Здоровьесбережение на уроках ОБЖ


ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНЬЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОБЖ
Ни один из школьных предметов не связан так близко и так тесно со здоровьесбережением школьников, как основы безопасности жизнедеятельности. Анализируя материалы Интернет-сети по данной теме хотелось бы сразу же отметить, что большинство из статей признает, что современная российская школа, к сожалению, не обеспечивает всех необходимых условий, которые позволили бы ей стать местом формирования здоровья школьников. У детей формируются не все умения и навыки здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья. Кроме того, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также отсутствие самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными обитателями и явлениями, а также техникой ученика подстерегает множество опасностей. Подтверждением этому служат печальные и трагические факты травмирования детей в быту, на природе, на дорогах, при общении со сверстниками.
Применительно к детям необходимо постоянно иметь в ввиду, что не всегда сам ребенок может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от семьи и школы. От того, как организована жизнедеятельность ребенка во многом будет зависеть и его поведение. Это говорит о необходимости усиления систематического и планомерного, обучения ребёнка умению безопасно жить, учиться, отдыхать, играть, трудиться. Здоровый образ жизни – это поведение, стиль, способствующий укреплению, сохранению, и восстановлению здоровья. Я считаю, что важную роль в этом процессе играет учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Ведь главные цели и задачи курса это:
Осознание ценности жизни каждого человека как уникального и неповторимого явления и стремление сохранить её в опасных ситуациях;
Формирование понимания зависимости своей жизни от поведения и здорового образа жизни;
Развитие умений и навыков, направленных на сохранение жизни, укрепление индивидуального здоровья, привычек здорового образа жизни.
Понятно, что проблемы по сохранению здоровья учащихся, выработки устойчивой мотивации на здоровый образ жизни - были, есть и будут актуальными для  каждого ученика. Идея формирования здорового образа жизни находит своё отражение  на уроках ОБЖ. Несколько тем, связанных со здоровьесбережением были выбраны десятиклассниками в качестве интегрированных учебных проектов по ОБЖ и биологии в этом учебном году.
Следует также отметить, что предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в лицее изучается не в полной мере, а лишь обязательные курсы этого предмета - 8, 10, 11 классы. У детей не формируется общая картина безопасности на дорогах и в городе (5 класс), выживания в природных условиях (6-7 классы). А это очень интересные курсы, формирующие безопасное мировоззрение у детей. Что касается курсов ОБЖ в 10-11 классах, то 1/3 программы в 10 классе и ½ программы в 11 классе, за исключением начальной военной подготовки и правил дорожного движения отведено под основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Основной формой организации учебного процесса является урок. Именно от урока в наибольшей степени зависит, будет ли обучение здоровьесберегающим или здоровьеразрушающим. Лицей несколько лет назад получил отличное оборудование по основам медицинских знаний, для обучения детей оказания первой доврачебной помощи: металлические лестничные шины ручные и ножные, жгуты, бинты, аптечки индивидуальные АИ-2, сумка санинструктора, носилки, и многое другое. Пожалуй, самое главное приобретение кабинета ОБЖ – манекен-тренажер сердечно-легочной и мозговой реанимации «Александр» для оказания реанимационных мероприятий – непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. На основе полученного оборудования были проведены открытые уроки, городские и районные обучающие семинары для преподавателей-организаторов ОБЖ. В качестве рекомендаций хотелось бы отметить необходимость проведения таких обучающих семинаров и для преподавателей нашего лицея.
В заключение доклада хотелось бы отметить и положительный опыт учащихся лицея в полевых лагерях «Будущее России», организуемых МЧС России, где дети, полученные знания на уроках, дополняют комплексом практических занятий под руководством специалистов-врачей. По итогам которого каждым были получены сертификаты и свидетельства замминистра здравоохранения РФ о прохождении курса «Оказания первой помощи при чрезвычайных ситуациях».