Методические рекомендации по подготовке и проведению мк


Методические рекомендации по подготовке и проведению
мастер-класса для педагогов дополнительного образования детей
Мастер-класс – это одна из важнейших форм повышений квалификации педагогов в системе дополнительного образования детей. Он представляет собой занятие практической направленности с профессиональной аудиторией для углубления и расширения определенных знаний по специально подобранной теме.
Целью мастер-класса является ретрансляции уникального преподавательского опыта, передача руководителем мастер-класса его участникам «инновационных продуктов», полученных в результате творческой, экспериментальной деятельности педагога, проводящего мастер-класс.
Основные задачи мастер-класса:
► создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
► повышение профессионального мастерства и квалификации участников;
► распространение передового педагогического опыта;
► внедрение новых технологий обучения и воспитания.
Основным условием успешного и эффективного мастер-класса является наличие педагога-мастера, специалиста, достигшего высокого уровня в своей сфере образовательной деятельности, имеющего яркую индивидуальность, собственный подход к педагогической деятельности, заслужившего признание со стороны своих коллег.
Как правило, такой педагог удовлетворяет следующим формальным критериям: высшее образование, высшая квалификационная категория, значительный опыт работы в системе ДОД, наличие публикаций программно-методического характера.
Мастер-класс может иметь разовый характер, может повторяться или иметь серийный характер. Это зависит как от самого руководителя мастер-класса, так и от потребностей педагогической среды, возможностей данного УДОД. Наиболее эффективной с точки зрения повышения квалификации является серийное проведение мастер-классов.
По формам мастер-класс может быть проведен:
● с педагогами и для них без участия детей;
● с группой обучающихся детей или с отдельными детьми для педагогической аудитории.
Он может проводиться для начинающих педагогов, педагогов, имеющих значительный стаж работы, для подготовленной, высокопрофессиональной группы педагогов. В зависимости от состава группы могут варьироваться и формы проведения мастер-класса.
При подготовке к проведению мастер-класса важно после определения целей и задач разработать план его проведения, четко определить последовательность своих действий и предполагаемые временные рамки их осуществления.
Возможен такой примерный план проведения мастер-класса:
- вступительная часть, где руководителем мастер-класса даются необходимые целевые установки, раскрывается содержание занятия в целом и его отдельных составных частей;
- основная демонстрационная часть;
- комментирующая часть, где руководитель мастер-класса поясняет те элементы своей работы, которые с его точки зрения наиболее важны и носят оригинальный характер;
- обсуждение занятия самими участниками мастер-класса;
- подведение итогов руководителем мастер-класса.
Необходимо тщательно продумать какие иллюстративные материалы будут использованы, как они будут способствовать раскрытию именно новаторской, оригинальной стороны содержания мастер-класса.
Особенно это важно в том случае, когда занятие проводится без участия детей и/или для начинающих педагогов. В таком случае иллюстративный (и весь дидактический) материал должен быть использован в максимальном объеме и в то же время быть очень строго структурирован по содержанию и порядку его демонстрации.
Не менее тщательно должны быть продуманы комментарии педагога, проводящего мастер-класс. Эти комментарии могут даваться в демонстрационной части мастер-класса, но более удачным представляется вариант использования специальной комментирующей части, прежде всего, в случае, когда мастер-класс проводится с участием детей.
Следует заранее учитывать мотивацию разных групп участников.
Если это начинающие педагоги или педагоги, уже имеющие опыт работы, но стремящиеся повысить свой профессиональный уровень для решения квалификационных задач, то для них важно получить конкретные знания о формах, приемах работы, используемой методике, чтобы иметь возможность использовать все это в своей дальнейшей практической работе.
В случае участия в мастер-классе группы высококвалифицированных педагогов главную роль играет ориентация на сравнение, сопоставление уровня и форм работы, задача заимствования и копирования имеет второстепенный характер или вообще отсутствует.
Поэтому в первом случае обсуждение носит не столько дискуссионный характер, сколько направлено на удовлетворение интереса педагогов к тем или иным аспектам ими увиденного. Во втором случае, как правило, имеет место полноценная дискуссия, в ходе которой педагог, проводивший мастер-класс, может и для себя узнать что-то интересное, что придает обсуждению характер взаимообогащения.
После проведения мастер-класса желательно педагогу, проводившему его, провести самоанализ, выявить для себя удачные и менее удачные элементы мастер-класса, чтобы затем внести в содержание и форму проведения какие-либо коррективы. Поэтому очень желательным является осуществление видеозаписи мастер-класса.
Кроме того, такая запись может использоваться впоследствии и как наглядное пособие для других педагогов, желающих провести мастер-классы.
В случае, если мастер-класс носит серийный характер, по окончанию всей серии занятий, как правило, должны выдаваться соответствующие документы, свидетельствующие о прохождении повышения квалификации педагогами дополнительного образования детей.
Требования к составлению конспекта мастер – класса
Тема ________________________________________________________
Педагог ______________________________________________________
Актуальность темы:
Целевая аудитория:
Цель:
Задачи:
Ожидаемые результаты мастер – класса:
Методическое оснащение:
Методы.
Приемы.
Использование наглядности.
Материалы, оборудование, инструменты.
Структура мастер – класса:
Вступительная часть.
( Руководитель мастер-класса сообщает тему, раскрывает цели и задачи занятия, его ожидаемые результаты)
Теоретическая часть.
( Рассказ руководителя о технике выполнения работы, а также показ поделок, выполненных руководителем МК в данной технике).
Практическая часть.
( Руководитель проводит инструктаж по технике безопасности, показывает методические и технологические приёмы изготовления изделий. Участники мастер-класса приступают под руководством педагога к изготовлению поделки.)Комментирующая часть.
(Руководитель мастер-класса поясняет те элементы своей работы, которые с его точки зрения наиболее важны и носят оригинальный характер; проводит консультации, дает теоретические и практические пояснения и оказывает индивидуальную помощь участникам мастер – класса для качественного выполнения задания.)
Кульминация творческого процесса.
( Выставка работ, фотографии работ всех участников мастер-класса )
Рефлексия.
(Участники обмениваются опытом, обсуждают МК, занимаются самооценкой)
Подведение итогов.
( Мастер – педагог подводит итоги МК, рекомендует литературу, интернет – сайты для получения дополнительной информации по данному вопросу, информирует, где можно приобрести материалы и инструменты для работы. Участники заполняют анкету, предложенную руководителем МК.
Ход проведения мастер – класса.
Список литературы:
Интернет – ресурсы:
ПРИМЕЧАНИЕ: на проведение мастер-класса отводится 20-40 минут в зависимости от сложности работы.
Требования к оформлению технологической карты
Технологическая карта по изготовлению ________________________________________________________
в технике __________________________________________________________
№ Последовательность операций Фотографическое изображение Инструменты, приспособления, материалы
При необходимости сделать дидактическое приложение к технологической карте (схемы, выкройки, шаблоны и др.).