Методическая разработка по биологии на тему Методическое пособие по организации и методике проведения лабораторных и практических работ в средних специальных образовательных организациях.


Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Государственный университет морского и речного флота
имени адмирала С.О. Макарова»

Беломорско-Онежский филиал





Методическая разработка



Методическое пособие по организации и методике проведения лабораторных и практических работ в средних специальных образовательных организациях.
Дисциплина Биология





Выполнила преподаватель биологии
Вильдек Валентина Петровна









Петрозаводск
2017


ОДОБРЕНО
на заседании ЦК общеобразовательных и естественно-научных дисциплин
Протокол № ____
«___» ____________ 2017 г.

Председатель
________________С.Г.Хлебникова

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
______________Л.М.Каторина
«___»_____________2017г.




Методическое пособие дисциплины Биология разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 26.02.03 Судовождение, 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок, 26.0206 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики.



Разработчики:


Беломорско-Онежский филиал, преподаватель Вильдек Валентина Петровна




Рецензия:




Содержание.

13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc478466150" 14Описания для лабораторных и практической работ 13 PAGEREF _Toc478466150 \h 1421515
13 LINK \l "_Toc478466151" 14ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1 13 PAGEREF _Toc478466151 \h 1421515
13 LINK \l "_Toc478466152" 14Лабораторная работа №1 (инструкция) 13 PAGEREF _Toc478466152 \h 1421515
13 LINK \l "_Toc478466153" 14ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 13 PAGEREF _Toc478466153 \h 1421515
13 LINK \l "_Toc478466154" 14Лабораторная работа №3 (инструкция) 13 PAGEREF _Toc478466154 \h 1421515
13 LINK \l "_Toc478466155" 14ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4 13 PAGEREF _Toc478466155 \h 1421515
13 LINK \l "_Toc478466156" 14Лабораторная работа №4 (инструкция) 13 PAGEREF _Toc478466156 \h 1421515
13 LINK \l "_Toc478466157" 14ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА№1 13 PAGEREF _Toc478466157 \h 1421515
13 LINK \l "_Toc478466158" 14Практическая работа №1 (инструкция) 13 PAGEREF _Toc478466158 \h 1421515
13 LINK \l "_Toc478466159" 14Список литературы 13 PAGEREF _Toc478466159 \h 1421515
15


1.Введение.
Данное методическое пособие предназначено для преподавателей и обучающихся средних специальных учебных организаций, по программе учебной дисциплины Биология, которая является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПO, составлена на основе примерной программы учебной дисциплины Биология для профессий начального профессионального и специальностей среднего профессионального образования.
Практическая работа обучающихся – одна из важных форм организации учебного процесса при изучении дисциплины Биология. Она играет особую роль в профессиональной подготовке специалистов, являясь формой, с одной стороны, организации самостоятельной работы студентов, с другой – развития их познавательной активности.
Существующая до сих пор система профессионального образования, ориентированная на овладение обучающимися всей системой фундаментального теоретического знания, вызывает определённые трудности в процессе обучения. Современное общество предлагает обучающимся достаточно объёмный поток знаний и они, оказавшись не в состоянии найти и переработать необходимую им информацию, неизбежно попадают в ситуацию информационного выбора. Именно поэтому современное образование должно быть направлено на формирование самостоятельности обучающихся, на развитие навыков и умений выбирать и усваивать ту информацию, которая необходима им в первую очередь.
Среднее профессиональное образование сегодня должно ориентироваться на овладение обучающимися объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов.
В связи с этим целями и задачами лабораторные и практические работы по дисциплине Биология являются:
Формирование умения получать и углублять новые теоретические знания, систематизировать, обобщать теоретические знания, полученные во время лекций;
формирование умений выделять главную и второстепенную информацию, решать познавательные задачи;
развитие умения высказывать своё суждение по предложенной теме или проблеме, логично выстраивать обобщения и выводы;
расширение кругозора обучающихся.




Описания для лабораторных и практической работ

Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство морского и речного транспорта

Беломорско-Онежский филиал
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
Тема: "Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом"
Цель лабораторного занятия:
-изучить опытным путем основные положения клеточной теории
1.Клетка – элементарная и функциональная единица живого.
2.Все живое имеет клеточное строение.
3.Клетки имеют общий план строения.

Приобрести практические навыки по использованию микроскопа, составлению рисунков.

- научиться пользоваться микроскопом.
-изготавливать простейшие препараты
-наблюдать микроскопические объекты
-делать рисунки ,увиденного в микроскопе
-обобщать, сравнивать, анализировать научную
информацию.
- слаженно работать в группе и в парах
Экспериментально подтвердить теоретические знания о строении клетки.
Проверить теоретические знания о строении клетки.
Проанализировать, сравнить, устанавливать закономерности в строении растительной и животной клетки, сделать выводы и обобщения.
Время выполнения: 2 академических часа
Содержание работы, алгоритм выполнения:
Опыт №1. Изучение строения клеток листа элодеи.
На предметное стекло, в каплю воды, поместите лист элодеи. Прикройте слюдой. Рассмотрите сначала на малом, а затем на большом увеличении. Сделайте рисунок одной клетки, обозначьте ее составные части.
Опыт №2. Ферментативное расщепление перекиси водорода в клетках листа элодеи.
Возьмите препарат из опыта №1,снимите слюду, капните на лист раствор перекиси водорода и снова накройте слюдой. Рассмотрите на малом увеличении. Сделайте рисунок. Дайте объяснение происходящему процессу.
Опыт №3. Изучение строения животной клетки.
3.1. Поперечно полосатые мышцы языка кролика.
Готовый препарат поместите под микроскоп, рассмотрите сначала на малом, а затем на большом увеличении. Сделайте рисунок с обозначениями.
3.2.Нейрофибриллы спинного мозга собаки.
Готовый препарат поместите под микроскоп, рассмотрите сначала на малом, а затем на большом увеличении. Сделайте рисунок с обозначениями.

Заполните таблицу:
Части клетки
ядро
цитоплазма
пластиды
Плотная клеточная стенка

Растительная клетка





Животная клетка






В таблице поставьте (+) или (-)
Материалы и оборудование: микроскоп, предметные и покровные стекла, раствор перекиси водорода, пипетка, водоросль из аквариума элодея, готовые препараты животных тканей.
Сделайте выводы, опираясь на поставленную цель и задачи.
Оцените свою работу на учебном занятии .
Требования к отчёту по лабораторной работе:
Критерии оценивания:
-работа выполнена в полном объеме (выполнены и оформлены все опыты )
-рисунки сделаны аккуратно, на них есть обозначения.
-есть пояснение к опыту №2
-таблица заполнена правильно.
-общий вывод по работе сделан правильно и в полном объеме.
Поставьте оценку в тетради карандашом.

Оценка
Качество выполнения практической и лабораторной работы

«Отлично»
Правильно определена цель работы
Работа выполнена в полном объеме с соблюдением алгоритма
Самостоятельная подготовка оборудования и материалов
Соблюдение условий и режима работы, обеспечивающих максимальную точность полученных результатов
Научная, грамотная, логичная формулировка наблюдений, выводов
В отчете правильно и аккуратно выполнены записи, расчеты, таблицы, схемы, графики
Правильно выполнен анализ погрешностей
Правильно подобраны формулы, студент знает теоретические положения, обосновывающие ход решения задачи
Проявлены организационно-учебные умения (чистота и порядок на рабочем месте, наличие инструментов, рациональный расход материалов, соблюдаются правила техники безопасности)

«Хорошо»
Проведение эксперимента в условиях, не обеспечивающих достаточную точность измерений или наблюдений
В отчете допущены 2-3 недочета или не более одной грубой ошибки в расчетах
Неполное проведение эксперимента
Неточное описание наблюдений, неполные выводы

«Удовлетворительно»
Работа выполнена не менее чем наполовину, объем выполненной части работы позволяет получить правильные результаты и выводы по принципиально важным вопросам работы
Подбор оборудования, материалов, выполнение работы с помощью преподавателя
В ходе проведения работы и при обработке результатов допущены не более 1 грубой ошибки или не более 2 негрубых ошибок

«Неудовлетворительно»
Грубое нарушение правил техники безопасности
Неумение пользоваться справочниками
Небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
Более 2 грубых ошибок в расчетах


.
Преподаватель В.П. Вильдек


Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство морского и речного транспорта

Беломорско-Онежский филиал
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»
Лабораторная работа №1 (инструкция)
Тема: «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом».
Цель работы: изучить опытным путем основные положения клеточной теории
-Клетка – элементарная и функциональная единица живого.
-Все живое имеет клеточное строение.
-Клетки имеют общий план строения.
Задачи: Научиться -пользоваться микроскопом.
-изготавливать простейшие препараты
-наблюдать микроскопические объекты
-делать рисунки ,увиденного в микроскопе
-обобщать, сравнивать, анализировать научную информацию
- слаженно работать в группе и в парах
Материалы и оборудование: микроскоп, предметные и покровные стекла, раствор перекиси водорода, пипетка, водоросль из аквариума элодея, готовые препараты животных тканей.
Опыт №1. Изучение строения клеток листа элодеи.
На предметное стекло, в каплю воды, поместите лист элодеи. Прикройте слюдой. Рассмотрите сначала на малом, а затем на большом увеличении. Сделайте рисунок одной клетки, обозначьте ее составные части.
Опыт №2. Ферментативное расщепление перекиси водорода в клетках листа элодеи.
Возьмите препарат из опыта №1,снимите слюду, капните на лист раствор перекиси водорода и снова накройте слюдой. Рассмотрите на малом увеличении. Сделайте рисунок. Дайте объяснение происходящему процессу.
Опыт №3. Изучение строения животной клетки.
3.1. Поперечно полосатые мышцы языка кролика.
Готовый препарат поместите под микроскоп, рассмотрите сначала на малом, а затем на большом увеличении. Сделайте рисунок с обозначениями.
3.2.Нейрофибриллы спинного мозга собаки.
Готовый препарат поместите под микроскоп, рассмотрите сначала на малом, а затем на большом увеличении. Сделайте рисунок с обозначениями.

Заполните таблицу:
Части клетки
ядро
цитоплазма
пластиды
Плотная клеточная стенка

Растительная клетка





Животная клетка






В таблице поставьте (+) или (-)
Сделайте выводы, опираясь на поставленную цель и задачи.
Оцените свою работу на учебном занятии .
Критерии оценки: (на 5 баллов)
-работа выполнена в полном объеме (выполнены и оформлены все опыты )
-рисунки сделаны аккуратно, на них есть обозначения.
-есть пояснение к опыту №2
-таблица заполнена правильно.
-общий вывод по работе сделан правильно и в полном объеме.
Поставьте оценку в тетради карандашом.


Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство морского и речного транспорта

Беломорско-Онежский филиал
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2
Тема : Изучение модификационной изменчивости.
Цель лабораторной работы:
Экспериментально подтвердить теоретические вопросы модификационной изменчивости организмов.
Проверить теоретические вопросы ,связанные с изменчивостью организмов.
Проанализировать, сравнить, устанавливать зависимости, сделать выводы и обобщения модификационной изменчивости организмов.
Приобрести практические навыки по использованию измерительных приборов, составлению графиков, таблиц вариационного ряда.
Формирование общих компетенций ОК-2, ОК-6 в соответствии с требованиями МК ПДНВ (код матрицы, название таблицы ПДНВ).
Время выполнения: 2 академических часа
Содержание работы, алгоритм выполнения:
Пользуясь данными длины семян фасоли:
Построить вариационный ряд.
Вычислить среднюю величину признака длины семени фасоли по формуле.
Построить график зависимости V от P по данным вариационного ряда.
Определить норму реакции для данного признака.
Ход работы: Измерить сто штук семян фасоли в длину, данные записать в тетрадь через запятую.

1.Вариационный ряд.
V(мм)
7
8
9







P(шт)
2
4
10








2.Вычислите среднюю величину признака по формуле М= 13 QUOTE 1415
V- варианты ( в мм)
P-частота встречаемости вариантов
n- количество вариантов
·-знак суммы
3.Вариационная кривая.
P
4.Норма реакции (разница между крайними вариантами)

Сделать выводы и ответить на вопросы.

1.Что такое модификационная изменчивость?
2.Приведите примеры широкой и узкой нормы реакции.

Оборудование:
линейка, карандаш
сто штук семян фасоли разных сортов

Требования к отчёту по практической работе:
Критерии оценивания:

Оценка
Качество выполнения практической и лабораторной работы

«Отлично»
Правильно определена цель работы
Работа выполнена в полном объеме с соблюдением алгоритма
Самостоятельная подготовка оборудования и материалов
Соблюдение условий и режима работы, обеспечивающих максимальную точность полученных результатов
Научная, грамотная, логичная формулировка наблюдений, выводов
В отчете правильно и аккуратно выполнены записи, расчеты, таблицы, схемы, графики
Правильно выполнен анализ погрешностей
Правильно подобраны формулы, студент знает теоретические положения, обосновывающие ход решения задачи
Проявлены организационно-учебные умения (чистота и порядок на рабочем месте, наличие инструментов, рациональный расход материалов, соблюдаются правила техники безопасности)

«Хорошо»
Проведение эксперимента в условиях, не обеспечивающих достаточную точность измерений или наблюдений
В отчете допущены 2-3 недочета или не более одной грубой ошибки в расчетах
Неполное проведение эксперимента
Неточное описание наблюдений, неполные выводы

«Удовлетворительно»
Работа выполнена не менее чем наполовину, объем выполненной части работы позволяет получить правильные результаты и выводы по принципиально важным вопросам работы
Подбор оборудования, материалов, выполнение работы с помощью преподавателя
В ходе проведения работы и при обработке результатов допущены не более 1 грубой ошибки или не более 2 негрубых ошибок

«Неудовлетворительно»
Грубое нарушение правил техники безопасности
Неумение пользоваться справочниками
Небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
Более 2 грубых ошибок в расчетах






Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство морского и речного транспорта

Беломорско-Онежский филиал
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3
Тема: " Изучение результатов искусственного отбора. Изучение приспособленности организмов к среде обитания"

Цель лабораторной работы:
1.Закрепить теоретические знания по вопросам искусственного и естественного отбора.
-Научиться структурировать информацию, выделять главное и правильно формулировать ее(направления искусственного отбора)
Научиться анализировать, сравнить, устанавливать зависимости, сделать выводы и обобщения о приспособлениях организмов к среде обитания..
Приобрести практические навыки по заполнению заданных таблиц..
Формирование общих компетенций ОК-2, ОК-6 в соответствии с требованиями МК ПДНВ (код матрицы, название таблицы ПДНВ).
Время выполнения: 2 академических часа
Содержание работы, алгоритм выполнения:
Используя информацию из описания культурных растений, выделить все возможные направления искусственного отбора и занести это в таблицу№1.
Ответить на контрольные вопросы и сделать выводы по первой части работы.
Используя информацию из описания и видео материалов, заполнить таблицу №2 , выделив не менее 3-4 приспособлений к среде обитания у 4-5 видов.
Ответить на контрольные вопросы и сделать выводы.
таблица №1
Название культуры
Что использует человек?
Направление искусственного отбора





таблица №2
Название животного
Среда обитания
Приспособления к среде обитания
Относительность данных приспособлений







Оборудование:
Гербарии культурных растений.
Коллекции растений
Муляжи культурных растений
Открытки с изображением и описанием животных.

Требования к отчёту по практической работе:

Оценка
Качество выполнения практической и лабораторной работы

«Отлично»
Правильно определена цель работы
Работа выполнена в полном объеме с соблюдением алгоритма
Самостоятельная подготовка оборудования и материалов
Соблюдение условий и режима работы, обеспечивающих максимальную точность полученных результатов
Научная, грамотная, логичная формулировка наблюдений, выводов
В отчете правильно и аккуратно выполнены записи, расчеты, таблицы, схемы, графики
Правильно выполнен анализ погрешностей
Правильно подобраны формулы, студент знает теоретические положения, обосновывающие ход решения задачи
Проявлены организационно-учебные умения (чистота и порядок на рабочем месте, наличие инструментов, рациональный расход материалов, соблюдаются правила техники безопасности)

«Хорошо»
Проведение эксперимента в условиях, не обеспечивающих достаточную точность измерений или наблюдений
В отчете допущены 2-3 недочета или не более одной грубой ошибки в расчетах
Неполное проведение эксперимента
Неточное описание наблюдений, неполные выводы

«Удовлетворительно»
Работа выполнена не менее чем наполовину, объем выполненной части работы позволяет получить правильные результаты и выводы по принципиально важным вопросам работы
Подбор оборудования, материалов, выполнение работы с помощью преподавателя
В ходе проведения работы и при обработке результатов допущены не более 1 грубой ошибки или не более 2 негрубых ошибок

«Неудовлетворительно»
Грубое нарушение правил техники безопасности
Неумение пользоваться справочниками
Небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
Более 2 грубых ошибок в расчетах


Примечания: работа выполняется с делением на подгруппы, пропустившие работу по любым причинам обязаны отработать ее во время отведенное для консультаций.

Преподаватель В.П.Вильдек

Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство морского и речного транспорта

Беломорско-Онежский филиал
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»
Лабораторная работа №3 (инструкция)
Тема: " Изучение результатов искусственного отбора. Изучение приспособленности организмов к среде обитания"

Цель лабораторной работы:
Закрепить теоретические знания по вопросам искусственного и естественного отбора.
Оборудование:
Гербарии культурных растений.
Коллекции растений
Открытки с изображением и описанием животных.

Содержание работы, алгоритм выполнения:
Изучение результатов искусственного отбора
Используя информацию из описания культурных растений, выделить все возможные направления искусственного отбора и занести это в таблицу№1.
Ответить на контрольные вопросы и сделать выводы по первой части.
-Что образуется в результате искусственного отбора?
-Какие признаки имеют породы и сорта?
таблица №1

Название культуры
Что использует человек?
Направление искусственного отбора






Изучение приспособленности организмов к среде обитания
Используя информацию из описания вида, заполнить таблицу №2 , выделив не менее 3-4 приспособлений к среде обитания у 4-5 видов.
Ответить на контрольный вопрос и сделать выводы.
-Почему приспособления к среде обитания относительны?
таблица №2
Название животного
Среда обитания
Приспособления к среде обитания
Относительность данных приспособлений








Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство морского и речного транспорта

Беломорско-Онежский филиал
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4
Тема: "Изучение критериев вида.
Цель лабораторной работы:
Изучить теоретические материал по критериям вида, популяции как форме существования вида..
Проанализировать, сравнить, устанавливать зависимости, сделать выводы и обобщения по вопросам идентичности видов, обособлению популяций.
Приобрести практические навыки по структурированию и дифференциации информации по критериям вида, а также выделению различных популяций.
Формирование общих компетенций ОК-2, ОК-6 в соответствии с требованиями МК ПДНВ (код матрицы, название таблицы ПДНВ).
Время выполнения: 2 академических часа
Содержание работы, алгоритм выполнения:
Изложение теоретического материала по критериям вида и популяции как форме существования вида.(стр. в учебнику стр.217-225)
Показать на конкретных примерах как выделять критерии вид и отдельный популяции (преподаватель).
В процессе изучения полученного материала с описанием отдельных видов (не менее 4-5 видов) необходимо его разделить на критерии и занести в таблицу:
Название вида
Морфологич. критерий
Географич. критерий
Физиологич. критерий
Экологич. критерий
Биохим.
критерий








4.Пользуясь информацией из первой таблицы выделить отдельные популяции , опираясь на экологический и географический критерии.
Данные занести в таблицу:
Название вида
Форма существования.(подвид, популяция.)
Объединяющие факторы
Различные популяции






Сделать выводы и определить критерий обеспечивающий половую изоляцию видим на клеточном уровне.
Оборудование:
Открытки с изображением и описанием животных и растений.
коллекции насекомых.
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство морского и речного транспорта

Беломорско-Онежский филиал
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»
Лабораторная работа №4 (инструкция)
Тема: "Изучение критериев вида.
Цель лабораторной работы:
Изучить теоретические материал по критериям вида, популяции как форме существования вида.
Оборудование:
Открытки с изображением и описанием животных и растений.
коллекции насекомых.

Содержание работы, алгоритм выполнения:
Изложение теоретического материала по критериям вида и популяции как форме существования вида.(стр. в учебнику стр.217-225)

В процессе изучения полученного материала с описанием отдельных видов (не менее 3-4 видов) необходимо его разделить на критерии и занести в таблицу:
Название вида
Морфологич. критерий
Географич. критерий
Физиологич. критерий
Экологич. критерий
Биохим.
критерий








4.Пользуясь информацией из первой таблицы выделить отдельные популяции, опираясь на экологический и географический критерии.
Данные занести в таблицу:
Название вида
Форма существования.(подвид, популяция.)
Объединяющие факторы
Различные популяции






Сделать выводы и определить критерий обеспечивающий половую изоляцию видим на клеточном уровне.
Преподаватель В.П.Вильдек.

Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство морского и речного транспорта

Беломорско-Онежский филиал
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА№1
Тема: Решение генетических задач
Цель работы: научиться решать генетические задачи

А.Задачи на моногибридное скрещивание
1.Какое потомство можно ожидать от скрещивания черного гомозиготного быка с красной коровой? (у крупного рогатого скота черная окраска шерсти доминирует над красной)
2.Какое потомство можно ожидать от скрещивания коровы и быка, гетерозиготных по окраске шерсти?
3.У морских свинок вихрастая шерсть определяется доминантным геном, а гладкая – рецессивным.
Скрещивание двух вихрастых свинок между собой дало 29 особей с вихрастой шерстью и 11 гладкошерстых животных. Сколько среди особей, имеющих доминантный фенотип должны оказаться гомозиготными по этому признаку?
Морская свинка с вихрастой шерстью при скрещивании с особью, обладающей гладкой шерстью, дала в потомстве 28 вихрастых и 26 гладкошерстных потомков. Определите генотипы родителей и потомков.
4.На звероферме получен приплод в 225 норок. Из них 167 имеют коричневый мех и 58 норок голубовато – серой окраски. Определите генотипы исходных форм, если известно, что ген коричневой окраски доминирует над генотипом, определяющим голубовато – серый цвет шерсти.
5.У человека ген карих глаз доминирует над геном, обусловливающем голубые глаза. Голубоглазый мужчина, родители которого имели карие глаза , женился на кареглазой женщине, у которой отец имел карие глаза, а мать – голубые. Какое потомство можно ожидать от этого брака?

Б. Задачи на ди- и полигибридное скрещивание.

7.Выпишите гаметы организмов со следующими генотипами: ААВВ; aabb; aaBB; Aabb; AaBb; AABBCC; AabbCC; AaBbCC; AaBbCc.
8.У крупного рогатого скота ген комолости доминирует над рогатости, а ген чёрного цвета шерсти - над геном красной окраски. Обе пары генов находятся в разных парах хромосом/
Какими окажутся телята, если скрестить гетерозиготных по обеим парам признаков быка и корову?Какое потомство следует ожидать от скрещивания чёрного комолого быка гетерозиготного по обеим парам признаков, с красной рогатой коровой?
9.У собак чёрный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть – над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах.
Какой процент чёрных короткошерстных щенков можно ожидать от скрещивания двух особей, гетерозиготных по обоим признакам?
Охотник купил черную собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов длинной шерсти кофейного цвета. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания , чтобы проверить генотип купленной собаки?
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство морского и речного транспорта

Беломорско-Онежский филиал
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»
Практическая работа №1 (инструкция)
Тема Решение генетических задач и составление родословных.
Цель практического занятия:
1.Закрепление и систематизация теоретических знаний по теме "Законы Менделя".
2.Развитие навыков самостоятельной деятельности, навыков по работе в парах.
3.Приобрести и отработать навык решения генетических задач.
4.Формирование общих компетенций ОК-2, ОК-6 в соответствии с требованиями МК ПДНВ (код матрицы, название таблицы ПДНВ).
Время выполнения: 2 академических часа
Содержание работы, алгоритм выполнения:
Опираясь на теоретический материал, изложенный на предыдущем занятии преподаватель дает алгоритм решения генетических задач.
На доске записывается образец оформления хода скрещивания первой задачи.
Последующие задачи по моно и ди гибридному скрещиванию обучающиеся должны стараться выполнить максимально самостоятельно, работая в парах , под постоянным контролем преподавателя.
После выполнения очередного задания преподаватель проверяет правильность выполнения задачи, используя раздаточный материал в виде шаблонов(схем решения генетических задач) или записи на доске.
Наиболее сложные задачи записываются на доске.
На этапе подведения итогов все обучающиеся оцениваются в тетради , с последующим выставлением отметки в журнал.

Оборудование:
инструкции с текстами генетических задач.
схемы записи моно и ди гибридного скрещивания

Требования к отчёту по практической работе:
Работа выполняется в отдельной тетради для практических и лабораторных работ.
Критерии оценивания:
«2» -выполнено менее 50% работы, схемы имеют грубые ошибки , нарушен алгоритм записи, неправильный ответ.
«3» -выполнено менее 60%работы
«4» - выполнено более 80% работы
«5» - выполнено более 90% работы

Оценка
Качество выполнения практической и лабораторной работы

«Отлично»
Правильно определена цель работы
Работа выполнена в полном объеме с соблюдением алгоритма
Самостоятельная подготовка оборудования и материалов
Соблюдение условий и режима работы, обеспечивающих максимальную точность полученных результатов
Научная, грамотная, логичная формулировка наблюдений, выводов
В отчете правильно и аккуратно выполнены записи, расчеты, таблицы, схемы, графики
Правильно выполнен анализ погрешностей
Правильно подобраны формулы, студент знает теоретические положения, обосновывающие ход решения задачи
Проявлены организационно-учебные умения (чистота и порядок на рабочем месте, наличие инструментов, рациональный расход материалов, соблюдаются правила техники безопасности)

«Хорошо»
Проведение эксперимента в условиях, не обеспечивающих достаточную точность измерений или наблюдений
В отчете допущены 2-3 недочета или не более одной грубой ошибки в расчетах
Неполное проведение эксперимента
Неточное описание наблюдений, неполные выводы

«Удовлетворительно»
Работа выполнена не менее чем наполовину, объем выполненной части работы позволяет получить правильные результаты и выводы по принципиально важным вопросам работы
Подбор оборудования, материалов, выполнение работы с помощью преподавателя
В ходе проведения работы и при обработке результатов допущены не более 1 грубой ошибки или не более 2 негрубых ошибок

«Неудовлетворительно»
Грубое нарушение правил техники безопасности
Неумение пользоваться справочниками
Небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
Более 2 грубых ошибок в расчетах


Список литературы
Преподаватель Вильдек Валентина Петровна.



Источники информации:

1. Сивоглазов В.И., Агафонов И.Б., Захарова Е.Т., Биология.10-11 класс: Учебник. Базовый уровень. Для общеобразовательных учреждений./В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонов, Е.Т. Захарова , М.: Дрофа, 2014-384с.

2.Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Захаров Е.Т.Общая биология. Учебник 11класс.Профильный уровень./В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, Е.Т.Захаров,- 5 издан., стереотип- М.: Дрофа, 2015.-283с.

3. Мамонтов С.Г.Захаров В.Б.Козлов С.Г. Биология. Учебник./Н.М. Мамонтов, В.Б.Захаров, Т.А.Козлов.-М.: Издательский центр Академия, 2006.-576 с.

4. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии. Учебник- 9 кл. / Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. – М.: Просвещение, 2010.–239 с.

5. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.Общая биология. Учебник./ А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.- М: Дрофа, 2007.-337 с.

















Рисунок 1C:\Documents and Settings\vvil\Рабочий стол\ПРОЕКТЫ\tmp3D0-81.jpg Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3®ђ Заголовок 4®ђ Заголовок 515