Технологии организации самостоятельной деятельности учащихся по развитию лингвистических навыков и оценки собственной деятельности


Доклад
На тему: «Технологии организации самостоятельной деятельности учащихся по развитию лингвистических навыков и оценки собственной деятельности»
Выполнил: учитель английского языка
МОУ СОШ №3
г. Вольска, Саратовской области
Коба Д.А.
Вольск 2014
Самостоятельная работа, как известно, в методике изучения иностранного языка, одна из наиболее важных и дискутивных проблем. Понятие самостоятельная работа обязательно соотносится с организационной ролью учителя. Самостоятельная работа – более широкое понятие, чем домашняя работа, которая является выполнением домашнего задания данного учителем для подготовки следующего урока. Самостоятельная работа может включать внеурочную работу, которую задаёт учитель.
Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроке иностранного языка – важный компонент учебно-воспитательного процесса. Научить ученика учиться, самостоятельно приобретать знания и совершенствовать навыки и умения – такое задание стоит перед каждым учителем. Организация самостоятельной работы учащихся является актуальным вопросом, как в методике преподавания иностранных языков, так и в педагогике. От того, как будет организована самостоятельная работа зависит многое, а больше всего-процесс обучения, его эффективность. Поэтому данная тема являлась и является актуальной.
Как известно, цель обучения иностранным языкам (ИЯ) в средней школе — формирование коммуникативной компетенции, которая включает в себя лингвистическую, тематическую (экстралингвистическую и страноведческую информацию), социокультурную, компенсаторную, учебную (умение учиться). Важно также формировать у школьников умение самомотивировать свою деятельность (заинтересоваться, убедить себя в необходимости осуществлять ее, увидеть важность деятельности и ее результатов для себя лично)
Осуществление самостоятельной учебной деятельности предполагает умение выполнять упражнения разного типа; при этом упражнения должны носить проблемный характер, что послужит активизации познавательной деятельности учащегося, вызовет интерес и желание выполнить предложенное задание. При обучении ИЯ учителю следует формировать самоконтроль не только речевой, но и учебной деятельностью по овладению ИЯ в целом, что позволит ученику регулировать свою учебную деятельность самостоятельно.
Этапы формирования самоконтроля:
1) научиться понимать и принимать контроль учителя;
2) научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей;
3) научиться осуществлять самонаблюдение своей учебной деятельности, анализ, корректировку и оценку.
Итак, самостоятельная деятельность предполагает довольно высокую мотивацию, особенно внутреннюю, умения самостоятельно выполнять все типы упражнений, особенно творческие, продуктивные; умение осуществлять самоконтроль и самооценку. Готовность к осуществлению самостоятельной учебной деятельности характеризуется рядом взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов:
- психологический компонент (мотивация, отношение к данной деятельности, интеллектуальные возможности и способности, волевой потенциал, саморегуляция);
- коммуникативный компонент (коммуникативная компетенция);
- методологический компонент (овладение способами и приемами самостоятельной деятельности/основной речевой деятельности, умение ориентироваться в этой деятельности, знание особенностей ее осуществления).
Учащимся предлагаются такие задания:
1) индивидуальная работа по поиску в словаре слов (дается список слов из текста; работу можно ограничить во времени);
2) парная работа по чтению текста с целью понимания его содержания;
3) фронтальная работа по составлению заголовков к абзацам текста;
Кроме того, можно использовать проектное обучение, которое также предполагает совместную учебную деятельность, самостоятельный перенос знаний и умений в новые ситуации. Проект как особая форма организации коммуникативно-познавательной и исследовательской деятельности — самостоятельно планируемая и реализуемая школьная работа, в которой речевое общение интегрируется в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности. Проектная работа повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка путём развития  внутренней мотивации; развивает у ребёнка творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя, расширяет языковые знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка. Проектный метод можно использовать при работе над любой темой.
Для участия в проектной работе учащиеся должны владеть определёнными умениями самостоятельной работы, помогающими им организовать свою деятельность: уметь читать и перерабатывать текст, собирать необходимую информацию, работать со справочным материалом, пользоваться компьютером, принимать решение, вести дискуссию, уметь аргументированно отстаивать свою позицию, вести поиск необходимой информации, исследовать, оформлять, оценивать, документировать  результаты своей работы. Именно проектная деятельность как одна из форм учебной деятельности способна сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности.
Основные требования к использованию метода проектов:
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей исследовательского поиска её решения.
Практическая значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная ( индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время.
Структурирование содержательной части проекта.
Использование исследовательских методов.
Основные задачи метода проектов:
1. Формировать у учащихся необходимые умения и навыки в разных видах речевой деятельности на уровне, определённом программой и стандартом.2. Формировать активную самостоятельность учащихся.3. Включать учащихся в диалог культур с использованием языка как средства межкультурного взаимодействия.4. Формировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, используя возможность мыслить, рассуждать акцентировать внимание на содержание высказывания.
Первое, с чего следует начать учителю, — это выявить представления ученика о самостоятельной работе по овладению ИЯ, определить учебные действия, которыми владеет школьник, обозначить его слабые и сильные стороны и составить индивидуальные программы самосовершенствования. Методы исследования включают анкетирование, тестирование, наблюдение. Какими же учебными умениями должен владеть ученик, чтобы успешно работать самостоятельно?
Методисты выделяют разнообразные умения:
- учебные умения правильно организовывать режим работы, оформлять тетради и словари, выполнять письменные домашние задания, работать с учебниками, словарями;
- умения работать над новым звуком, над интонацией, самостоятельно пополнять словарный запас, быть желаемым речевым партнером, работать над новым грамматическим явлением дома и в классе, над развитием диалогической, монологической речи, над чтением и т. д.
Очень важно отводить больше времени на организацию и осуществление групповой самостоятельной работы, так как группа является той средой, которая мотивирует, стимулирует учащегося. Групповое взаимодействие обогащает знаниями и умениями, как специальными, так и общими учебными действиями, служит формированию целеполагания, самоконтроля и самооценки.
Преимущества группового обучения:
Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели, умение выслушивать точку зрения другого и т.д.).
Улучшается успеваемость; формируется мотивация учения и обучения.
Работа в группе помогает ребенку не только учиться, но и проявить себя, так как в группе нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса.
Воспитывается взаимоуважение.
Меняются отношения ко всему, укрепляется дружба, улучшаются межличностные отношения; устанавливается психологический комфорт в коллективе.
Появляется возможность избежать негативных сторон соревнования.
Ребята убеждаются в ценности взаимопомощи; порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища..Достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний.
Учащиеся усваивают больший объем материала.
Из психологии известно, что знания, полученные самостоятельно, путем преодоления посильных трудностей, усваиваются прочнее, чем полученные в готовом виде от учителя. Ведь в ходе самостоятельной работы каждый ученик непосредственно соприкасается с усваиваемым материалом, концентрирует на нем все свое внимание, мобилизуя все резервы интеллектуального, эмоционального и волевого характера. Помимо того, что самостоятельная работа вызывает активность учащихся, она обладает еще одним важным достоинством — носит индивидуализированный характер. Каждый ученик использует источник информации в зависимости от своих собственных потребностей и возможностей. В самостоятельную работу целесообразно включать также отдельные звенья работы над языковым материалом знакомство с ним и частично тренировку в его употреблении.
Несомненно, устная речь и в первую очередь говорение осуществляются непосредственно в присутствии собеседников, роль которых в школе выполняют учитель и соученики. Однако обучение говорению предполагает определенные подготовительные стадии, гарантирующие общение, для которых самостоятельная работа является наиболее адекватной формой. Что же касается чтения, то этот вид деятельности совершается читателем главным образом наедине с собой, следовательно, самостоятельная работа вполне ему соответствует. В настоящее время аудирование обычно происходит в классе, без подготовки, в присутствии учителя, с его голоса или в фонозаписи. Здесь нет места для самостоятельной работы. Однако недалек тот час, когда в дисплейных классах учащимся будут предлагать аудиотексты для самостоятельной работы, и они должны быть готовы к ней.
Лингвистические Навыки
Лексический навык - предполагает владение формальными признаками слова, необходимыми для его оформления в речи, семантикой слова, т.е. его значением Процесс обучения новой лексике будет более эффективен если:
создать условия для использования компьютера на уроке
стимулировать изучение новой лексики с помощью компьютерных технологий
способствовать развитию навыков работы с компьютером на уроке английского языка
Обучающий компьютер является инструментом, который организует самостоятельную работу обучаемых и управляет ею, особенно в процессе тренировочной работы с языковым и речевым материалом. Это и определяет характер используемых упражнений и методических приемов. Наиболее часто применяются следующие:
1. Задание на заполнение пропусков. Компьютер предлагает обучаемому текст или набор предложений с пропусками. Необходимо заполнить пропуски, используя подсказку в виде русских слов, которые нужно перевести на иностранный язык и употребить в нужной форме. Можно также заполнить пропуски словами или словосочетаниями, выбирая из предложенных компьютером.
2. Упражнения для самоконтроля владением лексикой. Возможны варианты таких упражнений:
компьютер предлагает список слов для перевода;
компьютер предлагает соотнести два списка слов (русских и иностранных) и найти эквивалентные пары слов в обоих языках;
компьютер предлагает соотнести два списка иностранных слов и установить пары синонимов или антонимов;
компьютер предлагает список иностранных слов и перечень дефиниций этих слов. От обучаемого требуется соединить каждое слово с соответствующей ему дефиницией.
должны добраться до аэропорта Хитроу, сделав определенные покупки. Игра рассчитана на обычный урок и стимулирует употребление иностранных слов в разнообразных ситуациях.
Грамматические навыки:
Под грамматическим навыком говорения подразумевается правильное коммуника-тивно-мотивированное автоматизированное употребление грамматических явлений в устной речи. Грамматические навыки, обеспечивающие правильное формообразование иформоупотребление, можно назвать речевыми морфологическими навыками (к примеру, образование личных окончаний глаголов). Следовательно, навыки, отвечающие за верное автоматизированное расположение слов во всех типах предложений, определяются как синтаксические речевые навыки. Морфологические и синтаксические речевые навыки письменной речи носят более аналитический (дискурсивный) характер благодаря специфике письменного вида речи.
Аудирование:
Аудирование – единственный вид речевой деятельности, при котором от лица, его выполняющего, ничего не зависит. Слушающий, в отличие от читающего, пишущего или говорящего, бессилен что-либо изменить в выполняемой деятельности, облегчить её, снизить трудности, приспособить условия поступления информации к своим возможностям и т.д. Кроме реального или учебного общения весь процесс усвоения иностранного языка и развитие речевых навыков осуществляется главным образом через слушание. Вот почему аудирование должно быть, развито лучше других умений. Аудирование является, таким образом, реактивным видом речевой деятельности (РД). Оно может быть непосредственным (диалогическое общение, слушание устных высказываний выступающих в аудитории) и опосредованным (аудирование радио-телепередач).
Аудирование может выступать как самостоятельный вид речевой деятельности или входить в диалогическое общение в качестве его рецептивного компонента, т. е. являться одной из сторон говорения. Аудирование - очень сложный вид речевой деятельности, поскольку процессы аудирования в реальном общении необратимы и практически не поддаются анализу и фиксации. Аудирование - единственный вид речевой деятельности, при котором от лица, его выполняющего ничего не зависит. Слушающий, в отличие от читающего, пишущего или говорящего, бессилен что-либо изменить в выполняемой деятельности, облегчить ее, снизить трудности, приспособить условия поступления информации к своим возможностям. Весь процесс усвоения иностранного языка и развития речевых навыков осуществляется главным образом через слушание. Вот почему аудирование должно быть развито лучше других умений.
Советы для развития аудирования
Как можно использовать музыку при изучении языка?
 а) Во-первых, стоит поискать тот музыкальный жанр, который вам нравится, - классику, рок, R&B, инди и т.д.б) Во-вторых, найдите песню, которая расскажет вам историю или поможет потренировать времена глаголов. Существуют специальные сайты на тему "грамматика при помощи музыки":  HYPERLINK "http://tefltunes.com/" Tefltunes, ESL Lounge,  HYPERLINK "http://www.eslcafe.com/" Dave’s ESL Café.
 Вот, например: Aretha Franklin’s "Say A Little Prayer” - практика в использовании Present Simple и Present Continuous.U2’s "I Still Haven’t Found What I’m Looking For” - практика в использовании Present Perfect.Bob Marley’s "Three Little Birds” - практика в использовании "going to" в будущем.в) Затем отправляйтесь на YouTube и отыщите там выбранную песню.
 г) Прослушайте песню несколько раз, чтобы привыкнуть к звукам, а затем попытайтесь записать текст песни так, как вы его воспринимаете на слух. Вы можете испытать затруднения - и придется множество раз ставить проигрывание на паузу или включать перемотку назад, чтобы разобрать все слова. Многие музыканты используют сленг и неправильные грамматические конструкции, так что это необходимо иметь в виду. д) Теперь зайдите на сайт с текстами песен. Например, lyrics.com или azlyrics.com.Распечатайте текст песни и сравните его с тем текстом, который вы записали сами. 
Чтение
Одной из самых сложных задач при обучении школьников английскому языку является обучение чтению. Чтение как вид речевой деятельности представляет собой перцептивно-мыслительную деятельность и соотносится с умением, которое основано на следующих навыках:
навыки соотнесения зрительного образа речевой единицы с её слухо-речедвигательным образом;
навыки соотнесения слухо-речедвигательных образов речевых единиц с их значением, включая в себя : навыки соотнесения звуковых образов слов и словосочетаний с их значениями; навыки соотнесения грамматических структур с их значениями;
Навыки техники чтения характеризуются определенными качествами:
автоматизированностьустойчивость (способность навыка сохранять свои свойства под влиянием других навыков при его включении в речевую деятельность)
гибкость ( способность включаться в самые разные ситуации)
Действие навыков техники чтения обуславливается целью чтения, т.е. извлечением информации из читаемого, которые проявляется в определенной ситуации чтения и речевой задаче. Навыки техники чтения обуславливаются функционированием таких механизмов как: зрительное восприятие материала, соотнесение полученного слухомоторного комплекса с определенным значением, смысловая переработка полученной информации. Единицей восприятия принято считать слово, ибо оно является минимальной языковой единицей, имеющей определенное значение. За единицу смысловой переработки принята синтагма, так как она обеспечивает совместное протекание процессов восприятия и осмысления.
Советы для развития чтения
 
а) Читайте что-нибудь на английском каждый день - газеты, журналы, заметки в Интернете - что угодно!
 б) Пусть словарь будет под рукой, но не рассчитывайте только на него. Совсем необязательно знать значения всех слов в тексте, чтобы понять его смысл.
 в) Выбирайте чтение не по уровню сложности, а по степени получаемого удовольствия.
 г) Смотрите новости на английском с английскими субтитрами.
Говорение:
Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо). Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения. Говорение продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение. Содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме. В основе говорения лежат произносительные, лексические, грамматические навыки. 
Советы для развития говорения
а) Заведите себе англоговорящих друзей.
б) Вступите в английский клуб, группу или кружок.
в) Тренируйтесь на любых скороговорках.
г) Обращайте за помощью на специальные сайты, посвященные английскому произношению, - вроде  www.shiporsheep.com.
Навыки письма:
 В процессе обучения письму формируются следующие навыки:
орфографические (к ним относится также навык самостоятельной коррекции в случае ошибок и развитие языковой интуиции);
правильное графическое изображение всех букв английского алфавита;
умение построения предложений, соответствующих всем нормативным правилам английского языка;
умение четкого, точного и развернутого изложения мыслей, соблюдение логичности и последовательности;
навык применения письменной речи для совершенствования речи устной;
использование правил и нормативных клише письменной речи, знание этики и делового этикета; умение составлять различные письменные материалы.
Письмо – это навык использования орфографической и графической систем иностранного языка, а письменная речь – это умение правильно выражать мысли в письменной форме. Именно обучению письменной речи уделяется особое внимание, поскольку, как правило, люди, изучающие английский язык, навыки использования графической системы приобретают достаточно быстро. С орфографической системой дело обстоит немного сложнее, но для преодоления трудностей существует масса упражнений, помогающих сформировать этот навык. Как уже было сказано выше, обучение письму должно происходить одновременно с обучением другим видам речевой деятельности. Именно поэтому особенно эффективными считаются упражнения на письмо, связанные с другими видами речевой деятельности:
с аудированием (изложение, диктант, выполнение заданий на основе прослушанного текста, заполнение таблиц и пропусков);
с чтением (комплексы упражнений после текста (как на понимание, так и лексического или грамматического характера), ответы на вопросы, добавление деталей в рассказ, сочинение концовки, написание сочинения на заданную тему на основе прочитанного текста);
с говорением (групповое или парное обсуждение с записью аргументов сторон, интервью с последующей записью информации).
Советы для развития письма
а) Ведите дневник на английском. Пишите о том, что вы сегодня делали, каких друзей видели, что чувствовали, - всё это очень поможет в тренировке письменной речи.б) Используйте Интернет - пишите на английском в блоге, оставляйте комментарии на форумах, ведите переписку в социальных сетях.в) Отправляйте электронные письма семье и друзьям на английском.г) Сочиняйте небольшие забавные истории на английском и записывайте их.д) Пробуйте переводить русскоязычные интернет-странички на английский язык.
Указанные выше формы самостоятельной работы приемлемы во всех классах. Естественно, что ее объем и характер управления ею со стороны учителя отличаются. Важным источником информации для самостоятельной работы являются тексты учебника и дополнительные тексты, включаемые в учебный процесс учителем. Самоконтроль предполагает способность учащихся к критической оценке своих знаний и действий, проявляющуюся по его собственной инициативе. К средствам внешнего самоконтроля относятся ключи и тесты для самопроверки, широко представленные в УМК по английскому языку и используемые в самостоятельной работе.
Ключи выполняют роль эталона для сличения, тесты для самопроверки развивают сам механизм сличения. Объем самостоятельной работы на начальном этапе обучения невелик, правильнее говорить о ее элементах в основном в ходе проведения игр. Имеет смысл, например, включать в нее задачи на «лингвистическую сообразительность», побуждать детей по контексту определять род и число существительных, лицо и временную форму глагола.
На среднем и старшем этапах обучения объем самостоятельной работы возрастает, она осуществляется в основном при выполнении домашних заданий. Результаты ее контролируются на следующем уроке. Подготовка к самостоятельной деятельности и собственно деятельность должны быть явными для учеников. Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а что они скажут, как оценят мои действия. В достижении этой цели поможет использование схемы самооценки:
Учись контролировать себя
Попробуй сам оценить свою работу, часть работы, почувствуй удовлетворение (неудовлетворение).
Попроси товарища, родителей, других членов семьи оценить твою работу.
Определи круг проблем, вопросов, которые появились в результате самооценки или оценки выполненного тобой задания для дальнейшего совершенствования. Такими проблемами могут быть: неаккуратный внешний вид работы, ее расположение, правильность, полнота, выполнение задания другим способом и т.д.
Определи окончательный вариант оценки (плохо, удовлетворительно, хорошо, очень хорошо, отлично). Задания для самооценки:
1. “Светофор”
Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяю так называемый “Светофор”. В начальных классах можно предложить детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: “Можно двигаться дальше”. Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: “Нужна небольшая помощь”. Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: “Стоп! Мне нужна помощь!”
2. “Волшебные линеечки”
Волшебные линеечки”, описанные Г.А. Цукерман являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:
- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как “успешного”);
- удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;
- помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке). Учитель и дети договариваются, например, что на линеечке “почерк” отметка (крестик) ставится вверху, если написано аккуратно: без помарок и исправлений, все буквы соответствуют правилам каллиграфии, не выходят за рамки рабочей строки, соблюден наклон. Внизу крестик ставится, если буквы “пляшут” на строке, много помарок и исправлений, элементы букв написаны не по образцу, буквы разного размера, расстояние между элементами не соответствует требованиям. После того, как обсужден каждый критерий дети свою работу оценивают самостоятельно.
После самооценки наступает очередь оценки учителя.
Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: “Молодец! Ты умеешь себя оценивать”. В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.
Этими линеечки мы так же пользуемся, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и результаты.
4. “Дерево успехов”
Итоги дня подводим на Дереве успехов. После уроков дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко – все удалось; цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось; листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь. Практическая значимость данного опыта состоит в том, что:
Повышается уровень профессионализма учителей в школе в формировании умений самоорганизации школьников.
Повышается уровень сознательности, самостоятельности и активности школьников в учебной деятельности.
Повышается качество уровня обученности школьников, уровень воспитанности.
Формируется контрольно-оценочная деятельность школьников.
Литература
Белова С. А. Технология исследовательской деятельности по иностранному языку в обучении учащихся — http://image.websib.ru/05/Особенности организации научно-исследовательской работы с учащимися старших классов по иностранному языку — http://www.tgl.net.ru/wiki
Савченко Н. А. Метод проектов в обучении английскому языку учащихся среднего этапа обучения общеобразовательной школ. — http://www.ioso.ru/distant/libraryФишман И.С. Подходы к оценке уровня сформированности ключевых компетенций учащихся // Методист. – 2007. - № 2, 3.
Сахновская Е.М. Приёмы формирования лингвострановедческой компетенции и развития положительной учебной мотивации: сборник «Модернизация содержания и методов иноязычного обучения как приоритетное направление в условиях непрерывного языкового образования». – Волгоград: Перемена, 2003.
Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Под ред. Гез Н.И. – М.: Высшая школа, 1982. – 373 с.
Michael Harris, David Mower, Anna Sikorzynska “Opportunities” (Pre- Intermediate,Intermediate), Longman
Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе (Под ред. В.М. Филатова).- Ростов н/Д: «Феникс», 2004
Баранников А.В. Организация самообразования школьников: новый этап осмысления, Стандарты и мониторинг, 1999, №4.