Профориентация учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках производственного обучения


Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Владимирской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида г. Меленки»
ДОКЛАД
Профориентация учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках производственного обучения.
Подготовил: учитель
Иванов Андрей Германович
г. Меленки, Владимирская область
На современном этапе развития общества особое место занимает вопрос об адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к изменяющимся условиям социальной среды. Именно люди с ограниченными возможностями здоровья на рынке труда являются менее защищенными, не конкурентно способными.
В связи с этим огромное внимание необходимо удивлять проведению целенаправленной профориентационной работы среди учащихся, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Смысл профориентационной работы заключается в нацеленном формировании у учащихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов.
Цель профессиональной ориентации – достижение учащимися более высокого уровня в профессиональном самоопределении.
На уроках производственного обучения имеются особо благоприятные условия для проведения систематической целенаправленной профориентационной работы с учащимися. Эта работа эффективна в том случае, если профориентационный материал тесно связан с темой урока, содержит сведения о значении той или иной профессии, ее распространенности, о требованиях профессии к человеку, об условиях труда и возможностях профессионального роста. В зависимости от обстоятельств и условий проведения урока профориентационный материал занимает соответствующее место в теоретической или практической его части.
Изучая конкретную технологическую операцию учащиеся изучают о профессиях к которым данная операция относится.
В ходе урока, в зависимости от его содержания необходимо решать следующие профориентационный задачи: воспитание у учащихся ответственного и активного отношения к сознательному и самостоятельному выбору профессии; формирование у них правильного понимания сущности профессионального самоопределения; развитие самостоятельности и творческого отношения к труду; формирование профессионально важных качеств с целью профессионального самоопределения в соответствии с особенностями личности.
У учащихся коррекционных школ часто отсутствует правильная самооценка, проявляется склонность к материальному иждивенчеству.
На уроках производственного учащиеся учатся трудится, изготавливать полезные вещи своими руками. Этот практический опыт помогает им правильно оценить свои возможности, определить свои интересы и наклонности, это поможет им социализироваться в обществе, правильно выбрать свою будущую профессию.
На уроках производственного обучения необходимо знакомить учащихся не только с профессиями, но и с трудовым кодексом, техникой и технологией производства, путями освоения профессией.
Проведение экскурсий на профильные предприятия, встречи с представителями различных профессий позволяют учащимся составить правильное представление о той или иной профессии, правильно определиться в своей будущей профессии.
Содержание уроков производственного обучения дает возможность учителю ознакомить учащихся с многими профессиями, воспитать интерес к ним. Особая ценность уроков производственного обучения в профориентационной работе состоит в том, что здесь учащиеся не только получают определенные знания, но и в процессе создания конкретных изделий, они приобретают специальные умения и навыки, овладевают практической деятельностью, развивают профессиональные интересы и способности. Ни с чем не сравнить возникающие у человека, а особенно у подростка, чувство радости, гордости от выполненной работы, от того, что он смог сделать нужное людям дело своими руками.
Поэтому перед учителем на уроках производственного обучения стоит задача так организовать работу, чтобы каждый учащийся не только испытывал подобные чувства, но, и чтобы они переросли в желание, а затем в привычку трудиться, чтобы возник устойчивый интерес к выбору профессии.