Статья Использование межпредметных связей при организации самостоятельной работы студентов


Татаренкова Виктория Анатольевна
преподаватель, ГПОУ «Енакиевский политехнический техникум»
г. Енакиево, ул. ХХ Партсъезда, 18
е-mail: tatvictoriya@rambler.ruСтатья на тему:
«Использование межпредметных связей при организации самостоятельной работы студентов»
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, формы самостоятельной работы, межпредметные связи, информационные технологии.
Сегодня, в динамично развивающемся мире существует потребность в инициативных людях, способных самостоятельно мыслить и принимать верные решения. На современном рынке труда постоянно повышаются требования к качеству подготовки молодых специалистов. Учитывается не само наличие диплома у соискателя, а его творческое мышление, креативные идеи, умение находить выход из нестандартной ситуации.
Студент, чьи навыки направлены только на решение теоретических и практических заданий по готовому алгоритму, не может достичь необходимого профессионального уровня. Выпускник может оказаться в трудном положении, если за годы учёбы в учебном заведении не научится навыкам самостоятельного приобретения знаний, навыкам повседневного самообразования. Статистика говорит о том, что через 3 – 5 лет выпускник учебного заведения теряет большую часть знаний, полученных за годы учебы. Поэтому одна из основных задач хорошего педагога – научить учиться. При этом важно правильно организовать процесс самостоятельного обучения студента. Здесь должны учитываться многие факторы, влияющие на активизацию познавательной деятельности обучающегося.
Прежде всего, необходимо правильно организовать работу студента, как в аудитории, так и вне ее; обеспечить студента необходимыми методическими материалами; организовать контроль над ходом самостоятельной работы студента таким образом, чтобы это позитивно влияло на эффективность самостоятельной работы в целом. И, кроме того, необходимо учитывать, что эффективность самостоятельной работы достигается в том случае, если она проводится планомерно и систематически.
При выдаче задания на самостоятельную работу необходимо четко поставить перед студентами цель, актуализировать и мотивировать ее, дать алгоритм выполнения задания и рекомендовать литературу, которая поможет выполнить задание, установить форму и сроки сдачи выполненной работы, определить сроки консультаций (оказание помощи в организации работы), установить критерии оценки.
Организация внеаудиторной работы студентов в Енакиевском политехническом техникуме проводиться согласно положению о внеаудиторной самостоятельной работе студентов в ГПОУ «ЕПТ», составленному на основании письма МОН ДНР № 5301 от 19.11.2015 г.
При организации внеаудиторной СРС я применяю следующие формы:
работа с учебными и методическими пособиями;
подготовка и написание рефератов, докладов на заданные темы;
самостоятельное выполнение заданий по темам дисциплины;
подготовка к практическим, лабораторным занятиям;
подготовка к участию в конкурсах, викторинах, олимпиадах;
оформление мультимедийных презентаций учебных разделов и тем;
подготовка кроссвордов;
разработка тестов по дисциплинам специальности.
На своих аудиторных занятиях я использую различные формы СРС – это различные виды контрольных, практических заданий во время семинарских или практических занятий.
Освоение студентами процесса самообразования, а также возможность междисциплинарного переноса знаний, является отличительной характеристикой компетентностного подхода в образовании.
 В СПО, нацеленном на воспитание профессионально-творческого выпускника, все изучаемые дисциплины должны быть профессионально ориентированы.
Особую роль в формировании общих и профессиональных компетенций играют дисциплины, повышающие способности обучающегося в области применения современных информационных технологий, а также их связь с другими дисциплинами.
Разработка заданий для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности», происходит на интегральной основе (внутрипредметного и межпредметного содержания).
Например, при изучении раздела программы «Прикладное программное обеспечение в профессиональной деятельности» дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» студенты получают индивидуальные задания по разработке тестовых заданий в среде табличного процессора MS Excel по дисциплинам специальности «Маркшейдерское дело». Выбор дисциплины для разработки тестовой среды студент осуществляет самостоятельно. При этом студент становится не пассивным объектом обучения, а активным участником учебного процесса. В этой работе студент и преподаватель представляют собой союз, в котором стороны связаны общей целью: достичь положительных результатов при выполнении студентом самостоятельной работы. Преподаватель, учитывая индивидуальные способности, возможности и интересы студента, играет в этом союзе координирующую, организующую и консультирующую роль.
Также важно создать позитивный эмоциональный фон в организации самостоятельной работы студента, что благоприятно сказывается на процессуальной (учебной) мотивации студента в процессе самообразования.
Совершенно очевидно, что при выполнении таких заданий студент овладевает умениями, являющимися наиболее важными в условиях информатизации современного общества: самостоятельно извлекать информацию, получать ее, синтезировать, производить новую и распространять полученную.
Основными критериями качества организации СРС служит наличие контроля результатов самостоятельной работы и технических условий выполнения заданий. Осуществление контроля помогает студенту методически правильно с минимальными временными затратами освоить теоретический материал и приобрести навыки решения определенных практических задач.
При изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» применяются следующие виды контроля: экспресс-опрос, собеседования, тестовые задания (в различных вариациях), контроль практических умений и навыков и др.
Опыт работы показывает, что студенты проявляют больший интерес к учебе в процессе решения именно практических задач, направленных на получение конкретного видимого результата. Межпредметные связи значительно повышают интерес к учебе, активизируют познавательное мышление студента и настраивают его на получение высоких результатов. В свою очередь владение знаниями, умениями и навыками при решении задач профессионального цикла средствами новых информационных технологий повышает информационную компетентность обучающегося и снабжает его умениями совершенствовать свои знания и опыт в дальнейшей профессиональной деятельности.
Литература:
Организация самостоятельной учебной деятельности студентов в логике реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования [Электронный ресурс] (http://www.herzen.spb.ru/main/management/us/)
Гладилина Г.А. Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании профессиональных компетенций студентов при организации самостоятельной работы [Электронный ресурс] (http://jdanova-ren.narod.ru/obob/gladilina.htm)
Михалищева М. А. Организация самостоятельной работы студентов при реализации федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.
Каташев В.Г. «Исследование мотивации профессионального обучения» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ksu.ru/infres/nikolaev/2002/gl2_2_1.htm