРАХ, являющийся одной из самых сильных наших эмоций. Не секрет, что в коллективе проявляется настороженное отношение к тем, кто "не такой, как все", "чужак". При этом моббинг по причине такого страха не возникает в новых сообществах, где, по сути, еще нет разделения на "своих" и "чужих". А вот в устоявшемся коллективе реакция моббинга вполне вероятна, как только в группе появляется новичок с неординарным поведением или внешностью.
2.Другой причиной, запускающей механизм моббинга, является ВНУТРЕННЕЕ НАПРЯЖЕНИЕ всего коллектива. Оно возникает по самым разным причинам, но бесконечно копиться не может требуется выход, разрядка. И как только один из членов группы спровоцирует негативный выплеск эмоций в свой адрес, то разовая агрессия, подогреваемая всеобщим напряжением, может перерасти в полновесную эмоциональную травлю.
3.Ещё одна причина моббинга это БЕЗДЕЛЬЕ И СКУКА. Когда члены группы, будь то школьный класс или взрослый коллектив, заняты выполнением поставленных перед ними задач, им просто нет нужды тратить время и силы на психологический террор. А профессиональная невостребованность вполне может быть компенсирована агрессией оттого, кстати, в коллективах нередко третируют хороших учеников или инициативных работников.
Что из себя представляет типичный школьный моббер(агрессор)?
Один из распространённых мифов гласит, что зачинщиками моббинга являются неуверенные в себе личности. Но это не всегда так. Как правило, сегодняшние мобберы - это физически сильные ученики с большим самомнением и высоким уровнем агрессии по отношению к детям и взрослым. У них отмечается выраженная тяга к насилию и низкий уровень эмпатии - они не испытывают чувства сопереживания и не в состоянии поставить себя на место своих жертв, чтобы пережить их ощущения. Результаты социологических исследований свидетельствуют, что дети-мобберы в четыре раза больше остальных рискуют быть втянутыми в сферу молодёжной преступности.
К этому следует добавить, что инициаторами травли необязательно бывают лишь школьные силачи. Если сильные дети измываются над другими от скуки или для собственного удовольствия, то слабые делают это, чтобы упрочить свое шаткое положение в школьной иерархии.
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, в Дании моббером является каждый десятый ребёнок школьного возраста при этом 12 процентов датских мобберов в своё время сами подвергались коллективной травле и издевательствам. Это число значительно выше, чем в соседних Норвегии и Швеции, где таких детей (психологи называют их "двойными агрессорами") насчитывается не более 3-4 процентов. Статистики по России нет, но за 2008 год в России совершено 62 тысячи преступлений, сопряжённых с насильственными действиями в отношении детей и подростков. От преступных посягательств погибло более 2 тысяч несовершеннолетних, из них 388 детей в результате умышленных действий. А как известно, преступность растёт с каждым годом – следовательно, цифры этого года неутешительны, поскольку есть тенденция к увеличению числа жертв среди детей и подростков.
Можно ли составить обобщённый портрет жертвы моббинга?
Это трудно сделать. Преследованиям могут подвергаться любые дети, вне зависимости от их внешнего вида, физических недостатков, успеваемости или положения в семье. Более того – жертвами моббинга в равной степени становятся как мальчики, так и девочки. В целом, за годы школьной учёбы моббингу подвергается в среднем один из каждых четырёх учащихся, а в любом классе есть как минимум два ученика, которые с большей или меньшей регулярностью подвергаются психологическому террору.
Однако не всегда придирки одноклассников вызваны несправедливостью или патологической злобностью. Иногда сама «жертва моббинга» даёт повод относиться к себе неадекватно. Как же можно настроить одноклассников или ровесников против себя? Ответ прост:
Хвастовство. До добра она ещё в школе никого не доводило. Тех, кто не постиг прописные истины в детстве, тот страдает и по сей день.
Жалобы. Антипод хвастовству, но действует столь же безотказно. Постоянно причитающий и ноющий школьник, «грузящий» проблемами всех и каждого является серьёзным претендентом на роль жертвы моббинга.
Интеллект – редкая штука! И, похоже, что в классе им обладаю только я! Всё, считайте, что вы уже погибли.
Подтрунивание. Сарказм и шутки над окружающими вовсе не гарантируют, что вы не станете «следующей жертвой» и т.п.
Думаю, что вы, уважаемые родители, способны помочь своим детям не стать жертвами моббинга. В ваших силах доступно объяснить и помочь своему ребёнку не настроить против себя, а завоевать доверие и дружбу своих одноклассников? Правда и нам с вами необходимо пересмотреть и развеять устоявшиеся мифы относительно жестокости в школьной среде.
Миф 1. Травля, издевательства, жестокость (моббинг) являются и всегда будут
оставаться нормальной составляющей взросления.
Исследования показали, что унижения и насилие со стороны сверстников в школе не менее травматичны, нежели другие формы насилия. В насилии нет ничего «нормального», оно упоминается в том же ряду, что и убийство, изнасилование или ограбление. Думать, что моббинг – нормальное явление – значит лишать жертву поддержки и потакать обидчику. Если спросить самих школьников, они относятся к моббингу крайне негативно и хотели бы, чтобы школы что-то делали с этой проблемой.
Миф 2. Учителям легко разобраться, кто в классе обидчик, а кто - жертва травли.
Учителя замечают, как правило, только наиболее грубые, физические формы травли. Если один ребенок бросился на другого с кулаками, кто виноват? Конечно, тот, кто решил проявить физическую агрессию. Но за кадром остается, что говорил поколоченный, чтобы довести своего одноклассника. Обидчики часто бывают хитрыми и изворотливыми, и делают так, чтобы за их плохое поведение наказаны были другие.
Миф 3. Есть такие дети, которых обязательно будут травить, в какой бы социальной
группе они ни оказались.
Такая позиция оправдывает бездействие взрослых, и, соответственно, создает очень плохой пример для подражания. Моббинг - это дисбаланс власти, который ребенок не может скомпенсировать самостоятельно. Она процветает там, где учителя попустительствуют тому, что большинство (а точнее, некоторые, берущие на себя смелость говорить от лица большинства) «выдавливает» и отвергает тех, кто хоть чем-то отличается. А это есть не что иное, как ксенофобия.
Миф 4. Моббинг происходит в любой социальной группе.
Моббинг происходит только в тех ситуациях, когда людей насильно собрали в одну группу, не уделяя внимания их индивидуальности и интересам, объединили их по какому-то малозначащему признаку (например, такому, как год рождения) и лишили возможности самостоятельно выбирать, хотят они остаться в этой группе или уйти из нее. Многие бывшие жертвы травли говорят о том, что в школе они были как в плену или в тюрьме. В школах с профильными классами и демократической системой школьного самоуправления моббинга практически нет.
Миф 5. Моббинг происходит потому, что ребёнок чем-то отличается.
Любой ребенок чем-то отличается. И любой может оказаться жертвой. Моббинг происходит потому, что кто-то из детей или взрослых считает, что самоутверждаться за счет унижения другого совершенно нормально. Достаточно одного такого человека на школу, и, если он достаточно активен, «веселая жизнь окружающим обеспечена».
Миф 6. В ситуации моббинга задействованы две роли: обидчика и жертвы.
В ситуации моббинга задействованы все, кто так или иначе знает о ее существовании. Кроме обидчика и жертвы, существуют еще свидетели, и на них ситуация насилия влияет не меньше (хоть и несколько иначе), чем на того, кого унижают. Но на это редко обращают внимание, и опыт свидетельствования психологического террора продолжает влиять на людей, хотя они и не осознают этого. А потом остается только удивляться тому, что, когда под окнами дома кого-то убивают, и жители слышат душераздирающие крики, никто не вызывает милицию, потому что «это меня не касается».
Обидчик и жертва, кстати, отлично осознают присутствие свидетелей. Свидетели могут вести себя по-разному. Они могут присоединяться к обидчику (чаще всего из страха стать жертвой), заступаться за жертву, или не делать вообще ничего. Пассивная позиция - самая распространенная. Когда свидетели ничего не делают, а просто стоят и смотрят - это лучшая для обидчика «группа поддержки»; «Вот какой я могущественный, я не только унизил вот этого, но еще и напугал, ошеломил всех остальных так, что они и пикнуть не смеют». Жертвы травли, ненавидят и презирают пассивных свидетелей даже сильнее, чем обидчиков. По их мнению, пассивные свидетели (как сверстники, так и учителя) - равнодушные трусы, которых надо остерегаться, потому что никогда не знаешь, когда они ударят в спину.
Миф 7. «Для твоей же пользы»: из опыта моббинга ребенок извлекает для себя
урок.
Моббинг - отличный урок, если мы считаем, что для «готовности к взрослой жизни» надо ожесточиться и очерстветь. И, как показывает опыт, сделать это вполне по силам большинству. Но одновременно люди теряют нечто ценное: способность доверять, способность вступать в близкие отношения, а в каких-то случаях - и собственную индивидуальность. Она оказывается спрятана за защитной «маской», которую человек привыкает носить в условиях «жестокого, жестокого мира».
Люди, подвергавшиеся в школе длительной травле и выжившие, могут преодолеть ее последствия (неуверенность, озлобленность, замкнутость, недоверие), только если попадут в другое сообщество, где всем позволено быть разными, где сотрудничество ценится выше, чем соперничество. Там они постепенно «оттаивают». Но чаще бывшие жертвы моббинга сами не могут найти себе такое сообщество, и в этом им нужна помощь.
Увы, но бороться с явлением моббинга сложно, да и эффективных способов до сих пор никто не изобрёл. Если не удалось избежать моббинга, то ему можно успешно противостоять индивидуально. А для этого вы, родители, должны сделать все возможное и невозможное для успешной жизнедеятельности вашего ребёнка. В первую очередь вооружить его теоретическими знаниями:
Шаг 1. Что ребёнок может сделать?
Не винить себя
Не рассуждать как жертва
Не подвергать себя риску
Не показывать, что тебя издевательства расстраивают
Шаг 2. Стараться
Игнорировать издевательства
Сохранять спокойствие
Быть вместе с друзьями
Выглядеть уверенным в себе
Самому контролировать ситуацию
Шаг 3. Действия
Не молчи. Говори об издевательствах.
Памятка для ребёнка
Что делать, если над тобой издеваются?
Не обвиняй себя. Большинство людей в жизни когда-либо подвергаются издевательствам. Так что не думай, что это происходит только с тобой. С тобой все нормально, это издевательства ненормальное явление. Не думай, что ты заслужил/а издевательства - это не твоя вина!
Не рассуждай как жертва. Важно думать о себе хорошо: сосредоточься на хорошем. Старайся делать то, что получается и интересно. Если ты чем-то отличаешься от других, гордись этим!
Старайся избежать риска. Избегай опасных мест, например: не будь последним в раздевалке. Уходи, если чувствуешь опасность. Не приноси в школу дорогие вещи и не хвастай деньгами. Безопасность важнее любых вещей, поэтому, если тебе угрожают, отдавай все, что от тебя хотят, и уходи.
Скрывай свои чувства. Старайся не показывать, что издевательства тебя задевают за живое, даже если это очень трудно. Не доставляй обидчикам радость. Но не игнорируй свои чувства: рассказывай о них близким.

Игнорируй издевательства. Иногда полезно просто «не замечать» издевательства.
Если обидчик не видит ожидаемой реакции, он часто прекращает.

Заведи друзей. Старайся держаться вместе с друзьями или быть в толпе. Но не пытайся «купить» друзей, это ненадолго.

Веди себя правильно. Старайся проявлять спокойствие или кричи громко «Нет!» «Отстань!» и немедленно уходи. (Поупражняйся перед зеркалом).

Старайся выглядеть уверенным в себе человеком. Могут помочь «Нет!», сказанное группе громко и уверенно, и угроза рассказать взрослым. Помни, что тон твоего голоса показывает, насколько ты уверен/а в себе. Делай вид, что ты уверен/а в себе, даже если на самом деле это не так, например: высоко держи голову, смотри людям прямо в глаза, иди твердой походкой, как будто ты знаешь, куда идешь.

Старайся контролировать ситуацию. «Сдача» не всегда помогает, а кроме того, дав сдачи, ты можешь навлечь на себя неприятности. На издевательства в твой адрес приготовь несколько коротких и с юмором ответов. Повторяй их, пока обидчик не отстанет. Старайся контролировать ситуацию, предложив обидчику, например, повторить, что он/а сказал/а.

Поверь в себя! У тебя получится! Удачи!

Как ни странно, но нет, наверное, ни одной школы, где не было бы моббинга в той или иной форме. Насмешки, колкости, «подколки», время от времени «проскакивают» даже в самом сплочённом детском или подростковом коллективе. Однако не смотря на то, что явление это повсеместное, эскалирует ситуация не везде. И как правило, то, как будут развиваться отношения между учениками в школе, во многом зависит от учителей, от их отношения к проблеме моббинга. К сожалению, пока только немногие школы, в их числе и МОУ СОШ№8, основательно подходят к борьбе с моббингом, проводя дополнительные разъяснительные беседы и тренинги с обучающими.
Что нужно сделать родителям, когда им стало известно о фактах насилия по отношению к их ребёнку?
Насилие над ребёнком в школе – это большая и серьезная проблема современного общества. Зачастую жертвы насилия со стороны сверстников не говорят об этом никому, пытаются решить проблему самостоятельно (чаще это не удается), а следствием невозможности решить эту проблему является нарушения состояния здоровья и эмоционально-поведенческие расстройства у жертв насилия. Стойкие отказы от посещения школы, потеря интереса к обучению, беспрестанные жалобы на здоровье, депрессивные состояния, замкнутость и отгороженность, полный уход в виртуальный мир компьютера - один из вариантов последствий систематического насилия в школе. Для родителей нужно прежде всего понять, что происходит с их ребенком - и если это насилие со стороны одноклассников, сверстников (любая его форма - физическое - побои, морально-нравственное - унижения, обзывания, провокации, не говоря уже о нарушении половой неприкосновенности) - нужно поговорить с ребёнком (подростком), объяснив ему (ей), что:
-Насилие в школе совершается при замалчивании ситуации. Если терпеть ничего не изменится, будет только хуже. Надо действовать. Не надо бояться, что в случае вмешательства взрослых и администрации будет хуже. Еще раз: хуже будет, если взрослые не вмешаются. Уговоры, подкупы, и попытки решить конфликт мирным путем обычно не срабатывают, иначе так бы их решали всегда. Проблема возникла во время нахождения ребёнка в школе, а значит, администрация школы несет полную ответственность за непротиводействие насильникам, за каждый синяк и дискомфорт жертвы. А если родителю стало известно, что его ребенка унижают или избивают, а он (родитель) ничего не делает - то родитель становится соучастником преступления против собственного ребенка!
Запомните, что тот, кто обижает, не хочет, чтобы вы куда-то пошли и рассказали об этом. Поэтому нужно начать обращаться во все компетентные инстанции, чтобы наказать обидчиков и восстановить справедливость. Помните, что в случае насилия над вашим ребенком нарушены его права:
1. право на получение образования в достойных условиях;
2. право на безопасное пребывание в общественном учреждении;
3. право на сохранение своего здоровья (как соматического - физического, так и морального - психологического).
Кстати, если обидчики почувствуют свою безнаказанность, они и дальше будут практиковать подобный стиль отношений - к примеру, в армии - издеваться, унижать и избивать.
По пунктам:
1.Если есть синяки, ссадины, и прочие следы побоев необходимо обратиться в медпункт и показать их медсестре, заведующему по воспитательной части, и дальше в любой травматологический пункт для освидетельствования. Если кто-либо начнет вас отговаривать от освидетельствования побоев не слушайте его. Директора могут это сделать по причине того, что не хотят огласки инцидента в своей школе, но это не значит, что они что-то сделают, чтобы защитить вас, они беспокоятся о своей репутации, а не о вашем благополучии. Есть специальная процедура, регламентированная законом - при вашем обращении в травматологический пункт и фиксации в медицинской документации последствий физического насилия медицинский работник обязан послать депешу в отдел по профилактике правонарушений несовершеннолетних, чтобы этот случай стал предметом внимания дознавателей (работников следственных органов милиции).
2.После освидетельствования побоев можно написать список обидчиков, и приложить его к заявлению в трех экземплярах для директора школы, заместителя директора по воспитательной работе и участкового милиционера (или инспектора по делам несовершеннолетних). Важно! Ваше обращение (письменное заявление) должно быть зарегистрировано в канцелярии и иметь входящий номер.
3.Если вам (или вашему ребенку) угрожают, сделайте то же самое, так как заявление в полиции лучший страховой полис для вас, и ваши обидчики должны будут Богу молиться, чтобы с вами ничего не случилось ведь в этом случае тех, кто в списке в вашем заявлении, будут допрашивать с пристрастием, вне зависимости от алиби.
4.Если участковый отказывается принимать ваше заявление, чаще всего рассказывая, как других людей бьют и как им страшно это значит, что участковый не хочет исполнять свои проф. обязанности. Тогда заявление дополняется фразой «участковый Ф. И. О. отказался принимать заявление» и направляется в районное отделение милиции (РОВД), а именно к начальнику участкового, что обеспечит участковому выговор за не соблюдение проф. обязанностей. Заявление у участкового это знак того, что за вашими обидчиками будет грех, и это учтется, в случае, если они попадутся на другом деле, или заявление будет не одно.
5.В случае морального унижения (издевательство или угрозы) при отсутствии физических побоев можно написать такое заявление (директору школы, а при бездействии администрации школы - и в милицию):
Директору МОУ СОШ №8
Новиненко С.Ф.
от (ваше Ф. И. О.)
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу обеспечить моему ребенку безопасное пребывание в школе и обеспечить его право на получение образования в достойных условиях. (Далее можно изложить конкретные случаи и конкретные имена людей, которые унижают ребенка - будь то сверстники, старшеклассники или даже некоторые педагоги).

Кроме того, можно (и нужно!) обратиться к психотерапевту, если вы чувствуйте страх, тревогу, а у вашего ребенка пониженное настроение и нет желания ходить в школу, есть психосоматические нарушения (и вы понимаете, что это - следствие сложившейся ситуации). Это, во-первых, поможет окружающим понять серьезность ситуации и простимулирует педагогических работников школы принять самое активное участие в разрешении ситуации и в предотвращении дальнейшего причинения вреда вашему здоровью, а во-вторых, это нужно вам для получения квалифицированной психотерапевтической помощи, поднятии вашей самооценки и приобретении навыков самоэффективности.
6. Для повышения уверенности в себе, можно рекомендовать вашему ребёнку пойти на любую секцию бокса, карате, рукопашного боя и тренироваться, чтобы можно было отбиться в случае нападения. Однако эта рекомендация не для всех!
Это важно помнить родителям!
Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребёнка делать что-то против своей воли.
Если вы знаете, что ребёнок соседей подвергается насилию, избиению со стороны родителей, немедленно сообщите об этом в милицию.
Если ваш ребёнок говорит о нездоровом интересе к нему вашего мужа, прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем, не оставляйте ребёнка один на один с ним, и если отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, нет ничего дороже счастья собственного ребенка.
Отец должен поговорить обо всех интересующих сына вопросах относительно половой жизни, объяснить, как предохраняться.
Мать должна объяснить девочке, как ей вести себя с противоположным полом, о средствах контрацепции.
Если вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним, что его беспокоит. В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.

Вообще, моббинг – это не проблема отдельно взятого человека. Это серьезная проблема современных учебных организаций. Её можно преодолеть только при условии гласности. Не молчите. Молчание играет на руку обидчикам, у которых возникает ощущение всемогущества и безнаказанности, а это ещё больше активизирует их действия против наших детей. Поэтому при первых же симптомах притеснений необходимо ясно дать понять, что вы не безропотная жертва, вы способны открыто отстаивать интересы своего ребёнка и учить этому своего сына или дочь.














13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




 
·