доклад на тему: здоровьесбережение на уроках технологии


Здоровьесбережение на уроках технологии
В наше время многие ученики приходят в школу уже с хроническими заболеваниями и отклонениями в физическом развитии (нарушения зрения, осанки, заболевания органов пищеварения), поэтому здоровьесбережение в учебном процессе просто необходимо.
Для подтверждения результатов работы по сохранности и укрепления здоровья учащихся я начну с самых важных и в тоже время с самых простых аспектов здоровье сбережения, которые я соблюдаю и применяю в образовательном процессе!
Создание благоприятного психологического климата в образовательном процессе. Уроки я веду в доброжелательном тоне , создаю «ситуацию успеха», обеспечивая профилактику «школьных неврозов» . Стараюсь не забывать на уроке о эмоционально-смысловых разрядках: улыбках, уместных остроумных шутках, использования юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток. Кроме того, я считаю, задержка учащихся в классе после звонка на перемену недопустима. Урок завершаю спокойно и благодарю учеников за работу.
Создание благоприятного гигиенического и психофизического комфорта в образовательном процессе. Хроническое утомление — это один из главных факторов истощения ресурсов здоровья школьников, поэтому психофизический комфорт учеников на уроке — это важнейшее условие предупреждения их утомления. 
При подготовке конспектов и при проведении уроков я обращаю внимание на создание условий способствующих сохранению здоровья учащихся:
Гигиенические условия в кабинете, наличие уголка здоровья (температурный режим, проветривание, чистота, грамотное оформление кабинета: уголок здоровья, правила безопасной работы в кабинете технологии).
Число видов учебной деятельности и частота их чередования (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, практические занятия, игровые, соревновательные моменты. Лучший вид отдыха – смена деятельности). Норма 4-7 видов за урок по — 7-10 минут.
Число и чередование использованных видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма — не менее трех за урок, не позже чем через 10-15 минут. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся (методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) ).
Длительность применения технических средств обучения в соот-ветствии с гигиеническими нормами. Норма 8-10 мин.
Физкультминутки и музыкальные-паузы и динамические паузы, производственная гимнастика- норма— на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого (движение, физические упражнения, физкультминутки и подвижные перемены, эмоциональные разрядки и «минутки покоя», самомассаж, при первых симптомах усталости глаз, я рекомендую отводить взгляд вдаль на несколько секунд, тем самым формирую устойчивые привычки, которая в дальнейшем помогут сберечь: остроту зрения, осанку и т.п.)
Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со с сохранением иммунитета ,здоровьем и здоровым образом жизни – профилактика простудных заболеваний, демонстрация примеров, выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения; витаминизация пищевого рациона; оздоровительные тренинги для учащихся.
И если обобщить мой опыт по данному критерию, то для сохранения и укрепления здоровья учащихся в системе и комплексно я соблюдаю следующее:
Проведение занятий на свежем воздухе ( способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления).
Проведение уроков и занятий по теме здоровьясбережения.
Постоянное внимание к профилактике скалиоза: посадка учеников, проведение упражнений.
Гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашнего задания
Освоение активных форм и методов школьников, использование моментов урока сберегающих здоровье учащихся .
Обеспечение интереса к своему предмету и уроку
Обязательное проведение на каждом уроке физкультминуток
Системное чередование нагрузок и отдыха.
Оздоровительные тренинги для учащихся.
Выполнение санитарно- гигиенических требований, регламентированных СанПиНами.
Соблюдение личной и общественной гигиены (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.)
Проветривание и влажная уборка помещений;
Соблюдение общего режима дня.
Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах.
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Формирование ответственности у учащихся за своё здоровье окружающих людей.
Настойчивое приучение учащихся к применению своих знаний по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике.
Ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления учащегося
Знания ученик должен получать без ущерба для здоровья! Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их повторяемости. Тематические уроки также способствуют получению знаний и умений учащихся по здоровьесбережению. Темы уроков приведены в таблице . Таблица
Класс Раздел Тема урока
5 класс Материаловедение
Гигиена девушки
Кулинария Натуральные волокна и ткани.
Уход за кожей, волосами, ногтями.
Физиология питания. Рациональное питание.
Овощи. Блюда из овощей.
Заготовка продуктов на зиму.
6 класс Кулинария
Гигиена и здоровье.
Культура дома. Виды и правильное использование тепловой обработки продуктов питания.
Заготовка продуктов. Физиология питания. Первая помощь при пищевых отравлениях.
Уход за волосами.
Уход за обувью и одеждой.
Требования к интерьеру.
7 класс Материаловедение .
Кулинария
Гигиена девушки.
Культура дома. Искусственные волокна и ткани.
Физиология питания. Кисло-молочные продукты и блюда из них.
Блюда из фруктов и ягод.
Блюда из мяса.
Повседневная и праздничная косметика. Макияж.
Гигиена девушки.
Комнатные растения в интерьере дома.
8 класс Кулинария Питание в школе.
Сохранение полезных свойств в продуктах блюд национальной кухни.
Консервирование и маринование продуктов.
Знакомство с профессиями.
Таким образом, я реализую здоровьесбережение в учебном процессе, это подтверждает анкетирование учащихся. Учащиеся отвечают, что они правильно питаются и ведут здоровый образ жизни благодаря и влиянию учителя.
Здоровьесберегающая среда – это пространство, окружающее учащихся во время их пребывания в школе: экологическое, эмоционально –поведенческое, воспитательное. Здоровье сбережение объединяет в себе все направления деятельности учителя по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся: спортивно- оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии, через работу с семьёй с целью пропаганды здорового образа жизни, в системе организационно- теоретических и практических занятий в лекториях.
В школе ежедневно ребята занимаются теннисом, играют, танцуют. Проводится профилактика простудных заболеваний. Благодаря комплексному подходу к здоровьесбережению школьников и я вношу свою лепту в формирование и укрепления здоровья учащихся, осуществляя индивидуально- дифференцированный, массовый подходы в оздоровительно- развивающей работе с учащимися в урочное и во внеурочное время.
Правильно организуя и используя разнообразные формы здоровьясбережения в образовательном процессе, я способствую сохранению и укреплению здоровья ребёнка.
Для сохранения и укрепления здоровья учащихся в системе и комплексно я соблюдаю следующее:
Проведение занятий на свежем воздухе ( способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления).
Проведение уроков и занятий по теме здоровьясбережения.
Постоянное внимание к профилактике скалиоза: посадка учеников, проведение упражнений.
Гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашнего задания
Освоение активных форм и методов школьников, использование моментов урока сберегающих здоровье учащихся .
Обеспечение интереса к своему предмету и уроку
Обязательное проведение на каждом уроке физкультминуток
Системное чередование нагрузок и отдыха.
Оздоровительные тренинги для учащихся.
Выполнение санитарно- гигиенических требований, регламентированных СанПиНами.
Соблюдение личной и общественной гигиены (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.)
Проветривание и влажная уборка помещений;
Соблюдение общего режима дня.
Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах.
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Формирование ответственности у учащихся за своё здоровье окружающих людей.
Настойчивое приучение учащихся к применению своих знаний по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике.
Ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления учащегося