Семинар — практикум Пальчиковая и дыхательная гимнастика как средство здоровьесбережение ребенка


Практикум - семинар для родителей:
Пальчиковая и дыхательная гимнастика как средство здоровьесбережение ребенка
Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости. Так гласит народная мудрость.
Различные консультации и рекомендации для родителей конечно нужны и необходимы, но в такой форме мы даем только теоретические знания. И не все родители могут использовать полученную информацию, поэтому я применила такую форму, как семинар – практикум.
Тема семинара: пальчиковая и дыхательная гимнастика как средство здоровьесбережение ребенка
Цель семинара – практикума является повышение компетентности родителей в вопросе применения пальчиковой и дыхательной гимнастики с целью профилактики и укрепления здоровья у детей дошкольного возраста.
В первой части семинара – практикума родителям была представлена информация:
  В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
     Детский сад и семья – две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка. У современных родителей необходимо формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своего ребенка. Современные мамы и папы должны выступать не в качестве пассивных “зрителей” образовательного процесса детей в вопросах сохранения и укрепления здоровья, а в качестве активных соучастников.
Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
-медико-профuлактические;
-физкультурно-оздоровительные;
-технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
-здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
-валеологического просвещения родителей.
Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.  
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании –технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др. 
Технологии социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.  
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Технологии валеологического просвещения родителей – это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня:
Утренняя гимнастика:
- дыхательная гимнастика; - пальчиковая гимнастика; - общеразвивающие упражнения; - танцевальные упражнения; - использование элементов упражнений из различных оздоровительных систем: аэробика, шейпинг и др.
Физкультминутки на занятиях:
- дыхательные упражнения; - пальчиковая гимнастика.
Утренняя прогулка:
- дыхательная гимнастика, включающая мышечные упражнения; - оздоровительная ходьба, бег.
Перед сном:
- релаксация, саморегуляция.
После сна:
- гимнастика пробуждения; - дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика; - ходьба с использованием нестандартного физкультурного оборудования (предупреждение плоскостопия, исправление (профилактика) осанки, сколиоза).
Закаливающее дыхание. Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использовано и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.
Массаж рук. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Массаж ушей. Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день
    От того, насколько здоровы наши дети, зависит будущее современного общества. Именно в детстве закладывается и фундамент здоровья ребенка, происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Полученную информацию родители закрепили на практике. Совместно с детьми мы показали нашим родителям какую пальчиковую гимнастику мы проводим в режимных моментах и какая дыхательная гимнастика полезна для укрепления здоровья, что очень актуально для нашей группы. Родители с удовольствием выполняли вместе с нами все упражнения: «Зима», «Снеговик», «Шофер» эти упражнения направлены на развитие крупной моторики движения рук. Упражнения «Семья», «Разбери зернышки» направлены на развитие мелкой моторики пальцев рук. «Птички прилетели», «Футбол», «Пузыри», «Перышки – пушинки» дыхательные упражнения, которые целенаправленно воздействуют на дыхательную систему, увеличивая ее функциональные резервы. Посредством воздействия на дыхательную систему происходят изменения в функциональных системах и различных органах, способствующих оздоровлению и повышению устойчивости организма человека к различным заболеваниям. Систематическое проведение дыхательной гимнастики помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также является неотъемлемой частью работы по формированию у дошкольников здорового образа жизни.
На семинаре – практикуме родители были не только слушателями, но сами делились своим опытом.
Родителям были предложены памятки по семинару – практикуму.
Перед семинаром – практикумом родителям была предложена анкета с целью, выявить отношение родителей к проблеме здоровья своего ребенка. Из восьми опрошенных: 0,16% родителей ответили, что болели часто и 0,48 % родителей болели редко; 0,08 % родители считают, что ребенок болеет редко и 0,56 % родителей, что дети болеют часто по мнению родителе; 0,56 % родителей следят за здоровьем ребенка путем вакцинации; 0,16 % родителей закаливают и 0,08 % родителей не определись, что они делают; 0,4% родителей считают, что лечение и лекарственная поддержка организма ребенка эффективна чтобы ребенок не болел и 0,24 % родителей – проводят закаливающие процедуры и 1 0,08 % родителей – гуляют с ребенком на улице. Все родители считают одной из составляющей здорового образа жизни занятие спортом и только 0,32 % родителей занимаются спортом при этом утренней гимнастики находят время только 1 родитель, 0,16% родителей иногда выполняют и проводят закаливающие процедуры.
Проанализировав анкеты, пришла к выводу, что семинары – практикумы наиболее эффективный вид работы с родителями. Так как они теоретически и практически направлены на повышение педагогической компетентности родителей в развитии ребенка.