Профильное обучение как фактор обеспечения доступности качественного образования.

Профильное обучение как фактор обеспечения
доступности качественного образования.

Кирилина Лариса Ивановна
МБОУ гимназия УВК №1 г. Воронеж

Доступное качественное образование – это уже не национальная, а всемирная проблема. Все страны задаются вопросом о том, как обеспечить качественное образование в современных условиях?
Несмотря на имеющиеся разработки таких известных отечественных психологов и педагогов, как Е.А. Климов, П.С. Лернер, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, Н.Ф.Родичев, С.Н.Чистякова,C.А.Писарева – новые подходы к организации исследований по критериям оценки качественного образования «запаздывают». Все ученые согласны с тем ,что новое качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям страны. В педагогическом плане - это ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В этой связи, модернизация школьного образования особенно актуальна. Школа должна эффективней , чем сегодня, содействовать успешной социализации молодежи в обществе, освоению молодыми поколениями базовых социальных способностей и умений, воспитанию гражданского согласия. Основная цель общего среднего образования - подготовка разносторонней личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию. Доступность, качество и эффективность - ключевые слова образовательной политики России на современном этапе ее социально – экономического развития.
Одним из условий, необходимых для достижения нового, современного качества общего образования является введение профильного обучения в старшей школе, отработка гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Сегодня приходится констатировать наличие немалого количества нерешенных вопросов в профильном обучении в общеобразовательной школе. Если мы хотим видеть образование гуманистическим, считает отечественный педагог О.С. Газман, то «должны сделать его способным защищать интересы отдельного человека, а не только общества в целом» Ведь лишь в идеальном обществе государство заинтересовано во всемерном развитии человека и защите его интересов. В данном случае можно указать на серьезное противоречие – «разрыв» между желаемым результатом и теми, что уже имеются. Принятие роли учащихся старших классов должно вести к становлению новых умений ( обеспечивающих переход к сознательному управлению выбором будущей карьеры). Нужны технологии оказания педагогической поддержки учащемуся, технологии создания т.н. «ситуаций успеха» в процессе обучения. Так как же правильно организовать профильное обучение в школе? По мнению С.А.Писаревой важнейшим вопросом здесь является определение структуры и направлений профилизации. При этом следует учитывать, с одной стороны, стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы, склонности и способности старшеклассников, с другой стороны – ряд факторов, сдерживающих процессы такой во многом стихийной дифференциации образования: введение Единого государственного экзамена, утверждение стандарта общего образования, необходимость стабилизации федерального перечня учебников, обеспечение профильного обучения соответствующими педагогическими кадрами. Модель школы с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что должно обеспечивать гибкую систему профильного образования. В настоящее время, как показывает практика, наиболее востребованными являются 4-5 профилей:
Гуманитарный
Социально – экономический
Естественно – математический
Технологический
Универсальный.
В нашей школе, которая называется « Учебно – воспитательный Комплекс» успешно существуют 3 профиля: гуманитарный, социально – математический и универсальный. Прежде всего необходимо уяснить, что профильное обучение, вводимое лишь с Х класса , не может быть приравнено к профильному обучению школ с углубленным изучением иностранного языка, в которых дети соответствующим образом мотивированы. В нашей школе, как и во многих других, старшая ступень полной средней школы крайне неоднородна по составу учащихся. Вследствие этого имеется большой разброс в уровне владения английским языком. Одним ученикам он дается достаточно легко и, и они убеждены в необходимости совершенствоваться во владении языком, хотя предметом их профессионального выбора может быть совсем другая область знания (например, журналистика, информатика, экономика). Другие, наоборот, проявляют к иностранному языку профессиональный интерес и хотели бы в будущем заниматься преподавательской, переводческой деятельностью. Некоторым язык дается трудно, они значительно отстают по уровню обученности. Как в таких условиях учесть возможности и потребности всех школьников? Только на основе личностно – ориентированного подхода, который нацелен на развитие личности школьника, на его самоопределение, самореализацию. В филологическом профиле именно сам иностранный язык в единстве с литературой и страноведением выступает в качестве цели углубленного изучения. Рассмотрим сначала структуру профильного обучения в нашей школе. Профильный курс, на который отводится 6 часов в неделю в Х и ХI классе, включает в себя общеобразовательный базовый курс, строится на его основе, но включает также дополнительный профильно–ориентированный материал. Это привлечение к работе учебника Соuntdown Starlight Spotlight и пособий по подготовке к сдаче ЕГЭ « Oxford Exam Excellence», Оксфордские тесты по английскому языку для подготовки к Единому Государственному Экзамену. Углубленное изучение иностранного языка в рамках профильного курса позволяет выпускнику приблизиться к достижению порогового продвинутого уровня - уровня B2 (в терминах Совета Европы). Итак, профильное обучение не является профессиональным. Его главная цель самоопределение учащихся, формирование адекватного представлении о своих возможностях. То есть, профильное образование – это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы.
Список литературы:
1.Писарева С. А. –Профильное обучение как фактор обеспечения доступности образования: Под ред. акад. Г.А.Бордовского, 2013г.
2. Галкина Т.И. –Организация профильного обучения в школе. 2014г.
3. Журнал « Вестник образования» - подшивка за 2014г.