Статья Организация музыкально — ритмических занятий со слабослышащими и позднооглохшими обучающимися в системе реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ


Организация музыкально — ритмических занятий со слабослышащими и позднооглохшими обучающимися в системе реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Одна из важных задач организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся со слуховой депривацией - развитие слухового восприятия и формирование устной речи. У слабослышащих и позднооглохших детей слабо сформированы навыки развития речи. Они затрудняются свободно общаться друг с другом, допускают большое количество речевых и орфографических ошибок. Развитие речи, голоса и слуха слабослышащего обучающегося происходит на всех занятиях. Важнейшее значение для развития системы образования слабослышащих и позднооглохших детей имеет утверждение Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО, является коррекционно - развивающее направление, содержание которого определяется с учётом особых образовательных потребностей каждой категории детей, их индивидуальных особенностей. В АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся в состав предметной области "Коррекционно - развивающая работа" как обязательный учебный предмет включена дисциплина "Музыкально - ритмические занятия", которые наряду с другими предметами способствуют общему развитию ребёнка, координации его движений, их выразительности, развитию внимания, памяти, воли, формированию чувства ритма. Наряду с этим происходит развитие слухового восприятия, улучшается произносительная сторона устной речи (её внятность, выразительность), обогащается словарный запас. В процессе музыкально-ритмических занятий обогащаются представления детей о звучащем мире, развивается восприятие разнообразной акустической информации - речи, не речевых звучаний, музыки. Важнейшая задача этих занятий - совершенствование произношения обучающихся со слуховой депривацией. У детей закрепляются и совершенствуются навыки воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной стороны речи, развивается речевое дыхание, а также нормальное звучание голоса с необходимыми высотными и динамическими модуляциями. Работа над произношением на музыкально-ритмических занятиях включает закрепление произносительных навыков с применением фонетической ритмики – методического приёма, разработанного в поликлинике «SUVAG» (Загреб, Хорватия). Музыка (восприятие и исполнение), устная речь (восприятие и воспроизведение) и движения объединяют различные виды деятельности на занятии в единое целое.
Задачи музыкально — ритмических занятий:
эстетическое воспитание, развитие эмоционально - волевой и познавательной сферы, творческих возможностей обучающихся, обогащение общего и речевого развития, расширение кругозора;
развитие восприятия музыки (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов): её характера и доступных средств музыкальной выразительности;
формирование правильных, координированных, выразительных и ритмичных движений под музыку, правильной осанки, народных, бальных и современных танцев;
развитие навыков декламации песен под музыку в ансамбле;
формирование умений эмоционально, выразительно и ритмично исполнять музыкальные пьесы на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле под аккомпанемент педагогического работника;
закрепление произносительных умений при широком использовании фонетической ритмики и музыки;
развитие у обучающихся с ОВЗ стремления и умений применять приобретённый опыт в музыкально - ритмической деятельности во внеурочное время, в том числе при реализации совместных проектов со слышащими сверстниками.
Развитие и обучение обучающихся с ОВЗ осуществляется по основным разделам программы:
1.Музыкально-ритмические движения (упражнения по ритмической гимнастике, танцевальные движения, танцы, упражнения с предметами, музыкальные игры).
2. Слушание музыки разного характера и жанров.
3. Восприятие и исполнение песен.
4. Игра на детских музыкальных инструментах.
5.Восприятие на слух и воспроизведение устной речи (элементы фонетической ритмики).
Учебная деятельность на музыкально-ритмических занятиях строится с учетом психических особенностей и слухоречевых возможностей обучающихся с ОВЗ. В работе используется дифференцированный подход в обучении, наглядные, словесные и практические методы, индивидуальная, групповая и коллективная формы работы, современные информационно-коммуникативные технологии, дидактический материал. Воспитательная работа на уроке направляется на формирование культуры общения, умение общаться в группе, в коллективе, этических правил и норм, волевых качеств личности.
Обучение музыкально - ритмическим движениям направлено на формирование способности обучающихся с ОВЗ воспринимать музыку - её характер, основные средства музыкальной выразительности (темп, динамику звучания, метроритм, тембр, звуковысотные отношения) и выражать эмоциональное содержание музыки в движениях. В качестве музыкального сопровождения используется классическая и современная музыка. Для знакомства обучающихся с предлагаемыми упражнениями применяются разные приемы. Основные из них – показ и словесное объяснение. Объяснение дети воспринимают слухо-зрительно, но уже к концу года в 1 классе объяснения некоторых упражнений можно давать только на слух. В результате систематической работы обучающиеся с ОВЗ научаются выполнять простейшие упражнения только по словесной инструкции, которая воспринимается на слух.
Для совершенствования характера движений и повышения интереса обучающихся к занятию планируются упражнения с различными предметами (например, с флажками, мячами, лентами). Затруднения, которые испытывают слабослышащие дети в восприятии музыки и в согласовании с её темпом движений, требуют многократного повторения и в отдельных случаях индивидуальной отработки некоторых движений. Все эти упражнения и повторения благотворно отражаются на развитии их слухового восприятия.
На уроках проводятся игры на внимание (зрительное, слуховое), на быстроту двигательной реакции, на ориентировку в пространстве, игры-драматизации. В систему упражнений входит и разучивание танцев, которые содействуют выработке правильной осанки, выразительности движений, художественного вкуса.
Развитию слухового восприятия, формированию ритмических навыков, совершенствованию произношения и обогащению словарного запаса слабослышащих детей способствует разучивание песен. Обучающиеся с ОВЗ учатся воспринимать на слух изменение мелодии, силы и длительности звучания, музыкальные паузы. Обучение интонированию мелодии, воспроизведению разных нот при вокальных упражнениях способствует выработке звучного голоса, умению модулировать его, что оказывает позитивное влияние и на произносительную сторону устной речи слабослышащего ребенка. Отбирая песни для работы с младшими школьниками, надо учитывать их содержание, лексическую и произносительную доступность текста, музыкальный диапазон, длительность фраз. Опыт показывает, что среди слабослышащих есть дети, которые могут научиться пропевать мелодию песни, хотя в основном они воспроизводят лишь ее ритм и темп.
На музыкально-ритмических занятиях проводится целенаправленная работа по развитию внятной, естественной устной речи обучающихся. При этом на каждом занятии выполняются специальные речевые упражнения с использованием фонетической ритмики (10-12 мин. в зависимости от состояния произношения).
Все упражнения, содержащие движения и устную речь, направлены на:
- нормализацию речевого дыхания и связанную с ним слитность речи;
-формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;
- правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;
- воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
- восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
-умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
На уроках надо следить за качеством произнесения обучающимися с ОВЗ используемого речевого материала, добиваться правильного произношения элементов речи, применять специальные игровые приемы, упражнения, которые способствуют закреплению произносительных навыков.
Обучающиеся знакомятся с произведениями классической и народной музыки, овладевают умениями словесно характеризовать неоднократно прослушанную музыку, высказывать к ней собственное отношение. У обучающихся формируются элементарные представления о выразительности и изобразительности в музыке, музыкальных жанрах (марш, танец, песня), об инструментальной и вокальной музыке, её исполнении (хор, солист, симфонический оркестр, оркестр народных инструментов, ансамбль, отдельные музыкальные инструменты, певческие голоса и др.), знакомятся с музыкальными театрами и концертными залами, знают название прослушиваемых произведений, фамилии композиторов, названия музыкальных инструментов. На занятиях используется высокохудожественный музыкальный материал, соответствующий возрасту и интересам обучающихся, возможностям восприятия ими музыки в данный период обучения, принципам педагогической целесообразности и воспитывающего обучения.
Особое значение придаётся обучению элементарному музицированию с использованием доступных детям музыкальных инструментов (бубны, барабаны, маракасы, треугольники, детские ксилофоны, металлофоны и др.): они обучаются исполнять в ансамбле, прежде всего, ритмический аккомпанемент к музыкальной пьесе или песне. Эта работа способствует развитию ритмического, динамического, тембрового, звуковысотного слуха, навыка эмоционального восприятия музыки, развивает чувство ритма в целом, служит активным средством закрепления музыкальных навыков.
В музыкально — ритмические занятия также включаются театрализованные и музыкально — драматические этюды, инсценирование фрагментов музыкальных сказок.
Музыкально-ритмические занятия предполагают применение здоровьесберегающих технологий, благотворно влияющих на здоровье обучающихся с аномалиями в развитии, формируют правильную осанку, повышают работоспособность и двигательную активность, создают ощущение физического комфорта во время занятий, повышают уровень обучаемости детей, улучшают их нервно-психическое состояние и эмоциональный настрой, приучают к порядку, способствуют социальной адаптации детей в коллективе.
Работа на музыкально — ритмическом занятии способствует повышению уровня произносительных навыков, самостоятельной речевой активности, внятности речи, уровню слухового восприятия, улучшению навыков самоконтроля за произношением, формированию навыков эмоциональной, интонированной устной речи, ритма и выразительности движений, слухового и слухо-зрительного восприятия музыки, речи и не речевых звучаний, формированию устойчивого интереса к занятиям.
Приобретённый опыт в музыкально — ритмической деятельности и навыки устной коммуникации обучающиеся применяют не только в учебной деятельности при освоении АООП НОО, но и при реализации различных проектов содержательного досуга, в том числе в художественной самодеятельности совместной со слышащими сверстниками, что важно для личностного развития.
Таким образом, специальный (коррекционный) предмет «музыкально — ритмические занятия» направлен на всестороннее развитие слабослышащих и позднооглохших обучающихся, что важно для полноценного формирования личности, качественного овладения АООП НОО с учетом возможностей и особенностей каждого ребёнка, его социальной адаптации и интеграции в обществе. В процессе систематической работы у обучающихся формируется навык слухового и слухо-зрительного восприятия устной речи, текста, обогащается словарный запас.
Литература:
1.Белик И.С.«Музыка против глухоты» М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000
2.Боскис Р.М. «Глухие и слабослышащие дети» М., Учебная литература,1963
3.Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. « Фонетическая ритмика» М., Учебная литература, 1997
4.Назарова Л.П. «Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха» М., Владос, 2001
5.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся, 2015
6. ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, 2016
7.Яхнина Е.З. «Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушение слуха» М., Гуманитарный издательский центр «Владос»,2003
8.Яхнина Е.З. Музыкально - ритмические занятия/Е.З. Яхнина//Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида.-М.,2003
9.Яхнина Е.З. Музыкально - ритмические занятия с глухими детьми: проектирование на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ// Вестник Череповецкого госуниверситета, 2015 №7