Тематическое планирование по русскому языку в 5 классе (4 часа в неделю, всего 140 часов) По учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, и др.





Рабочая учебная программа по

_____________________Русскому языку____________________________
(наименование учебного предмета)
_________5__________
(класс)
Год разработки __2015_
Срок реализации программы ____1 год___
Составлена на основе ___Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы для 5 – 9 классов Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцова: Русский язык, 5-9 классы, «Просвящение», Москва, 2012.
Программу составила ___Исакова Патимат Магомедовна




Пояснительная записка
Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского: Русский язык, 5-9 классы, «Экзамен», Москва, 2007.
Распределение часов по разделам соответствует Программе по русскому языку к учебникам для 5-9 классов. Авторы программы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М., Тростенцова Л.А. На учебный  предмет  «Русский язык» в 5 классе выделено   4 часа   в  неделю, 1 час выделен за счёт школьного компонента для лучшего усвоения программы и ликвидации пробелов в знаниях.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи организации учебной деятельности:
формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций;
развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтении;.
совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
В учебном плане на изучение русского (родного) языка в V классе предусмотрено 238 часов.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Формы организации образовательного процесса: Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок –блок, урок- исследование, урок развития речи.
Формы контроля:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
-индивидуальный устный опрос;
-фронтальный опрос;
- опрос с помощью перфокарт;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- написание сочинений;
-письмо под диктовку;
Организация процесса обучения предполагает применение учебника
Русский язык, 5 класс, авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян
Л.А. Тростенцова, И.И. Кулибаба под редакцией Н.М. Шанского, 2009
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 5 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Содержание тем учебного курса.
Язык - важнейшее средство общения. Повторение пройденного в 1 - 4 классах
Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных. Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами. Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами. Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. Пунктуация как раздел науки о языке. Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании. Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение). Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога.Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари. Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи
Самостоятельные и служебные части речи
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко). Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа. Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе
Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 5 класса.
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическим и толковым словарями;
соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По развитию речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.

Литература для учителя.
Программа по русскому языку для образовательных школ, гимназий, лицеев. Авторы программы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Дрофа, 2003.
Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.). – М.: Просвещение, 2006.
Никитина Е.И. Уроки русского языка в 5 классе. – М.: Просвещение, 2003.
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. – СПб.: Свет, 2003..
Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. – М.: Просвещение, 1999.
Соловьева З.И. Учимся рассуждать. Учебное пособие по русскому языку. – М.: Вербум, 2001.
Соловьева З.И. Сборник проверочных работ по русскому языку. 5 класс. – М.: Вербум, 2001.
Сараева А.Н. Уроки русской орфографии. – М.: Грамотей, 2003.
В.И. Капинос, Л.И.Пучкова и др. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М.: «Интеллект-Центр», 2006.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Архарова Д.И., Долинина Т.А. Речь и культура общения / Практическая риторика. 5 класс. – Екатеринбург, ИД «Сократ», 2002.
Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка: 5 класс: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1992.
Т.В. Шклярова Планы грамматических разборов. М.: Грамотей, 2002.
Словари (по всем разделам русского языка).
Научно-методический журнал «Русский язык в школе» и др.






















Тематическое планирование по русскому языку в 5 классе (4 часа в неделю, всего 140 часов)
По учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, и др.

№ п/п
Тема урока
Цели
часы
Вопросы к изучаемой теме
Сопутствующее повтор.
Виды самостоятельной работы
Формирование универсальных учебных действий
Дата








Знать
Уметь
план
факт

Повторение изученного материала. 12 часов


1.
Язык и общение. Язык и человек.
сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения
1
Что такое язык?
Каково назначение языка?


Запись пословиц, пояснение их смысла
Основные разделы лингвистики, основные разделы языка и речи.
Выделять главное в высказывании.
1-8 сентяб.


2.
Общение устное и письменное.
Познакомить учащихся с понятием речь; показать значение речи как средства общения, дать понятие о единицах языка
1
Что такое речь?
Что является средством общения людей?
Какими словами, близкими по значению, можно заменить слово язык?
Предложение, слово, звук
анализ текста
Отличия устной речи от письменной. Язык – универсальное средство общения, свободное владение родным языком – признак культуры человека.
Понимать информацию устного и письменного сообщения, осознавать значение родного языка в жизни человека и общества
1-8 сентяб


3
Читаем учебник.
Слушаем на уроке
Изучить памятки.
1








4.
Стили речи.
формировать умение различать стили речи
1
Какие стили языка вы знаете?
Что такое стилистика?
однокоренные, родственные слова
словарная работа: грамота, снова, всегда, никогда, диво, удивление, удивительный
Приемы слушания, нормы речевого этикета.
Основные признаки разговорного, научного стиля, языка художественной литературы.
Соблюдать нормы русского речевого этикета, извлекать информацию из различных источников, понимать основное содержание текста.
1-8 сентяб


5.
Звуки и буквы. Произношение и правописание.
повторить звуки и буквы, транскрипция.
1
Что такое транскрипция
разбор слов по составу



1-8 сентяб


6










Орфограмма
вспомнить, что называется орфограммой, повторить опознавательные признаки орфограмм, тренировать в разборе слов по составу
1
Что называется окончанием, приставкой, корнем, суффиксом, основой слова? Что значит «однокоренные слова»?
разбор слов по составу
словарная работа: орфограмма. Подбор слов к схемам, определение орфограмм в корне
Понятие орфограммы, опознавательные признаки орфограммы.
Находить орфограммы в разных морфемах, дифференцировать их.
10-15
сентяб.


7
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.
повторить наиболее известные способы проверки безударной гласной в корне, продолжить работу по развитию умений выделять корень и определять ударения. Повторить правило правописания согласных в корне слова
1
Что нужно сделать, чтобы определить написание безударной гласной в корне?
проверка безударной гласной в корне
выборочный диктант, разбор слов по составу, проверка безударной гласной разными способами
Определение однокоренных слов.
Подбирать проверочное слово, определять ударение в слове, называть ударные и безударные гласные.
10-15
сентяб.


8
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.
повторить наиболее известные способы проверки безударной гласной в корне, продолжить работу по развитию умений выделять корень и определять ударения. Повторить правило правописания согласных в корне слова
1
Что нужно сделать, чтобы определить написание безударной гласной в корне?
проверка безударной гласной в корне
выборочный диктант, разбор слов по составу, проверка безударной гласной разными способами
Определение однокоренных слов.
Подбирать проверочное слово, определять ударение в слове, называть ударные и безударные гласные.
10-15
сентяб.


10
Правописание проверяемых согласных в корне слова.
Повторить правописание согласных в корне слова и способы проверки
1
Как правильно писать проверяемую согласную в корне слова?

Работа с учебником. Творческая работа по картинке





11
Правописание непроизносимых согласных в корне слова

1
Чем отличаются предлоги и приставки? Как пишутся предлоги со словами?

словарная работа: брошюра, жюри, парашют.
Правописание букв и, у, а после шипящих.
Безошибочно писать слова, проверять написанное, опознавая признаки орфограммы.
10-15
сентяб.














10
Разделительные ь и ъ.
повторить правило о правописании ъ и ь,
1



Правописание Ъ, Ь.
Опознавать признаки орфограммы, безошибочно писать слова, объяснять причину несоответствия букв и звуков в словах с Ъ и Ь, определять функцию Ь для смягчения предшествующей согласной.
10-15
сентяб.


9
Текст. Основная мысль текста.
сообщить о важнейших признаках текста, формировать умение составлять текст
1
Что такое текст? Какими признаками должен обладать текст? Как связываются предложения в тексте?

Анализ текстов из упражнений учебника
Основные признаки текста. Смысловая и композиционная цельность, связность текста.
Отличать текст от предложений на тему, уметь строить текст.
17-22 сентяб.


10
Развитие речи. Обучающее изложение «Хитрый заяц»
познакомить учащихся с этапами работы над изложением, подготовить к написанию изложения по тексту упр.66, развивать речь и логическое мышление, способствовать нравственному воспитанию учащихся
1


анализ текста, составление плана
Пользоваться понятиями текста, темы текста, абзаца и знать их определяющие функции.
Передавать содержание текста от третьего лица, выделять в тексте главную и второстепенную информацию, отвечать на вопросы по содержанию.
17-22 сентяб.


11
Части речи
повторить материал о частях речи, с которыми учащиеся познакомились в начальной школе. Развивать умение определять часть речи
1
Какие части речи вы знаете? Что вы помните о предлоге? Местоимении? Расскажите об имени прилагательном, существительном, глаголе.
части речи
словарная работа: вскоре, справа, слева, направо, налево, влево, вверху, внизу, вдруг, вперёд, назад
Определение частей речи, последовательность их распознавания.
Различать части речи по вопросу, значению, морфологическим признакам, приводить свои примеры.
17-22 сентяб.


12
К/ диктант по теме«Повторение в начале учебного года»
проверить знания и умения учащихся, выявить пробелы

1



Правила выделения орфограмм в тексте.
Объяснять орфограммы в слове.
17-22 сентяб.


Синтаксис и пунктуация .29 часов.


13
Синтаксис и пунктуация
сообщить учащимся. Что такое грамматика, что изучает данный раздел, развивать умения пользоваться научными терминами
1
Что такое грамматика? Из каких разделов состоит грамматика? Для чего нужно изучать грамматику?

словарная работа: грамматика, морфология, синтаксис, пунктуация, запись текста, составление словосочетаний
Синтаксис как раздел грамматики, единицы синтаксиса.
Видеть границы в предложениях, выделять словосочетания, находить грамматическую основу.
24-29 сентяб.


14
Словосочетание. Строение словосочетания.
совершенствовать умения учащихся находить главную и зависимую части словосочетаний, правильно ставить вопрос, учить распознавать средства связи в словосочетаниях
1
Что такое словосочетание? Чем оно отличается от слова? является ли грамматическая основа словосочетанием?

словарная работа: словосочетание, стремиться, беседовать, посетить, рапорт, салют, изредка,
Основные признаки словосочетаний, строение словосочетаний, способы выражения главного и зависимого слова.
Определять главное и зависимое слово, составлять схемы словосочетаний.
24-29 сентяб.


15
Виды словосочетаний. Разбор словосочетаний
совершенствовать умения распознавать виды словосочетаний, уметь правильно выделять словосочетание из предложения, закрепить умение разбирать словосочетания
1
Какими частями речи могут быть выражены главные слова в словосочетаниях?

запись под диктовку, выделение грамматической основы,
Способы выражения грамматической связи в словосочетании.
Составлять схемы словосочетаний, конструировать словосочетания по схеме.
24-29 сентяб.


16
Предложение. Грамматическая основа предложения.
закрепить и углубить имеющиеся у детей знания об основных признаках предложения, сообщить сведения о простом предложении, закрепить умение находить грамматическую основу предложения
1
Что такое предложение? Какие предложения по цели высказывания вы знаете? Какое предложение называется простым? Из каких членов может состоять грамматическая основа?
главные члены предложения
Словарный диктант, упражнение в выделении грамматической основы, словарная работа: шлем, палица,
Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.
Находить грамматическую основу предложения, конструировать предложения по заданным типам грамматическим основ.
24-29 сентяб.


17
Развитие речи. Сжатое изложение.
познакомить учащихся с особенностями сжатого изложения, приёмами работы над ним, вырабатывать умения раскрывать основную мысль текста и его тему
1
Что такое милосердие? Как нужно относиться к братьям нашим меньшим?
Структура сочинения-рассуждения
словарная работа: милосердие
Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом.
Выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею. Составлять подробный план.
1-6 октября


18
Члены предложения
сообщить о способах выражения подлежащего существительным, местоимением. Словосочетанием, учить находить грамматическую основу предложения, где подлежащее выражено существительным или местоимением
1
Назовите главные члены предложения.
Что такое грамматическая основа предложения? С помощью каких вопросов можно найти подлежащее и сказуемое? Какими частями речи выражается подлежащее? Что знаете о сказуемом?
главные и второстепенные члены предложения
словарная работа: подлежащее, сказуемое, восклицание, спор, дискуссия, дискутировать, выделение подлежащего и сказуемого в предложениях
Способы определения сказуемого, основные способы его выражения.
Способы определения подлежащего, основные способы его выражения
Выделять грамматическую основу предложения с двумя главными членами.
1-6 октября


19
Тире между подлежащим и сказуемым
совершенствовать умения учащихся распознавать способы выражения подлежащего и сказуемого, сообщить об условии постановки тире между подлежащим и сказуемым, развивать умение учащихся ставить тире в простых предложениях, где подлежащее и сказуемое выражены именами существительными
1
На какие вопросы отвечает сказуемое? Сколько способов выражения сказуемого вы знаете? Какими частями речи может быть выражено сказуемое?

Словарная работа: ярмарка, яровой, миниатюра, сравнение текстов по строению предложений
Способы выражения подлежащего и сказуемого, условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Опознавать подлежащее и сказуемое при пропуске глагола-связки, ставить тире, читать интонационно правильно данные предложения.
1-6 октября


20
Нераспространённые и распространённые предложения. второстепенные члены предложения
дать понятие о делении предложений по строению (наличию главных и второстепенных членов)
1
Что составляет грамматическую основу предложения? Как называется предложение, состоящее только из грамматической основы? Приведите примеры распространённых предложений. Что могут пояснять второстепенные члены предложений?

выделение грамматической основы, характеристика каждого предложения, составление схем данных предложений
Различия между распространенными и нераспространенными предложениями.
Различать распространенные и нераспространенные предложения, характеризовать предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов.
1-6 октября


21
Дополнение
углубить знания учащихся о второстепенных членах предложения, ознакомить с дополнением и способами его выражения, учить находить дополнение, разграничивать подлежащее и дополнение
1
На какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения7
синтаксический разбор
заполнение таблицы, запись предложений под диктовку, выделение грамматической основы и дополнения
Определение дополнения, способы его выражения, графическое выделение на письме.
Находить дополнение в тексте, отличать прямое дополнение от подлежащего.
8-13 октября


22
Определение.
познакомить с определением и способами его выражения, учить находить определение в предложении, употреблять его в речи
1
Что такое дополнение? Каким членом предложения оно является? На какие вопросы отвечает дополнение? Какими частями речи может быть выражено дополнение?
синтаксический разбор
заполнение таблицы, словарные слова: информация, сведения, сообщение, фамилия, портрет, вокзал, телефон, электровоз, пейзаж, мираж, бассейн
Способы выражения определения, графическое выделение на письме.
Находить определение в тексте, использовать в речи.
8-13 октября


23
Обстоятельство.
сообщить об обстоятельстве, ознакомить со способами его выражения, учить находить обстоятельства в тексте, употреблять их в речи
1
Что такое обстоятельство? Что обозначает обстоятельство? С помощью каких вопросов его можно найти в предложении? Какими частями речи выражено обстоятельство? От слов какой части речи они зависят?

схематический диктант, диктант с комплексным заданием
Способы выражения обстоятельства. Графическое выделение на письме.
Находить обстоятельства в тексте, использовать в речи.
8-13 октября


24
Предложения с однородными членами.
развивать умение находить однородные члены, соблюдать интонацию перечисления при чтении предложений с однородными членами, учить грамотно объяснять постановку знаков препинания при однородных членах предложения
1
Какие члены предложения называются однородными? Какие члены предложения могут быть однородными?
однородные члены предложения
словарная работа: натюрморт, объяснительный диктант
Признаки однородных членов.
Находить однородные члены.
8-13 октября


25
Обобщающие слова при однородных членах предложения
повторить сведения об обобщающих словах, учить находить обобщающие слова, ставить знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами
1
Что такое обобщающие слова?

словарная работа: компьютер, трибуна, стадион, футбол, матч, предложение, словосочетание, фантастика, газета, корреспондент


15-20 октября


26
Обращение. Знаки препинания при обращении
ознакомить учащихся с особенностями обращения, выделением на письме, учить находить обращения в тексте, отличать от подлежащего, использовать как средство оценки, тренировать в составлении предложений с обращениями
1
Что такое обращение? Какими знаками препинания выделяются обращения на письме?
синтаксический разбор, фонетический разбор
словарные слова: автор, запись предложений под диктовку с комментированием, проверочная работа
Понятие обращения, его роль в речи.
Составлять предложения с обращениями, различать обращение и подлежащее.
15-20 октября


27
Развитие речи. Письмо
совершенствовать умение выделять обращения в тексте, развивать умение использовать различные типы речи
1
Зачем нужны письма?

словарные слова: бассейн, фонтан, балкон, по пруду, в мелу, тоннель, регулировщик, столяр, алфавит, договор, атака
История эпистолярного жанра. Композиционные элементы письма. Виды писем.
Составлять текст письма в зависимости от его назначения.
15-20 октября


28
Разбор простого предложения
ознакомить с порядком синтаксического разбора, закрепить умение производить синтаксический разбор, развивать умение самостоятельно строить простое предложение по заданной схеме
1
Какое предложение называется простым?

словарные слова: пролил, пролила, пролили, заявить, выявление, объявление, появиться, явный, явь, составление предложений по заданным схемам
Алгоритм синтаксического и пунктуационного разборов простого предложения.
Выполнять синтаксический и пунктуационный разборы простого предложения.
15-20 октября


29
Простое предложение

1



Алгоритм синтаксического и пунктуационного разборов простого предложения.
Выполнять синтаксический и пунктуационный разборы простого предложения.
22-27 октября


30
Развитие речи. Сочинение-описание по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка»
подготовить учащихся к написанию сочининея, развивать речь учащихся, воспитывать любовь к искусству
1


беседа по вопросам


22-27 октября


31
Простые и сложные предложения
раскрыть структурные различия простых и сложных предложений, показать, что сложные предложения представляют собой единое целое и характеризуются интонационной законченностью, учит грамотно ставить знаки препинания между частями сложного предложения, читать и составлять схемы простых и сложных предложений, подбирать свои примеры к заданным схемам
1
Какое предложение называется простым? Сколько мыслей выражает одно простое предложение?

образование бессоюзных и союзных сложных предложений из простых, составление предложений по схемам, проверочная работа
Понятия простых и сложных предложений.
Отличать простые предложения от сложных, находить в них грамматические основы.
22-27 октября


32
Сложное предложение.
закрепить сведения о сложном предложении, полученные на предыдущем уроке, тренировка в постановке знаков препинания между частями сложного предложения
1
Какое предложение называется сложным? Какую роль может выполнять союз и в простом и в сложном предложениях7С помощью чего связываются простые предложения в составе сложного?

конструирование предложений с опорой на схемы, диктант с комментированием, выделение грамматической основы в сложных предложениях
Алгоритм расстановки знаков препинания в сложном предложении.
Правильно ставить знаки препинания в сложном предложении.
22-27 октября


33
Прямая речь.
учить различать прямую речь и слова автора, составлять предложения с прямой речью и грамотно расставлять в них знаки препинания
1
Назовите средства связи простых предложений в составе сложного. Каким знаком препинания на письме разделяются части сложного предложения?

синтаксические минутки, словарная работа: до свидания, спасибо, пожалуйста, до встречи
Понятие прямой речи.
Произносить интонационно правильно предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью.
29-3 ноября


34
Косвенная речь.
учить детей различать предложения с прямой и косвенной речью, тренироваться в постановке знаков препинания
1
Что такое прямая речь? Из каких частей состоит предложение с прямой речью? Какое место в предложении может занимать прямая речь? Слова автора? Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит после слов автора? До слов автора?
синтаксический разбор
замена прямой речи косвенной, синтаксический разбор,
Понятие косвенной речи, правило различения прямой и косвенной речи.
Различат прямую и косвенную речь в тексте, знаки препинания в косвенной речи.
29-3 ноября


35
Контрольный диктант
проверить знания учащихся
1





29-3 ноября


36
Работа над ошибками. Обобщение изученного материала по теме «Синтаксис и пунктуация»
Провести анализ диктанта, сделать работу над ошибками, повторить и обобщить изученный материал
1


словарная работа, работа над ошибками


29-3 ноября


37
Диалог.
учить правильно ставить знаки препинания при диалоге, учить составлять, вести диалог, интонационно правильно читать диалог
1
Что такое диалог? Как пишутся слова каждого лица в диалоге?

словарная работа: фантастика, интонация, грамматическая основа, шествовать, шефствовать, наряд, нарядить, газета, корреспондент, пролил, пролила, пролили, составление диалогов по теме
Понятие диалога.
Оформлять диалог на письме, знаки препинания при диалоге, составлять и правильно читать диалог.
12-17 ноября


Фонетика и графика. 14 часов.


38
Гласные и согласные звуки
сообщить, что изучают фонетика и графика, об отличии гласных от согласных звуков, их образовании, о различении звуков и букв
1
Что такое графика? Что изучает графика?

словарная работа: фонетика, мегафон, телефон, таксофон, микрофон, магнитофон
Предмет изучения орфоэпии и фонетики.
Различать гласные и согласные звуки, способы их образования, различать звук и букву.
12-17 ноября


39
Согласные звуки
сообщить, что изучают фонетика и графика, об отличии гласных от согласных звуков, их образовании, о различении звуков и букв
1



Предмет изучения орфоэпии и фонетики.

12-17 ноября


40
Изложение – повествование «Игра музыкальной шкатулки» упр.275
начать знакомство с типами монологической речи: повествованием и описанием
1


написание текста изложения
Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом.
Выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею. Составлять подробный план.
12-17 ноября


41-42
Согласные звонкие и глухие
учить различать звонкие и глухие согласные, повторить правило проверки орфограммы № 3
2
Какой звук преобладает в тексте стихотворения? Что вы слышите во время чтения стихотворения? Дайте характеристику звукам
парные согласные
запись пол диктовку, нахождение проверочного слова
Различия между звонкими и глухими согласными.
Различать звонкие и глухие согласные, правильно произносить согласные звуки речи.
19-24 ноября


43
Согласные твердые и мягкие
учить различать твердые и мягкие согласные
1



Различие твердых и мягких согласных, обозначение мягкости согласного при записи слова в фонетической транскрипции.
Различать твердые и мягкие согласные, соблюдать орфоэпическую норму.
19-24 ноября


44
Графика. Алфавит
повторить алфавит, закрепить понятия «буква»- «звук», учить правильно располагать слова по алфавиту
1
Что такое алфавит? Сколько букв в русском алфавите? Сколько гласных? Согласных?
синтаксический разбор предложения
синтаксический разбор предложения, расположение слов в алфавитном порядке
Понятие и назначение алфавита.
Правильно произносить буквы алфавита, располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться алфавитом в практической деятельности.
19-24 ноября


45
Описание предмета. Р.Р
Последовательно излагать мысли, соблюдать абзацы, видеть речевые и грамматические ошибки.
1

Основы постр текста. Как писать сочинение по картине 5 кл

Средства раск. замысла художника: композиция, цвет, колорит. План, опорные слова. Алгоритм работы над соч. по картине.
Формулировать тему, создавать свой текст по личным впечатлениям и по картине в соответствии с темой.
26-1 декабря


46
Обозначение мягкости согласных с помощью Ь
повторить сведения о роли ь; о написании сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ.
1
Для чего в словах пишется ь? когда пишется разделительный ь?

синтаксические минутки,
Правило об обозначение мягкости согласног. с помощью Ь.
Выбирать орфограмму для обозначения мягк. на письме.
26-1 декабря


47
Закрепление темы «Обозначение мягкости согласного с помощью Ь»

1



Правило об обозначение мягкости согласного с помощью Ь.
Выбирать орфограмму для обозначения мягкости на письме.
26-1 декабря


48
Двойная роль букв е, ё, ю, я.
вспомнить. что буквы е, ё, ю, я могут обозначать один и два звука, повторить сведения о назначении ь и ъ.
1
Если буквы е, ё, ю, я стоят после согласных, сколько и какие звуки они обозначают? Подумайте, в каом случае эти буквы обозначают один звук?

Словарная работа: стеречь, подстеречь, стережёшь, подстерегать, фонетический разбор
Двойная роль букв е, ё, ю, я.
Обозначение буквами е, ё, ю, я двумя и одним звуками. Правильно произносить слова.
26-1 декабря


49
Орфоэпия
сообщить, что такое орфоэпия, что она изучает, познакомить с орфоэпическим словарём и словарём ударений, учить правильному произношению, грамотной речи
1
Что такое орфоэпия? Что значит «правильная речь»?

словарные слова: досуг, предмет, километр, магазин, диктант с заданием
Орфоэпия как раздел науки о языке, изучающий правильное произношение слова.
Правильно произносить слова, пользоваться орфоэпическим словарем.
3-8 декабря


50
Фонетический разбор слова
учить записывать звуковой состав слова, учить различать буквы и звуки
1
Что такое фонетика, каллиграфия, орфоэпия? В чём особенность сонорных звуков? Назовите гласные, состоящие из одного звука.

словарная работа: почерк, подчеркнуть, аромат, благоухание, выборочный диктант, творческий диктант
Алгоритм фонетического разбора слова.
Выполнять фонетический разбор слова.
3-8 декабря


51
Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи»

1



Изученные правила темы.
Пользоваться теорией на практике, выполнять виды разборов.
3-8 декабря


52
Контрольный диктант
проверить знания учащихся
1



Изученные правила темы.
Пользоваться теорией на практике, выполнять виды разборов.
3-8 декабря


53
Анализ контрольного диктанта по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи».
Провести работу над ошибками
1



Орфографические и пунктуационные правила, на которые были допущены ошибки.
Проводить анализ выполненной работы, устранять ошибки.
10-15 декабря


Лексика культура речи. 12 часов.


54
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова
сообщить, что такое лексика, что изучает лексикология, учить различать лексическое и грамматическое значения слов, пользоваться
1
Что такое лексика? Что изучает лексика?

словарная работа: лексика, лексикон, лексический запас, кампания, компания, раскрытие лексического значения слов
Лексикология как раздел науки о языке, изучающий лексические и грамматические значения слов. Виды толковых словарей.
Различать лексическое и грамматическое значение слов, пользоваться толковым словарем.
10-15 декабря


55
Словари
учить пользоваться толковым словарём
1
Как пользоваться толковым словарём?

работа со словарём
Назначение, структуру, содержание словарной статьи.
Пользоваться толковым словарем.
10-15 декабря


56
Прямое и переносное значение слов
сообщить о прямом и переносном значении слова, учить различать прямое и переносное значение слова, употреблять в речи слова в переносном значении
1
Назовите слова в переносном значении. Что такое метафора?

словарная работа: метафора. Работа со словами, нахождение слов, употреблённых в переносном значении
Понятия прямого и переносного значения слов, метафоры.
Различать слова, употребленные в прямом и переносном значении, находить в художественном тексте олицетворения и метафоры.
10-15 декабря


57
Омонимы
повторить определение омонимов, чем они отличаются от многозначных слов, развивать умение находить омонимы в словаре, познакомить со словарём омонимов
1
Что такое омонимы? Почему лексическое значение омонимов раскрываются в разных словарных статьях?

синтаксические минутки, нахождение омонимов в словаре, составление словосочетаний с омонимами
Отличия омонимов от многозначных слов.
Находить омонимы в толковом словаре, отличать омонимы от многозначных слов, правильно употреблять омонимы в речи.
17-22 декабря


58
Синонимы
сообщить. Что такое синонимы. Познакомить со словарём синонимов, учить использовать синонимы в речи
1
Что такое синонимы? Какую роль играют синонимы в нашей речи?

синтаксические минутки, словарная работа: богатырь, силач, геркулес, атлет, составление синонимических рядов
Определение синонимов, различение слов-синонимов по оттенкам значений, эмоциональной окраске и стилевой неоднородности.
Подбирать синонимы к слову, строить синонимический ряд, использовать синонимы в речи.
17-22 декабря


59
Антонимы
сообщить об антонимах, их роли в речи, учить подбирать антонимы, развивать умение находить их в тексте, употреблять в речи
1
Что такое антонимы? Какую роль играют антонимы в нашей речи?

словарная работа: антоним, низкий, высокий, нахождение антонимов и определение их стилистической роли
Понятие антонимов, их стилистическая роль.
Пользоваться словарем антонимов, подбирать антонимы к слову, употреблять антонимы в речи.
17-22 декабря


60
Сочинение-описание по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»
развивать речь учащихся, правильно оформлять мысли на письме при описании картины
1
Что такое пейзаж? Какое время года изображено?


Средства раскрытия замысла художника: композиция, цвет, колорит. План, опорные слова.
Алгоритм работы над сочинением по картине.
Формулировать тему, создавать свой текст по личным впечатлениям и по картине в соответствии с темой.
Последовательно излагать мысли, соблюдать абзацы, видеть речевые и грамматические ошибки.
17-22 декабря


61
Повторение изученного по теме «Лексика». Культура речи. Зачёт по теме
повторить пройденное по разделу
1
Чем отличаются многозначные слова от омонимов?

словарный диктант, творческий диктант, составление словосочетаний с разным значением
Изученные правила темы.
Распознавать синонимы, антонимы, омонимы, правильно употреблять их в речи.
24-29 декабря


62
Подробное изложение по тексту К.Паустовского «Первый снег» упр.367
воспитывать у учащихся любовь к природе, нравственные качества
1



Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом.
Выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею. Составлять подробный план.
24-29 декабря


63
Контрольный диктант
проверка знаний учащихся
1





24-29 декабря


64
Работа над ошибками
Провести работу над ошибками
1





24-29 декабря


Морфемика. Орфография. 22 часа.


65
Морфема – наименьшая значимая часть слова.
подвести к пониманию морфемы как значимой части слова,
1
Что такое морфемика? Что такое морфема? Можно ли слова морфема и морфемика назвать однокоренными?

словарная работа: морфема, синтаксические минутки, выбор однокоренных слов и форм одного и того же слова
Основные морфемы слова.
Выделять морфемы на основе смыслового анализа слова.
10-12 января


66
Изменение и образование слов
сообщить, чем отличаются формы одного и того же слова от коренных слов
1


словарная работа
Однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Различать однокоренные слова и формы слова, подбирать однокоренные слова с учетом значения слов.
10-12 января


67
Окончание
повторить сведения об окончании как значимой части слова, которая образует формы слова, познакомить с понятием «нулевое окончание»
1
Какие части слова вы знаете? Что такое окончание? Для чего оно служит в предложении?
части слова
словарная работа, работа над текстом
Понятие окончания как части слова и его функции.
Определять грамматическое значение окончаний в разных формах существительного, прилагательного, глагола.
14-19 января


68
Основа слова
научить определять основу слова
1
Какова роль окончания? Что такое основа слова? Как найти основу?
разбор слов по составу
нахождение основы слова, запись под диктовку, определение слова по морфологическим признакам
Понятие основы слова, ее значение в структуре слова.
Способы словоизменения (склонение, спряжение).
14-19 января


69
Корень слова
повторить сведения о корне как значимой части слова, способы образования однокоренных слов, изученные орфограммы в корне слова
1
Что такое корень слова? Как найти корень? Как называются слова с одинаковым корнем?
части слова
словарный диктант, словарная работа: оранжевый, разбор слов по составу
Определение корня, однокоренных слов, способы проверки слов с орфограммами в корне.
Находить, подбирать, образовывать однокоренные слова, различать однокоренные слова и слова с корнями-омонимами.
14-19 января


70
Развитие речи. Рассуждение
знакомство с типом речи – рассуждение, развитие речи учащихся
1


словарная работа: рассуждение, тезис, аргумент
Композиционная схема рассуждения, его смысловые части.
Создавать сочинения данного типа, выделять в тексте тезис, доказательство, вывод.
14-19 января


71
Суффикс
повторить сведения о суффиксе как значимой части слова, о его роли в образовании новых слов (существительных)
1
Что называется окончанием, корнем, основой слова? Что заключено в основе слова? Объясните, что значит нулевое окончание. Что можете сказать о суффиксе?

словарная работа, разбор слов по составу, работа по таблице, диктант с заданием
Роль суффикса в образовании новых слов.
Выделять суффикс в слове. Образовывать новые слова с помощью известных суффиксов.
21-26 января


72
Приставка
сообщить о приставке – значимой части слова, о роли приставки как средстве образования новых слов
1
Что вы знаете о приставке? Для чего служит приставка?

словарная работа: паркет, аппетит, делегат, планёр, сэкономить, повторю, повторить, повторит, образование слов с помощью приставки, обозначение приставки в словах
Приставка как словообразовательная морфема.
Выделять приставку в слове. Определять ее значение, отличать приставку от предлога.
21-26 января


73
Изложение текста с изменением лица
познакомить с новым видом текста, научить менять лицо
1





21-26 января


74
Чередование звуков.
сообщить о чередовании звуков в словах, совершенствовать умения выделять корни с чередующимися гласными и согласными звуками
1
Что вы знаете о чередовании звуков?
число и падеж существительных
словарная работа: дрожь, дрогнуть, вздрагивать
Чередование гласных и согласных звуков в морфемах.
Выделять корни с чередующимися звуками, применять изученное правило на практике, объяснять выбор написания.
21-26 января


75
Беглые гласные

1
Что такое беглые гласные?

Запись под диктовку, замена словосочетаний одним словом, определение падежа и числа
Беглые гласные как варианты чередования.
Выделять морфемы, где есть беглые гласные.
28-2 февраля


76
Варианты морфем.
сообщить понятие «варианты морфем», учить распознавать варианты морфем
1
Что такое морфема?

синтаксические минутки, составление схем предложений
В результате чередования гласных и согласных меняется звуковой состав слов.
Находить в вариантных морфемах чередующиеся согласные и гласные. Определять чередования в морфемах.
28-2 февраля


77
Морфемный разбор слова
учить проводить морфемный разбор слова
1


разбор слов, запись под диктовку
Алгоритм морфемного разбора слова.
Выполнять морфемный разбор слова.
28-2 февраля


78
Правописание гласных и согласных в приставках
сообщить о неизменяемых приставках, учить находить орфограммы в приставках, грамотно писать гласные и согласные в неизменяемых приставках
1
Что вы знаете о правописании гласных и согласных в приставках?
правописание приставок
словарная работа: ремень, ременный, ремешок, ременчатый, ремешковый, ремешочек, словарный диктант, составление слов по схемам
Неизменяемые приставки, варианты типа об-обо.
Находить орфограммы в приставках, правильно писать неизменяемые приставки.
28-2 февраля


79
Буквы з и с на конце приставок
сообщить способ действий при выборе з, с на конце приставок
1
Назовите парные звонкие и глухие согласные. Какие правила написания приставок вы знаете?
парные согласные
словарный диктант, морфемный разбор слов, работа над текстом
Условия выбора буквы в приставках.
Пользоваться правилом, находить орфограмму в морфеме.
4-9 февраля


80
Закрепление темы «Буквы з и с на конце приставок».
закрепить умения пользоваться выбором з, с на конце приставок
1



Условия выбора буквы в приставках.
Пользоваться правилом, находить орфограмму в морфеме.
4-9 февраля


81
Буквы о, а в корне лаг, лож
сообщить о чередовании о а в корнях лаг, лож. Помочь учащимся овладеть способом выбора а о для грамотного написания корней лаг, лож
1
Какие правила написания приставок вы знаете?

словарно-орфографическая работа, диктант с комментированием,
Условия выбора буквы в корне.
Пользоваться правилом, находить орфограмму в морфеме.
4-9 февраля


82
Буквы о, а в корне раст, рос
познакомить учащихся с орфограммой №13, научить применять орфограмму на письме
1


запись предложений с комментированием, синтаксич.минутки, работа с таблицей, выделение орфограммы в словах
Условия выбора буквы в корне.
Пользоваться правилом, находить орфограмму в морфеме.
4-9 февраля


83
Буквы ё-о после шипящих в корне
знакомство с правописанием ё-о после шипящих в корне слова, развитие умений применять данную орфограмму
1


словарная работа: шов, шорох, капюшон, шофёр, шоколад, шомпол, шорты, жонглёр
Условия выбора буквы в корне.
Пользоваться правилом, находить орфограмму в морфеме.
11-16 февраля


84
Буквы и-ы после ц
сообщить условия выбора и-ы в корнях слов после ц, учить обосновывать этот выбор
1
Что вы знаете о правописании и-ы после ц?

запись трудных слов: цыц, цыплёнок, на цыпочках, цыган, цыкать, словарная работа, запись новых слов длина, юный, гостиница, поликлиника, редакция, экспедиция, редактор
Условия выбора буквы в суффиксах и окончаниях.
Пользоваться правилом, находить орфограмму в морфеме
11-16 февраля


85
Повторение по теме «Орфография»
Повторить пройденное по разделу
1



Морфемный состав слова, правописание гласных и согласных в корне. Основные средства выразительности.
Выделять морфему на основе смысл. анализа слова, находить орфогр. в морфемах, применять изучен. правила на практике.
11-16 февраля


86
Контрольный диктант
проверка знаний учащихся
1



Морфемный состав слова, правописание гласных и согласных в корне. Основные средства выразительности.
Выделять морфему на основе смысл. анализа слова, находить орфогр. в морфемах, применять изучен. правила на практике.
11-16 февраля


87
Анализ контрольного диктанта по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».

1



Орфографические и пунктуационные правила, на которые были допущены ошибки.
Проводить анализ выполненной работы, устранять ошибки.
18-23 февраля


Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное. 15 часов.


88
Самостоятельные и служебные части речи
закрепить умения учащихся распознавать самостоятельные и служебные части речи
1
Вспомните, какие разделы науки о языке вы изучили с начала учебного года? Что изучает морфология?
грамматический разбор предложения
словарный диктант: алфавит, партер, средства, шофёр, положил, поняла, красивее, документ километр, случай, хозяева
Самостоятельные и служебные части речи. Их значение в русском языке. Понятия морфологии, грамматики, грамматического значения слова.
Различать служебные части речи от самостоятельных.
18-23 февраля


89
Имя существительное как часть речи.
учить отличать имя существительное от других частей речи, опираясь на морфологические признаки, тренировать в распознавании частей речи,
1
Какие части речи вы знаете? Что вы знаете об имени существительном?
части речи
словарная работа: мели, окуни, пряди, соли, синтаксические минутки, работа с таблицей, объяснительный диктант,
Морфологические признаки имени существительного, его роль в предложении.
Узнавать существительное среди других частей речи.
18-23 февраля


90
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
познакомить с понятием одушевлённости и неодушевлённости
1
Как вы понимаете слова одушевленный и неодушевленный?


Связь категории одушевленности – неодушевленности с понятиями живого и неживого.
Различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.
18-23 февраля


91
Имена существительные собственные и нарицательные
сообщить о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить умения распознавать собственные и нарицательные имена существительные
1
Какие имена существительные всегда пишутся с большой буквы?
части речи
запись словарных слов: случай, изобретение, молодёжь, гражданство, ходатайство
Деление существительных на собственные и нарицательные.
Правильно писать имена существительные собственные, различать существительные собственные и нарицательные. Учитывая значение слова.
25-2 марта


92
Морфологический разбор имени существительного
познакомить с морфологическим разбором имени существительного, закрепить умение производить морфологический разбор имени сущ.
1


синтаксические минутки, диктант с комментированием, морфолог. разбор
Алгоритм морфологического разбора имени существительного.
Выполнять морфологический разбор имени существительного.
25-2 марта


93
Род имён существительных
сообщить о принадлежности имён существительных к одному из трёх родов, учить определять род существительного, согласовывать с другими частями речи
1
Вспомните слова-помощники, с помощью которых легко определить род существительного.
Какого рода бывают имена существительные?
род имён существительных
синтаксические минутки. Игра «Кто быстрее», работа с текстом
Принадлежность слова к одному из трех родов.
Определять род имени существительного.
25-2 марта


94
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа
сообщить о существительных, имеющих форму только множественного числа, учить употреблять эти существительные в речи
1
В каком числе могут стоять имена существительные?
число имён существительных
словарная работа: пожар, пожарище, пожарник, пожарный, диктант с заданием
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.
Употреблять эти существительные в речи в сочетании с прилагательными и глаголами прошедшего времени, соблюдать орфоэпические нормы.
25-2 марта


95
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа
познакомить учащихся с существительными, имеющими форму только единственного числа, учить употреблять эти существительные в речи
1
Какие существительные имеют форму только множественного числа?

словарная работа: базар, рынок. Работа с текстом
Имена существительные, которые имею форму только единственного числа.
Употреблять эти существительные в речи в сочетании с прилагательными и глаголами прошедшего времени.
4-9 марта


96
Три склонения имён существительных.
освежить знания учащихся о склонении, полученные в начальной школе
1
Что такое склонение существительных? Сколько типов склонения в русском языке вы знаете? Вспомните, как определяется склонение существительных?
склонение существительных
словарный диктант: старинный фарфор, узбекский хлопок, прочный цемент, первоклассный каучук, хороший силос, выборочный диктант
Три склонения имен существительных.
Способ определения склонения имен существительных.
4-9 марта


97
Падеж имён существительных
повторить алгоритм определения падежа существительного
1
Как определить падеж?
падеж

Падеж имен существительных и падежные окончания.
Определять падеж имен существительных.
4-9 марта


98
Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных в единственном числе
повторить алгоритм определения написания е-и в безударных окончаниях имён существительных
1
Сколько падежей в русском языке? Как определить падеж имени существительного?
падеж имён
сущ-ых
диктант с заданием, словарная работа:, инженер, пианино, территория, терраса, террариум
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.
Владеть способом действия при выборе орфограммы.
4-9 марта


99
-Е, -И в окончаниях существительных.
Закрепить умения написания гласных е – и в окончаниях имен существительных
1


Работа по карточкам
Правописание гласных и падежных окончаний имен существительных.
Применять правило при выборе орфограммы, безошибочно писать слова.
11-16 марта


100
Множественное число имён существительных
сообщить особенности написания и употребления форм множественного числа существительных, учить правильно писать и употреблять существительные во множественном числе
1
Какие особенности написания форм множественного числа существительных вы знаете?

словарная работа: инженеры, шофёры, договоры, торты, паспорта, сторожа, доктора
Особенности написания и употребления форм множественного числа имен существительных.
Уметь правильно писать и употреблять имена существительные.
11-16 марта


101
Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных (2).
Учить применять правило написания о – е после шипящих и ц
1



Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Применять правило при выборе орфограммы, безошибочно писать слова.
11-16 марта


102
Закрепление темы «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»
Тренировать учащихся в написании о – е после шипящих и ц
1



Способ действия при выборе написаний о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Применять правило при выборе орфограммы, безошибочно писать слова.
11-16 марта


103
Контрольный диктант
проверка знаний учащихся
1



Изученные правила темы.
Пользоваться теоретическими правилами на практике.
18-23
марта


Имя прилагательное. 9 часов.


104
Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи. Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных.
повторить изученное об имени прилагательном, вспомнить о синтаксической функции прилагательного в предложении
1
Что такое имя прилагательное? С какой частью речи связано прилагательное? Что оно обозначает?
имя прилагательное
синтаксическая минутка, разбор слов по составу, сравнение текстов
Морфологические признаки и синтаксическая роль имен прилагательных в тексте.
Определять морфологические признаки и синтаксическую роль прилагательных.
18-23
марта


105
Закрепление темы «Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных».
Совершенствовать умение грамотно писать окончания прилагательных
1



Условия, от которого зависит выбор гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Правильно писать окончания имен прилагательных.
18-23
марта


106
Развитие речи. Описание животного. Изложение. (упр.587)
формировать умение соотносить тему и содержание, учить определять основную мысль текста
1
Как надо относиться к животным?


Озаглавливание, повествование с элементами сочинения, стиль текста.
Использовать прилагательные в речи, определять стиль текста.
18-23
марта


107
Буквы о-ё после шипящих в окончаниях прилагательных.
Учить правильно писать о – е в окончаниях имен прилагательных после шипящих и ц
1



Условия выбора орфограммы.
Применять изученное правило на практике.
3-6 апреля


108
Имена прилагательные полные и краткие
сообщить о полной и краткой формах имён прилагательных, о синтаксической роли имён прилагательных в краткой форме, учить различать краткие и полные формы, грамотно писать краткие формы имён прилагательных с основой на шипящую
1
В чём выражается грамматическая связь прилагательного и существительного?
Как правильно определить, каким членом предложения является прилагательное?
написание ь после шипящих
словарная работа: вежливый, невежа, невежда, образование кратких прилагательных, синтаксический разбор предложений
Грамматические особенности кратких и полных прилагательных, их синтаксическую роль.
Отличать полные прилагательные от кратких.
3-6 апреля


109
Морфологический разбор имени прилагательного
познакомить с порядком морфологического разбора имени прилагательного
1
Слова какой части речи помогают в описании предмета?

работа с текстом, орфографическая диктовка,
Алгоритм морфологического разбора имен прилагательных.
Выполнять морфологический разбор имен прилагательных.
3-6 апреля


110
Повторение по теме «Имя прилагательное»
Повторить пройденное
1



Морфологические признаки имен прилагательных, опознавать прилагательные в тексте.
Безошибочно писать имена прилагательные, правильно употреблять их в речи.
8-13 апреля


111
Контрольный диктант
проверка знаний учащихся
1



Морфологические признаки имен прилагательных, опознавать прилагательные в тексте.
Безошибочно писать имена прилагательные, правильно употреблять их в речи.
8-13 апреля


112
Анализ контрольного диктанта по теме «Имя прилагательное»
Работа над ошибками
1



Орфографические и пунктуационные правила, на которые были допущены ошибки.
Проводить анализ выполненной работы, устранять ошибки.
8-13 апреля


113
Глагол как часть речи.
повторение изученного о глаголе, учить грамотно писать не с глаголами
1
Как называются словосочетания, в которых главное слово выражено глаголом? Как пишется не с глаголами?
словосочетания
словарная работа: завет, ответ, привет, совет, надеть, раздеть, приодеть,
Определение глагола. Морфологические признаки глагола, его синтаксическая роль.
Находить глаголы в речи.
8-13 апреля


114
Не с глаголами
Учить грамотно писать не с глаголами.
1



Правило написания не с глаголами.
Пользоваться изученным правилом на практике, соблюдать орфографические нормы.
15-20 апреля


115
Неопределённая форма глагола.
учить различать глаголы в неопределённой форме
1
На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? Что нужно помнить при написании слов с ь на конце после шипящих?
синтаксический разбор предложений
образование возвратной формы глагола, словарный диктант, свободный диктант, синтаксический разбор
Определение неопределенной формы глагола.
Различать неопределенную и личную форму глагола, правильно писать глаголы в неопределенной форме.
15-20 апреля


116
Правописание тся и ться в глаголах
Закрепить знания условий выбора написания – тся и ться в глаголах
1



Условие выбора написания тся и ться в глаголах.
Находить слово, к которому относится глагол, сопоставлять личную и неопределенную форму глагола.
15-20 апреля


117
Виды глагола.
сообщить, что глаголы делятся на виды по вопросам и значению
1
Какого вида бывают глаголы в русском языке? На какие вопросы отвечают глаголы совершенного вида? Несовершенного вида?

словарная работа: класть, клал, кладу, положить, положить, положу, атлет, кампания, компания, мираж, проволока
Глаголы совершенного и несовершенного вида.
Владеть способом действия по распознаванию вида глагола, отличать глаголы совершенного и несовершенного вида.
15-20 апреля


118
Виды глагола.
закрепить умения распознавать вид глагола
1
Что выражают виды глагола?


Глаголы совершенного и несовершенного вида.
Владеть способом действия по распознаванию вида глагола, отличать глаголы совершенного и несов. вида.
22-27 апреля


119
Буквы е-и в корнях с чередованием
сообщить о чередовании гласных е-и в корнях, о способах действия при выборе условий написания орфограммы №24
1
Какой суффикс стоит после корня в глаголах несовершенного вида?

зрительный диктант: ошибка, процесс, трасса, чувствовать, агентство
Виды чередований, условия выбора орфограммы.
Применять данное правило, употреблять глаголы с чередующимися гласными в речи.
22-27 апреля


120
Буквы е-и в корнях с чередованием
Закрепить умения применять орфограмму №24
1



Виды чередований, условия выбора орфограммы.
Применять данное правило, употреблять глаголы с чередующимися гласными в речи.
22-27 апреля


121
Развитие речи. Невыдуманный рассказ о себе
учить грамотно излагать свои мысли, развивать речь и логическое мышление
1
От чьего имени ведётся рассказ?


Тип речи - повествование, особенности рассказа.
Использовать глаголы разного вида в тексте, создавать текст повествовательного характера, реализуя замысел в соответствии с темой.
22-27 апреля


122
Время глагола. Прошедшее время
сообщить об образовании временных форм от глаголов совершенного и несовершенного видов, учить определять временные формы глаголов, сообщить о способе образования и изменения глаголов прошедшего времени
1
Назовите три времени глагола. На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?
время глагола
словарная работа: баловать, балую, баловал, занят, занята, занято, облегчить, облегчим, работа с текстом,
Способы образования и изменения глагола прошедшего времени.
Распознавать глаголы прошедшего времени, правильно использовать их в речи.
29-4 мая


123
Настоящее время.
сообщить об образовании глаголов настоящего времени, развивать умение различать формы глагола
1
На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени?
склонение имён сущ-ых
словарный диктант, определение склонения имён сущ-ых,
Форму настоящего времени имеют глаголы несовершенного вида. Способы образования и изменения глагола настоящего времени.
Распознавать глаголы настоящего времени, правильно использовать их в речи.
29-4 мая


124
Будущее время
сообщить об образовании глаголов будущего времени, развивать умение различать формы глагола
1
На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени?


Способы образования и изменения глагола будущего времени.
Распознавать глаголы будущего времени, правильно использовать их в речи.
29-4 мая


125
Спряжение глагола
сообщить о способе определения спряжения глагола, развивать умения определять спряжение глагола по ударному личному окончанию
1
Сколько спряжений глаголов вы знаете? Какие глаголы относятся к 1 спряжению? Ко 2 спряжению?
синтаксический разбор предложения
выборочный диктант, словарно-орфографическая работа, синтаксический разбор,
Понятие спряжения глагола, способы определения спряжений глаголов.
Определять спряжение глаголов по алгоритму.
29-4 мая


126
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием (2).
Закрепить умения применять алгоритм определения спряжения глагола по неопределенной форме (орфограмма №25)
1



Определить спряжение глагола с безударным личным окончанием
Пользоваться алгоритмом определения спряжение глагола.
6-11 мая


127
Правописание безударных личных окончаний глаголов
тренировать учащихся в выборе орфограмм в написании личных окончаний глагола, закрепить умения различать глаголы 1 и 2 спряжения учить правильно писать личные окончания глаголов
1
Какие глаголы-исключения вы знаете? Как определить спряжение глагола?

синтаксические минутки, объяснительный диктант, определение спряжения глагола,
Определить спряжение глагола с безударным личным окончанием
Пользоваться алгоритмом определения спряжение глагола.
6-11 мая


128
Правописание безударных личных окончаний глаголов
Учить различать глаголы 1и 2 спряжения
1



Определить спряжение глагола с безударным личным окончанием
Пользоваться алгоритмом определения спряжение глагола.
6-11 мая


129
Морфологический разбор глагола
научить производить морфологический разбор глагола
1


словарная работа: батальон, бульон, почтальон, велосипед, вереница, вестибюль, винегрет, гардероб, гастроном, дисциплина
Алгоритм морфологического разбора глагола.
Выполнять морфологический разбор глагола.
6-11 мая


130
Мягкий знак после шипящих во 2 лице единственного числа
отработать знания и умения применять орфограмму № 22
1
Что вы знаете о написании ь на конце глаголов 2 лица единственного числа?

орфографическая подготовка: шов, крыжовник, жонглёр, шоколад
Правописание глаголов во втором лице единственного числа.
Употреблять глаголы второго лица единственного числа в устной и письменной речи.
13-18 мая


131
Употребление времени
учить употреблять глаголы в настоящем и будущем времени в рассказе о прошлом
1
Какие три времени есть у глагола?

определ. временных форм глагола
Правило об употреблении времен глаголов в речи.
Правильно использовать времена глаголов в речи.
13-18 мая


132-133
Повторение изученного
повторить изученное по теме
2
Дайте определение глагола. Что называется спряжением? Чем отличается неопр. форма от других форм глагола?

Тест-опрос, словарный диктант, синтаксические минутки


13-18 мая


134
Контрольный диктант
проверка знаний учащихся
1





20-25 мая


Повторение. 5 часов.


135-136
Работа над ошибками. Итоговое повторение
повторить и систематизировать знания, полученные в течение учебного года
2
Назовите науки о языке. Что изучает фонетика? Графика? Расскажите алфавит. Назовите гласные и согласные звуки
фонетический разбор
фонетический разбор, работа с таблицей, словарный диктант,


20-25 мая












13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015




Заголовок 415