Что надо знать о стопе. Губанова Н.В.


Что надо знать о стопе?
Методические рекомендации для педагогов и учащихся,
занимающихся классическим танцем
Губанова Наталья Владиславовна,
педагог дополнительного образования
МБУДО «ЦРТДиЮ»
«Человеческая стопа — это произведение искусства природы», — так писал немецкий физиолог Ш. Хоманн. Стопа и составляющие ее скелет кости формируются и изменяются в зависимости от профессии человека, его физической нагрузки, от характера выполняемой им работы. Сложность строения стопы зависит не столько от количества костей, сколько от связочного аппарата, обеспечивающего в сочетании с мышцами устойчивость стопы и выносливость ее в отношении нагрузок.
Балет с давних пор не перестает восхищать людей по всему миру. Они кажутся подобными воздушным феям, для которых не существует законов земного притяжения. На самом деле, подобная легкость объясняется годами упорного труда, и профессиональные заболевания являются обычным явлением в сфере балета. Ноги балерины – самое уязвимое место. Они необычайно крепкие, сильные и выносливые. По-другому и быть не может, ведь они должны выдерживать массу тела на крошечном пятачке пола, когда она стоит на цыпочках в пуантах.
Первые признаки заболеваний ног среди танцоров связаны с нарушением циркуляции крови. Ногти на ногах меняют свой цвет и толщину, то есть либо утолщаются, либо становятся ломкими. Постепенно проявляются вены, которые все заметнее просвечивают через кожу на ногах после выступления. Не стоит тешить себя надеждами, что это лишь косметический дефект. С течением времени вены утолщаются и становятся все более извилистыми. Их уже легко прощупать после физических нагрузок. С прогрессией заболевания ноги наливаются, появляется чувство тяжести в них. Это происходит отчасти из-за кислородного голодания мышц. В венах начинаются процессы застоя крови.
Спустя некоторый промежуток времени могут начаться судороги икроножных мышц. Кислородная недостаточность также является характерной чертой заболевания ног у танцоров. Появляются отеки на ногах, могут иметь место следы кожного дерматита – высыпания и зуд на коже. Конечной стадией развития болезни при отсутствии своевременного лечения будут язвы на ногах, закупорка сосудов, тромбофлебиты,  HYPERLINK "http://nashynogi.ru/zabolevaniya-sosudov/problemy-s-venami-na-nogax-zakuporki-vospaleniya-vzdutiya-prichiny-poyavleniya-lechenie.html" варикозы и разрывы вен с последующими кровотечениями.
Еще одной характерной чертой будет так называемая вальгусная деформация стопы и образование шишек на пальцах. Эти явления напрямую связаны со значительными перегрузками, которые приходится испытывать во время тренировок и выступлений. Они выражаются в появлении видимых утолщений, которые не только мешают при ношении обуви, но и способны воспаляться и кровоточить. Деформация пальцев выглядит как искривление их внутрь стопы, которая начинается с большого пальца и постепенно может затрагивать остальные.
Во время танца стопа испытывает напряжение, которое выходит за рамки естественных природных данных. С течением времени передняя часть стопы приобретает вид распластанности. В результате движений на пальцах образуется поперечное плоскостопие, а крайние плюсневые кости расходятся в стороны и расширяется передний отдел стопы. Развитие вальгусной деформации связано с тем, что туфля балерины стягивает ногу в поперечнике, а из-за движения на кончиках пальцев нагрузка на большой палец колоссальна. Еще одной особенностью развития ног является утолщение плюсневых костей и изменение длины пальцев ног. Движения во время исполнения танца направлены вокруг оси стопы. Стопа скручивается и раскручивается в противоположных направлениях относительно переднего и заднего отделов.
С профилактической целью нужно принимать контрастные ванны, делать компрессы, которые способствуют размягчению стоп и расслаблению ножных мышц. В свободное время стараться ставить ноги на любое доступное возвышение, для того, чтобы улучшить кровообращение нижних конечностей.
В функциональном отношении стопа — это единая костно-суставная система, представляющая аппарат рессорного типа, разгружающий тело от толчков и сотрясения, которые неизбежны при выполнении танцевальных движений. Мышцы подошвенной поверхности сильнее тыльных, участвуя в удержании сводов стопы, они придают ей амортизационные свойства.
Во время танца стопа испытывает большую нагрузку. В классическом танце она наиболее велика и приходится, в основном, на передний отдел стопы и пальцы, причем эта нагрузка активна и в статичных позициях, и в движениях, выполнение которых часто требует от артиста преодоления установленных природой пределов естественных физиологических возможностей.
Во время обучения очень важна правильная постановка стоп во всех позициях. Нельзя допускать «завала» на большой палец при исполнении плие по первой и пятой позициям. Прежде чем поставить учащихся на пуанты, необходимо провести тщательную работу по укреплению мышц стопы, что достигается упражнениями с использованием разных видов battements tendus.
Под влиянием специфических нагрузок идет процесс перестройки костной ткани. К таким изменениям, которые носят приспособительный характер, относятся утолщение кортикального (плотного, наружного) слоя II и III плюсневых костей, развитие поперечного плоскостопия, вальгусного (наружного) отклонения большого пальца.
Поперечное плоскостопие возникает чаше всего у танцовщиков, которые выступают в мягкой обуви. В связи с отсутствием жестких боковых поддержек у обуви во время танцев на полупальцах веерообразно расходятся пальцы и плюсневые кости, растягивая связки и мышцы. В результате возникает поперечная распластанность свода. Нагрузка при этом падает на мягкие подушечки пальцев. От постоянных больших нагрузок кожа в этих местах становится плотной, грубой, шероховатой и образуется так называемый «натоптыш» (омозолелость).
От постоянной травматизации нервные окончания у основания пальцев утолщаются, образуется неврома (доброкачественная опухоль нервной ткани), которую при отсутствии эффекта от консервативного лечения порою приходится удалять операционным путем.
Танцы в жесткой обуви или ношение повседневной обуви с узким носом может привести к развитию вальгусной деформации большого пальца стопы (hallux valgus — отклонение пальца кнаружи). Вальгусное отклонение большого пальца ведет к выбуханию головки первой плюсневой кости стопы, воспалению кожи в этой области. Возникает заболевание, которое носит название бурсит, то есть воспаление суставной сумки.
У классических танцовщиков, обувь которых всегда мягкая, а нагрузка чрезмерная, кроме поперечного плоскостопия, часто возникает и продольное, поскольку мышцы и связки, не выдерживая большой нагрузки, ослабевают, и внутренний отдел стопы опускается, касается пола.
В процессе образования продольного плоскостопия часто возникают боли по центру подошвенной поверхности стопы, так называемая планталгия. При дальнейшем оседании продольного свода возникают боли в пяточной области. При рентгеновском обследовании обнаруживаются «пяточные шпоры» — костные выступы на подошвенной поверхности пяточной кости.
При отсутствии гигиенических навыков и знаний часто возникает зуд, в межпальцевых промежутках, кожа начинает мокнуть и шелушиться. Это грибковое заболевание, которое медицина определяет как «эпидермофития кожи». Но может быть и эпидермофития ногтей, когда возникает помутнение ногтевой пластинки, ее исчерченность, ломкость. Это заболевание вызывается грибком и передается от больного человека к здоровому при пользовании общей обувью, часто заражение происходит в бане, в душевых кабинах.
В связи с тем, что у танцоров стопа является рабочим инструментом на длительный срок танцевальной деятельности, им следует пунктуально выполнять гигиенические правила.
Необходимо больше внимания обращать, прежде всего, на качество балетных туфель. Они должны быть сшиты по индивидуальным колодкам с учетом особенностей сводов стоп, строения пальцев. В повседневной жизни танцовщикам следует также носить удобную обувь. Она не должна стеснять стопу, сдавливать пальцы. Всем этим требованиям удовлетворяют туфли из мягкой кожи, эластичной, особенно закрытые, с широким носом и устойчивым каблуком высотой не более четырех сантиметров.
Для предупреждения поперечного плоскостопия и дальнейшего отклонения большого пальца необходимо каждодневно класть прокладку из поролона в первый межпальцевый промежуток (между большим и вторым пальцами стопы), затем одевать резиновую стяжку-манжетку. Она изготавливается из корсетной резины шириной восемь сантиметров, на подошвенной поверхности которой вшит кожаный выступ, поднимающий поперечный свод стопы. Продаются эти манжетки-стяжки на протезных предприятиях по размерам, соответствующим окружности стопы в сантиметрах на уровне плотно стянутых головок первой и пятой плюсневых костей. Обычно размеры от девятнадцати до двадцати трех сантиметров. Эти стяжки надеваются в обычную обувь на целый день, а на ночь снимаются.
Для того чтобы улучшить кровообращение в стопах, снять усталость и боль, следует перед сном делать теплые ванны (до 36°) с ромашкой или хвойным экстрактом в течение пятнадцати-двадцати пяти минут. После этого насухо протереть ноги махровым полотенцем, сделать массаж стоп, потом кожу стоп и межпальцевых промежутков смазать специальным детским кремом с растительными компонентами.
В комплекс каждодневной гигиенической гимнастики следует включать упражнения на укрепление мышц и связок стопы и пальцев: катание деревянного шара или скалки продольно и поперечно с целью укрепления продольного и поперечного сводов, собирание мелких предметов пальцами стопы и другие. Для проведения самомассажа подошвенной поверхности стопы и формирования свода являются массажноеустройство, которое представляет собой два вращающихся резиновых валика с гофрированной поверхностью, а также особые резиновые коврики с выступающей горкой способствующие укреплению мышц стопы.
Каждому танцору следует изучить основы массажа, самомассажа и периодически проводить массаж стоп, особенно при усталости их болевых ощущениях.
При появлении мозолей на подошвенной поверхности стоп рекомендуется проводить мероприятия по их смягчению: теплые ванны с питьевой содой или стиральным порошком в течение пятнадцати-двадцати минут, после чего отшелушивание путем натирания пемзой, с последующим смазыванием салициловой мазью, детским кремом или другими смягчающими средствами.
Для предупреждения заражения эпидермофитией следует выполнять следующиемероприятия:
душ или баню посещать в индивидуальных резиновых тапочках, пользоваться индивидуальным полотенцем, насухо;
протирать стопы и особенно межпальцевые промежутки;
при появлении потертостей на коже стоп необходимо это место смазывать дезинфицирующим раствором (йодной настойкой, бриллиантовой зеленью, метиленовой синькой, одеколоном, спиртом) и наложить повязку из стерильного бинта. Можно использовать дезинфицирующий лейкопластырь.
Каждодневный рациональный гигиенический уход за стопами способствует сохранению длительной их работоспособности, предупреждению перегрузок и преждевременного «старения» их костной основы.