Конспект урока литературное чтение по теме В.Сутеев Елка (1 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА» ПО ТЕМЕ:
«пРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ С ПОНЯТИЕМ ЖАНРА «ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА» НА ПРОИЗВЕДЕНИИ в. сУТЕЕВА «еЛКА». уМЕНИЕ ОТЛИЧАТЬ ЛИТЕРАТУРНУЮ СКАЗКУ ОТ НАРОДНОЙ СКАЗКИ»
Конспект урока литературного чтения в первом классе по программе «Школа 21 века» по теме: «Продолжение работы с понятием жанра «сказка» на произведении В. Сутеева «Елка». Умение отличать литературные (авторские) сказки от народных.
Цель урока:
На основе прослушанного произведения по известным правилам уметь определять жанр сказки, отличать литературные сказки от народных.
Задачи:
Учить определять тему и жанр прослушанного произведения
Расширить представления детей об авторской сказке.
Учить правильно называть произведение.
Формировать навыки чтения.
Выражать свое отношение к поступкам героев.
Учиться характеризовать героев произведения по их поступкам.
Формировать умения детей работать в малых группах, уметь слушать собеседника, приходить ему на помощь.
Оборудование: игрушки
«Дед Мороз», «Снеговик», «Зайчик», «Белочка», «Сорока», «Волк», «Лиса», «Медведь», «Щенок», елочка; рабочая тетрадь «Литературное чтение», учебник «Литературное чтение», цветные карандаши, мяч, карточки желтого, оранжевого, красного, синего, коричневого, фиолетового и зеленого цвета. Карточки со словами-синонимами к словарной работе.
Ход урока
Организационный момент. 1 мин.
Парты расставлены по две вместе, так чтобы за ними могли дети сидеть в группах по 4 человека. Входя на урок, дети берут на столе учителя перевернутые цветные карточки. Согласно цвету карточки дети рассаживаются в свои группы. (Получается 7 групп)
- Ребята, к нам на урок сегодня пришли не только гости, но и заглянула сказка. Сейчас волшебная пора, приближается Новый год. И в это необычное время случаются волшебства. У нас сегодня все необычно и сказочно. Вы хотите увидеть сказку? Тогда не спугните ее, настройтесь на серьезную работу.
Повторение изученного материала. 10 мин.
Цель.
Какую тему мы изучаем на уроках литературного чтения? (Литературные сказки).
Чем литературные сказки отличаются от народных сказок? (У них есть автор, свой стиль. В народных сказках автор – народ, у них похожие зачин и концовка, есть повторения)
Сегодня мы в конце урока ответим на вопрос: «Какова тема сегодняшнего урока?» «Чему мы научились у героев нового произведения?» познакомимся с литературным произведением В. Сутеева «Елка»
Выставка книг В. Сутеева.
Мы уже читали произведение В. Сутеева. Кто вспомнит, как оно называлось? (Дядя Миша). К какому жанру относится это произведение? (Сказке, литературной сказке, здесь есть волшебства, и есть автор у произведения). Владимир Сутеев много писал о животных и о детях. На выставке книги, которые вы прочитали по желанию и принесли. (Дети называют автора, название произведения и его жанр). Так в классе образовалась выставка из книг Сутеева: «Яблоко», «Дядя Миша», «Елка». На выставке оказались русские народные сказки «Маша и Медведь», «Три медведя» и авторские В.Бианки «Чей нос лучше?», С. Маршак «Кошкин дом».
Ребята, чем похожи и чем различаются книги на выставке? (Здесь все произведения - «Сказки». Но здесь есть авторские сказки, есть и народные сказки. Называют.)
Как мы отличаем авторскую сказку от народной? (У авторской сказки есть автор, писатель-сказочник, который ее написал, сочинил. А народные сказки сочинялись народом и передавались из уст в уста). Как можно расставить книги на выставке? (Здесь дети могут предложить разные варианты: «О животных» поставить на верхнюю полку: Народную сказку «Три медведя», Сутеев «Дядя Миша», Сутеев «Яблоко», В. Бианки «Чей нос лучше», С. Маршак «Кошкин дом». А произведение Сутеева «Елка» и народную сказку «Маша и Медведь» поставить на нижнюю полку, так как здесь не только животные – герои, но есть и дети, Снеговик, Дед Мороз. Можно расставить книги по принципу «Народные сказки» и «Литературные сказки». Обосновывая свой выбор тем, что есть сказки, написанные автором. Такие как Сутеев «Дядя Миша», «Яблоко», «Елка», В. Бианки «Чей нос лучше» и С. Маршак «Кошкин дом». И есть народные сказки: «Маша и Медведь», «Три медведя».
Дети, которые еще не читали, но очень хотели бы познакомиться с героями новых произведений В. Сутеева, В. Маршака, В. Бианки, народных сказкок, могут взять книги на выставке или в библиотеке и прочитать их.
Работа над словарным запасом слов
На доске записаны слова:
Сгребать почта – почтальон – почтовик вдагонку кума хватились взаимовыручка подмога заступились
У меня на доске записаны слова. Я каждой группе раздам карточки со словами. Вы должны с помощью моих слов или с помощью своих слов объяснить смысл написанных слов на доске. (Учитель раздает каждой группе карточки со словами: «собирать в кучу», «человек, который разносит письма, газеты, журналы», «бежать следом, за кем-то», «Крестная мать по отношению к крестному отцу и к родителям крестника; мать ребенка по отношению к крестному отцу и крестной матери. устаревшее Употребляется как обращение к пожилой женщине. устаревшее. Немолодая женщина, находящаяся с кем-либо в приятельских отношениях», «Начать искать, обнаружив исчезновение кого-либо, чего-либо», «Помогать друг другу», «Подоспевшая помощь одного человека другому», «Защитить кого-нибудь обиженного».
Дети прочитав слова, пытаются или сами или с помощью карточек-помощниц найти толкование написанному слову на доске. От каждой группы по одному человеку выходит ученик и напротив написанного слова вставляет карточку, или объясняет свое. Дети из других групп соглашаются, или дают опровержение. Доказывают свое толкование. Составляют предложения с написанными словами на доске.
Физминутка
Новый материал. 10 мин.
Литературное слушание. Чтение произведения учителем.
Послушайте литературное произведение. Определите жанр. Запомните героев произведения, о чем оно, чтобы потом выполнить схему обложки прослушанного произведения.
Вопросы по прочитанному произведению.
О чем произведение? (о животных, чудесах, взаимовыручке) Это тема произведения.
Кто сможет назвать жанр произведения? (Это сказка, так как здесь происходят волшебства, животные разговаривают. Но это литературная сказка, так как у нее есть автор В. Сутеев)
Кому дети написали письмо? (Деду Морозу)
Кого отправили ребята за елкой? (Снеговика). Какой он был?
С кем отправился снеговик за елкой? (Со щенком Бобиком)
Что случилось в пути с нашими героями? (Пропало письмо, снеговик рассыпался, письмо украла лиса с волком, щенок помог зайцу убежать от лисы)
Кто помог Бобику найти Снеговика и слепить его заново? (Зайцы и белки)
Кто вернул письмо? (Сорока)
Кто отвел Снеговика с Бобиком к Деду Морозу? (Мишка)
Как Дед Мороз выполнил просьбу ребят? (Отдал Снеговику свои сани, чтоб тот быстрее домчался до места)
Чему эта сказка вас учит? (всегда приходить на помощь, взаимовыручку, подмогу)
Давайте закончим схему обложки сказки. (В самом верху нужно написать автора сказки. Учитель на заготовленной модели пишет Сутеев В. Внизу – название сказки – «Елка». Так как жанр этого произведения «сказка», то в центре нарисовать круг. Этот круг нужно закрасить в фиолетовый цвет, так как сказка о волшебстве, чудесах)
Физкультминутка.
Дружно помогаем маме, Мы белье полощем сами, Раз, два, три, четыре – Потянулись, наклонились, Хорошо мы потрудились. (3 раза)
Работа в малых группах. 10 мин.
Работа в тетрадях, задание № 2.
Задание читает хорошо читающий ученик: «Прочитать слова. Кто из героев сказки понравился, подчеркни».
Взаимопроверка в группах. Дети меняются тетрадями и спрашивают: «Почему его сосед по парте в группе подчеркнул того или иного героя».
Игра «Хороший и плохой поступок»
Сейчас мы поиграем в игру «Хороший и плохой поступок героя». У героев сказки «Елка» мы будем искать хорошие поступки, которые будем брать в пример и плохие поступки, которым не будем учиться. Давайте попробуем сначала поиграть вместе. Возьмем для начала Деда Мороза и Волка. Найдем у них хорошие и плохие поступки. Как вы понимаете, что такое хороший поступок героя? (на пользу другим людям, себе). А какой поступок вы считаете плохим? (Вредит сам себе, другим людям, обижает, ломает что-то)
Хорошее: Дед Мороз не пожалел своих саней, помог ребятам встретить новый год с елкой. А плохое то, что он сам забыл о ребятах, сам вовремя не привез им елочку. Не будем забывать никогда о своих близких и друзьях. И не будем ничего для них жалеть, если это им очень нужно.
Плохое у Волка: грубо разговаривает с лисой, требует, чтобы она делилась подарком. Не будем такими грубиянами, попрошайками, навязчивыми. Хорошее: не стали больше пакостничать, когда у них с лисой отобрали письмо. Не стали мстить.
Задание группам.
Сейчас я каждой группе на парту положу игрушку – героя из сказки Сутеева. Каждой группе нужно обсудить поступки данного героя и найти у него хороший и плохой поступок. Чему бы вы хотели научиться у этого героя, а каких поступков никогда бы сами не совершали и другим не советовали?
Игра в малых группах.
Каждая группа называет хорошие и плохие поступки доставшейся им игрушки – героя сказки.
Герой сказки
Хорошее
Плохое

1 группа
Снеговик
Готов помочь ребятам достать елку к новому году, он решительный, храбрый, выполнил свое обещание, не подвел друзей, не побоялся трудностей
Волновался, торопился, шел не теми дорогами, рассыпался от этого

2 группа
Щенок Бобик
Помог другу, спугнул лису, чем выручил зайца. Очень переживал, плакал от того, что потерял друга. Не побоялся идти со снеговиком вечером в дремучий лес.
Бросил друга, когда побежал за зайцем, напугал зайца

3 группа
Заяц
Успокоили Бобика, помогли собрать снеговика
Трусишка, побоялся щенка, немного нагрубил щенку, когда он плакал, сказал: «Так тебе и надо»


4 группа
Белки
Помогали зайцам собирать снеговика, лапками похлопывали, хвостиками обмахивали, отвели снеговика с Бобиком к медведю, помогли разбудить медведя.


5 группа
Медведь
Проснулся зимой ради того, чтобы помочь снеговику и щенку, отвел их к Деду Морозу, помогал снеговику, когда он за пень зацеплялся, с горки скатывался, заступились перед Дедом Морозом за снеговика и щенка.
Без письма не хотел вести друзей к Деду Морозу, заревел.

6 группа
Сорока
Помогла вернуть письмо к деду Морозу
Любопытная, полетела за Лисой и волком сначала

7 группа
Лиса
Больше не стала мешать снеговику и щенку, мстить им и пакостничать
Гоняла зайца по лесу, злая, украла письмо, не захотела делиться с волком.

Физминутка

Подведение итогов урока. 4 мин.
Игра в мяч.
Учитель бросает мяч какому-нибудь ученику из какой-нибудь группы. Ученик ловит мяч и отвечает на вопрос учителя. Если ученик не сможет ответить на вопрос, ему помогают ученики из его группы. Или из другой группы.
(На доске нарисован снеговик)
- Какое произведение мы сегодня слушали? (Сутеев В. «Елка»)
К какому жанру оно относится? (к сказке, потому что здесь есть волшебства)
-Почему это произведение относится к жанру литературных сказок? (происходят волшебства, чудеса, но есть автор)
- Чем же литературная сказка отличается от народной?
- Называй ее героев.
- Чему они нас учили?
- Чему хорошему учил Снеговик? Пес? Заяц? Белочки? Сорока? Мишка? Дед Мороз? Волк? Лиса?
- Понравилась сказка? Хочется ее еще раз прочитать?
- Фамилия писателя сказки «Елка»? Какие еще произведения Сутеева мы запомнили?
- Какое у тебя сейчас настроение?
САМОАНАЛИЗ УРОКА
1. Ведущие идеи автора педагогической технологии, их научно-методическое обоснование.
Ведущей идеей автора учебника «Литературное чтение» Л.А. Ефросининой является чтение взрослого 6-7-летнему ребенку. Прежде всего в том, что приоритетной целью таких уроков является обучению восприятию литературного текста. Художественное восприятие – это умение не только слушать произведение, но и услышать то, что хотел сказать автор; это не только умение прослеживать изменения в сюжетной линии, но и возможность увидеть и понять подтекст, взаимоотношения действующих лиц, отношение к ним автора. Для 6-7-летнего школьника, еще не овладевшего навыком чтения, слушание литературных произведений, которые читает ему учитель, является источником развития стойкого интереса к литературе, накопления читательского опыта, развитие речи и воображении.
Поэтому я в своем уроке использовала для четкого восприятия произведения игрушки- героев сказки Сутеева «Елка». Во время кульминационного момента, когда герои идут ночью к Деду Морозу с письмом, начинается снежная буря, я потушила в классе свет, что позволило учащимся еще более заинтересоваться произведением, включить свое воображение, чувства, эмоции.
2. Цели и задачи обучения, воспитания и развития и их психолого-педагогическое обоснование.
Автором в методическом пособии в помощь мне были поставлены следующие цели и задачи:
На основе прослушанного произведения определять жанр сказки по известным детям уже правилам, отличать литературную сказку от народной (после прослушания дети говорили, что этот жанр называется сказкой, так как здесь происходят волшебства, чудеса,. разговаривают животные. Эта сказка литературная (авторская), так как у нее есть автор. Тот, кто написал это произведение. Это В. Сутеев)
Расширить представления детей об авторской и народной сказке (Здесь помогла выставка книг, которые принесли дети и я сама. Это были литературные сказки Сутеева, В. Бианки, С. Маршака. Были здесь и русские народные сказки «Маша и Медведь» и «Три медведя» Многие дети знакомы с этими сказками, сумели отличить литературную сказку от народной. Даже предлагали свой выбор разделения сказок на выставке. Одни дети разделяли сказки по моделям обложки (если сказка о животных, то круг будет закрашиваться в коричневый цвет, а если в сказке присутствуют, кроме животных еще и другие персонажи, то в фиолетовый цвет. Другие дети разделили книги на авторские произведения и литературные.
Учить правильно назвать произведение. Во время работы с выставкой книг учились правильно назвать фамилию, имя автора, название произведения, жанра. Если сказка была народная, то учились называть книгу, учитывая особенность народной сказки. (После прослушанного чтения и оформления модели обложки дети продолжали учиться правильно называть произведение, представлять книгу: вверху записывали автора, внизу – название произведения ли книги с выставки, и в центре карточки рисовали нужную геометрическую фигуру. Если это стихотворение – треугольник. Сказка – круг, рассказ – прямоугольник, пословица – полоска. Загадка – треугольник с вопросом внутри фигуры, басня- перевернутый треугольник. Закрашивание фигуры в нужные цвет зависит от знания и понимания детьми темы прочитанного произведения. О родине – красный цвет, о животных – коричневый, о детях – желтый. О природе – зеленый. . о волшебствах и чудесах – фиолетовый.
Формировать навыки чтения. Дети читали слова, написанные учителем на доске. И карточки со словами и выражениями, карточки с предложениями. Которые поясняли написанные слова на доске во время словарной работы. Во время организации выставки хорошо читающие дети зачитывали смешные моменты произведения. Понравившиеся им предложения. К каждому слову на доске нужно было выбрать пояснение, объяснить смысл. Выбрать нужную карточку. А так как дети работали в группах, то каждая группа старалась быть первой, успешной. И поэтому дети с азартом выполняли словарную работу. Ну и интерес к книге на выставке, тоже позволил ребенку взять на перемене или домой произведение, чтобы прочитать его, что также формирует навыки чтения. Слушание чтения учителем, как образца правильного, грамотного чтения. Также формирует у детей интерес к чтению самостоятельно. А это тоже есть формирование навыков чтения. Работа в тетрадях тоже формировала правильное чтение, иначе бы ученики не смогли выполнить задание: подчеркнуть понравившегося им героя сказки. А так как после работы была еще и взаимопроверка, то ученику дважды приходилось выполнить это задание, сначала у себя, потом прочитать и проверить задание соседа по парте.
Выражать свое отношение к поступкам героев. Это позволило задание в тетради, когда дети подчеркивали понравившихся им героев. Эту работу они также проделали в группе. И каждый мог объяснить, почему именно этого героя он подчеркнул.
Называть положительные и отрицательные поступки героев. В этом мне помогла игра в группе. Каждой группе в конце урока была дана игрушка, один из героев сказки. Дети в группе по 4 человека пытались охарактеризовать поступок героя как положительный, так и отрицательный.
Формировать умения детей работать в малых группах, уметь слушать собеседника, приходить ему на помощь. Дети в 1 классе еще только учатся работать в группе. Поэтому мне приходилось пред тем как дать задание, еще раз объяснить, как работают в группе, что нужно выслушивать до конца своего товарища. Высказываться по очереди, только потом дополнять его, или высказывать свою точку зрения, не кричать, не спорить. Так как работа в группах должна сплачивать свой маленький коллектив, показать достойное поведение перед другими группами, но также нельзя злорадствовать и радоваться неуспехам других учеников. других групп, нужно уметь помочь им, прийти на помощь, как герои произведения пришли на помощь ребятам во дворе.
3. Особенности отбора материала, его преобразования и предъявления.
Специально это произведение я не отбирала, оно шло у нас согласно программе. Но очень удачно вписалось по времени его изучения. Это были последние дни декабря, приближался Новый год, и класс был украшен к Новогоднему утреннику, к которому мы готовились во внеурочное время, в классе была елка. Что особо помогла восприятию произведения. Так как ведущей деятельностью первоклассников остается еще игра. Поэтому. Чтобы дети с большим интересом слушали произведение, я приготовила игрушки, которые демонстрировали героев сказки. По глазам детей было видно, что они видят и воспринимают их живыми , настоящими, очень переживали во время слушания. Ну а когда каждой группе досталась игрушка. дети бережно брали в руки, гладили. Разговаривали с игрушкой. Говорили ей слова благодарности.
4. Средства обучения. это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
На уроке использовала я печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, игрушки, карточки со словами, карточки для определения своего места в группе, карточки для оформления модели обложки произведения, мяч)
Общая дидактическая роль средств обучения
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты цели, содержание, формы, методы.
Принципы использования средств обучения
учет возрастных и психологических особенностей обучающихся
гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребенка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях
учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.)
сотворчество педагога и обучающегося
приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
5. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся:
- способы мотивации, Мотивация – это, прежде всего результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности. Формирование мотивации – это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы. Особую роль в формировании мотивации играет новизна получаемой информации.
Наличие элементов поисковой деятельности, познавательных мотивов и эмоциональное состояние учащихся обеспечивают им выход из учебной деятельности в самообразовательную и творческую. В классе дети были рассажены в группе, что уже создавало интерес к изучению: «я не один. Мы вместе». Сказочная новогодняя атмосфера, игрушки-герои сказок, игра в мяч, словарная работа. работа в тетрадях, все это способы мотивации на данном уроке.
- способы организации учебно-познавательной деятельности, 1. Под организацией учебно-познавательной деятельности следует понимать специальную упорядоченность учебно-познавательных действий учащихся и учителя, которая отвечает целям, мотивам и задачам обучения и протекает в определенном режиме.
2. Целесообразная организация учебно-познавательной деятельности способствует обеспечению успешного формирования системы знаний и овладению опытом репродуктивной, частично-поисковой и творческой деятельности.
3. Основными компонентами, отражающими организацию учебно-познавательной деятельности являются мотивационно-целевой, содержательно-операционный и оценочно-контрольный.
6. Система измерения результатов обучения.
Мне помог мяч. Задавая вопрос ученику, я бросала ему мяч. Если данный ученик отвечал не верно, или не совсем точно на поставленный вопрос, ему на помощь приходили ребята из его группы или даже из другой.. Самостоятельно выполненная словарная работа. позволила мне определить результат оъяснения значений слов и выражений. Выполнение модели-обложки к произведению, краткий рассказ о произведении,. о поступках героев, характеристика героев дает возможность мне измерить результат освоения той или иной темы. В рабочих тетрадях по литературному чтению в УМК «Начальная школа 21 века» есть обобщающий контроль по изученной теме. Называется он «Проверь себя». Здесь несколько заданий. Которые также помогают мне измерить результаты усвоения большой, обобщающей темы.









13PAGE 15


13PAGE 14915









В. Сутеев

ЁЛКА




Заголовок 1 Заголовок 215