Конкурс Сердце отдаю детям — анализ творческой деятельности. 2008г.



Анализ творческой деятельности Онищенко Анны Валерьевны, педагога дополнительного образования МОУ СОШ № 46 с углубленным изучением отдельных предметов, руководителя ансамбля народной песни «Истоки»
2007 – 2008 года


С 2007 года работаю в МОУ СОШ № 46 с углубленным изучением отдельных предметов в качестве педагога дополнительного образования, руководителя ансамбля народной песни «Истоки». В коллективе обучаются дети 9 – 11 классов.
Главной педагогической задачей на начальном этапе обучения народному пению – возрождение интереса к русскому народному творчеству; воспитание любви и уважения к русской народной песне, родному краю, своему народу, его традициям и обрядам; изучение и освоение русской народной песни, танца; развитие музыкального слуха, певческого голоса в народной исполнительской манере; освоение учениками специфики фольклора – импровизационность, спонтанность творческого самовыражения, развитие творческой личности, формирование художественного вкуса; формирование профессиональных способностей, позволяющих впоследствии обучаться в профессиональных музыкальных учреждениях страны.
В основу работы с коллективом положены принципы педагогики сотрудничества; личностно-ориентированного обучения, что подразумевает: целенаправленность педагогического процесса (от простых детских игр и песен к большим обрядовым спектаклям); связь обучения и воспитания с жизнью (умение применять полученные знания обычаев, традиций и обрядов повседневной жизни); научность и доступность содержания воспитания и обучения (применение современных методов тестирования, психологические практикумы т.д.); простота и доступность материала, учет возрастных и индивидуальных особенностей деятельности; сознательность, активность и творчество детей; наглядность (положено начало создания этнографического музея, собрание аудио- и видеоматериалов).
Совместная работа была организована так, чтобы дети получили возможность творческой самореализации. Определяющим принципом обучения народному пению является сохранение признаков певческой традиции, поэтому моя тема самообразования «Вокальная работа в коллективе народной песни с учащимися старших классов», которая была выбрана год назад, явилась актуальной на данном этапе. Участники ансамбля обучаются открытому способу голосообразования, интенсивному грудному резонированию в высокой певческой позиции, естественному вибрато и речевой манере интонирования.
Занятия в ансамбле дают возможность формировать в каждом ученике лучшие человеческие качества, такие как: человеколюбие, честность, уважительность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца.

Благодаря естественной звуковой организации народных попевок, у детей достаточно быстро налаживается координация голоса и слуха, что незамедлительно сказывается на чистоте интонации. Упражняясь в выразительном, четком и эмоционально ярком произнесении народно-поэтических текстов, ученики развивают голос, формируют певческую и речевую культуру.
Неотрывно от музыкального фольклора, как часть сквозной системы эстетического воспитания детей, проводятся занятия народного творчества, где дети знакомятся с народными праздниками, обычаями, традициями, осваивают теоретические сведения, овладевают игрой на простейших инструментах, а также знакомятся с народными промыслами, особенностями народного костюма. К этой части работы подключены и родители. Они помогают детям в пошиве народного костюма, заготовке декораций к обрядовым действиям, Календарным праздникам, совместное пение и участие в народных праздниках.
В своей работе с ансамблем использую методику целостного, разговорного способа пения. Изучаю с участниками ансамбля различные манеры пения, знакомлю детей с песнями разных областей, чтобы ребенок мог ориентироваться в географии русского фольклора, умел отличить одну манеру пения от другой и смог воспроизвести песенный материал в манере определяемой данной областью. Ребенок в процессе исполнения песни должен ее прочувствовать, увидеть песню изнутри, слиться с песней в единое целое.
На уроках используются экспедиционные записи, с помощью которых дети могут услышать разнообразие и специфику фольклорного материала. С помощью этих записей дети могут отличить песни юга от песен севера, также они слышат и речевую, диалектическую особенность каждой из представленных областей. Очень важным моментом в своей работе считаю практику концертного исполнения обрядов календарного цикла, так как дети проявляют себя не только как исполнители песен, но и как актеры, танцоры, что, несомненно, ведет к повышению интереса детей к занятиям. Также важной ролью в образовательном процессе считаю общение с другими фольклорными коллективами: «Вечерки», «Росынька», «Аюшка», «Младушка».
Воспитываю в участниках коллектива чувство патриотизма, милосердия, сопереживания, понимания. Ансамбль постоянный участник концертов и мероприятий, посвященных встречам ветеранов Великой отечественной войны. В 2007 году ребята стали первыми инициаторами шефства над коррекционной школой-интерном №1. Их выступления, концерты, игровые программы приносят радость детям и педагогическому коллективу. За последний год ими даны концерты и игровые программы по следующим темам: «Песни России», «Казаки», «Осень в яблоках».



Участники ансамбля учувствуют в районных, региональных, областных конкурсах:
2007 год - Лауреат Городского фестиваля патриотической песни «Люблю тебя, моя Россия».
2008 год – Лауреат Открытого фестиваля танца региона Балтийского моря «Кадриль России».
На занятиях ученикам предлагается ролевая игра «Я – педагог», где они учатся слышать и исправлять ошибки друг друга, быть более внимательными и требовательными не только к ученику, но и самому себе.. работа не ограничивается пределами класса, дома продолжается индивидуальная работа с кассетами, дисками, кропотливая работа над самоанализом с исправлением ошибок, которые на уроке обсуждаются вместе с педагогом. Этот вид работы помогает быть внимательным, требовательным и самостоятельным.
Своим собственным примером показываю детям, что никогда не надо останавливаться на достигнутом, всегда есть над чем работать и совершенствоваться., оттачивать свое мастерство.
2004 год - опубликована статья «Фольклорные материалы к проведению детских праздников «Святки», «Масленица» в сборнике «Инновационная деятельность в учреждениях дополнительного образования».
2004 год - участие в городском конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».
2004 год - Лауреат IV Международного конкурса артистов эстрады «Янтарная звезда» в номинации «народная песня»,
2005 год - награждена нагрудным знаком «Отличник Всероссийского музыкального общества», г. Москва, уд. № 1577.
2007 год - курсы повышения квалификации в КОИРО, свид. № 48267.
На заседании МЦ сош. № 46 был обобщен опыт работы, протокол № 2 от 05.11.2008г.
Постоянно повышаю свое мастерство на городских курсах КОИРО, семинаров – практикумов, научно-практических конференциях, творческих мастерских, мастер-классах для учителей музыки, педагогов дополнительного образования и концертмейстеров 2006 – 2007г.
Я горжусь своими воспитанниками, некоторые из них учатся в средних и высших музыкальных учебных заведениях: Михайлова Оля окончила Калининградских областной музыкальный колледж имени С.В. Рахманинова по классу ДХО народный хор, работала народной солисткой Ансамбля песни и пляски дважды Краснознаменного Балтийского флота; Савченко Дарья учится на кафедре сольного народного пения Российской академии музыки им. Гнесиных. Пусть не все мои воспитанники связали свою жизнь с музыкой, но я верю, что в их сердцах останется любовь к народным песням и глубокое чувство патриотизма к своей Родине.

15