Роль классного руководителя в формировании ценностных ориентаций обучающихся


Анжела Николаевна Тимофеева
Учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа имени Декабристов»
г. Ялуторовск Тюменской области
Роль классного руководителя в формировании ценностных ориентаций обучающихся
Классному руководителю, который работает в современной школе очень важно иметь представление о том, что является значимым для наших учеников, какими являются их ценности, ориентиры, идеалы, предпочтения – иначе сложно рассчитывать на положительные результаты в воспитании и обучении.
Процесс становления культуры личности характеризуется отношением к данному явлению, поэтому формирование культуры личности – это, прежде всего воспитание отношения к ней. Для успеха в учебно-воспитательном процессе значимо то отношение, которое основывается на внутренних потребностях - мотивах и освоении знаний, умений и навыков – ценностях.
Что же такое ценностные ориентации? Ценностные ориентации –“это, прежде всего, предпочтения и отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не)готовность вести себя в соответствии с ними… Ценностные ориентации, следовательно, задают общую направленность интересам и устремлениям личности…” /Всемирная энциклопедия: Философия. Главный научный редактор и составитель А.А. Грицанов/.
Каждая система ценностей имеет как бы одно основания.
Таким фундаментом выступают нравственные ценности, в которых представлены желательные, предпочтительные варианты взаимоотношений людей, их связей друг с другом, с обществом в такой форме: как благо, добро и зло, долг и ответственность, честь и счастье.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно- нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: патриотические чувства гражданина России; гражданская идентификация; общечеловеческие ценности; поликультурный мир; личное нравственное самосовершенствование.
Развитие основных черт духовного мира ребенка, его нравственного облика необходимо проводить уже в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы личности и особенности характера человека.
Работа по социальному развитию младших школьников начинается с первого дня пребывания ребенка в школе. В первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет учителя является для них очень высоким. Это необходимо использовать для развития положительных установок.
Мой класс очень сложный. Здесь собраны дети из положительных, неблагополучных и неполных семей, гиперопекаемые и те, которыми родители практически не интересуются. Поэтому моей задачей стало создать настоящий коллектив, дружный и активный.
Разрабатывая план воспитательной работы на учебный год, я постаралась предусмотреть всё.
Цель воспитательной системы класса: создание условий для моделирования и построения воспитательной системы класса, направленной на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения взаимопомощи и взаимоуважения, уважительно относиться к жизни и ко всему живому, как проявлению жизни.
Задачи:
изучить личностные качества учащихся, складывающие отношения в классном коллективе;
осуществить проектирование образа жизнедеятельности классного сообщества;
содействовать формированию классного коллектива и созданию в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития первоклассников;
способствовать осознанию детьми связи всего живого, осмыслению природы как дома, в котором обитает жизнь самых разных форм (в том числе и жизнь человечества).
Исходя из этого, были разработаны и проведены беседы и классные часы на темы: «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики», «Умеем ли мы общаться», «Природный мир вокруг человека. Человек – часть природы», «Что мне нравится в моей школе», «Мир мальчиков и мир девочек», «Наши отношения».
Ребята сами предлагали, чем бы они хотели заниматься во внеурочное время.
Мы ходили на экскурсии по историческим местам нашего города, знакомились с жизнью известных людей, ходили в походы, участвовали в конкурсах рисунков и плакатов, в смотре художественной самодеятельности, в городском Мамонтовском фестивале, готовили спектакль для родителей.
Я в свою очередь создавала игровые ситуации, в которых требовалась помощь товарища, старалась принять ребенка таким, какой он есть, одобрением повышала самооценку ученика, старалась открыть ребенку другого человека не как соперника и конкурента, а как интересного индивида.
Для продуктивного взаимодействия с родителями был создан план работы с семьей по духовно-нравственному воспитанию и развитию младших школьников, в котором запланированы родительские собрания, тематические консультации, встречи с различными людьми.
Родители уже со второй четверти активно предлагали помощь в проведении праздников и походов, сопровождали нас на экскурсии. С удовольствием участвовали в создании газеты «Наш класс».
К концу первого класса я с уверенностью могу сказать, что у меня получилось заложить фундамент настоящего дружного коллектива. Передо мной еще много задач и среди них главные:
- помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;
- научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;
- создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;
- поощрять самовыражение и уверенность в себе;
- сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности, основу которого составляют Слово и Действие
Предстоит еще много работы в этом направлении. Я надеюсь, что родители останутся моими верными помощниками.
Дети судят о действиях людей по их следствиям, а не по намерениям. Для них любой поступок, приведший к отрицательному результату, является плохим независимо от того, совершен он случайно или преднамеренно, из плохих или хороших побуждений.
Еще древние мыслители особое внимание уделяли воспитанию самого ценного в человеке – его души, так как она имеет «божественную природу».
Существенную роль в воспитании ребёнка Платон отводил примеру взрослых. «Не золото надо завещать детям, а высокую совестливость», которую можно развить только в том случае, если «старшие станут стыдиться перед младшими в своих поступках», «как бы кто из молодых людей не увидел и не услышал с их стороны какого-либо скверного поступка или слова»
Очевидно, что воспитание «высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» невозможно без целенаправленных действий классного руководителя.
Главное, что должно определять отношение каждого учителя к каждому учащемуся, - это глубокая вера в человека, в его возможности, гуманное, оптимистическое отношение к растущему человеку.
Список литературы:
Безруких М.М. Общение учителя с родителями обучающихся: на пути к взаимопониманию // Управление начальной школой. -2011. - №7. – С.13 - 19
Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. - М.: Академический Проект, 2004. - 142 с.
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. – Москва, 2009. – 50с.
Реан А.А. Социализация личности // Хрестоматия: Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000.
Сальникова Н.Е. Работа с детьми: школа доверия. - СПб.: Питер, 2003. - 281 с.