Конспект урока по окружающему миру в 1 классе (возраст 6 – 7 лет) Тема урока: «Растительноядные и хищные животные»

Учитель: Романцова Екатерина Михайловна
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе (возраст 6 – 7 лет)
Тема урока: «Растительноядные и хищные животные»
Цель: Формирование и классификация понятий «растительноядные», «хищные» животные
Задачи:
1) учить сравнивать растительноядных и хищных животных по способу питания, внешним признакам, указывающим на способы питания.
2) развивать у учащихся наблюдательность, мышление, внимание, коммуникативные качества личности,
3) воспитывать ценностное отношение к окружающему миру и интерес к предмету «Мы и окружающий мир» через применение на уроке ИКТ.

Предполагаемые результаты:
В результате изученной темы дети должны:
1. Знать особенности растительноядных и хищных животных;
2. Уметь сравнивать растительноядных и хищных животных по способу питания, внешним признакам, указывающим на способы питания;
3. Владеть навыками систематизации прочитанного текста.

Оборудование: учебник Н.Я.Дмитриевой и А.Н.Казакова «Мы и окружающий мир» 1 класс, мультимедиапроектор, компьютер, диск с презентацией урока, карточки с героями мультфильма «Ну, погоди!», наклейки смайлики, карточки со знаками самопроверки, карточки с текстом.
Ход урока:

Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
УУД

1.
Мотивация
Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.

Личностные (самоопределение)


2.
Актуализация
знаний
Слайд 1.
Прыгун-трусишка: Хвост-коротышка, Глазки с косинкой, Ушки вдоль спинки, Одежка в два цвета – На зиму, на лето. (Заяц)

Дружбу водит лишь с лисой, Этот зверь сердитый, злой. Он зубами щёлк да щёлк, Очень страшный серый  
(Волк)
- Знакомы ли вам эти герои? Откуда они?
- Вспомните, как герои относились друг к другу?
Слайд 2.
Да, волк постоянно бегал за зайцем, а заяц очень ловко, смело и всегда смешно выходил из ситуаций. Сегодня сказочные герои решили подружить их и просят вас им помочь!!!
Слайд 3.
Герои предлагают различные задания, а сделав их правильно, мы будем готовить сюрприз волку и зайцу. Вы постараетесь самостоятельно оценить свои знания в каждом задании, а, если вы считаете, что вы можете его сами преодолеть, наклеите на портрет зайца или волка смайлик. Работать будем в парах, ну, а те, кто сидит один, будут работать только с картинкой самого хитрого зайца!!!!
Итак, 1 сказочный герой. Отгадайте, кто это?
Перед волком он дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался
(Колобок)
Слайды 4, 5.
Правильно, Колобок предлагает вам (открываем задание с буквой Ж) самостоятельно разделить изображенные объекты на группы (живая и неживая) природа.

Поверка задания.
Оцените себя самостоятельно. Если вы не сомневались в правильном ответе, наклейте смайлик на свой рисунок.

Следующий сказочный герой, кто же ты?
Враг людей
И враг зверей
Злой разбойник
(Бармалей)
Бармалей (открываем задание с буквой И) предлагает поговорить о Солнечной системе.
Слайд 6.
Сколько планет входят в Солнечную систему?(9, в том числе карликовая планета Плутон)
Как называется самая большая планета? (Юпитер)
Чему равно вращение Земли вокруг Солнца? (год)
Что вращается вокруг Земли? (Естественный спутник Земли – Луна)
Почему происходит смена времени суток? (Из-за вращения Земли вокруг своей оси).
Поверка задания.
Оцените себя самостоятельно. Если вы не сомневались в правильном ответе, наклейте смайлик на свой рисунок.


Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
А однажды бегемота
Вынимал он из болота.
Добротою знаменит,
Это доктор
(Айболит)

Слайд 7.
Айболит (открываем задание с буквой В) у вас спрашивает:
Как зовут первого
космонавта и когда
он полетел в космос?

Поверка задания.
Оцените себя самостоятельно. Если вы не сомневались в правильном ответе, наклейте смайлик на свой рисунок.


У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт он длинный,
Кто же это?...
(Буратино)

Слайд 8.
Буратино(открываем задание с буквой О) хочет узнать, главные условия существования жизни на Земле.
Поверка задания.
Оцените себя самостоятельно. Если вы не сомневались в правильном ответе, наклейте смайлик на свой рисунок.



Его хозяин – мальчик Робин,
Его приятель – Пятачок.
Он раз был облаку подобен;
Он прост, но он не дурачок.
(Винни-Пух)

Слайды 9-11.
(Открываем задание с буквой Т) Винни-Пух сыграет с вами в игру «Третий лишний»

Поверка задания.
Оцените себя самостоятельно. Если вы не сомневались в правильном ответе, наклейте смайлик на свой рисунок.


Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка
(Снегурочка)
Слайды 12-13.
(Открываем задание с буквой Н)
Снегурочка спрашивает: «Какие царство включают в живую природу?»

Поверка задания.
Оцените себя самостоятельно. Если вы не сомневались в правильном ответе, наклейте смайлик на свой рисунок.


Скорей бы приблизился вечер
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золочёной карете
Поехать на сказочный бал.
(Золушка)
Слайд 14.
(Открываем задание с буквой Ы) Золушка хочет узнать, на
какие группы вы разделили бы этих животных? Почему?

Поверка задания.
Оцените себя самостоятельно. Если вы не сомневались в правильном ответе, наклейте смайлик на свой рисунок.


Он не лев, не слон, не птица,
Не тигрёнок, не синица,
Не котёнок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка,
А зовётся
(Чебурашка)
Слайды 15-23.
А вот Чебурашка(открываем задание с буквой Е) поиграет с вами в игру «Ребусы»

Поверка задания.
Оцените себя самостоятельно. Если вы не сомневались в правильном ответе, наклейте смайлик на свой рисунок.

Обратите внимание!!!! Каждый герой открывал какую-то букву. Какое слово у нас получилось? (животные). Действительно, мы с вами сегодня очень много будем говорить о разных животных.

Отдохнём и посмотрим историю об ещё одних героях мультика!
Физкультминутка.
Слайды 24-26.


Отгадывают загадки.











Ответы детей. Вспоминают героев мультфильма «Ну, погоди!»






















Отгадывают загадку.





Распределяют предметы в 2 группы (живая природа и неживая природа)

Самооценка.






Отгадывают загадку.








Отвечают на вопросы по теме «Солнечная система».














Самооценка.





Отгадывают загадку.







Отвечают на вопрос о первом полёте человека в космос.



Самооценка.





Отгадывают загадку.










Называют главные условия жизни на Земле.


Самооценка.






Отгадывают загадки.





Выполняют задания в игре «Третий лишний».

Самооценка.





Отгадывают загадку.






Называют царства живой природы.


Самооценка.





Отгадывают загадку.



Называют признаки домашних животных и диких животных.

Самооценка.





Отгадывают загадку.







Разгадывают ребусы.



Самооценка.
Регулятивные УУД (контроль и коррекция, оценка)
Познавательные действия
(классификация,
сериация);
коммуникативные действия (умение вступать в кооперацию, соотносить позиции партнеров и собственную)

3.
Проблемная
ситуация
Слайд 27.
Ребята, давайте поможем нашим героям больше никогда не ссориться!
1 задание творческое. Мы видим значок «Краски». Вы дома рисовали животных, сделали выставку своих рисунков, даже можете немного рассказать о них, номы не успеем послушать все рассказы, к сожалению.
(Учитель выборочно рассматривает 4-5 рисунка, а дети рассказывают о животных).

Слайд 28.
Итак, на Земле очень много разных животных, способ питания у них тоже отличается.
На уроке мы будем говорить о растительноядных и хищниках, будем их сравнивать. Постараемся ответить на вопрос: «Можно ли по внешнему виду и поведению узнать,
чем питается животное?»





Выставка рисунков животных. Заслушивание докладов (4-5 чел).
Личностные УУД.
Регулятивные действия:
– выделение и сохранение цели,


4.
Решение
проблемной
ситуации
Значок «книги» означает, что мы будем работать с учебником.
Давайте откроем учебник на с.12-13 и рассмотрим рисунок, где пасутся козы.
-Каких животных вы видите на поле?
-Можно ли по внешнему виду и по поведению догадаться, кто из них растительноядный, а кто хищник?
-Что они делают? Как они себя ведут?
Обезьяны и козы – растительноядные животные, едят траву, листья, но при этом они неспокойны, ведут себя настороженно, потому что в траве притаился другой зверь – волк – хищник, он подкрадывается к добыче.)

Слайд 29.
Значит, у них разные повадки, т.е. разное поведение.

Как они могут обнаружить хищника? (увидеть, услышать, учуять).
Значит, для этого им надо иметь хорошо развитые слух, зрение, обоняние.
-Как поведут себя наши животные, если заметят волка? (убегут или будут
защищаться)
Сделаем вывод: Главная задача – растительноядных животных быть осторожным и внимательным.

Слайд 30.
Итак, давайте же запомним, что животные по способу питанию бывают растительноядные и хищные.
Растительноядные животные питаются растениями, а хищные мясом. Части растений, которыми питаются те или иные животные: корень, стебель, листок, плод, семена.

Физкультминутка.
Работа с учебником. Ответы на вопрос учителя. Анализ рисунка. Прочитанного текста.




















Ответы на вопросы учителя.







Делают вывод.
Познавательное УУД


5.
Первичное
закрепление.
Создание
ситуации
успеха
Подумаем?!
Слайд 31.
У вас на стр. 12 и у меня на слайде изображены животные.
Что общего между ними? (животные)
-Чем они различаются? Но пища у них различна.
- Гусеницы прожорливы, едят листья. Действительно большинство насекомых растительноядные: (питаются частями растений, высасывают сок из растений, поедают кору деревьев.
-Заяц на рисунке изображен с морковкой.
-А рысь – хищница, питается мясом.

Рассматривание иллюстраций животных (рысь, гусеница, заяц), их сравнение выделение общего и отличий.
Личностные УУД.


6.
Самостоятель-
ная работа
А сейчас мы будем работать над текстом, поднимая сигнальные карточки. Слайд 32.
Прочитайте текст самостоятельно, сделайте пометки перед каждым предложением.

V уже это знал
+ новое
? не понял, возник вопрос
- думал иначе.
Читаем текст по предложениям, дети поднимают сигнальные карточки.
- О каких же врагах растительноядных вы узнали?
- Как ведут себя растительноядные?
Работают с текстом. Читают текст. Делают пометки на полях, анализируют прочитанного по степени знакомства с данным материалом. Работа с сигнальными карточками.
Познавательные и знаково-символические действия
Регулятивные УУД


7
Закрепление
Какие же чувства хорошо развиты у растительноядных?
Слайд 33.
Какие средства охоты вы можете назвать у хищников?
Слайды 34-35.


Поиграем в игру «Зоопарк»
Слайды 36-38
Оцените себя самостоятельно. Если вы не сомневались в правильном ответе, наклейте смайлик на свой рисунок.
Выделяют общие чувства у растительноядных и хищниках (слух, зрение, обоняние). Но разные цели их назначения - средства защиты и средства охоты.
Игра «Зоопарк». Соотносят животных со средством их питания.
Регулятивные УУД


8
Разрешение проблемного вопроса.
-Нужны ли хищники в природе?
(Они санитары леса).

А как вы думаете, к какому способу питания относят медведя? (всеядный)
Итак, возвращаемся к вопросу в начале урока (слайд 39):
« МОЖНО ЛИ
ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ
И ПОВЕДЕНИЮ
УЗНАТЬ, ЧЕМ ПИТАЕТСЯ ЖИВОТНОЕ?»
Как мы отличаем растительноядных животных от хищных? Слайд 40.

Слайд 41. А куда вы отнесете медведя?
-По внешним признакам и по поведению – это хищник. (Питается мясом и рыбой)
-А по названию, вслушайтесь в это слово «медведь» - «мед» «ведает».
Любит полакомиться медком, ягодами, корешками, орехами, злаками. Значит он и растительноядный. Медведь ест все. Поэтому он всеядный.
-А человек?
Найдите в учебнике предложение, которое поясняет. А к какому способу питания относился древний человек?

Оцените себя самостоятельно. Если вы не сомневались в правильном ответе, наклейте смайлик на свой рисунок.

Отвечают на вопросы учителя.





Делают выводы по теме урока, отвечают на главный проблемный вопрос урока.

«Медведь – всеядное животное»










«Человек – всеядное животное»
Познавательное
Коммуникатив-ные
Регулятивные УУД (контроль и коррекция, оценка)


9
Самооценка
Рефлексия

Давайте рассмотрим ваши картинки! Покажите их нам! Да, ребята, у вас у всех получились красочные и очень весёлые подарки нашим героям, на некоторых из них много смайликов, на некоторых чуть меньше, но вы все работали очень хорошо и наши герои, конечно же помирились!!!!
Слайд 42.
А когда вы будет пересматривать свой любимый мультфильм «Ну, погоди!», помните, что герои обязательно помириться, и в этом помогли им вы.

Слайд 43.
Давайте вспомним наш урок и ответим на следующие вопросы:
Сегодня на уроке
мы познакомились
Мне было трудно
- Мне понравилось
Дети показывают свои картинки со смайликами.















Отвечают на вопросы, с чем познакомились на уроке, что было трудно, что понравилось (рефлексия)
Личностные УУД.
Регулятивные УУД (контроль и коррекция, оценка контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.)
Коммуникативные действия


10
Итог урока
Наш урок подошёл к концу. Сегодня мы анализировали текст, учились правильно излагать мысли, обсуждали проблему урока, развивали речь, внимание и узнали новое.


Регулятивные Личностные



Источники материалов:
1.Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир: Учебник для 1 класса: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2009.
2.Корбакова И.Н., Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы.- Волгоград: Учитель, 2010.
3.Сафронова Г.А. Мы и окружающий мир. 1 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я.Дмитриевой, А.Н. Казакова. – Волгоград: Учитель, 2007.
4. Интернет ресурсы:
Изображения, анимационные картинки из презентации Л.И.Куксовой «Растительноядные и хищные животные»:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




15