Рабочая программа по обучению грамоте, 1 класс, УМК Гармония

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования (Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2009) и на основе авторской программы Н. М. Бетеньковой, В. Г. Горецкого, Д. С. Фонина «Обучение грамоте (письмо, чтение). 1 класс» 2005 года издания.
(программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы 1–4. – Смоленск.: Ассоциация ХХI век, 2007). Учебники имеют гриф: «Рекомендовано Министерством образования и науки».
Для реализации программы используется учебно-методический комплект «Гармония», включающий:
Букварь. «Мой первый учебник», М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова, Н.С. Кузьменко, О.Е.Курлыгина . Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011г.– Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011;
Бетенькова, Н. М., Кузьменко Н.С. Прописи «Хочу хорошо писать»: 4 ч. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Основная цель курса – практическое изучения детьми основ фонетики и графики, начал орфографии, развития речи и культуры речевого поведения;

Главные задачи курса:
- знакомство учащихся с основными единицами языка и законами их употребления;
- формирование механизма плавного правильного слогового чтения с постепенным переходом к чтению целым словом;
- освоение детьми графической системы языка и каллиграфических навыков;
- развитие речи и лингвистических способностей первоклассников;
- начальное литературно-эстетическое развитие учащихся.

Период обучения грамоте исключительно важный этап в формировании личности каждого ребёнка. Именно с уроков обучения грамоте начинается его школьная жизнь, на них он учится читать и писать, тем самым открывая себе путь к дальнейшему образованию.
Необходимо, чтобы желание, с которым первоклассник идёт в школу, постепенно не только не угасало, но и крепло. Поэтому одно из первых условий успешности учебной работы в данный период сделать уроки чтения и письма интересными для маленького ученика, воспитывающими у него желание учиться, приобретать всё новые и новые знания и умения, иначе говоря, способствующими становлению у него познавательного интереса. Однако это условие тесно связано с другим.
Хорошо известно, что сегодня в первый класс приходят дети с разным уровнем дошкольной подготовки. Так, одни умеют читать, а другие не знают букв, у одних в той или иной степени развит фонетический слух, а у других нет. Поэтому второе условие продуктивного обучения грамоте учёт различий в дошкольной подготовке первоклассников. При этом важно не затормозить движение вперёд ни одной из категорий учащихся. Обучение должно быть одновременно доступным каждому и стимулирующим у всех познавательный интерес.
Без соблюдения названных условий трудно рассчитывать, что на первом этапе школьной жизни ребёнка удастся его обучение, развитие и воспитание слить в единый органичный процесс. Достижение же такого слияния одна из задач современной школы. На решение указанной задачи и нацелена данная программа. Раскроем содержание, которое вкладывается в ней в каждое из названных направлений учебной работы.
Обучение предполагает первоначальное знакомство детей с необходимыми лингвистическими понятиями и формирование на их основе осознанных, а потому контролируемых различных умений. Центральное место среди этих умений занимают те, которые обеспечивают четыре вида речевой деятельности: чтение, письмо, говорение, слушание.
Под развитием понимается, во-первых, становление у школьников лингвистического мышления способности осознавать речь, предложение, слово, звук как предмет наблюдения и изучения, выполнять с различными средствами языка операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения; во-вторых, совершенствование у детей природной языковой интуиции, склонности к догадке; в-третьих, зарождение у них умения учиться, а для этого ориентироваться в букваре и прописях и полноценно работать с ними.
Воспитание связывается, прежде всего, с привитием интереса к учению, в частности к урокам чтения и письма, с формированием у учащихся желания научиться хорошо читать, писать, говорить и слушать, чтобы использовать все умения в практике общения с людьми, при самостоятельном (по собственной инициативе) обращении к книгам.
Специфика уроков обучения грамоте состоит в том, что с них фактически начинаются сразу два курса: литературного чтения и русского языка. Эффективность освоения каждого из этих курсов во многом будет зависеть от содержания и способов подготовки учеников в период обучения грамоте, поскольку на этом этапе должны быть не только сформированы элементарное чтение и письмо, но и заложены основы необходимых в дальнейшем знаний и умений читательских, речевых, фонетико-графических, орфографических и др.
Данная программа обеспечивает:
появление у первоклассников некоторых знаний о речи, её назначении, главных качествах, видах, правилах общения и опыт применения этих знаний в речевой практике;
формирование представлений об основных единицах языка (о предложении, слове, слоге, звуке), освоение способов их вычленения, а также наблюдение за использованием этих единиц в речи;
фонетические знания (о звуках гласных и согласных, о гласных ударных и безударных, о согласных твёрдых и мягких, парных по твёрдости-мягкости и непарных, о согласных глухих и звонких, парных по глухости-звонкости и непарных) и на их основе развитие умения выполнять частичный и полный звуковой анализ слова;
формирование механизма плавного слогового чтения и постепенный переход к осознанному чтению целыми словами;
первоначальное введение в мир детских книг и мотивацию самостоятельного обращения к ним;
становление каллиграфических умений;
знакомство со способами обозначения звуков буквами и освоение основных правил графики: обозначения твёрдости-мягкости согласных и звука [и'];
знание признаков «опасных при письме мест» и становление орфографической зоркости умения по освоенным признакам обнаруживать (на слух прогнозировать) орфограммы (термин не употребляется);
знакомство с несколькими традиционно изучаемыми в этот период орфографическими правилами: оформления границ предложений и слов, написания большой буквы, ударных сочетаний жи-ши и др., переноса слов.
Ведущий метод обучения грамоте (как чтению, так и письму) звуковой аналитико-синтетический, введённый в отечественную методику ещё К. Д. Ушинским.
Букварь состоит из 2 частей, прописи из 4 тетрадей.
Все тетради, начиная с первой, имеют широкую разлиновку, что обеспечивает возможность учить ребёнка писать сразу в такой строке, которую он позже встретит в тетрадях по русскому языку. Однако разлиновка прописей предполагает последовательную помощь начинающему школьнику кроме основных линий строки вводятся дополнительные: две горизонтальные линейки регулируют высоту строчных и прописных букв, а несколько косых (к четвёртой прописи две) облегчают контроль за наклоном письма. Постепенно, от прописи к прописи, количество линий-помощниц и их вид меняются. Так, в первых двух прописях вспомогательные горизонтальные линии волосяные сплошные, а в двух следующих пунктирные с постепенно увеличивающимся интервалом между чертами, при этом в последней прописи линия для больших букв снимается; от восьми до двух уменьшается и количество наклонных линий. Такое изменение разлиновки обеспечивает последовательное возрастание самостоятельности первоклассников.

Кратко охарактеризуем общую структуру и содержание обучения грамоте по данной программе.
Добуквенный период обучения грамоте (традиционно называемый подготовительным).
На уроках чтения в употребление вводится понятие речь, выявляются её главные качества (быть понятной и вежливой), разновидности (деловая и «картинная», устная и письменная), начинают осваиваться правила общения, в том числе на уроке. Происходит знакомство с понятиями предложение, слово, слог, звук', каждое из них ложится в основу формирования целого комплекса речевых, фонетико-графических и орфографических умений. Последние (орфографические) предполагают введение понятия «опасное при письме место» пока применительно к границам предложений и слов, к использованию больших букв в именах людей, кличках животных и т. д.
Значительная часть уроков этого периода отводится на фонетическую работу знакомство со звуковой системой языка, с характеристикой звуков, освоение частичного, а затем и полного звукового анализа слов.
На уроках письма в центре внимания находятся гигиенические правила, структура строки (наличие основных линий и дополнительных линий-помощниц), элементы букв и способы их соединения. Дети учатся правильно сидеть, располагать тетрадь, держать ручку, ориентироваться в пространстве страницы, находить все необходимые элементы строки, выполнять различные движения рукой, а для этого они обводят бордюры, штрихуют рисунки и т.д., учатся писать элементы букв, узнают и осваивают различные виды соединений. Идёт развитие аналитических возможностей учащихся, их глазомера, руки, пространственных представлений. Широко используется квази-письмо («ненастоящее письмо» запись слов и предложений чёрточками), что позволяет с первых дней начинать обучение письму под диктовку и в целом работу над письменной речью, над её правильным оформлением.
Центральная задача основного периода обучения грамоте понятна из его названия: «Узнаём буквы и учимся читать».
Охарактеризуем и прокомментируем последовательность знакомства с буквами.
Сразу обращаем внимание на сочетание традиционного линейного предъявления букв (последовательно, чаще по одной) с появившимся в современной методике парным их изучением, помогающим открывать детям особенности русской фонетики и графики, Сочетание этих двух способов позволяет сделать так, что большая часть букв проходит перед первоклассниками дважды. Считаем, что такое двукратное представление букв полезно как для их запоминания, становления умения читать, так и для лучшего осознания фонетико-графической системы нашего языка. При определении последовательности предъявления букв учитывался и принцип их частотности, введённый в современную букваристику В.Г. Горецким, В. А. Кирюшкиным и А. Ф. Шанько.
Первыми, как основные ориентиры при чтении, осваиваются буквы гласных Аа, Оо, ы, Ии, Уу, Ээ. Поскольку в большинстве случаев эти буквы в той или иной мере знакомы первоклассникам, на уроке чтения они вводятся сразу по две пары (например, Аа и Оо), после чего проводится их закрепление. Изучение буквы и открывает возможность на следующих этапах работать над обозначением твёрдости-мягкости согласных с помощью букв гласных и, соответственно, начать формировать основной механизм чтения прямого слога произнесение твёрдого или мягкого согласного звука «по подсказке» последующей буквы гласного.
Параллельно на уроках письма осваиваются те же буквы гласных, но чаще всего они предъявляются по одной паре строчная и прописная. При этом сначала изучается буква Оо на ней отрабатывается письмо овалов, уже введённых на этапе освоения элементов, и способы соединения буквы: верхнее и нижнее. В дальнейшем приобретённые умения распространяются на написание других букв, включающих овал, в том числе а.
Далее изучаются буквы непарных звонких согласных звуков (сонорных): Лл, Мм, Нн, Рр (знакомство с буквой й отложено из-за невозможности её употребления в начале прямого слога). Изучение букв сочетается с формированием механизма позиционного чтения (ориентации на последующую букву гласного) и обучением чтению прямого слога.
На уроках письма, наряду с работой над каллиграфией, начинается последовательное формирование у детей умений списывать (всегда с печатного текста) и писать под диктовку.
Третий блок те буквы парных по глухости-звонкости согласных, которые обозначают глухие звуки. Исключение составляет пара фв: для освоения выбирается более частотная буква в. Таким образом, третий блок составляют буквы: Сс, Кк, Тт, Вв, Пп, Шш. На диапазоне всех букв продолжается формирование механизма чтения и письма прямого слога и в целом обучение чтению и записи двубуквенных. трёхбуквенных, четырёхбуквенных слогов и слов разной слоговой структуры.
Следующий шаг (четвёртый} связан с изучением на уроках чтения и письма всего блока букв, обозначающих мягкость согласных. Этот блок составляют буквы гласных и мягкий знак: и, я, е, ё, ю; ъ. После повторения пары ыи буквы гласных предъявляются по две, одна из которых знакома, а другая новая: ая, эе, оё, ую. Особенность этого этапа перенесение уже освоенного механизма чтения прямого слога на слоги и слова с новыми буквами. Кроме того, первоклассники учатся чтению различных по структуре слов с изученными буквами, в том числе с мягким знаком, а также осваивают правило выбора буквы для обозначения мягкости согласных при письме.
Важно, что самостоятельный выбор букв гласных ученики осуществляют только в положении под ударением тогда, когда гласным звукам «можно доверять», так как они обозначаются буквами однозначно. Параллельно ведутся наблюдения за тем, что на месте одного и того же безударного гласного звука могут быть разные буквы: то о, то а, то и, то е или даже я.
Логическое продолжение работы проведение особого урока, орфографического. На нём в ходе наблюдений за соотношением безударных гласных звуков и обозначающих их букв делается вывод о том, что безударным гласным звукам при письме «доверять нельзя», и применительно к ним вводится понятие «опасное при письме место». Дальнейшие регулярные упражнения в обнаруживании таких мест начало целенаправленной работы над орфографической зоркостью учащихся.
Последующее повторение букв непарных по глухости-звонкости согласных дополняется изучением ещё одной буквы й.
Новый этап работы продолжение освоения букв парных по глухости-звонкости согласных. Буквы снова предъявляются парами, в которых одна уже знакома, а вторая нет. Это: Зз Сс, БбПп, ДдТт, ВвФф, ЖжШш. Буквы звонких согласных звуков, а также буква глухого Фф являются новыми. Работа с парами букв помогает первоклассникам, во-первых, лучше их запомнить, что важно для орфографии, а во-вторых, осмыслить само понятие парности, чему дополнительно способствует проведённое перед изучением парных повторение всех непарных по глухости-звонкости звонких согласных.
На этом этапе орфографические умения детей пополняются за счёт расширения круга «опасных при письме мест» в их число включаются парные по глухости-звонкости согласные на конце слов и в середине перед другими парными, а также буквы ударных гласных в сочетаниях жи - ши.
Далее происходит освоение тех букв, которыми обозначаются непарные по глухости-звонкости глухие согласные: Хх, Цц, Чч, Щщ.
В связи с изучением этих букв ученики узнают о новых «опасных местах» (буквах ударных гласных в сочетаниях чаща, чущу) и учатся применять соответствующее орфографическое правило.
Следующий важный этап обучения знакомство с новой «работой» букв Ее, Её, Юю, Яя. Учащиеся, вспомнив известную функцию этих букв (обозначать мягкость согласных), открывают, что они могут ещё и обозначать звук [и']. Значимый момент обучения (особенно для письма) сопоставление тех позиций в слове, когда для данного звука нужна буква и, а когда буквы е, ё, ю, я. На тех же уроках школьники учатся писать большие буквы Е, Ё, Ю, Я.
Последними изучаются разделительные знаки ъ и ъ. Они осваиваются лишь применительно к чтению, на уроках письма слова с ними только списываются.
Основной период заканчивается уроком обобщения и систематизации изученного.
Короткий завершающий период обучения грамоте (7 часов) отводится на общее знакомство с алфавитом и введение первоклассников в мир детских книг под общей рубрикой «Как хорошо уметь читать!». На уроках письма эта известная строка из стихотворения В. Берестова видоизменяется: «Как хорошо уметь писать!»
Ещё раз назовём основные особенности данной программы.
Направленность на комплексное решение задач обучения, развития и воспитания детей с учётом разного уровня их дошкольной подготовки.
Усиление внимания, по сравнению с традиционным подходом, во-первых, к мотивации обучения чтению и письму, а во-вторых, к тем направлениям работы, которые готовят учеников к курсу русского языка: формированию ряда речевых, фонетико-графических и орфографических умений; среди последних особое место занимает умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью.
Увеличение, по сравнению с традиционным, объёма речевой и фонетической работы, а также подготовки к овладению написанием букв в добуквенный период обучения грамоте.
Особая система двукратного предъявления большей части букв, при которой обеспечивается, с одной стороны, более прочное их освоение, а с другой, целенаправленное знакомство с фонетико-графической системой языка.
Последовательное формирование речевых, фонетико-графических и орфографических умений (в том числе фонетического слуха и орфографической зоркости детей) на уроках обучения как чтению, так и письму.




II. Содержание изучаемого материала
Добуквенный период .
Обучение речи (говорению, слушанию, поведению во время разговора). Речь как способ общения людей; понятность и вежливость как главные качества речи; правила речи и их практическое освоение в различных ситуациях общения, в том числе на уроке: говорить не всем одновременно, а по очереди; слушать собеседника; смотреть на него; не перебивать (или извиниться); не говорить слишком тихо или слишком громко; не указывать на присутствующего «он, она», а называть по имени; молчать, когда жуёшь; выбирать способы приветствия и прощания в зависимости от адресата, пользоваться другими формулами вежливости. Виды речи: деловая и «картинная» (разговорно-художественная), устная и письменная; накопление детьми опыта разграничения этих видов речи и их практического использования. Наблюдения за темпом, силой, окраской голоса (интонацией), за мимикой и жестами как помощниками устной речи.
Первоначальное освоение языковых понятий. Предложение как способ выражения мысли; оформление предложений в устной и письменной речи, их вычленение на слух и составление; наблюдения за интонацией конца предложений и их квази-запись.
Слово как название чего-либо, разграничение слов и называемых ими явлений действительности; наблюдения за значениями слов, постановка вопросов к словам; раздельное написание слов, использование большой буквы в именах, фамилиях, кличках и т. д.
Слог как минимальная произносительная единица, выделение слогов с помощью приёма скандирования; деление слов на слоги и подбор слов заданной слоговой структуры.
Звуки речи: гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, парные и непарные (общее представление), глухие и звонкие, парные и непарные по глухости-звонкости; приемы вычленения звуков и выяснения признаков каждого; характеристика отдельных звуков, а также выполнение полного звукового анализа целых слов из 35 звуков. Представление о слогообразующей роли гласных как основа обучения слоговому чтению. Смыслоразличительная роль звуков и ударения, формирование умения легко разграничивать (на слух) слова, отличающиеся отдельными звуками или ударением. Совершенствование орфоэпических умений.
Обучение письму. Правила посадки, положение тетради, руки, ручки при письме. Становление умения выполнять необходимые при письме движения, развитие мелкой мускулатуры руки, плавности её движений, глазомера, ориентировки в пространстве страницы, координации движений, использование для этого штриховки и раскрашивания рисунков, обведения их контуров.
Освоение основных элементов строчных и прописных букв, их названия и начертания; овладение тремя способами соединения элементов букв при письме (верхним, нижним, средним), знакомство с правилом выбора соединения (в зависимости от места, где начинается следующий элемент или следующая буква). Начало работы над самооценкой написанного с точки зрения каллиграфии.
Основной период .
Обучение чтению. Совершенствование умения выполнять полный и частичный звуковой анализ. Знакомство с буквами как способом обозначения звуков в письменной речи. Поэтапное изучение букв:

гласных звуков Аа, Оо, ы, Ни, Уу, Ээ;
непарных звонких согласных звуков Лл, Мм, Нн, Рр;
парных по глухости-звонкости согласных, большая часть которых обозначает глухие звуки, Сс, Кк, Тт, Вв, Пп, Шш;
обозначающих мягкость согласных и, я, е, ё, ю, ъ;
не изучавшейся буквы непарного звонкого и;
ещё не изученных букв из числа тех, которые обозначают парные по глухости-звонкости согласные, Зз Сс, БбПп, Дд-Тт, Вв-Фф, Жж-Шш;
обозначающих непарные по глухости-звонкости глухие согласные Хх, Цц, Чч, Щщ;
8) Ее, Её, Юю, Яя в позиции, когда за ними скрывается звук [и'];
9) разделительных знаков ъ и ъ.
Последовательное обучение ориентировке на буквы гласных при чтении прямых слогов и в целом становление механизма позиционного чтения. Обучение чтению слов с различными способами обозначения звука [и'].
Совершенствование слогового чтения с постепенным переходом к чтению целыми словами, повышение его правильности, беглости и сознательности, обучение выразительному чтению. Формирование умения самостоятельно подготовиться к чтению отдельных слов сложной слоговой структуры.
Обучение письму. Закрепление правил посадки, расположения тетради, положения ручки в руке; продолжение работы над развитием мышц руки, плавности её движения вдоль строки, глазомера и координации движений, использование для этого обведения по контуру картинок и линий-«дорожек», соединяющих рисунки со звуковыми схемами, обведения букв и их элементов по намеченному контуру.
Совершенствование умения вычленять и характеризовать звуки речи, правильно называть буквы для их обозначения. Формирование умения анализировать письменные буквы, выявлять составляющие их элементы, письменно конструировать буквы и свободно писать каждую.
Постепенное освоение написания всех букв параллельно с их изучением на уроках чтения. Обучение выбору одного из трёх способов соединения букв (нижнего, среднего, верхнего) в зависимости от начала написания следующей, а также выполнению всех видов соединений. Становление действия самооценки написанного с точки зрения каллиграфии.
Формирование умения обозначать при письме твёрдость и мягкость согласных, а также звук [и']. Обучение письму под диктовку слогов, слов, предложений, списыванию слов и предложений с печатного текста; последовательное обучение самопроверке написанного.
Закрепление знаний о способах оформления границ предложений, о раздельном написании слов, использовании большой буквы в именах и т.д., об основных правилах переноса слов (по слогам, не оставляя и не перенося слог из одной буквы); становление умения применять изученные правила.
Наблюдение за «безопасными при письме местами» (буквами ударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных, стоящих перед гласными). Постепенное расширение перечня «опасных при письме мест»: поэтапное знакомство с «опасностями письма» на месте безударных гласных, парных по глухости-звонкости согласных на конце слов и перед другими парными согласными, а также на месте ударных гласных в сочетаниях жиши, чаща, чущу. Целенаправленное формирование орфографической зоркости учащихся умения по освоенным признакам обнаруживать и на слух прогнозировать орфограммы; применение этого умения при списывании и записи под диктовку слов и предложений.
Развитие речи. Совершенствование умения говорить и слушать, соблюдать правила поведения при общении в различных ситуациях.
Формирование диалогической и монологической речи как деловой, так и «картинной». Наблюдение за значением слов; расширение словарного запаса детей и обогащение их речи; работа над построением различных видов предложений, а также деловых сообщений (по моделям-опорам) и рассказов по картинкам на основе имеющихся у детей впечатлений, воспоминаний.
Обучение пониманию читаемых текстов, их озаглавливанию после уточнения темы и главной мысли (без терминов), участию в беседе по прочитанному.
Завершающий период.
Обобщение о звуках и буквах русского языка. Систематизация сведений о звуках и обозначающих их буквах (на основе схемы-опоры и «ленты букв»). Знакомство с другой системой расположения букв с алфавитом; освоение алфавита.
Обучение чтению. Введение первоклассников в мир детских книг и мотивация дальнейшего самостоятельного чтения рассматривание обложек книг, чтение отрывков, беседы о знакомых, любимых книгах, подведение к мысли: «Как хорошо уметь читать!»
Обучение письму. Закрепление приобретённых каллиграфических, графических и орфографических умений в процессе списывания, письма под диктовку, коллективного составления и записи различных предложений, в том числе поздравлений с окончанием букваря и обобщения: «Как хорошо уметь писать!»
Планируемые результаты.
Личностные результаты.
В сфере личностных универсальных действий у учащихся будут формироваться: такие личностные качества как
- познавательный интерес,
- трудолюбие,
- первичный организации своей деятельности и мотив для преодоления трудностей,
- умение слушать и слышать,
- обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- интереса к чтению
- адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты (регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия).
Регулятивные универсальные учебные действия:
У учащихся будут формироваться:
- принимать учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- планировать свое действие;
- различать способ и результат действия;
- адекватно оценивать свои достижения;
Учащиеся получат возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи на основе жизненных ситуаций;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
Коммуникативные универсальные учебные действия
У учащихся будут формироваться:
- умения выражать в речи свои мысли и действия;
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы;
- вступать в диалог.
Учащиеся получат возможность научиться:
- адекватно использовать речь для регуляции своего действия;
- аргументировать свою позицию;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Познавательные универсальные учебные действия:
У учащихся будут формироваться умения:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства;
- находить существенные и несущественные признаки;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- устанавливать аналогии;
Учащиеся получат возможность научиться:
- создавать и преобразовывать модели и схемы для записи и чтения слов;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую (словесную информацию переводить в наглядную и наоборот);
Программные требования к умениям к концу обучения грамоте
Читательские:
читать правильно и плавно целыми словами или по слогам с темпом (вслух) не менее, чем 25 слов в минуту; понимать читаемое преимущественно по ходу чтения;
замечать слова, значения которых не совсем понятны, и спрашивать о них;
самостоятельно готовится к чтению слов, трудных по слоговой структуре;
при повторном чтении использовать некоторые средства создания выразительности, в том числе окраску голоса (интонацию), мимику.
создавать короткие устные высказывания., в том числе деловые (на основе схем, моделей) и «картинные» по рисункам, своим впечатлениям от увиденного, услышанного, прочитанного.
Речевые:
Участвовать в коллективном устном общении, вступать в диалог, соблюдать при этом принятые правила поведения: пользоваться различными этикетными формулами, выбирая их в соответствии с адресатом и ситуацией, слушать говорящего, смотреть на него, обращаться к собеседнику по имени (имени и отчеству) и т.п.;
Понимать вопросы и задания, инструкции учителя, адекватно реагировать на них;
Выделять из потока устной речи отдельные предложения, определять их количество, слышать интонацию, с которой каждое произносится;
Замечать в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении;
Фонетические:
разграничивать понятия «звук» и «буква», правильно называть звуки и буквы;
последовательно вычленять все звуки слова и характеризовать их, отражая проведённый анализ в звуковых схемах; выделять слоги, хорошо различать ударные и безударные гласные, парные и непарные по глухости-звонкости согласные, для парных определять их место в слове (на конце, перед гласным, перед другим парным);
Гигиенические, каллиграфические, графические, орфографические:
соблюдать правила посадки за столом, положения тетради, ручки в руке;
правильно, аккуратно, разборчиво и, по возможности, красиво писать буквы и оформлять их соединение;
адекватно оценивать каллиграфическую сторону своей записи;
осознанно обозначать при письме твёрдость и мягкость согласных, а также звук [и'];
обнаруживать по освоенным признакам имеющиеся в слове, в предложении «опасные при письме места»;
применять правила оформления границ предложений, раздельного написания слов, а также написания букв гласных в ударных слогах жи ши, чаща, чущу;
писать под диктовку и списывать с печатного текста слова и короткие предложения, отмечая «опасные места» и применяя освоенные орфографические правила, в том числе основные правила переноса слов.
Планируемые результаты обучения:
·
Подготовительный период.
1. Практическое знакомство с понятиями «речь», «предложение», «слово». Знакомство со слогом как способом произнесения звуков слова, слогообразующей ролью гласных, ударением в словах.
2. Ознакомление с существенными признаками звуков гласных, согласных, согласных твердых - мягких, глухих - звонких. Развитие фонематического слуха детей.
3. Знакомство с действием звукового анализа: выделение последовательности звуков в словах, их характеристика, обозначение на схеме условными знаками.
4. Знакомство с гигиеническими правилами письма, с положением тетради, руки и ручки во время письма. Развитие мелкой моторики руки. Освоение названий и письма основных элементов букв рукописного
шрифта. Знакомство с ориентировочной основой письма: нахождение точки начала и направления движения руки при письме. Развитие зрительно-пространственных представлений, умения вычленять основные элементы в рукописных буквах.
5. Развитие речи, знакомство с основными требованиями к речи: быть понятной и вежливой. Практическое знакомство со стилевыми разновидностями речи в зависимости от условий и задач общения. Работа над четким звукопроизношением, интонацией, темпом, тембром и силой голоса.
Основой период.
1. Продолжение работы по формированию действия звукового анализа, закрепление понятий «гласный», «ударный», «безударный», «согласные твердые и мягкие», «согласные глухие и звонкие». Разграничение понятий «звук» И «буква». Знакомство с буквами для гласных и согласных звуков.
2. Формирование механизма правильного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами.
3. Закрепление гигиенических правил. Обучение письму малых и больших букв, их соединению в словах. Становление навыка письма слов, предложений.
Формирование орфографической зоркости. Знакомство с признаками «опасных для письма» мест для гласных и парных по глухости-звонкости согласных. Обучение списыванию и письму под диктовку. Развитие устной и письменной речи, культуры речевого поведения учащихся.
Источник информации и средств обучения
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.- 31с. (Стандарты второго поколения).
Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2009. -317с. - (Стандарты второго поколения).
Программы общеобразовательных учреждений. Обучение Грамоте: программа и поурочно-тематическое планирование: 1 класс/
М.С. Соловейчик, н.С. Кузьменко, н.М. Бетенькова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007
Литература для учащихся
Букварь. «Мой первый учебник», М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова, Н.С. Кузьменко, О.Е.Курлыгина . Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011г.– Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011;
Бетенькова, Н. М., Кузьменко Н.С. Прописи «Хочу хорошо писать»: 4 ч. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
Литература для учителя:
Программа: Обучение грамоте. 1 класс. Соловейчик, И. М. Бетенькова, Н.С. Кузьмснко, Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007.
Букварь. «Мой первый учебник», М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова, Н.С. Кузьменко, О.Е.Курлыгина . Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011г.– Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011;
Бетенькова, Н. М., Кузьменко Н.С. Прописи «Хочу хорошо писать»: 4 ч. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
Кузьменко Н.С. Комплект наглядных пособий для 1 класса, 2006г.
Дополнительная литература
Кочергина А.В., Гайдина Л.И. «Учим азбуку, играя». - М.: «5 за знания», 2007
Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка». - М.: «Аст-Астрель», 2002
Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. «Конкурс грамотеев». - М.: «Просвещение», 1995
Сущевская С.А. Тексты с «хвостами». Учебно-методическое пособие. - М.: Издательский Дом «Карапуз», 2009
Сущевская С.А. Тексты с «дырками». Учебно-методическое пособие. - М.: Издательский Дом «Карапуз», 2009
Сущевская С.А. Тексты с «прятками» У чебно-методическое пособие. - М.: Издательский Дом «Карапуз», 2009
Сущевская С.А. Читаем с мамой. Учебно-методическое пособие. - М.: Издательский Дом «Карапуз», 2009
Поурочные планы. Болдырева Г.Е. Волгоград «Учитель АСТ».
Поурочное планирование. Болдырева Г.Е. Волгоград «Учитель АСТ»..
Обучение грамоте (чтение)
Букварь. «Мой первый учебник», М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова, Н.С. Кузьменко, О.Е.Курлыгина . Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011г.– Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011;
По программе -88 часов, по плану -86 часов
Дополнительный материал: О.К.Разумовская «Игры со словами в школе и дома»



























Календарно-тематическое планирование
1 класс УМК «Гармония»


№ п/п
Тема урока
Планируемые результаты
Виды деятельности
Кол-во часов
№ задания, страницы
Дата



Планируемые
Метапредметные и личностные


Бук-варь
Про-пись


Добуквенный период (38 ч.: 19/19)

1
Знакомство с первым учебником. Как мы здороваемся и прощаемся?
Знакомство с правильной посадкой, положением ручки.
Знать:
- зачем нужна речь;
– правила хорошей речи;
– нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание)


Личностные УДД:
- формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.);
-активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;


Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
слушать и понимать речь других.


Восприятие и понимание звучащей речи. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения приветствие, прощание)





1/1
Ч № 1


Обл.
3-9
Ч № 1


Обл.
3


2
Зачем нам нужна речь?
Знакомство с разлиновкой прописи.
Знать:
– что такое устная и письменная речь;
– признаки предложения

Отличие письменной речи от устной
1/1
10-13
4-5


3
Правила хорошей речи.
Знакомство со штриховкой.
Уметь слушать говорящего, смотреть на него, обращаться к собеседнику по имени.

Различение предложения и текста. Функции «речи» в жизни людей
1/1
14-15
6-7


4
Об одном и том же по-разному. Речь устная и письменная.
Продолжение знакомства со штриховкой.
Знать, почему речь необходима, правила общения.
Уметь различать речь устную и письменную Уметь объяснить, какой
должна быть речь человека - создавать короткие устные высказывания

Слово и его значение.
Звуки гласные и согласные.
Формы выражения речи
Особенности письменной и устной речи
1/1
16-19
8-9


5
Предложение.
Знакомство с секретом наклонного письма. Введение письма под
диктовку (квази-письмо).
Уметь графически оформлять предложение и слово

Правило оформления границ предложения
на письме
1/1
20-23
10-11


6
Слово.
Знакомство с элементами букв: Квази-письмо с делением на слова.
Уметь устанавливать количество и порядок слов в предложении

Различение согласных звонких и глухих, мягких и твёрдых. Деление слов на слоги. Словесное ударение
1/1
24-25
12-13


7
Слог.
Знакомство с элементами
букв:
Квази-письмо с указанием слогов в словах.



Уметь:
– отличить гласные и согласные звуки;
– определить согласные звуки твёрдые и мягкие;
– определить согласные звуки звонкие и глухие


Знать:
– слогообразующую роль гласных;
– смыслоразличительную роль ударения.


Уметь:
– делить слово на слоги;
– определять ударные звуки на слух


1/1
26-27
14-15


8
Звуки вокруг нас. Звуки речи
Знакомство с элементами букв:


Звуки гласные, буквы,
их обозначающие.
Звуки согласные, буквы, их обозначающие.
1/1
28-31
16-17


9
Звуки речи: закрепление.
Знакомство с элементами букв:


Различение слова и предложения. Разграничение речевых и неречевых звуков. Понятие слога как естественной произносительной единицы.
Деление слов на слоги. Постановка ударения. Смыслоразличительная роль ударения в словах
1/1
32-35
18-19


10
Звуки гласные и согласные.
Знакомство с элементами букв:



1/1
36-37
20-21


11
Звуки гласные и согласные: закрепление.
Знакомство с элементами
букв:



1/1
38-39
22-23


12
Ударение. Ударные и безударные гласные звуки
Знакомство с элементами букв:



1/1
40-41
24-25


13
Ударные и безударные гласные звуки: закрепление.
Знакомство с элементами букв:


Обозначение звуков на схеме артикуляционно-обоснованными условными значками
1/1
42-45
26-27


14
Согласные звуки: твёрдые и мягкие.
Знакомство с нижним соединением элементов букв.

Уметь:
– отличить гласные и согласные звуки;
– определить согласные звуки твёрдые и мягкие;
– определить согласные звуки звонкие и глухие


Знать:
– слогообразующую роль гласных;
– смыслоразличительную роль ударения.


Уметь:
– делить слово на слоги;
– определять ударные звуки на слух

Разграничение гласных и согласных звуков. Фонетический анализ слов, частичный и полный
1/1
46-47
28-29


15
Ударные и безударные гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки:
закрепление.
Знакомство со средним соединением элементов букв.


Ударение. Ударный слог, ударный гласный, безударный гласный
Разграничение ударного и безударного гласного звука, слога
Разграничение твердых и мягких согласных
Пары согласных звуков по твердости – мягкости
1/1
48-49
30-31


16
Гласные и согласные звуки: обобщение.
Знакомство с верхним соединением элементов букв.



1/1
50-53
32-33


17
Согласные звуки: глухие и звонкие.
Знакомство с верхним соединением элементов букв: продолжение.



1/1
54-55
34-35


18
Глухие и звонкие согласные звуки: закрепление.
Знакомство с верхним соединением элементов букв: продолжение



1/1
56-57
36-37


19
Звуки речи: обобщение.
Обобщение: виды соединений элементов букв – нижнее, верхнее,среднее.



1/1
58
38-39


Основной период (138 ч.: 69/69)

1
Буквы А а – О о.
Письмо букв о О.
Уметь разграничивать понятия звук [а] и буквы Аа, звук [о] и буквы Оо
Личностные УДД: - осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.
Коммуникативные
УУД:
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Буквы – обозначения звуков устной речи
1/1
59-61
Ч № 2
3-5


2
Буквы И и – ы
Письмо букв и И – ы
Уметь разграничивать понятия звук [и] и буквы Ии, звук [ы] и буквы ы

Буквы Ии–ы. Таблица правила чтения
1/1
62-63
6-7


3
Буквы У у – Э э
Письмо букв э Э
Уметь разграничивать понятия звук [у] и буквы Уу, звук [э] и буквы Ээ

Буквы Уу, Ээ
1/1
64-65
8-9


4
Гласные звуки и буквы. Письмо букв у У
Знать гласные звуки, буквы.
Уметь обозначать гласные звуки буквами

Роль гласных в обозначении твердости – мягкости согласных. Буквы Аа, Оо, Ии, ы, Уу, Ээ
1/1
66-69
10-11


5
Закрепление.
Письмо букв а А.



1/1

12-13


6
Буквы Л л – М м.
Письмо букв л Л.
Уметь выделять непарные звонкие согласные звуки [л] и [м]

Буквы Лл, Мм
Русский алфавит.
Произведения устного народного творчества
1/1
70-71
14-15


7
Закрепление.
Письмо букв м М.
Уметь выделять непарные звонкие согласные звуки [л] и [м]

Буквы Лл–Мм
Стихи и загадки о буквах. Чтение слов с изученными буквами
1/1
72-73
16-17


8
Буквы Н н.
Письмо букв н Н.
Уметь выделять непарный звонкий звук [н]

Буквы Нн
классиков русской литературы
1/1
74-77
18-19


9
Буквы Р р.
Письмо букв р Р.
Уметь выделять непарный звонкий звук [р]

Буквы Рр
1/1
78-79
20-21


10
Закрепление.
Закрепление.
Знать:
– роль букв у, ю, э, е
в обозначении твёрдости и мягкости согласных звуков;
– буквы ы, и как ориентиры для чтения;
Уметь выделять непарные звонкие звуки [л], [м], [р], [н], сопарные звуки [л], [м], [р], [н]

Иллюстрация в книге
и её роль в понимании произведений.
Систематизация изученного о звуках и буквах.
1/1
80-83
22-23


11
Буквы С с.
Письмо букв с С.
Уметь выделять парный согласный звук по глухости [с]

Буквы Сс
1/1
84-85
24-25


12
Буквы К к.
Письмо букв к К.
Уметь выделять парный согласный звук по глухости [к]

Буквы Кк
1/1
86-87
26-27


13
Закрепление.
Закрепление.
Уметь разграничивать понятия «звук» и «буква», правильно называть звуки и буквы

Чтение слов с изученными буквами
1/1
88-89
28-29


14
Буквы Т т.
Письмо букв т Т.
Уметь:
- выделять парный соглас-ный звук по глухости [т];
- выделять парный соглас-ный звук по глухости [в]


Буквы Тт
Буквы Вв
1/1
90-91
30-31


15
Буквы В в.
Письмо букв в В.



1/1
92-93
32-33


16
Закрепление.
Закрепление.
Уметь разграничивать понятия «звук» и «буква», правильно называть звуки и буквы

Чтение слов с изученными буквами
1/1
94-97
34-35


17
Буквы П п.
Письмо букв п П.
Уметь выделять парный согласный звук по глухости [п]

Буквы Пп
1/1
98-99
36-37


18
Буквы Ш ш.
Письмо букв Ш ш.
Уметь:
- выделять парный соглас-ный звук по глухости [ш];
- читать правильно и плавно по слогам и целыми словами

Личностные УДД:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли


Буквы Шш
Чтение слов с изученными буквами
1/1
100-102
38-39


19
Закрепление.
Закрепление.



1/1
103-107
40-41


20
Буквы ы – И и.
Повторение.
Уметь:
– различать мягкие твердые согласные;
– обозначать мягкость согласных звуков буквой и, твердость – буквой ы


Повторение изученных букв. Звук [и] в обозначении мягкости согласных, звук [ы] в обозначении твердости согласных
1/1
Ч № 2

3-7
Ч № 3

3-5


21
Буквы А а – я.
Письмо буквы я.
Знать мягкие и твердые согласные звуки.
Уметь:
– различать мягкие – твердые согласные;
– обозначать мягкость согласных звуков буквой я, твердость – буквой ы

«Работа» буквы я. Звук [ы] в обозначении твердости согласных, звук [й’а] в обозначении мягкости согласных
1/1
8-9
6-7


22
Буквы Э э – е.
Письмо буквы е.
Знать мягкие и твердые согласные звуки.
Уметь:
– различать мягкие – твердые согласные;
– обозначать мягкость согласных звуков буквой е, твердость – буквой э

«Работа» буквы е. Звук [э] в обозначении твердости согласных, звуки [й’э] в обозначении мягкости согласных
1/1
10-11
8-9


23
Закрепление.
Закрепление.
Знать гласные звуки.
Уметь: слушать и отвечать на заданный вопрос; участ- вовать в коллективном общении

Роль гласных в обозначении мягкости и твердости согласных.
Совершенствование техники чтения
1/1
12-13
10-11


24
Буквы О о – ё.
Письмо буквы ё.
Знать мягкие и твердые согласные звуки.
Уметь:
– различать мягкие – твердые согласные;
– обозначать мягкость согласных звуков буквой ё, твердость – буквой о
– обозначать мягкость согласных звуков буквой ю, твердость – буквой у

«Работа» буквы ё. Звук [о] в обозначении твердости согласных, звуки [й’о] в обозначении мягкости согласных
1/1
14-15
12-13


25
Буквы У у – ю.
Письмо буквы ю.


«Работа» буквы ю. Звук [у] в обозначении твердости согласных, звуки [й’у] в обозначе-нии мягкости согласных
1/1
16-17
14-15


26
Закрепление.
Закрепление.
Знать роль гласных в обоз-начении мягкости и твердости согласных

Систематизация полученных знаний
1/1
18-19
16-17


27
Буква ь.
Письмо буквы ь.
Знать роль буквы ь в обозначении мягкости согласных.
Уметь обозначать на пись-ме мягкость согласных зву-ков буквами я, ё, е, и, ю, ь

Второй способ обозначения мягкости со гласных. Роль буквы ь в обозначении мягкости согласных
1/1
20-21
18-19


28
Закрепление.
Закрепление.



1/1
22-25
20-21


29
«Опасности письма» на месте безударных гласных
«Опасности письма» на месте безударных гласных
Уметь обнаруживать по освоенным признакам имеющиеся в слове, в предложении «опасные при письме места»

«Опасности письма»
1/1
26-27
22-23


30
Закрепление.
Закрепление.
Уметь обнаруживать «опасные при письме места» в слове, предложении

«Тайна» безударных гласных звуков
1/1
28-29
24-25


31
Буквы Й й.
Письмо букв й Й.
Знать мягкий согласный звук [й’].
Уметь:
– различать мягкие – твердые согласные;
– обозначать мягкость согласных звуков буквой й, я, е, ё, ю

Буквы Йй. Обозначение звука [й’] буквами й или я, е, ё, ю
1/1
30-31
26-27


32
Закрепление и обобщение.
Закрепление и обобщение.
Уметь вычленять непарные по глухости-звонкости согласные звуки
Личностные УДД:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
слушать и понимать речь других
Непарные по звонкости – глухости звонкие согласные
1/1
32-33
28-29


33
Буквы З з – С с.
Письмо букв З з.
Уметь выделять парные согласные по глухости – звонкости [д] – [т] и их место в слове

Буквы Зз–Сс – парные по звонкости – глухости согласные
1/1
34-35
30-31


34
Буквы Б б – П п.
Письмо букв Б б.
Уметь выделять парные согласные [б] –[п] по глухости – звонкости и их место в слове

Буквы Бб–Пп – парные по звонкости – глухости согласные
1/1
36-37
32-33


35
Закрепление.
Закрепление.
Уметь читать правильно и плавно целыми словами и по слогам

Отработка техники чтения
1/1
38-39
34-35


36
Буквы Г г – К к.
Письмо букв г Г.
Уметь выделять парные согласные по глухости – звонкости [г] – [к] и их место в слове

Буквы Гг–Кк
парные по звонкости – глухости согласные
1/1
40-41
36-37


37
Буквы Д д – Т т.
Письмо букв д Д.
Уметь выделять парные согласные по глухости – звонкости [д] – [т] и их место в слове

Буквы Дд–Тт – парные по звонкости – глухости согласные
1/1
42-43
38-39


38
Закрепление.
Закрепление.
Уметь понимать читаемое преимущественно по ходу чтения

Отработка техники чтения, навыков письма.
1/1
44-47
40-41












39
«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова).
«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова)
Уметь обнаруживать по освоенным признакам имеющиеся в слове «опасные места»

Парные по глухости – звонкости согласные на конце слова
1/1
48-49
42-43


40
Буквы В в Ф ф.
Письмо букв ф Ф.
Уметь выделять парные согласные по звонкости – глухости [в] – [ф] и их место в слове

Буквы Вв–Фф – парные по звонкости – глухости согласные
1/1
50-51
44-45


41
Буквы Ж ж – Ш ш.
Письмо букв ж Ж.
Уметь выделять парные согласные по звонкости – глухости [ж] – [ш] и их место в слове

Буквы Жж–Шш – парные по звонкости – глухости согласные
1/1
52-53
46-47


42
Закрепление.
Закрепление.
Уметь замечать слова, значение которых не совсем понятны, и спрашивать о них

Отработка техники чтения
1/1
54-55
48-49


43
Правописание ударных сочетаний жи – ши.
Правописание ударных сочетаний жи – ши.
Уметь писать буквы гласных в ударных слогах жи–ши

Правописание ударных сочетаний жи–ши
1/1
56-57
50-51


44
Закрепление сведений об «опасностях письма»
Закрепление сведений об «опасностях письма»
Уметь отмечать «опасные места» в слове, предложении

Закрепление знаний об «опасных местах» на письме
1/1
58-59
52-53


45
Повторение изученного.
Повторение изученного.
Уметь читать правильно и плавно целыми словами

Отработка техники чтения
1/1
60-61
54-55


46
Читаем и рассказываем.
Рассуждаем и пишем.
Уметь создавать короткие устные высказывания

Отработка техники чтения
1/1
62-63
56-57


47
Повторение изученного.
Повторение изученного.
Уметь правильно называть звуки и буквы

Классификация изученных букв
1/1
64-65
58-59


48
«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (перед согласными).
«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (перед согласными).
Уметь выделять непарные глухие согласные по глухости – звонкости

Парные и непарные согласные по глухости – звонкости
1/1
66-67
Ч № 4
3-5


49
Закрепление.
Закрепление.
Уметь выделять непарные по глухости – звонкости согласные по глухости
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Личностные УУД
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, самые простые общие для всех людей правила поведения в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

1/1
68-69
6-7


50
Буквы Х х.
Письмо букв х Х.


Буквы Хх
1/1
70-71
8-9


51
Закрепление.
Закрепление.
Уметь использовать средства выразительности при повторном чтении

Отработка техники чтения
1/1
72-75
10-11


52
Буквы Ц ц.
Письмо букв ц Ц.

Уметь выделять непарные по глухости – звонкости согласные по глухости

Буквы Цц
1/1
76-77
12-13


53
Буквы Ч ч.
Письмо букв ч Ч.


Буквы Чч
1/1
78-79
14-15


54
Буквы Щ щ.
Письмо букв щ Щ.


Буквы Щщ
1/1
80-81
16-17


55
Закрепление.
Закрепление.
Уметь правильно называть гласные и согласные звуки и буквы

Систематизация сведений о согласных звуках и буквах
1/1
82-83
18-19


56
Читаем и обсуждаем.
Закрепление.
Уметь создавать короткие устные высказывания

Совершенствование читательских умений
1/1
84-85
20-21


57
Правописание сочетаний ча–ща, чу–щу.
«Опасности письма»: ча–ща, чу–щу.
Уметь писать гласные буквы в ударных слогах ча–ща, чу–щу

Правописание слов с сочетаниями ча–ща, чу–щу
1/1
86-87
22-23


58
Закрепление: жи–ши, ча–ща, чу–щу.
Закрепление: жи–ши, ча–ща, чу–щу.
Уметь применять средства выразительности при повторном чтении

Совершенствование читательских умений, систематизация изу-ченных орфографичес-ких правил
1/1
88-89
24-25


59
Повторение изученного.
Повторение изученного.
Уметь использовать средства выразительности

Совершенствование техники чтения
1/1
90-93
26-27


60
Буквы Е е, Ё ё, Ю ю, Я я в начале слова.
Письмо букв Е, Ё.
Знать правило обозначения звука [й’] буквами й, и, я, е, ё, ю

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если они находятся в начале слова, после гласных
1/1
94-95
28-29


61
Буквы е, ё, ю, я после букв
гласных.
Письмо буквы Ю.
Знать роль гласных букв в обозначении мягкости согласных


1/1
96-97
30-31


62
Закрепление.
Письмо буквы Я.
Уметь читать правильно и плавно целыми словами

Совершенствование техники чтения
1/1
98-99
32-33


63
Обобщение: «работа» букв гласных.
Закрепление написания букв Е, Ё,Ю, Я.
Знать гласные буквы и звуки

«Работа» гласных букв
1/1
100-101
34-35


64
Читаем и наблюдаем.
Использование букв
Е е, Ё ё, Ю ю, Я я для обозначения двух звуков.
Знать звук [й’] и его роль при обозначении мягкости согласных

Сопоставление позиций, в которых звук [й’] обозначается буквами й, е, ё, ю, я
1/1
102-103
36-37


65
Сравниваем «работу» букв й – е, ё, ю, я.
Правильное использование букв й – е, ё, ю, я.
Знать гласные буквы, обозначающие мягкость согласных

Сравнение «работы» букв й, е, ё, ю, я
1/1
104-107
38-39


66
Буква ь (разделительный).
Письмо ь как разделительного.
Знать роль разделительного знака ь.
Уметь вычленять все звуки слова и характеризовать их, отражая проведённый анализ в звуковых схемах

Буква ь (разделительный)
1/1
108-109
40-41


67
Разделительный ъ.
Письмо разделительного ъ
Знать роль разделительного ъ знака.
Уметь вычленять все звуки слова и характеризовать их

Буква ъ (разделительный)
1/1
110-111
42-43


68
«Работа» букв ь и ъ.
Закрепление написания букв ь и ъ.
Уметь сопоставлять роль разделительных знаков ь и ы

Буквы ь и ъ, их «работа»
1/1
112-113
44-45


69
Читаем, наблюдаем, всё повторяем.
Обобщение: «опасные при письме места».
Уметь читать плавно по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами

Систематизация орфографических знаний
1/1
114-115
46-47


Завершающий период (8 ч.: 4/4)

1
Алфавит
Алфавит
Уметь:
- правильно называть все буквы алфавита и вырази-тельно читать наизусть стихи;
- интонационно правильно читать повествовательные, восклицательные и вопро-сительные предложения;
- создавать короткие уст-ные высказывания;
-понимать читаемое преимущественно по ходу чтения.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на воп-росы в тексте, иллюстра-циях;
делать выводы в резуль-тате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Алфавит
1/1
116-119
48-49


2
Как хорошо уметь читать!
Закрепление умения писать


Плавное слоговое чтение
1/1
120-121
50-51


3
Упражнение в чтении и письме


Составление рассказов. Пересказ
1/1
122-123
52-54


4
Закрепление.
Закрепление.


Ориентировка среди книг
1/1
124-127
55-57









Первоклассники должны приобрести следующие умения:
Читательские:
читать правильно и плавно целыми словами или по слогам с темпом (вслух) не менее, чем 25 слов в минуту; понимать читаемое преимущественно по ходу чтения;
замечать слова, значения которых не совсем понятны, и спрашивать о них;
самостоятельно готовиться к чтению слов, трудных по слоговой структуре;
при повторном чтении использовать некоторые средства создания выразительности, в том числе окраску голоса (интонацию), мимику.
Речевые:
участвовать в коллективном устном общении, вступать в диалог, соблюдать при этом принятые правила поведения: пользоваться различными этикетными формулами, выбирая их в соответствии с адресатом и ситуацией, слушать говорящего, смотреть на него, обращаться к собеседнику по имени (имени и отчеству) и т. п.;
понимать вопросы и задания, инструкции учителя, адекватно реагировать на них;
выделять из потока устной речи отдельные предложения, определять их количество, слышать интонацию, с которой каждое произносится;
замечать в речи незнакомые слова, спрашивать об их зна- чении; создавать короткие устные высказывания, в том числе деловые (на основе схем, моделей) и
·картинные
· – по рисункам, своим впечатлениям от увиденного, услышанного, прочитанного.
Фонетические:
разграничивать понятия
·звук
· и
·буква
·, правильно называть звуки и буквы;
последовательно вычленять все звуки слова и характеризовать их, отражая проведённый анализ в звуковых схемах; выделять слоги, хорошо различать ударные и безударные гласные, парные и непарные по глухости-звонкости согласные, для парных – определять их место в слове (на конце, перед гласным, перед другим парным);
Гигиенические, каллиграфические, графические, орфо-
графические:
соблюдать правила посадки за столом, положения тетради, ручки в руке;
правильно, аккуратно, разборчиво и, по возможности, красиво писать буквы и оформлять их соединение; адекватно оценивать каллиграфическую сторону своей записи;
осознанно обозначать при письме твёрдость и мягкость согласных, а также звук [й’];
обнаруживать по освоенным признакам имеющиеся в слове, в предложении
·опасные при письме места
·;
применять правила оформления границ предложений, раздельного написания слов, а также написания букв гласных в ударных слогах жи.–ши., ча.–ща., чу.–щу.;
писать под диктовку и списывать с печатного текста слова и короткие предложения, отмечая
·опасные места
· и применяя освоенные орфографические правила, в том числе основные правила переноса слов.








13PAGE \* MERGEFORMAT14115




Рисунок 1+ Рисунок 2Рисунок 3Рисунок 4Рисунок 6Рисунок 815