Актуальный педагогический опыт на тему Творческие задания и их роль в формировании познавательных УУД в учебной деятельности младших школьников.


Творческие задания и их роль вформировании познавательных УУД в учебной деятельности младших
школьников.


Актуальный педагогический опыт
учителя начальных классов МАОУ «ЦО№1»
Брязгуновой Н.Н.
Белгород 2017г
СОДЕРЖАНИЕ
1. Информация об опыте
1.1. Тема опыта…………………………………………………. стр. 3
1. 2. Сведения об авторе опыта………………………………….стр. 3
1. 3. Условия возникновения и становления опыта……………стр. 4
1. 4. Актуальность опыта………………………………………...стр. 5
1. 5. Ведущая педагогическая идея опыта………………….…..стр. 6
1. 6.   Длительность работы над опытом…………………….…..стр. 7
1. 7. Диапазон опыта………………………………………….….стр. 7
1. 8. Теоретическая база опыта……………………………….…стр. 7
  2.      Технология опыта………………………………………….…..стр. 9
 3.      Результативность опыта………………………………….…стр. 23
4.      Приложения к опыту
4. 1. Дидактические игры по математике во 2 классе…………стр. 24
4. 2. Дидактические игры на уроках русского языка………….стр. 29
4. 3. Творческие работы по русскому языку ( 3 - 4 классы )….стр. 33
 4. 4. Тесты на развитие творческих способностей……………стр. 40
4. 5. Урок русского языка в 3 классе…………………………...стр. 43
  5.      Библиографический список…………………………………стр. 46
 
 
 
  Информация об опыте
1. 1. Тема опыта.
Что такое познавательный интерес, творчество? Как проявляются творческие способности? Как распознать и каким образом развить их? Эти вопросы интересуют многих педагогов, поставивших своей целью создание творческой обстановки в классе, в школе.
До последнего времени в России современное обучение и воспитание, к сожалению, развивали в детях только одну сторону способностей – исполнительскую, а более сложная и важная сторона, творческая, отдавалась воле случая и у большинства оставалась на плачевном уровне. А ведь необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Современный мир характеризуется быстрыми, сравнительно резкими изменениями в общественной жизни. Одной из ключевых ценностей становится творческое, нешаблонное поведение, характеризующееся оригинальным решением поставленных задач, быстрой адаптацией к условиям постоянно изменяющегося мира и появлению новых технологий, орудий труда.
В настоящее время, когда в отечественной системе образования произошла ее переориентация на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии, впервые остро встал вопрос о создании наиболее благоприятных условий, способствующих проявлению творческих способностей в раннем возрасте.
Размышляя над этим, сопоставляя взгляды великих педагогов с собственными суждениями, была выбрана тема моей работы «Творческие задания и их роль в формировании познавательных УУД в учебной деятельности младших школьников».
 
1.2. Сведения об авторе опыта.
Брязгунова Наталья Николаевна – учитель начальных классов высшей квалификационной категории МАОУ «ЦО№1» города Белгорода. Педагогический стаж работы 30 лет.
        
 
1.3. Условия возникновения и становления опыта.
Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях. Он рассматривается так:
избирательная направленность внимания человека (Н. Ф. Добрынин, Т. Рибо);
проявление умственной и эмоциональной активности человека (С. Л. Рубинштейн);
активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);
активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н. Г. Морозова);
специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А. Г. Ковалёв).
  Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активировать любой вид деятельности человека, поскольку любую деятельность человек, одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.
Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.
          Особую значимость познавательный интерес приобретает в школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни. В начальных классах познавательный интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом. Но процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, репродуктивный, в других – поисковый и творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат – уровень приобретённых знаний, умений и навыков, и от того, насколько удалось поставить ученика в условия, которые заставляют его работать в полную силу своих возможностей, зависит успех обучения в целом.
          Следовательно, познавательный интерес – значительный фактор обучения, определяющий мотив учебной деятельности младшего школьника.
Поэтому определилась тема моего опыта работы «Творческие задания и их роль в формировании познавательных УУД в деятельности младших школьников».
  
1.4. Актуальность опыта.
Известный американский психолог Д. Морис писал: «Творчество есть не более как проекция детских качеств на жизнь взрослых, … если бы процессы, с которыми они связаны, -   удивление и любопытство, тяга к пробам, поискам и находкам – можно было бы предохранить от возрастного увядания, если бы можно было добиваться того, чтобы они преобладали в поведении взрослого, тогда мы бы   победили в важной битве – битве за творчество».Решение проблемы формирования познавательных УУД учащихся предполагает учёт и введение в обиход системы специальных развивающих средств. Для того чтобы учение проходило не на уровне запоминания, а на уровне активного сознания, учитель должен объяснять материал ученику через проблемное обучение и активней включать его в мыслительную деятельность, в процессе которой и будет происходить познание, т.е. формироваться познавательные УУД личности: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение и внимание.
          Развитие творческих способностей школьников не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача – это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли. Однако анализ учебной литературы по различным школьным предметам, наблюдения за работой учителей и учащихся зачастую показывает, что в широкой практике школьного обучения в большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие ученика на однозначные ответы, не активизирующие его мыслительной деятельности. По данным некоторых исследователей, лишь 10 % задач вызывают сенсорные продуктивные процессы, например, творческого видения, самостоятельного наблюдения, обращения внимания, быстроты схватывания. Среди них и те задачи, которые стимулируют познавательную активность школьников, содержат элементы неизвестности, противоречия, направлены на выяснение причин и взаимосвязей явлений, то есть задачи творческого уровня.
          Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Между тем ещё А. Дистервег писал, что больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов с одной стороны.
          Разумеется, увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, как ты видел раньше, - очень непростая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие и усовершенствование творческих способностей учащихся.
          Таким образом, в современной школе обозначились противоречия:
между традиционными методами и приёмами обучения младших школьников и необходимостью внедрения новой, прогрессивной
системы обучения, реально необходимой на современном этапе развития общества;
между имеющимся у младших школьников знаниями, умениями и навыками, полученными на уроках и реальным уровнем творческого развития;
между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и дефицитом учебного времени.
          Следовательно, актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики, поскольку мы, учителя, должны интересоваться проблемой целенаправленного, управляемого со стороны учителя, развития познавательных способностей. И   при помощи специальной системы творческих задач у школьников должен появляться интерес не только к знаниям, но и к способам их приобретения.
 
 1.5. Ведущая педагогическая идея опыта.
Предметом интереса является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир. Именно на этой основе – познания предметного мира и отношения к нему, формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру которых способствует познавательный интерес.
Поэтому ведущая педагогическая идея опыта –   с оздание на уроках в начальной школе условий для сознательного, активного участия младших школьников в творческой деятельности приносящей радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что её результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей.
 
1.6. Длительность работы над опытом.
В течение четырёх лет работы по данной теме я убедилась, что задача педагога, используя разнообразные методы обучения, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учить детей рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
 
1.7. Диапазон опыта.
          Диапазон опыта – это система уроков с внеклассной работой по формированию у учащихся познавательных интересов через использование творческих заданий.
 
1.8. Теоретическая база опыта.
Методико-педагогические, дидактические и психологические исследования, предшествующие моей работе, создают необходимую научную базу для изучения проблемы [Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Рубинштейн С.Л., Талызина Н.Ф., Матюшкина А. М., Борзова В. А., Ушинский К.Д. и др.].
Анализ литературы показал, что многие отечественные и зарубежные исследователи выдвигали идею целенаправленного развития творческих возможностей личности. В их трудах освещены психологические исследования творчества, его особенности и закономерности, а также явление креативности, творческого мышления и поведения, качества творческой личности.
Я пришла к выводу, что в настоящее время еще не сложилось единого представления о формировании познавательных УУД у учащихся через использование творческих заданий. В научно-методической литературе сравнительно мало работ, посвященных изучению условий развития творческого потенциала младших школьников. В большинстве исследований они рассматриваются в связи с повышением эффективности учебной деятельности.
Очень интересной и близкой к моему опыту считаю теорию развития познавательных интересов через творческие задания Винокуровой Н. К.. Она считает, что задания необходимо располагать по определённой схеме – от простого к сложному:
Разминка – познавательные задачи, рассчитанные на подготовку ребёнка к выполнению творческих заданий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.Технология опыта.
      Школа не в состоянии вооружить молодого человека всеми достижениями современной науки. Масштаб их грандиозен, а темпы развития научных знаний – велики. Поэтому главная социальная задача современного обучения не только дать широкое образование, но и расположить личность подрастающего человека к самостоятельному стремлению углубляться в область познания, формировать стойкие мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес. Поэтому педагогическим объектом   моего опыта  стал познавательный интерес.
Предмет обобщения опыта : роль творческих заданий в формировании познавательных УУД младших школьников.
Цель обобщения опыта: разработать систему творческих заданий формирующих познавательные УУД учащихся   младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности.
 Задачи обобщения опыта:
1.      Проследить роль творческих заданий при формировании познавательных УУД младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
2.      Определить критерии сформированности познавательных УУД.
3.      Изучить условия развития творческого потенциала младших школьников.
Моя личная концепция:
поиск творческих приемов формирования и совершенствования базовых знаний, умений и навыков и вариативное использование на уроках;
создание условий для развития потенциальных возможностей детей в атмосфере творчества, понимания, поддержки;
активизация и совершенствование основных психических механизмов, лежащих в основе творческого развития младших школьников;
расширение границ познания младших школьников за счет использования творческих методов и приемов обучения.
 Я исхожу из гипотезы, что эффективность формирования познавательных УУД младших школьников в учебной и внеурочной деятельности достигается через использование творческих заданий:
направленных на закрепление материала,
используемых при обучении умениям и навыкам;
направленных на формирование понятий.
 Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений применялись следующие методы:
анализ психолого-педагогической и методической литературы;
наблюдение;
 анкетирование;
 изучение и анализ продуктов творческой деятельности учащихся.
 Что же такое познавательные УУД?
Познавательные УУД – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательных УУД не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Познавательные УУД направлены не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.
Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.
Спросите у любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться. И как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже   желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу.
К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок не стал тяготиться школой, мы должны позаботиться   о пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.
Каковы же пути осуществления этой задачи?
Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса младших школьников:
1.Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.
2. Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.
В процессе обучения учителю приходится иметь дело с тем, чтобы постоянно обучать учащихся множеству умений и навыков. В постоянном усложнении учебного труда, в овладении всё более сложными и более совершенными умениями, позволяющими решать более трудные задачи познания, состоит суть развивающего обучения, неуклонно укрепляющего познавательные силы, интерес и стремления школьника.
3. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса – третье важное условие.
Благополучная атмосфера учения приносит ученику те переживания, о которых Д. И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей. Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором работается скорее, быстрее и продуктивней.
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся – важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения – образовательной, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес. Из него вытекает и четвёртое важное условие, обеспечивающее благотворное влияние на интерес и на личность в целом – благоприятное общение в учебном процессе.
4. Благоприятное общение в учебном процессе. Влияние общения трудно измерить, но можно видеть в реальной действительности. Общение учащихся друг с другом и с учителем создаёт многообразную гамму отношений, влияние которых очень велико.
Стремление к общению с товарищами, с учителем само по себе может быть сильным мотивом учения и в то же время способствовать укреплению познавательного интереса.
Именно благодаря отношениям, которые складываются в учебном процессе и в общении, и может быть создана благоприятная атмосфера учения, формирования познавательных интересов и личности ученика.
Для каждого учителя так же очень важно знать о признаках, по которым можно судить о наличии познавательного интереса у школьников, о том, какие стороны, приёмы   обучения вызывают интерес, какие оставляют его нейтральным, а какие вовсе гасят интерес к учению.
Проявлением интереса учащихся в учебном процессе является их интеллектуальная активность, о которой можно судить по многим действиям. Вопросы ученика, обращённые к учителю, более всего знаменуют познавательный интерес. Вопрос выражает стремление постичь ещё неясное, глубже проникнуть в предмет своего интереса. Равнодушный к учению ученик не задаёт вопросов, его интеллект не тревожат нерешённые вопросы.
Другим показателем интеллектуальной активности являются стремления учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности, в обсуждении поднятых на уроке вопросов, в дополнениях, поправках ответов товарищей, в желании высказать свою точку зрения.
Ещё один очень ценный для интереса показатель – стремление поделиться с товарищами, учителем новой информацией, почёрпнутой из различных источников за пределами обучения.
Таким образом, первый и самый основной параметр показателей познавательного интереса, который может обнаружить учитель без достаточных усилий, - это интеллектуальная активность школьника, в которой как в фокусе собираются все её проявления в познавательном интересе.
Обучение учащихся элементам творческой деятельности возможно тогда, когда содержание учебного материала направлено на формирование понятий, а не сообщение фактической информации, не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов.  Когда материал урока не является принципиально новым, а логически продолжает ранее изученный или знакомый материал, тогда проблемные ситуации, создаваемые на уроке, находятся в «зоне ближайшего развития» познавательных возможностей учащихся, что всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить ее.
            Развитие творческих способностей можно реализовать на уроке тогда, когда ученики по заданию учителя смогут самостоятельно выполнить определённые виды действий. Которые подводят их к усвоению новых знаний. Эти знания затем осмысливаются и применяются на практике при выполнении тренировочных упражнений.
  
Организация действий учеников
Постановка проблемы
Структура метода проблемного изложения
 

Создание проблемной ситуации
                                 
Анализ полученного решения
Разрешение проблемной ситуации
   
      
      
Воспроизведение знаний и способов деятельности
Выполнение логических операций
      
      


Выделять главное
                                         
Анализировать
Сравнивать
                                                                     
                                         
             
            
Рассказ


Уровень познавательной деятельности учащихся
Осмысление учебного материала

                                               
                                                         
                                        
Частично-поисковый
Составление плана
                              


Восприятие информации
понимание

  При сообщении научных знаний я стараюсь добиться, чтобы учащиеся   не только слушали, понимали и умели воспроизводить сообщаемые сведения, но и творчески осваивали получаемые знания. Чтобы у них возникало желание вместе с учителем вдуматься в логику развития и протекания изучаемых явлений, стремление ставить вопросы и каким-то образом решать их. Так, например, происходило знакомство со склонением имён существительных (4 класс). Я предложила детям просклонять в тетрадях существительные: «сосна», «земля», «Юра», «стол», «конь», «окно», «степь». Выделяются окончания.
          - Ребята, какие слова склоняются одинаково, сходно? Как эти 7 имён существительных можно разделить на три группы? Какие существительные отнесли к первой группе (1 скл.)? ко второй группе (2 скл.)? к третьей группе (3 скл.)? обратите внимание на окончание и род имён существительных.
          С помощью учителя делается вывод, какие существительные относятся к 1-ому склонению, ко 2-ому склонению, к 3-ему склонению.
          Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения. Проблемное обучение вызывает к жизни эмоции учеников, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.
На всех этапах познавательной деятельности школьников важное место занимает работа с книгой. В последние годы объём понятия «книга в учебном процессе» заметно расширился. Помимо учебников, сборников упражнений, школа получила в своё распоряжение хрестоматии, различный дидактический материал, тетради с печатной основой, произведения художественной литературы, теснейшим образом связанной с учебными задачами, разнообразная дополнительная литература, словари и справочники, различные виды периодических изданий. Однако их всех перечисленных видов учебных пособий не только важнейшее, но и определяющее значение для структуры познавательной деятельности ученика имеет учебник как основное пособие.
          Среди видов работ, связанных с творческим использованием материалов учебника, я выделяю такие группы:
1) Виды работ частично творческого характера: составить предложение по опорным словам, на заданную тему, разных конструкций, дописать предложения, восстановить текст, составить ответы на вопросы, озаглавить рассказ, составить элементарное описание, провести элементарный анализ композиции текста, сопоставленный анализ художественных и научных текстов и т.д.
          Например, задание: Озаглавьте текст. Спишите, заменяя выделенные слова синонимами.
          В сентябре у нас хорошая погода. Дождливых дней почти не бывает. Весело светит солнце. Золотом горят деревья. Казалось, что они собираются на весёлое торжество и надевают свои наряды. В воздухе ощущается какая-то особая, бодрящая свежесть.
          Слова для справок: ненастные, прекрасный, радостно, праздник, чувствуется.
          Также частично творческий характер носит работа по завершению предложений по догадке:
           Ребята были в лесу. Вдруг слы … : во … ёлочки кто-то шур … . Там ё… ! Напала Жучка на … … . Да не тут … ! Наколола она нос и … .          Или работа по исправлению предложений:
          Илья Муромец собрался с мощью. Ёж смотался в клубок. Я уже ездил на самолёте. Мы готовились встречать пернатых птиц. Речка замёрзла льдом. Меня пробудил мой папа. В рассказе описывается об одном случае.
2) Виды работ с творческой основой: составь устный рассказ на тему, из данных предложений, по картине, рассказ в связи с прочитанным, по впечатлениям или наблюдениям, с использованием языкового материала, развёрнутый рассказ по плану, рассказ о герое, изложение по тексту, сжатый, подробный с элементами описания, с заменой лица, с элементами рассуждения, изложение по началу и концу.Например, работой с творческой основой является выполнение упражнения: восстановить последовательность предложений русской народной сказки «Заячьи следы».
1.Ни покоя ему, ни сытости. 2. У всякого зверя есть своя защита: у медведя – могучие лапы, у волка – крепкие зубы, у быка и барана – рога. 3. От всякого зверя терпит заяц. 4. Научила зайца нужда свои следы путать, крутить – петлять. 5. А у зайца одна защита – длинные ноги да заячьи горькие слёзы.
(2 – 5 – 1 – 3 – 4)
         Творческие упражнения используются на этапе применения учащимися усваиваемых знаний, умений и навыков в разнообразной практической деятельности. Такими видами творческих работ могут быть: сочинение по картинкам, сочинение с грамматическим заданием, с элементами сравнительной характеристики, сочинение – рассуждение, сочинение с элементами описания, подготовить доклад, написать сказку и др.
          Так в 4 классе ученики писали сочинение на тему «Разная осень». Сравнивалась осень ранняя («золотая»), дождливая («мокрая») и поздняя («снежная») осень. Перед написанием сочинений проводилась большая подготовительная работа. Дети наблюдали за изменениями природы осенью, сравнивали описание осени в произведениях разных авторов, характеризовали с помощью прилагательных состояние природы осенью.
           Приведу примеры некоторых работ.
           «Уходит золотая осень. Начинаются дожди. Слякоть. Холодно. Сбросили деревья свой разноцветный наряд. Солнце почти не выглядывает из-за чёрных туч. Но это печальное время осени кончается. Начинает идти первый неприятный мокрый снег. Становится совсем холодно. Вода в реке стала чёрной и у края покрылась тонкой корочкой льда.»            «Золотая осень. Деревья ещё не скинули свой пёстрый наряд. На улице тишина. Красота! Но бывает ещё и другая осень. Дождь, слякоть. Небо становится серым. В такую погоду я читаю или сплю на диване под тёплым одеялом.» (Приложение № 8)
        Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.
В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. (Приложение № 7)
          В процессе учебной деятельности школьника большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей. (Приложения № 1, № 2)
          Составь план ответа, задай вопрос товарищу, проанализируй ответ и оцени его, обобщи сказанное, поищи иной способ решения задачи – эти и многие другие приемы, побуждающие ученика осмыслить свою деятельность, неуклонно ведут к формированию стойкого познавательного интереса и развивают внимание учащихся. 
          В учебный материал включаю содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.
1. Отыскание ходов в обычных и числовых лабиринтах.
2. Пересчет предметов, изображенных неоднократно пересекающимися контурами.
3. Отыскание чисел по таблицам Шульте.
4. Быстрее нарисуй.
5. Найди, кто спрятался.
6. Найди сходство и различие.
7. Прочитай рассыпанные слова.
Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном   действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности, как взрослого   человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем   мире, в обществе. Психологические исследования показали, что одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким.
          В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение.
1. Подбери заплатку к сапожку.
2. Собери разбитый кувшин, вазу, чашки, тарелки.
3. Упражнение «Геометрические фигуры».
4. Таблица с геометрическими фигурами разной формы.
5. Таблица с геометрическими фигурами разного размера.
          Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных наук и искусств. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком.
           У младших школьников более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Но для подготовки детей к обучению в среднем звене необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, мы способствуем развитию их мышления.
1. Запомни двузначные числа.
2. Запомни математические термины.
3. Цепочка слов.
4. Рисуем по памяти узоры.
5. Запомни и воспроизведи рисунки
6. Зрительные и слуховые диктанты
           Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому уже в начальной школе необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только действительности, но и абстрактного мира.
          Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми в свою очередь занимается математическая логика.
1. Задачи на смекалку
2. Задачи шутки
3. Числовые   фигуры
4. Задачи с геометрическим содержанием
5. Логические упражнения со словами
6. Математические игры и фокусы
7. Кроссворды и ребусы
8. Комбинаторные задачи 
Учёные отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесёт желаемого результата. Познавательные задания должны составлять систему, позволяющую формировать и развивать всё многообразие интеллектуальной и творческой деятельности   учащихся и обеспечить переход от репродуктивных, формально – логических, действий к творческим.
Меня очень интересует проблема целенаправленного, управляемого со стороны учителя развития перечисленных выше способностей при помощи специальной системы познавательных задач. Целью обобщения опыта я ставила разработку системы творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся   младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности. Мной разработаны материалы для творческих работ по русскому языку. Данные материалы систематизированы по темам, изучаемых в 3 и  4 классе. (Приложение № 3)
          Необходимо особо отметить, что я не готовлю творческие задания персонально для способных,   и не очень учеников. Задания творческого характера даются всему классу. При их выполнении я оцениваю только успех. Обучение должно быть победным! Особую роль в этом играют одобрительные реплики, стимулирующие работу учащихся и вселяющие в них уверенность в своих силах. Подавляющее большинство учащихся, как правило, стараются работать изо всех сил, используя все свои возможности и способности.
          В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач я использую базовую модель урока, направленного на развитие творческих способностей в системе занятий по различным учебным предметам. Его структура включает в себя четыре этапа.
          Первый этап. Разминка. На этом этапе преобладают репродуктивные задачи, хотя доля репродукции снижается за счёт ограничения времени на ответ, применения «обманных» заданий, чередования вопросов из разных областей знания, что помогает развитию у детей способности быстро переключать внимание с одной деятельности на другую.
          Цель применения познавательных задач во время разминки: способствовать подготовке памяти, актуализация полученных ранее знаний к выполнению творческих заданий, создание благоприятного эмоционального фона и т.д.  
          Второй этап. Развитие психических механизмов как основы развития творческих способностей (развития внимания, памяти, воображения, наблюдательности). На этом этапе следует заниматься работой по формированию рациональных способов запоминания и усовершенствованию на основе специально разработанных репродуктивных и логически-поисковых задач, ввода рациональных приёмов (в том числе и алгоритмов), ориентированных на организацию управляемой (а не путём проб и ошибок) деятельности учащихся.
          Третий этап. Решение частично-поисковых задач разного уровня.
          Иногда говорят, что умение творить – удел немногих и творческая личность является даром богов. По мнению П. Я. Гальперина, озарение, присущее открытиям, - это свёрнутый алгоритм и интеллектуальное творчество проявляется в умении человека в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения. Задачи данного этапа и выражают именно такой подход к проблеме развития творческих способностей.
          Четвёртый этап. Решение творческих задач, которые можно разделить на два типа. Первый – это собственно творческие задания, которые связаны с той или иной учебной дисциплиной. Они требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний. Второй – это задачи повышенной трудности. Они отличаются тем, что одно и то же задание ориентировано на применение заданий из различных школьных дисциплин одновременно, то есть на интеграцию знаний и способов деятельности в целом.          
           Я рекомендую такой порядок работы: в течение, скажем, 45 минут необходимо ответить вначале на 10 – 15 вопросов разминки, затем сделать по 2 – 3 заданий на развитее памяти, внимание, речи и, наконец, выполнить по 2 – 3 задания из частично-поисковых, логических, творческих задач. (Приложение № 4)                                              
 
 
3.Результативность опыта
          Регулярное использование на уроках   специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширило  кругозор   младших школьников, способствовало умственному развитию, повысило качество подготовленности, позволило детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать полученные  знания в повседневной жизни.
Для проверки результативности работы по формированию познавательного интереса учащихся были определены следующие показатели :
 1. Результативность контрольных работ за последние три года.
 

4.Приложения
Приложение № 1
4.1.Дидактические игры по математике во 2 классе
У кого больше фигур?
У каждого ученика на парте лежат небольшие фигуры (круги, треугольники, квадраты).
Назначают пять водящих. По сигналу учителя они расходятся по классу и подходят к любому сидящему за партой. Тот ученик, к кому подошли, говорит пример на табличное умножение или деление. Водящий тихо, чтобы никто не слышал его ответ, называет результат. Если ответ верный, он получает фигуру.
Тот, кто за определённое время наберёт больше фигур, считается победителем. Возможен и обратный вариант игры.
Мальчики - девочки
Учитель берёт одну из карточек, показывает пример классу и переворачивает карточку обратной стороной.
Если карточка красного цвета, то ответ хором называют девочки, если синего – мальчики. Выигрывает тот, кто допустит меньше ошибок.
 Весёлое путешествие
Карточки раскладываются на столе учителя примерами вниз. Класс делится на несколько команд. По сигналу учителя первый ученик из команды берёт одну   из карточек, читает примеры и называет ответы. При затруднении ответ даёт кто-либо из команды. Решив все примеры на карточке, ученик дотрагивается до руки следующего игрока, и тот берёт другую карточку и начинает отвечать.
Взяв последнюю карточку и назвав ответ ученик переворачивает карточку и читает: “Весёлое путешествие окончено”. Он поднимает руку - его команда выполнила задание.
При подведении итогов учитывается не только время, но и количество допущенных ошибок, а также   сколько раз команда оказывала помощь участнику.
 По сугробам!
Выходят двое играющих. Они по очереди поднимают карточки, делают шаг (шагают по сугробам) и называют ответы. Класс следит за играющими. Тот, кто назвал ответ неверно, проваливается в сугроб. «Провалившийся в сугроб» назначает себе замену из других учеников, сидящих в классе.Варианты: можно играть двумя командами; при подведении итогов учитывается быстрота выполнения задания и количество допущенных ошибок.
“Поймай рыбку”,   “Кто больше соберёт грибов?”, “Садовники”
На вырезанных из картона или бумаги рыбках, грибах, яблоках и т.д. на обратной стороне записаны примеры. Ученики подходят к столу, берут карточку и решают записанные на ней примеры. Правильно решил – поймал рыбку, сорвал гриб, яблоко и т.д.
Победителем считается тот, кто больше наберёт предметов, т.е. быстро и правильно решит примеры.
 Выбери примеры
Реши примеры:
  2 : 4 =             6 * 2 =         12 : 4 =          5 * 5 =        
 63 : 9 =           14 : 2 =        9 * 2 =          10 : 2 =   
Выбери среди них примеры, сумма ответов которых равна 10. Запиши эти примеры в тетрадь.
Например:   2 * 4 = 8           10 : 5 = 2        (8 + 2 = 10)
 
Составь слово
На доске записаны примеры:   
  5 * 9 =         6 * 7 =
         7 * 9 =        12 : 4 =    
      49 : 7 =        9 * 3 =     
   5 * 4 =        12 * 2 =     
К доске выходят две команды. По сигналу первый член команды   решает один из примеров и выбирает среди подготовленных карточек ту, которая соответствует ответу решённого им примера. На обороте карточки написана буква. Команда, первая составившая слово, выигрывает.
В данной игре осуществляется межпредметная связь, так как могут быть составлены словарные слова или слово на какое-либо правило.
 Какой ряд первый?
7 * 9 =
56 : 8 =
8 * 9 =
5 * 7 =
27 : 3 = Каждый ряд учеников получает карточку, на которой записано задание – примеры на табличное умножение и деление. Примеров столько, сколько учеников в ряду.
Первые ученики каждого ряда по сигналу учителя начинают работу. Решив один пример, они быстро передают карточку следующему ученику. Ряд, ученики которого быстрее решили все примеры, не сделав ошибок.
 Лыжники
1.                        5 * 7, 7 * 8, 9 * 3, 8 * 9, 3 * 4
2.                        4 * 9, 6 * 8, 7 * 3, 9 * 9, 9 * 2
На доске записаны два ряда примеров для двух вариантов (аналогично и для деления или для смешанных действий). Дети считают и записывают только ответы. На следующем уроке учитель сообщает, кто добрался до финиша, не споткнулся, т.е. правильно решил примеры. Кто споткнулся, того берёт на заметку, потом с ним повторяет решение этих же примеров. Для быстрой проверки можно привлекать консультантов из числа детей.
 Лучший счётчик
На доске записаны примеры справа и слева одинаковое количество.
9 * 9, 3 * 8, 7 * 8, 9 * 4, 4 * 8, 9 * 3, 6 * 7, 7 * 3
По команде учащиеся начинают записывать или выкладывать из разрядных цифр, соответствующие ответы один слева, другой справа. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.
Проводя эту игру, нужно чаще повторять те случаи умножения и деления, которые труднее запоминаются. Учитель фиксирует ошибки, затем записывает их на заранее подготовленных лентах.
 У кого больше примеров?
Учащимся предлагается составить и записать табличные случаи умножения со следующими числами: 35, 48, 81, и т.д. Примеры составляются в тетрадях. Проверка осуществляется следующим образом: один из учеников читает примеры с ответами 35, остальные подчёркивают у себя пример с этим ответом, читают другие примеры и т.д. Выигрывает тот, кто составит больше примеров.
 Не скажу!
Учащиеся считают от 1 до 40 по одному. Вместо чисел, которые, например, делятся на 2, они говорят “Не скажу!”
В игре происходит целенаправленное формирование механизма произвольного переключения внимания.
 Кто скорее и вернее?
Учитель раздаёт на каждый ряд по одному комплекту цифр от 1 до 9 так, что каждому ученику достаётся какая-то одна цифра. Учитель читает примеры вслух (4 * 4, 9 * 2 и т.д.). Учащиеся должны быстро сообразить, сколько получится, выйти к доске, если нужная для ответа цифра у него, и составить число-ответ.
За каждый верно показанный ответ начисляется одно очко, если ряд успел первым показать его. Ряд, набравший большее количество очков, выигрывает.
 Живая математика
У учащихся на груди таблички с цифрами от 0 до 9. Учитель читает примеры. Встаёт ученик, у которого есть цифра-ответ.
Лучше давать примеры на деление, чтобы получались однозначные цифры. В случае двузначного ответа должны встать два ученика.
Проводить игру желательно в конце урока для повышения двигательной активности учащихся. Также можно раздавать по несколько одинаковых цифр, привлекая большее количество детей.
 
Не подведи друга
К доске выходят одновременно два ученика (возможно и четыре). Учитель читает пример, например 6 * 7, и предлагает составить пример на умножение или деление с такими же числами. Первый ученик составляет примеры на деление, второй - на умножение, записывают на доске. Если примеры составлены и решение верно, поощряют ребят.
В этой игре главное акцентировать внимание на способе нахождения частного по известному произведению и обратно – более прочное усвоение связи компонентов действий.
 Таблица для соседа
(работа в паре)
Ученики задают по 5-6 примеров на табличное умножение и деление друг другу. После решения примеров проверяются записанные результаты.
Примеры готовятся заранее на карточках. Выигрывает тот, кто решил примеры быстрее и допустил меньше ошибок.
Делится – не делится
Учитель называет различные числа, а ученики поднимаются руку или хлопают в ладоши, если число делится, например на 3 (или другое) без остатка.
 
 
 
 
 
 Приложение № 2
 4.2. Дидактические игры на уроках русского языка
 Поход в гости.
Дидактическая задача :    Повторить склонения имен существительных.
Игровая задача : Посетить все падежи.    
Им.
Р.
Д.
В.
Т.
П.
Содержание игры :      Учитель представляет учащимся дом, в котором живут падежи. “Вот домик, в котором живут падежи. Своди слово стол (окно, доска) в гости ко всем падежам”
Материалы:     Дом нарисован на картоне либо на куске ватмана следующим образом (схема)
 Сбежавший медведь
Дидактическая задача:   Повторить падежные окончания   имен существительных.
Игровая задача :     Дополнить рассказ, из которого “сбежал” медведь.
Содержание игры :      “Посмотрите на этот рассказ. Видите он с пропусками. Вообще-то это рассказ о медведе, но сам медведь из него сбежал. Пожалуйста, верните слово “медведь” в предложения, заменяя окончания по вопросам”.
Материалы:     “Не каждому охотнику довелось повстречать (кого?) ... . Близко подходить (к кому?) к ... опасно. Я видел (кого?) ... в зоопарке. В лесу можно наблюдать (за кем?) за ... только издали. Лесник рассказал нам много интересного (о ком?) о ...”
 Найди окончание
Дидактическая задача :    Повторить падежные окончания имен существительных.
Игровая задача : Найти окончания некоторых слов в поговорках.
Содержание игры:      “Окончание – очень изменяемая, подвижная часть слова. Она легко может потеряться. Найди потерянные окончания для этих пословиц”.
Материалы:     Карточки
Собирай по ягодк... – найдешь кузовок.
Капля по капл... и камень долбит.
Без букваря и грамматик... не учатся и математик...
и т.д.
 Бал
Дидактическая задача:    Повторить формулирование уточняющих вопросов и падежные окончания.
Игровая задача:     Помоги предложениям попасть на Бал.
Содержание игры :      В королевстве Грамматики сегодня Бал. На него явилось много предложений. Но часовой не пропустит их во дворец до тех пор, пока у каждого существительного из явившихся не будет указано его спряжение. Помоги предложениям попасть на Бал. Какие вопросы задает часовой существительным?
Материалы:     На доске рисуется таблица, половины которой разделены часовым. Предложение разбирается одним учеником, принимаются подсказки из класса.
 
В мае цветет черемуха
Мама подарила сыну книгу
Ласточки возвращаются из Африки
Заяц кормится корой дерева
Сестра приехала к брату
Саша написал письмо
Лисица спряталась за кустом
и т.д. Ч
а
с
о
в
о
йВ (чем?) мае цветет (что?) черемуха.
 
и т.д.
 Урожай
Дидактическая задача :    Повторить склонения существительных.
Игровая задача :     Собрать яблоки.
Содержание игры:      На картонных яблоках пишутся слова разных склонений. Класс разбивается на три команды, каждая из которых отвечает за два склонения. Каждой команде дается корзина. Задание: собрать в корзину яблоки “определенного сорта” (склонений).
Можно усложнить игру, предложив командам текст и пустые шаблоны яблок.
Материалы:    Любой доступный по сложности текст.
 Отрицательная наглядность
(по методике Ш.А.Амонашвили)
Дидактическая задача :    Сформировать умение находить ошибки.
Игровая задача :     Помочь Незнайке.
Содержание игры :      Незнайка написал свою историю так. Исправьте её.
Материалы:   Специально оформленная карточка.
 
        Нашел я во дворе камень. Подержал его на своей ладоне, да и подарил дяди. Дядя о моем камни всем рассказал дал подержать всем на ладонях. Ну а мне его не жаль. Я на речки себе много камнев найду.
 
 Командная игра-цепочка
Дидактическая задача : Дописать подходящие по смыслу существительные в винительном падеже.
Игровая задача :     Сделать цепочку как можно длиннее.
Содержание игры и материалы :    
Слушаю музыку, маму ...
Пишу диктант, письмо, ...
Строят башню, дом, ...
и т.д.
 
 
Предложения – концентраты.
Дидактическая задача : Повторить падежи существительных.
Игровая задача :     Составить осмысленные предложения.
Содержание игры:   Эти предложения почти готовы к употреблению на слух. Но необходимо “приготовить” их: поставить существительные в нужных падежах и, если необходимо, “сдобрить” предлогами.
  Материалы:    
недалеко, горка, ребята, устроили, река.
хорошо, лететь, ледяная, дорожка, санки.
целый, река, слышны, голоса, день, звонкий, ребята.
и т.д.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Приложение № 3
 4.3.Творческие работы по русскому языку ( 3 - 4 классы )
 Тема 1. Повторение пройденного.
 1. Дополните предложения второстепенными членами.
Осенью.
Прошло  __  лето. Наступила  __  осень. Птицы улетели  __ .   __  солнце прячется  __  .  __  идёт  __  дождь.
 2. Используя слова и вопросы составьте рассказ о приключениях медведя. Озаглавьте его.
Чего захотелось медведю?
Что он сделал?
Как медведь доставал мёд?
Кто встревожился?
Что они сделали?
 
Как вёл себя медведь?
Почему медведь не уходил? Мёд
Косолапый, забраться, пасека
Разбить, ульи, разбойник
Пчёлы
Налететь, гость, непрошенный, жалить, стали
Мишка, не уходить, отбиваться
Сладок, медок
 3. Расположите части так, чтобы получился связный рассказ.
Последние грибы.
          Ветер поиграл с липой и подобрался к туче. Брызнула туча дождём. Но вот вырвались яркие лучи. Засверкал мокрые леса и поля.
          Налетел ветер. Липа вздохнула и посыпались миллионы листиков. На тёмных ветках остались только редкие монетки.
Скоро наступит зима.
Рыжие листья засыпали грибы. Я подошёл к любимой поляне. Там я набрал рыжиков, подосиновиков. Это были последние грибы.
(По М. Пришвину)
 4. Используя данные слова, составьте текст.
За ягодами.
          Полянка, земляника, трава, ягоды, кусты, ушки, заяц, опушка леса.
 5. Продолжите текст по данному началу.
Живая палочка.
          Ребята срезали с вишни небольшую веточку. В комнате Таня поставила её в бутылку с водой. Скоро веточка …
 6. Составьте текст о том, что общего у зайца и мыши.
          Заяц и мышь не похожи друг на друга, а носят одинаковое название – грызуны. Что у них общего? …
 Тема 2. Однородные члены предложения. Текст.
 1. Опиши овощи, фрукты цветы: по форме, величине, цвету, запаху, вкусу, весу, плотности.          Дыни выросли большие, продолговатые, …
          Сливы продолговатые, …
          Помидоры …
          Розы …
 2. По вопросам и опорным словам составьте и запишите рассказ.
Как мы ходили в лес за грибами.
Куда вы ходили за грибами?
Какие грибы там растут?
 
Где вы их находили?
Что вам понравилось в лесу? Лес
Рыжики, опята, маслята, грузди, подосиновики
На опушках, полянках, в чаще
 3. Опишите листья дуба и липы, какие они бывают летом и осенью. Используйте опорные слова: продолговатый, узорчатый, красивый, тёмно-зелёный, плотный, почти круглый, с небольшими зубчиками, зелёный, жёлтый, оранжевый, ярко-красный, тёмно-красный. 4. Допишите текст 4 – 5 предложениями, озаглавьте его.
          Нежная молодая зелень покрывает землю. Скоро буйно зацветёт сирень, заалеют тюльпаны. Готовят свой белый наряд вишнёвые сады.
 5. Напишите начало и конец текста. Озаглавьте его.
… Барсук тоже проснулся. Хотя и сладко спалось, а пора из норы выходить – голод вон гонит. Ещё не успел с лесного холма спуститься, а уже принялся в сухой листве жуков и улиток добывать. Кое-где и нежный корешок пятачком поддел….
  Тема 3. Имя существительное. Склонение имён существительных.
1. Используя данные слова и словосочетания составьте текст.
Посадка молодого леса.
          Ранняя осень, тёплый солнечный день, русские берёзки, статные саженцы, осенние листья, оживёт, зазвенит, зашумит. 2. Составьте и запишите рассказ по его началу.
Первый мороз.
          Как-то ночью пришёл первый заморозок. Он надышал холодом на стёкла в доме, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами. …
 3. Прочитайте.
          Животные… Кого ты себе представляешь, как только слышишь это слово? Может быть, своего верного четвероногого друга – собаку или, может быть, маленького котёнка? А может быть, белочку или красавца оленя?
          Напишите рассказ об одном из животных по плану:
1)     Внешний вид.
2)     Где живёт?
3)     Его повадки.
4)     Чем питается, лакомится?
 4. Прочитайте стихотворение В. Жуковского. Какое время года рисует поэт? Какое настроение у лирического героя? Какую пору весны вы любите? Напишите, чем вас радует весна?
Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет.
Тёплый дождь, сверканье вод –
Вас назвавши, что прибавить.
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход.
 5. Напиши мини-сочинение по плану.
Мой друг.
1)     Как зовут твоего друга?
2)     Давно ли ты с ним дружишь?
3)     Что тебе нравится в твоём друге?
4)     В чём ты хотел бы на него походить?
  Тема 4. Правописание имён существительных.
1. Запишите рассказ по его концу, озаглавьте его.
          … Ребята осторожно положили птенца в гнездо. Счастливые и радостные ушли они домой.
 2. Допиши предложения по смыслу.
          Утренняя роса переливалась … . По краям опушки леса толпились … . В осеннем небе потянулись … . Алмазными россыпями лежит … .
 
3. Запишите ответ на вопрос: «Почему осенний лес называют нарядным, а зимний – прозрачным?»  
4. Прочитайте. Составьте и запишите начало и конец рассказа, озаглавьте его.
          … За лето щенок очень вырос. Это был чёрный с белыми пятнами пёсик. Глаза у него блестели, как два ярких уголька. Мы щенка назвали Тобик. Собака очень привыкла к нам. …
 
5. Сочините сказку о подснежнике.
          Жил – был подснежник. …
  
Тема 5. Имя прилагательное. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.
1. Запишите предложения, вставляя вместо пропусков подходящие по смыслу слова.
          Как   __   факел, раскрылся   __   гладиолус. А рядом с ним цветёт   __   , почти   __   . вот ромашка с её   __   цветами. Лепестки   __ , как снег, а серединка -   __ , как солнышко. Но самый красивый цветок – роза.   __   лепестки очень нежные,   __ . Глядя на всю эту красоту, думаешь о   __   времени года – осени.
          Слова для справок: огненный, алый, пион, бордового цвета, жёлтенькая, удивительными, розовые, прекрасном, белые, великолепные. 2. Используя сочетания слов, составьте и запишите текст.
Зимний лес.
          Красив и удивителен, пышная нежная шапка, посеребрили инеем, на белой скатерти, строчкой протянулся след.
 3. Запиши рассказ 3 – 5 предложениями.
Первый день зимы.
          Первый зимний день мы пошли на лесное озеро. С неба падали одинокие снежинки. Вот маленькое озеро. У озера тонкая полоска льда. …
  
Тема 6. Местоимение
1. Редактирование текста. Замените некоторые имена существительные местоимениями.
Лиса.
          Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удаётся. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лисонька уже тут как тут.
 2. Вставьте в текст подходящие по смыслу слова. Избегайте повторов.
          Морж – полярный житель .   __   не боится даже белого медведя. У   __   острые и могучие клыки .   __   совсем безобидный. Клыками выкапывает из ила раковины и съедает их содержимое.
          Слова для справок: он, великан, у него, зверь.
 3. Составьте и запишите рассказ, используя план и опорные слова.
           1) Поездка в лес. ( Отправились, зашли, завернули на вырубку,     шуршат).
           2) Сбор грибов. ( Молоденькие опята, подосиновики, маслята, сыроежки, шляпки, ножки)
          3) Возвращение домой. ( Набрали, дары леса, вернулись)
   Тема 7. Глагол. Изменение глаголов по временам.
1. Замените выделенные слова словами, близкими по значению.
          Зазвенели по скатам ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На поляне раскрылись подснежники. Тихо веет тёплый ветерок. Ласково смотрит весеннее солнце. Как чудесно весной!
 2. Вставьте в текст подходящие по смыслу глаголы.
Сказка про одуванчики.
          (Встало, взошло) весеннее солнышко. Умылось тёплым дождём и пошло (шагать, гулять) по синему небу. (Взмахнуло, встряхнуло) солнышко золотым рукавом. (Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки. На земле (засветились, засверкали, заблестели) маленькие жёлтенькие огоньки – одуванчики.
          (Пряталась, скрывалась, таилась) зима в дремучем лесу. Она ( разозлилась, разгневалась) и (запорошила, закрыла) снегом весёлые огоньки и (ушла, убежала, скрылась) на север.
          Так теперь одуванчики сначала в Жёлтом платье (ходят, гуляют), а потом белую пушистую шубку надевают.
(По Н. Толмачёвой)
 3. Используя   словосочетания, составьте и запишите рассказ, озаглавьте его.
          Звонкая капель, длинные сосульки, у крыльца лужи, показалась земля, тёплые солнечные лучи, весёлое пение птиц.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение № 4
 4.4.Тесты на развитие творческих способностей.
 1.Задания с ограниченным временем на выполнение (разминка).
Какой сегодня день недели?
А что было вчера?
Какое число будет через три дня?
Какая буква в русском алфавите стоит после «Ц»?
Сколько будет 7 * 8?
А 9 * 9?
 Какая последняя буква алфавита?
Название этого месяца заканчивается на «Т».
Какой он по счёту в году?
 
2. Репродуктивные задания и упражнения, ориентированные на развитие психических механизмов.
В шестнадцати клетках каждой таблицы записаны вразнобой числа от 1 до 20. Это означает, что какие-то четыре числа в каждой таблице пропущены. Без помощи ручки или карандаша, только глазами отследите все числа и выпишите недостающие.
1 16 8 13
12 9 19 2
20 4 14 18
7 15 10 5
2 11 3 8
 20 6 14 16
18 17 7 5
10 4 15 13
Таблица 1.                                                   Таблица 2.
 
(В таблице 1 отсутствуют числа 3, 6, 11, 17; в таблице 2 – 1, 9, 12, 19.)
Опыт показал, что такой психологический тест, может быть с успехом применён и как тренировочное упражнение с определёнными дидактическими нагрузками :1)     В первом классе для проверки и закрепления счёта от 1 до 20.
2)     На уроках русского языка с разными дидактическими целями, в том числе и с целями формирования орфографических умений. Например, в таблице пропускаются те числительные, написание которых вызывает у детей затруднение.
Ребята, сегодня я дам вам задание, которое могли бы предложить будущим разведчикам для проверки у них быстроты реакции. Перед вами ряд чисел: 4, 15, 36, 8, 12, 5, 21, 24, 16, 3, 7, 20. Как можно быстрее подчеркните те из них, которые делятся без остатка на 4.
3. Следующий вид репродуктивных заданий – задания с отсроченным вопросом.
Ребята, сейчас мы проверим вашу слуховую память и узнаем, какой у вас характер. Я громко и медленно назову шесть чисел. Ваша задача выслушать меня внимательно и записать эти числа в том же порядке. Начали: 5, 12, 10, 3,8, 2. А теперь послушайте следующий ряд: 3, 21, 15, 48, 6, 10, 11, 16, 4, 5, 19, 9. Назовите лишь два числа данного ряда – самое большое и самое маленькое.
 
4. Задания интегративные.
Запишите цифры, обращая внимание на знаки препинания: 1, 2, 3…4? 5! 6?! 7, 8, 9. А теперь устно сосчитайте их сумму. Как это можно сделать быстро? (1 + 9, 2 + 8, 3 + 7, 4 + 6 и 5 в сумме дают 45). Умножьте полученное число на 2 и прибавьте 10. Сколько у вас получилось? Сто. Какой частью речи является это слово? Просклоняйте его по падежам.
 
5. Частично – поисковые задания.
В какие группы можно объединить следующие слова: шкаф, конфеты, астра, ромашка, пряник, стол, шоколад, тюльпан, диван, роза, варенье?Найдите способ, которым можно нарисовать данную фигуру, не отрывая руки от бумаги и не проводя дважды линии:
Сколько треугольников и четырёхугольников можно найти на этом рисунке?
Разгадайте внешне похожие ребусы: (Ответ: одиночка, разбор, школа, фраза, парад, подвал)
 
1 ОЧКА 1 БОР Ш 1 АФ 1 А2 ДПО 2 Л
 
 
 
 
 
 
 
Приложение № 5
 4.5.Урок математики в 3 классе
 Тема. Закрепление изученного по теме: «Сложение и вычитание многозначных чисел».
 Цель: совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания многозначных чисел, в умении выполнять действия с величинами, закреплять умение решать задачи, развивать логическое мышление, быстроту реакции, речь учащихся, воспитывать ответственное отношение к процессу учения.
 
Ход урока.
1. Организация класса.
 
2. Сообщение целей урока.
Сегодняшний урок мы проведём в форме игры «Слабое звено». В ходе игры проверим, как вы можете считать, решать задачи, а также научимся умножать многозначные числа не однозначные.
          Урок – игра будет состоять из нескольких раундов. По окончании каждого раунда мы определяем «слабое звено» - ученика, выполнение заданий у которого вызвало наибольшее затруднение, и из игры выбывает один ученик, но продолжает выполнять задания урока. «Слабое звено» будете выбирать вы сами, написав его имя на табличке. В конце игры мы определим «сильное звено» класса. Есть ли в классе ребята, которые без «боя» согласны назвать себя «слабым звеном»? Нет! Тогда начинаем игру.
 
3. Первый раунд. Устные упражнения.
          1) Устно решить примеры, записав только ответы:
- уменьшить 40 на 23;
- увеличить 56 на 36;
- найти разность чисел 69 и 50;
- найти сумму чисел 18 и 20,
- одно слагаемое 82, другое на 12 меньше. Чему равно второе слагаемое?
- уменьшаемое 52, вычитаемое 32, найдите разность.
- вычислите сумму чисел, если первое слагаемое равно 15, а второе слагаемее равно первому.
          2) Выполните действия, пользуясь переместительным свойством сложения.
          15 + 18 + 25 + 32
          27 + 16 + 33 + 24
 Подведите итогов 1 раунда. Один игрок выбывает из игры.
 
  4. Второй раунд. Решение примеров в форме игры « Кто быстрее?».
Учебник, страница 29, № 111
Ученик, решивший примеры, поднимается. Ученик, решивший примеры последним – «слабое звено» этого раунда.      
              
5. Третий раунд. Решение задачи.
          Учитывается правильность оформления краткой записи, решения задачи и ответа.
          Учебник, страница 29, задача № 114
 
6. Четвёртый раунд. Геометрический материал.
Начертите прямоугольник, найдите его периметр и площадь, если длина равна 6 см, а ширина на 3 см короче.
 
7. Пятый раунд. Решение примеров с именованными числами.
Выполните вычисления:
358 кг 120 г – 65 кг 237 г          12 км 670 м + 28 км 380 м
26 см 76 м – 9 см 87 м               45 кг 97 г + 25 кг 61 г
 
8. Подведение итогов урока, выставление оценок.
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература
  
1.      Борзова В. А., Борзов А. А. Развитие творческих способностей у детей. Самара, 1994
2.       Винокурова Н . К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. Москва, 1999
3.      Волина В. В. Праздник числа. Москва, 1993
4.       Волина В. В. Занимательная математика для детей. Санкт – Петербург , 1996
5.      Волина В. В. Занимательное азбуковедение. Москва, 1994
6.      Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики // Начальная школа, № 7, 1990; № 7,    1991; № 7, 8, 1992; № 7,   1993
7.      Гордеев Е. В., Дмитрюк М. В. Творческий подход к изучению слов с непроверяемым написанием // Начальная школа, № 3,   1995
8.        Корчемлюк О.М. Задания для развития памяти и внимания на уроках математики // Начальная школа, № 8,   1994
9.      Львов М.Р. Развитие творческой деятельности на уроках русского языка // Начальная школа, № 1, 1993
10.   Моро М.И., Пышкало А.М. Методика преподавания математики в начальных классах.   Москва, 1985
11. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / Под ред. М. С. Соловейчик. Москва, Просвещение, 1993
12.   Сорокин П.И. Занимательные задачи по математике в начальных классах. Москва,   1985
13.   Трегубов Г. В. Развитие творческого мышления на уроках русского языка // Начальная школа, № 6, 1995
14.   Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. Санкт-Петербург, 1997
15.  Шукейло В. А. Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения. Санкт – Петербург, 1999