Реализация ФГОС: методика разработки и проведения занятия с ведущей ценностно-смысловой деятельностью


Реализация ФГОС: методика разработки и проведения занятия с ведущей ценностно-смысловой деятельностью
/доклад/
В Концепции модернизации Российского образования подчеркивается: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны». Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно в условиях системы дополнительного образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Внеурочная деятельность предусматривает формирование личностных и метапредметных универсальных учебных действий (УУД) ( регулятивные, познавательные, коммуникативные). Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Для эффективной организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС предлагается использовать следующие технологии:
• проектная деятельность;
• дифференциация по интересам;
• информационные и коммуникационные технологии;
• игровые технологии;
• обучение на основе «учебных ситуаций»;
• социально-воспитательные технологии;
• технология саморазвития личности учащихся.
Внеурочная деятельность, реализующая дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы направлена, прежде всего, на достижение воспитательных результатов. Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Новая парадигма образования ориентирована на формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, их закреплении и превращении в компетенции.
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций
Стратегия модернизации содержания общего образования России одним из направлений обновления называет «Компетентностный подход». Предполагается, что в основу обновлённого содержания общего образования будет положено формирование и развитие ключевых компетентностей учеников.
В науке термин «компетенции» на сегодняшний день не имеет строгого определения. Большинство современных ученых под компетенциями понимают комплекс обобщенных способов действий, обеспечивающий продуктивное выполнение деятельности, способность человека на практике реализовать свою компетентность. Компетенции широкого спектра использования, обладающие определенной универсальностью, получили название ключевых. Формирование ключевых компетенций совершается у субъекта в процессе осознанной деятельности.
Понятие «компетенция» составляют
• знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы;
• навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи;
• способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу;
• стереотипы поведения - видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. В поведении проявляются наши ценности, этика, убеждения и реакция на окружающий мир;
• усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов.
На основе главных целей общего образования выделяют семь основных (ключевых) образовательных компетенций, среди которых важнейшими являются ценностно-ориентированные (ценностно-смысловые). Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Ценностно-смысловую компетентность обучающихся обеспечивают личностные универсальные учебные действия (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида личностных действий:• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать; • оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения:
- владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
- уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
- осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм;
- осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проектом: выбор темы, актуальность, исследовательская деятельность
формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности.
Формирование ценностно-смысловой компетенции на занятиях по русскому языку:
При проведении занятия я стремлюсь к тому, чтобы ученик четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Для развития этого вида компетентности мною применяются следующие приемы:
1. Перед изучением новой темы я рассказываю обучащимся о ней, а они формулируют по этой теме вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем». Далее совместно с обучающимися оценивается самый интересный вопрос, при этом стремлюсь к тому, чтобы не один из вопросов не остался без ответа. Данный прием позволяет ученикам понять не только цели изучения данной темы в целом, но и осмыслить место урока в системе занятий, а следовательно, и место материала этого урока во всей теме.
2. Иногда я предоставляю обучающимся самостоятельно изучить новый материал и составить опорный конспект по этой теме. Перед ними ставится задача – определить главное, выписать отличительные черты, установить, как связан этот материал с изученным ранее. В итоге обучащиеся не только более глубоко понимают изучаемый материал, но и учатся выбирать главное, обосновывать его важность не только для других, но и, самое главное, для себя.
3. Использую тестовые конструкции, содержащие задания с пропущенными данными или с лишними данными.
4. Использую разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания. Это грамматические игры, угадай словечко, занимательный материал в виде кроссвордов, ребусов, загадок ,аннаграмм и т.п.
5. Большую роль для достижения личностных результатов играет качественная оценка.
6. Практикую выполнение самостоятельных , творческих и тестовых работ с самопроверкой или взаимопроверкой – это позволяет обучающимся самостоятельно разобраться в сделанной ими ошибке, приучает к самоконтролю.
7. Знакомимся с текстами и заданиями о нашей многонациональной стране, о традициях и обычаях ее народов и народов мира, о многообразии природы и необходимости бережного к ней отношения. Система таких заданий позволяет детям осознавать себя гражданами страны, формировать общечеловеческую идентичность. Через тексты они знакомятся с национальными ценностями нашего отечества, памятниками старины и их создателями, русскими умельцами, узнают о великом достоянии нашего народа .
8. Большое внимание уделяю чтению и комплексному анализу текстов из классической русской словесности, убеждающих детей в красоте, образности, богатстве русского языка.
9. Вовлекаю детей в предметные олимпиады, которые включают в себя нестандартные задания, требующие применения обучающимся именно предметной логики, а не материала из школьного курса.
10. Создаю условия для творческого развития детей через их участие в различных конкурсах.
11. Этап рефлексии позволяет детям на своем уровне проанализировать  работу на уроке, оценить собственную деятельность.Список литературы:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
2. Новые образовательные стандарты: развитие, диагностика и оценка компетентностей учащихся. Материалы XVII-й Всерос. науч.-практ. конф., Москва, 27-29 марта 2013 г.
3. Сабельникова С. Организация внеурочной деятельности обучающихся – Управление начальной школой, 2011. - № 3. – С. 4-11.
4. Современный урок в условиях реализации новых образовательных стандартов. Материалы XIX-й Всерос. науч.-практ. конф., Москва, 21-23 авг. 2013 г.