Тема: «Вязание крючком. Инструменты и материалы. Основные виды петель» 7 класс

ОУ Жемковская основная общеобразовательная школа











7 класс

Подготовила и провела:
Учитель технологии
Борисенко Анна Васильевна




с. Жемковка, 2015 г
Тема: «Вязание крючком. Инструменты и материалы. Основные виды петель»
Цель урока: 
Обучающие:
Дать представление о различных видах декоративно- прикладного творчества;
Способствовать углублению знаний по вязанию крючком, усвоению приемов вязания;
Научить вязать цепочку из воздушных петель, полустолбик, столбик.
Развивающие:
Способствовать формированию познавательного интереса к декоративно-прикладному творчеству;
Формировать добросовестное отношение к труду, дисциплинированность в работе, аккуратность.
Воспитывающие:
Формировать интерес к декоративно-прикладному искусству;
рассказать об истории возникновения вязания, его значении в современной жизни;
Тип урока: 
Комбинированный урок.
Используемые учебники и учебные пособия: 
Учебник Технология под редакцией В.Д. Симоненко 7 класс
Используемое оборудование: 
выставка с образцами изделий, связанных крючком, книги и журналы по вязанию, школьные принадлежности, пряжа различных видов, крючки, ножницы, компьютер, мультимедийный проектор.
Используемые ЦОР: 
мультимедийная презентация "Виды рукоделия"
Краткое описание: 
Обучение вязанию крючком
План урока

Организационнный момент
проверка присутствующих
Проверка готовности учащихся
Сообщение познавательных сведений
Сообщение о различных видах ДПИ
Сообщения учащихся
История вязания
Сведения о нитках
Сведения о крючках
Инструктаж по технике безопасности
правила безопасной работы инструментами
Санитарно-гигиенические требования при вязании
Физминутка
Практическая работа
Вводный инструктаж
Положение крючка в руке
Воздушная петля
Цепочка воздушных петель
Полустолбик
Столбик без накида
Столбик с накидом
Столбик с двумя накидами
Самостоятельная работа учащихся
Текущий инструктаж
Заключительный инструктаж
Закрепление пройденного материала
Домашнее задание
Подведение итогов урока




Ход урока
I. Организационный момент.
-   проверка присутствующих;
- проверка готовности учащихся к уроку, наличие необходимых материалов и принадлежностей.
II. Сообщение познавательных сведений.
1.    Сообщение  о различных видах декоративно-прикладного искусства.
Сегодня наше занятие мы начнем с разговора о декоративно-прикладном творчестве, которое является традиционным в любой стране мира. В каждой стране - свои особенности,  своя культура, но человечество на протяжении многих веков собирало по крупинкам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению.
Как известно все начинается с детства. Наверное, все дети брали в руки кисточки и карандаши, создавая «шедевры» на бумаге; кто-то с интересом и любопытством пытался вязать или вышивать цветы, некоторые делали замечательные игрушки. Предметы, сделанные волшебными руками человека, окружают нас постоянно. Они влияют на наше подсознание, формируют наши чувства и эмоции, манеру поведения и общения.
Раньше много времени отводили рукоделию. Женщина за прялкой или работающая иглой, спицами всегда была олицетворением  домашнего тепла и уюта, того творческого начала, которое преображало и  одухотворяло быт.

Вопрос учащимся:
Какие виды рукоделия вам известны?
Какой вид рукоделия вы пробовали выполнять?

А теперь давайте поговорим о некоторых видах женского рукоделия, а именно об истории их возникновения.

III. Сообщения учащихся.
Сопровождение рассказа показом слайдов.
Самыми распространенными и, пожалуй, популярными в любой стране считаются:
Вышивка.  История вышивки уходит своими корнями в глубокую древность. В узорах народной вышивки сохранились следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу. Они искренне верили, что помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, женской фигуры как символов  жизненной силы, счастья, плодородия,  они «принимают» в свой дом мир и благополучие.
Занятия вышивкой никогда не требовали сложного оборудования и больших материальных затрат. Игла, нитки, холст, пяльцы – вот и все, что требовалось при изготовлении чудесных изделий для украшения  своего жилища  и одежды.

Макраме.  Примитивное плетение знали еще первобытные охотники и рыболовы.  Связывая узлами растительные волокна, травки, полоски  кожи, шерсть и волосы, они изготавливали одежду, сети и охотничьи сумки. Умение вязать узлы ценилось очень высоко, считалось родовым  достоянием.
Искусство декоративного плетения особенно было распространено на Востоке, а затем оно покорило и Западную Европу. Появились тончайшие узелковые кружева и бахрома, плетеные скатерти, ковры, абажуры и шторы. Узлы, кроме практического применения и декоративного  назначения, когда-то играли и другую роль в истории человечества: их применяли для счета, использовали в узелковой грамоте. Некоторые народы приписывали узлам магическую силу: пытались с их помощью лечиться, а также отпугивать злых духов.

Пэчворк  (лоскутная мозаика).  Относится к разновидностям народного творчества. Искусство это зародилось в незапамятные времена, когда древние люди использовали для защиты от холода шкуры крупных животных. Однако шкуры эти были очень тяжелы, неудобны. Тогда люди стали искать другой способ – соединяли шкурки мелких зверей, которых всегда было в достаточном количестве. У этого способа оказалось огромное преимущество – шкурки были более легкие, поэтому не стесняли движений.
Со временем большую популярность приобрели изделия из лоскутков, особым способом собранные в рисунки. У разных народов мира можно до сих пор встретить изделия, которые представляют собой настоящие произведения искусства. Конечно, эти изделия недолговечны, но популярность пэчворка в Европе, Америке, России, да и других странах огромна.
Современная лоскутная мозаика охватила огромное множество изделий; в этой технике выполняются предметы домашнего обихода (особенно одеяла), одежда, головные уборы, сувениры, игрушки
Следует отметить, что заниматься пэчворком стоит не спеша. Здесь требуются большое терпение, аккуратность, точность и трудолюбие.
 
 
Вязание.
 Учитель. Вязание является традиционным видом женского рукоделия в любой стране мира, и об этом весь наш следующий разговор. 
Дата рождения вязания теряется в глубинах истории. Сейчас ученые стараются доказать, что еще задолго до начала нашей эры люди уже владели техникой вязания. И вязали сначала,  без каких либо специальных приспособлений, а просто на пальцах.
Вспомним легенды Древней Греции.
Афина Паллада, как известно, была одной из наиболее почитаемых богинь. Она давала людям мудрость и знания, учила их искусствам и ремеслам. Девушки Древней Греции почитали Афину за то, что она учила их рукоделию. Среди мастериц, ткавших прозрачные, как воздух, ткани, славилась Арахна. Возгордилась Арахна своим искусством и решила вызвать на состязание саму богиню Афину. Под видом седой, сгорбленной старухи предстала перед Арахной богиня и предостерегла гордячку – нельзя быть выше богов. Не прислушалась  Арахна  старуху. Соткала она полотно, но боги не признали ее победы. Несчастная Арахна не перенесла позора, решила покончить с собой. Афина спасла девушку, но превратила ее в паука. И с тех пор паук-Арахна вечно ткет свою паутину.
И в реальной жизни люди не раз пытались использовать паутину в качестве пряжи. В древнем Китае из паутинного шелка шили платья. Ткань из паутины ткали жители Парагвая. Король Франции Людовик 14 получил от парламента г. Монпелье сувенир – чулки и перчатки, связанные из шелка паука. В 1709 г.  французский натуралист Бон де Сент Илер написал диссертацию  «О пользе паучьего шелка», в которой детально описал основы получения ткани из паутины. Паутина была признана сырьем, пригодным для производства шелка, но промышленное производство ткани из паутины организовать не удалось.
Обратимся к археологическим исследованиям. Пока самая древняя вязаная вещь – декоративный вязаный пояс с птицей колибри – найдена в Перу и относится к началу 3 в. н. э. сложность рисунка, тонкость исполнения и расцветки свидетельствуют о высокой технике вязания. Оригинал является экспонатом Текстильной галереи Института Искусств в Детройте.
В 13 в. вязание распространилось в Италии как вид домашней работы. Позднее оно проникло во Францию, Англию, Шотландию, Россию. В 16 в. вязание уже известно во всех странах  Европы. Вязаные вещи, особенно чулки, стали, очень популярными (главным образом при королевских дворах и среди знати). Первым среди носивших вязаные чулки был Генрих 4, английский король (1366-1413 гг.)
Интересно, что вязание было вначале исключительно мужским ремеслом и мужчины боролись с женской конкуренцией даже специальными договорами. Так, пражские чулочники в 1612 г. постановили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины. Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься, прежде всего, женщины.
И они стали великолепными, изобретательными вязальщицами!
Перелом в вязании произошел с появлением вязального станка (1589 г.), изобретенного английским священником Вильямом Ли. Это изобретение довольно быстро переняли во Франции. На его принципе были сконструированы почти все позднейшие вязальные машины. Но развитие в этом направлении шло очень медленно, и только в 19 в. трикотажное производство действительно механизируется.

Учитель.  Сейчас рукоделие для женщины стало просто приятным развлечением. У современной женщины отпала необходимость заниматься кройкой и вязанием. Ей проще купить все в магазине. Но каждая женщина понимает, что купленный свитер это одно, а связанный своими руками совсем другое.
Вязание крючком просто, многообразно и доступно каждому!
Поклонниц вязания крючком с каждым годом все больше.
Кроме того, можно не опасаться встретить похожую вещь. Вы становитесь собственным дизайнером, и каждая ваша вещь эксклюзивна. Ни у одного другого человека на всей планете нет такой же. 
Вязание крючком позволяет выразить свою индивидуальность, уйти от традиционных взглядов на моду, как в костюме, так и домашнем интерьере. Вязаные изделия наиболее стабильны даже в русле капризной моды и могут подолгу украшать интерьер и гардероб.

Показ выставки с изделиями.

Общие сведения о нитках.
Хлопок – один из наиболее распространенных видов пряжи, используемых для вязания крючком. В современной моде он занимает ведущее место. Хлопковые нити разнообразны по цветовой гамме и качеству (блестящие, матовые, меланжевые шелковистые). Они используются для вязания любых узоров и видов изделий.
Лен – очень прочные, чаще всего неотбеленные нити. Применяются для вязания декоративных изделий.
Шерстяная пряжа – натуральный материал, получаемый из шерсти животных. Хорошо сохраняет тепло, обладает гигроскопичностью. Шерстяная пряжа идеальна для гладких, рельефных и многоцветных узоров.
Блестящая пряжа – вискозные и акриловые нити, добавленные в основную пряжу, придают ей золотистый или серебристый эффект.
Фасонная пряжа – пряжа, изготовленная по особой технологии с добавлением различных по цвету и качеству волокон, синтетических, металлизированных нитей.
Фантазийная пряжа – это меланжевая пряжа, изготовленная из смешанных природных и синтетических волокон с добавлением металлизированных нитей различной фактуры.

Показ видов пряжи

Сведения о крючках.
Крючки для вязания бывают различной толщины и изготавливаются из различных материалов. Самые тонкие сделаны из стали, более толстые – из алюминия, пластмассы и дерева.
Толщина крючка обозначается номером, который соответствует диаметру крючка в миллиметрах. Чем больше цифра, тем толще крючок. Тонкие крючки производятся с рукояткой и наконечником, который надевают для защиты на хрупкое острие крючка.
Крючки для вязания тонкими нитками изготавливают из никелированного алюминия, они имеют номера от 0,6 до 1,75.
Крючки для шерстяной пряжи, изготовленные из алюминия, имеют номера от 2,0 до 7,0, изготовленные из пластмассы номера от 2,5 до 15.
Чтобы получит желаемый результат, номер крючка должен соответствовать толщине пряжи.
Рассмотреть крючки
 
IV.           Инструктаж по технике безопасности.
 
Правила безопасной работы инструментами
1.     С крючками необходимо обращаться очень осторожно, не подносить их к лицу
2.     Крючки и другие приспособления должны быть хорошо отшлифованными, хранить их надо в специальных пеналах и коробках
3.     Нельзя делать резких движений рукой с крючком в направлении рядом сидящего человека.
4.     Нельзя пользоваться ржавыми иглами и булавками. Следует хранить иглы и булавки в коробочке с крышкой.
5.     Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их следует кольцами вперед.
6.     Влажно-тепловую обработку изделий проводить на гладильной доске или специально оборудованном столе исправным утюгом.
 
Санитарно-гигиенические требования при вязании
1.  Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать на работу с левой стороны.
2.  Сидеть следует прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно быть не менее 35-40 см, чтобы не развивалась близорукость, в глаза не попадали частички волокон, из которых состоит пряжа.
3.  Перед началом и после работы следует вымыть руки, чтобы нитки и вязаное полотно не пачкались, а на руках не оставалось мелких волокон.
4.  Незавершенное изделие лучше хранить, завернув в ткань или положив в пакет.
 
V.               Физкультминутка
 
VI.           Практическая  работа.
1.           Вводный инструктаж
При вязании крючком работа продвигается справо налево. Крючок надо держать в руке, как карандаш или ручку. Обе руки  при вязании находятся в движении.
В основе вязания всех узоров лежит несколько элементов:
- образование воздушной петли (цепочки воздушных петель);
- полустолбики;
- столбики без накида;
- столбики с накидом.
Если вы освоите эти элементы вязания крючком, то сможете выполнить изделие любой сложности.
 
 
2.                   Положение крючка в руке.
Крючок можно держать в руке по-разному. Обычно человек привыкает к одному положению. Одно из положений – держать крючок как карандаш . При этом крючок лежит на руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу. Можно держать крючок в руке, как нож . При этом крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцами.

 Начальная петля.

Для вязания крючком сначала вывязывается начальная петля. Для этого на расстоянии 15 см от конца нитки нужно сделать петлю. Ввести в нее крючок, захватить рабочую нить и протянуть ее через петлю . После этого нужно потянуть за оба конца нитки, чтобы затянуть петлю на крючке .
Воздушная петля.
Воздушная петля образует основу для вязания первого ряда. Используется для поворота вязания, то есть для перехода от одного ряда к другому. Применяется в узорах филейного и ажурного вязания.
Воздушные петли надо вязать одинаковыми по размеру и не очень плотными, чтобы в них мог легко войти крючок при вязании первого ряда.
Крючок держат в правой руке, начальную петлю придерживают большим и средним пальцами левой руки. Захватывают крючком нить с пальца, накидывая ее на крючок против часовой стрелки. Этот прием называют накидом и обозначают сокращенно “н”. После этого протягивают нить через петлю на крючке. Получается воздушная петля.
Цепочка воздушных петель.
Вслед за начальной петлей вывязывают цепочку воздушных петель, которые станут основой первого ряда.

После вывязывания первой воздушной петли движение повторяют несколько раз, пока не вывяжут цепочку из воздушных петель нужной длины. Чтобы сосчитать количество вывязанных в цепочке воздушных петель, поворачивают цепочку к себе лицевой стороной, следя, чтобы она не перекрутилась. Начальная петля и петля, лежащая на крючке (она называется “рабочая петля”), в подсчет не включаются (рисунок ). Если необходимо связать большую начальную цепочку из воздушных петель, легко ошибиться в расчетах, чтобы облегчить себе задачу, воспользуйтесь маленькой хитростью. Начальную цепочку свяжите из ниток с отдельного клубочка, затем аккуратно привяжите новую нить к первой петле начальной цепочки и продолжите вязание по схеме, таким образом, вы легко сможете либо довязать недостающие петли начальной цепочки, либо распустить лишние, не распуская проделанной работы.
Соединительный столбик.
Применяется он в филейном вязании для убавления петель.

Крючок вводят во вторую от начала цепочки (ряда) петлю и подхватывают с пальца рабочую нить, накидывая ее на крючок. На крючке находятся две петли. Через них протягивают нить. Получился соединительный столбик (соед. ст.). Чтобы вывязать нужное количество таких петель, повторяют движение на оставшихся воздушных петлях.
Столбик без накида.

Применяется во многих узорах для получения плотной ровной поверхности. Крючок вводят в третью от начала цепочки петлю. Подхватив с пальца рабочую нить, накидывают ее на крючок и протягивают через петлю. На крючке находятся две петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее сразу через две петли. Получился столбик без накида (ст. б/н). Чтобы вывязать нужное количество таких петель, повторяют движение на оставшихся воздушных петлях или петлях предыдущего ряда.
Столбик с накидом.
Он в два раза выше, чем столбик без накида. Это самый распространенный вид петель для крючка, выполняется легко и быстро.
Накинув нитку на крючок, его вводят в четвертую от начала цепочки петлю. Подхватив с пальца рабочую нить, накидывают ее на крючок и протягивают только через эту воздушную петлю. На крючке находятся три петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее через две воздушные петли. На крючке остались две петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее через эти две петли . Получился столбик с накидом (ст. с/н). Чтобы вывязать нужное количество таких петель, повторяют вязание на оставшихся воздушных петлях (петлях предыдущего ряда).

Для выполнения следующего ряда поворачивают работу и делают три воздушные петли. Они будут считаться первым столбиком с накидом в новом ряду.
3. Практическая работа.
Вязание основных видов петель:
цепочка воздушных петель;
столбик без накида;
столбик с накидом;
столбик с двумя накидами;
Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильность выполнения работы, соблюдение правил техники безопасности.
Самостоятельная работа учащихся над отработкой приемов вязания.
 
VIII.    Текущий инструктаж
- помощь отдельным учащимся, исправление ошибок
 
IX.           Заключительный инструктаж
- разбор типичных ошибок;
- анализ работ
 
X.               Закрепление пройденного материала
Решить кроссворд (приложение 1)
 
XI.           Домашнее задание.
Повторить приемы вязания, изготовить образцы.
 
XII.        Подведение итогов урока, выставление отметок
 
  3



2

Х




5






У

Л


6

Т



1
К
Р
Ю
Ч
О
К

П

Р

7




Т

П


А

Е

П




4
В
О
З
Д
У
Ш
Н
Ы
Е






К


Т

И

Н









И

Е

А





8
А
Ф
И
Н
А


Л









А





По горизонтали:
1.Основной инструмент для вязания
4.Петли, образующие цепочку
8.Богиня Древней Греции, которая давала людям мудрость и знания, учила их ремеслам и искусствам

По вертикали:
2.Вязаные изделия создают в доме
3.Наиболеераспространенный вид пряжи
6.Что было признано пригодным для производства шелка в Древнем Китае,Парагвае и других странах?
5.Способность нити сопротивляться внешним воздействиям
7.В нем хранятся инструменты для вязания.

ВИДЫ РУКОДЕЛИЯ вышивка, макраме, пэчворк, вязание, бисероплетение, вышивка лентами и т.д.










Список используемой литературы.

Ю.Л.Хотунцева, В.Д.Симоненко Программы общеобразовательных учреждений. Технология 1–4, 5–11 классы Москва «Просвещение», 2014.
М.Максимова, М.Кузьмина Быстрый крючок. Москва «ЭКСМО», 2004.
М. И. Нагибина «Чудеса из ниток своими руками», Ярославль, «Академия развития», с. 105- 128, 2002.
Э. А. Фомичёва «Начинаем вязать спицами и крючком», Москва, «Просвещение», с. 69- 94, 2002.
В.П.Гирич «1000 узоров вязания крючком», М, Легпромбытиздат, 1993г
Рукоделие. Популярная энциклопедия, М , научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1992г.
С.Ф.Тарасенко «Забавные поделки крючком и спицами», М, Просвещение, 1992г.
Э.А.Фомичева «Начинаем вязать спицами и крючком», М, Просвещение, 1991г.










15