Программа инклюзивного образования: работа с учащимися с особыми образовательными потребностями и их семьями


Программа инклюзивного
образования: работа с учащимися
с особыми образовательными
потребностями и их семьями





Чан-ха-ли М.В.








2015 г







ОГЛАВЛЕНИЕ

Актуальность проблемы социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ..3

Дети с ограниченными возможностями здоровья как адресаты инклюзивного образования3

Особые образовательные потребности детей с ОВЗ...3

Нормативно-правовое обеспечение программы инклюзивного образования.4

Цели, задачи, ожидаемые результаты инклюзивного образования.5

Планируемые результаты овладения жизненными компетенциями.....6

Содержание программы.............................................................................9

Способы определения эффективности реализации программы.11

Условия реализации программы12

Приложения..17















1.Актуальность проблемы социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ.
Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в российской образовательной политике.
Признание государством  ценности социальной и образовательной интеграции детей с  ОВЗ обусловливает необходимость создания для них  адекватного образовательного процесса именно  в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.
Инклюзивное образование  – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей.  Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.
  Основной критерий эффективности инклюзивного образования  – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний.
2.Дети с ограниченными возможностями здоровья как адресаты инклюзивного образования
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его  вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды  либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Существенную роль играет раннее (на первых годах жизни) выявление и ранняя комплексная помощь детям, внедрение в практику научно обоснованных и экспериментально проверенных форм организации совместного обучения здоровых дошкольников с детьми с ОВЗ, принципиально новых подходов и технологий их воспитания и обучения.
Вследствие этого часть детей с ОВЗ, наиболее близких по своему развитию к нормативному, закономерно перераспределяется из специального образовательного пространства  - специальных (коррекционных) школ - в общеобразовательное пространство массовой школы.
В этих условиях общеобразовательное учреждение является  адаптивным к потребностям и возможностям особой части своего контингента – детям с ОВЗ.
3.Особые образовательные потребности детей с ОВЗ
У учащихся с ОВЗ наряду с характерными для их сверстников познавательными интересами и образовательными потребностями имеют специфические – особые - потребности обучения.
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку определяются спецификой нарушения психического развития. Они определяют особую логику построения учебного процесса для детей с теми или иными нарушениями, находят свое отражение в структуре и содержании образования.
Потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:
· начать специальное – коррекционное - обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития, как можно раньше при подготовке ребенка к школьному обучению;
· индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося  ребенка;
· ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах  образования нормально развивающихся сверстников;
· использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения и облегчающие усвоение учебного материала;
· обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
· максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
Учет особых образовательных потребностей различных категорий детей с ОВЗ, обусловленных характером (типом) и выраженностью нарушений, ориентация на максимальное удовлетворение этих потребностей наряду с необходимостью реализации общего стандарта образования -  необходимое условие эффективности инклюзивного обучения.
Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребенка, можно открыть ему путь к общему образованию.
4.Нормативно-правовое обеспечение программы инклюзивного образования.
Концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (утверждена коллегией Министерства образования РФ);
Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями), утвержденная Министерством образования РФ от 16 апреля 2001 г. № 29/1524-6; 
Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года; 
Письмо Министерства образования и науки РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 года «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
Закон «Об образовании в Российской Федерации» статья 83 «Организация получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья», определяющая принципы инклюзивного образования.

5. Цели, задачи, ожидаемые результаты инклюзивного образования
Целью инклюзивного образования  является преодоление социальных, физиологических  и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к общему образованию, введение в его в культуру, приобщение к жизни в социуме.
Инклюзивное образование призвано решить следующие задачи:
создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ;
обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;
построение обучения особым образом – с  выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;
интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;
обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его  семье, помощи педагогам;
разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ;
координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования;
повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;
формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.
Ожидаемые результаты
выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;
реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями
получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;
реализация себя в обществе;
повышение качества жизни;
улучшение социально-экономического положения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на содержательных и организационных подходах, способах, формах: ·      индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося – ребенка с ОВЗ - по развитию академических знаний и жизненных компетенций;
·      социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в ОУ и вне его ;
·      психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
·      психолого-педагогический консилиум ОУ;
·      индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;
·      портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ;
·      компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;
·      повышение квалификации учителей ОУ в области инклюзивного образования;
·      рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ ;
·      тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;
·      адаптивная образовательная среда – доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);
·      адаптивная образовательная среда –  оснащение ОП ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа);
·      адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;
·      адаптивная образовательная среда – создание помещений (зон) для отдыха, восстановления работоспособности;
·      сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;
·      ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.
6.Планируемые результаты овладения жизненными компетенциями
Результаты овладения ребенком образовательных областей представляются на основе освоения им содержательных линий, в которых заложены оба компонента – «академический» и «жизненной компетенции».
При этом характеристика ожидаемых результатов должна быть целостной, т.е. отражающей взаимодействие этих компонентов образования:
что ребенок должен знать и уметь на данной ступени образования,
что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике,
насколько активно, свободно и творчески он их применяет.
Жизненно значимые
компетенции
Требования к результатам

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения
Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.
Умение пользоваться личными адаптивными средствами в разных ситуациях.
Понимание того, что пожаловаться и попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении – это нормально и необходимо.
Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас
фраз и определений.
Готовность выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, умение объяснять учителю (работнику школы) необходимость
связаться с семьей.
Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
Стремление к самостоятельности и независимости в быту и помощи другим людям в быту.
Овладение навыками самообслуживания: дома и в школе.
Умение включаться в разнообразные повседневные дела.
Умение принимать посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни.
Представления об устройстве школьной жизни.
Умение ориентироваться в пространстве школы, в расписании занятий.
Готовность попросить о помощи в случае затруднений.
Готовность включаться в разнообразные повседневные школьные дела и принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность.
Понимание значения праздника дома и в школе, того, что праздники бывают разными.
Стремление порадовать близких.
Стремление участвовать в подготовке и проведении праздника

Овладение навыками коммуникации
Умение решать актуальные жизненные задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную).
Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор.
Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.
Умение получать и уточнять информацию от собеседника.
Освоение культурных форм выражения своих чувств.
Расширение круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели.
Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.
Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей.
Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми

Дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной
организации
Адекватность бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды.
Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации.
Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка, городские и загородные достопримечательности и др.
Активность во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности.
Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий.
Умение накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве.
Умение устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни в семье и в школе, вести себя в быту сообразно
этому пониманию.
Умение устанавливать взаимосвязь порядка общественного и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.
Прогресс в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.

Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей
Умение адекватно использовать принятые в окружении обучающегося социальные ритуалы.
Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение.
Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса.
Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт.
Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи.
Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.
Расширение круга освоенных социальных контактов.


Для оценки результатов развития жизненной компетенции ребенка используется метод  экспертной группы, в которую входят психолог, логопед, дефектолог, тьютор, учитель класса и члены семьи ребенка.
Анализируя поведение и динамику развития ребенка в повседневной жизни. Члены экспертной группы вырабатывают согласованную оценку его достижений в сфере жизненной компетенции. Такая оценка служит необходимой для характеристики ребенка и для выработки ориентиров экспертной группы в описании динамики развития жизненной компетенции. Результаты анализа обобщаются в индивидуальном профиле развития жизненной компетенции ребенка по основным образовательным областям.
7.Содержание
Важная составляющая сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении  – наличие службы психолого-педагогического сопровождения (психолого-медико-педагогический консилиум). Служба сопровождения обеспечивает  оптимальные условия для воспитания и развития детей нормы и с ограниченными возможностями здоровья, способствует их успешной социализации и интеграции в обществе.
Организационная  модель комплексного психолого-педагогического
сопровождения детей с ОВЗ
































Система комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию является важным направлением в работе ОУ и строится на основных принципах:
соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
комплексность. Коррекционное воздействие охватывает весь комплекс психофизических нарушений.
опора на сохранное звено психической функции. Опора на сохранные анализаторы, на их взаимодействие (принцип обходного пути).
поэтапное формирование умственных действий.
постепенное усложнение заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития».
рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ЗПР выбирать формы получения детьми образования, образовательные организации, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ЗПР в специальные (коррекционные) образовательные организации (классы, группы).
Комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья включает в себя взаимосвязанные направления:
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого–медико-педагогической помощи в условиях ОУ; (Приложение 1)
коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) (Приложение 2):
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся; (Приложение 3):
информационно - просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ со всеми участниками образовательного процесса обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. (Приложение 4)
Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого
Медико-психолого-педагогическое  сопровождения строится на единстве четырёх функций: 
диагностика сущности возникшей проблемы;
информация о сути проблемы и путях её решения;
консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы;
помощь на этапе реализации плана решения.
8. Способы определения эффективности реализации программы
Востребованность услуг по сопровождению детей со стороны родителей, педагогов, обучающихся, социальных партнеров. Определяется по количеству оказанных услуг (консультации, приемы, занятия, тренинги, семинары и пр.).
Модернизация и внедрение программ социально-психологического и психолого-педагогического сопровождения УВП: системно-ориентированных, индивидуально- ориентированных, профилактических, коррекционных, развивающих, комплексных и пр.
Накопление достаточного спектра технологий работы, разнообразных форм сопровождения детей с ЗПР: индивидуальных, групповых.
Привлечение необходимых для работы специалистов, средств, материально-технического оснащения реализуемых подпрограмм.
Документирование процедур и мониторинг результатов психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР. Краткий отчет о работе специалистов представлен в Приложении 6.
Расширение сферы сотрудничества по вопросам социально-психологического сопровождения обучающихся.
Повышение мотивации к обучению детей с ЗПР.
Формирование социальных и коммуникативных компетенций.
Социальная адаптация обучающихся в классном коллективе, повышение их уровня самоорганизации и воспитанности.
9.Условия реализации программы
В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ОВЗ МБОУ «СОШ №11» создала условия для получения образования учащихся с ЗПР, с учетом их психофизических особенностей. В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования и программы коррекционной работы для обучающихся с ЗПР в МБОУ «СОШ №11» созданы условия для участия всех детей с ЗПР вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях города и края.
Совместно со здоровыми сверстниками они принимают участие в проведении всех календарных праздников, посещают кружки, организованные на базе учреждения; во второй половине дня организуются занятия со специалистами (педагогом-психологом, социальным и медицинским работником.
В рамках создания организационно-педагогических условий сформирован адекватный запрос на методическую и психолого-педагогическую поддержку со стороны специалистов школы, организацию взаимодействия с родителями с целью сотрудничества и разделения ответственности. При организации образовательного процесса особое внимание уделяем созданию атмосферы эмоционального комфорта, формированию взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формированию у детей позитивной, социально-направленной  учебной мотивации. Одним из важных направлений для всех педагогических работников МБОУ «СОШ №11» является применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы, а также корректирование содержания учебного материала (в рамках разработки рабочих программ по предметам). 
Финансово-экономические условия
Актуальным является вопрос финансового обеспечения организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях перехода к нормативному подушевому финансированию.
При определении нормативов финансирования учитываем необходимость дополнительных затрат при создании в МБОУ «СОШ №11» условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом специфики этой деятельности.
Финансово-экономические условия нашего ОУ должны обеспечивать достижения планируемых результатов.
Кадровое обеспечение
МБОУ «СОШ №11» укомплектовано педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ЗПР (Приложение 5)
Для эффективного кадрового обеспечения деятельности по созданию условий для получения образования детьми с ЗПР МБОУ «СОШ №11» организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических работников, занимающихся решением вопросов образования.
ФГОС для обучающихся с ЗПР предусматривает по основной образовательной программе начального общего образования определенную форму и долю социальной и образовательной интеграции. Это требует координации действий, обязательного, регулярного и качественного взаимодействия специалистов, работающих как со здоровыми детьми, так и с детьми с ЗПР. Специалисты могут обратиться к информационным ресурсам в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получить индивидуальную консультацию квалифицированных профильных специалистов. Предусматривается организация обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей, включая сетевые ресурсы и технологии.
Психолого-педагогическое обеспечение
- обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогического консилиума;
- обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
- обеспечение условий (постановка комплекса задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
- обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
- обеспечение участия всех детей с ЗПР, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
- развитие системы обучения и воспитания детей с ЗПР.
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение школьного образования обучающихся с ЗПР отвечает общим и специфическим образовательным потребностям :
организации пространства, в котором обучается ребёнок с ЗПР;
организации временного режима обучения;
организации рабочего места;
техническим средствам обучения;
учебникам, рабочим тетрадям и дидактическим материалам, отвечающим для детей с ЗПР на каждой ступени образования в соответствии с выбранным уровнем и вариантом программы;
материально-техническому обеспечению педагогических кадров и других участников образовательного процесса.
Участники образовательного процесса имеют доступ к организационной технике, к сети Интернет в учреждении, где осуществляется подготовка необходимых материалов для реализации основной образовательной программы и программы коррекционной работы.
Организация пространства для обучающихся с ЗПР
Пространство (здание и территория МБОУ «СОШ № 11») соответствуют действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.
В 2009 году в здании ОУ был проведен капитальный ремонт, пищеблок оборудован современным технологическим и холодильным оборудованием; складские помещения соответствуют нормам; в учреждении имеются кабинеты музыки, ИЗО, ритмики, английского языка, театральная студия, актовый и спортивные залы; кабинеты химии, физики, кабинеты начальных классов, кабинеты педагога-психолога и социального педагога, оснащенные компьютерным оборудованием. Спортивный зал имеет хорошее техническое состояние. Обеспеченность спортивных залов в соответствии с ФГОС - 100%. Медицинский кабинет оснащен соответствии с СанПиНами. Медицинский контроль осуществляется фельдшером и врачом Поликлиники №4 на основании договора .
Организации временного режима обучения
Временной режим образования (учебный год, учебная неделя, день) для обучающихся с ЗПР устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами ОУ (Годовым календарным графиком, утвержденным руководителем школы на каждый учебный год)
Распорядок дня обучающихся с ЗПР устанавливается с учетом их повышенной утомляемости в соответствии с требованиями к здоровьесбережению (регулируется объем нагрузки по реализации основной образовательной Программы и Программы коррекционной работы, время на самостоятельную учебную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей обучающихся в двигательной активности).
Обучение и воспитание происходит, как в ходе уроков, так и во время внеурочной деятельности обучающегося в течение учебного дня.
В первой половине дня обучающиеся с ЗПР посещают учебные занятия, предусмотренные основной образовательной программой. Во второй половине дня (во внеурочное время) предусматривается организация специальных занятий с педагогом - психологом, социальным педагогом, учителем начальных классов, направленных на реализацию программы коррекционной работы, а также дополнительные необходимые мероприятия, направленные на оздоровление ребенка, реализацию его особых образовательных потребностей.
В ходе урока (середина) в обязательном порядке проводится физкультурная минутка, направленная на снятие общего мышечного напряжения. В содержание физкультурных минуток включаются упражнения на снятие зрительного напряжения, на предупреждение зрительного утомления, на активизацию зрительной системы.
Организации учебного места
Организация рабочего пространства ребенка с ЗПР осуществляется с использованием здоровьесберегающих технологий.
Использование технических средств обучения
Технические средства обучения детей с ЗПР ориентированы на удовлетворение особых образовательных потребностей данной категории обучающихся, что обусловлено большей необходимостью дифференциации и индивидуализации процесса образования.
Учебники, рабочие тетради и дидактические материалы
При освоении первого варианта (А) программы дети с ЗПР обучаются по базовым учебникам для нормально развивающихся сверстников со специальными, учитывающими особые образовательные потребности, приложениями, дидактическими материалами, рабочими тетрадями и пр. на бумажных и/или электронных носителях, обеспечивающими реализацию программу коррекционной работы, направленную на развитие жизненной компетенции обучающихся с ЗПР и специальную поддержку освоения основной образовательной программы.
МБОУ «СОШ №11» реализует УМК «Перспектива» (программы и учебники по всем предметам учебного плана начального общего образования, учебные тетради к ним, методические пособия, дидактические материалы).
Материально-техническое, в том числе информационное, оснащение образовательного процесса МБОУ «СОШ №11» обеспечивает возможность создания и использования информации с учетом потребностей детей с ЗПР, обучающихся в учреждении (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видеосопровождением, общение в сети Интернет  и др.). В МБОУ «СОШ №11» имеется доступ детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по различным направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
В МБОУ «СОШ №11» создана определенная материально-техническая база, позволяющая обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среду образовательного учреждения, материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении.
Информационно-образовательная среда МБОУ «СОШ № 11»
Информационно-образовательная среда МБОУ «СОШ №11» включает в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы МБОУ «СОШ №11» использует ООП НОО, учебники УМК «Перспектива» и учебные пособия, в том числе цифровые образовательные ресурсы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, дефектолога.
Обучение детей с ЗПР осуществляется в МБОУ «СОШ №11» на основе планирования и реализации системы последовательных мер, обеспечивающих соблюдение перечисленных требований к организации этой деятельности.
Реализация основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР предусматривает использование базовых учебников для здоровых сверстников, к которым с учётом особых образовательных потребностей применяются специальные приложения, дидактические материалы, рабочие тетради и пр. на бумажных и/или электронных носителях и требования к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса отражены в содержании ООП НОО.










Приложение 1
Диагностический модуль

Цель: обеспечение своевременного выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;


Задачи
(направления деятельности)
Планируемые результаты
Виды и формы деятельности,
мероприятия
Сроки
Ответственные

1. Выявить обучающихся, нуждающихся специализированной помощи
Создание банка данных об обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи
Беседа, наблюдение классного руководителя, анализ работ обучающихся
сентябрь
Классный руководитель
Психолог
Соц. педагог 

2. Провести диагностику отклонений в развитии
 
Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля
Анкетирование, беседа с психологом.
Заполнение специалистами карты индивидуального развития
октябрь
Классный руководитель
Психолог
Дефектолог
Логопед
 

Проанализировать причины возникновения трудностей в обучении.
Выбрать (создать) оптимальную для развития обучающегося коррекционную программу
Организация и проведение специалистами коррекционно-развивающих занятий
В течение учебного года
Психолог
классный руководитель
Дефектолог
Логопед

















Приложение 2
Коррекционно-развивающий модуль

Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Задачи
(направления) деятельности
Планируемые результаты
Виды и формы деятельности, мероприятия
Сроки
(периодичность в течение года)
Ответственные

Психолого-педагогическая работа

Обеспечить педагогическое сопровождение детей с ЗПР.
Планы, программы

Разработка индивидуальной программы по предмету.
Разработка воспитательной программы работы с классом и индивидуальной воспитательной программы для детей с ЗПР.
Разработка плана работы с родителями по формированию толерантных отношений между участниками инклюзивного образовательного процесса.
Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника.
Сентябрь
Учитель-предметник, классный руководитель

Обеспечить психологическое и логопедическое сопровождение детей с ЗПР.
Позитивная динамика развиваемых параметров
1.Формирование групп для коррекционной работы.
2.Составление расписания занятий.
3. Проведение коррекционных занятий.
4. Отслеживание динамики развития ребенка
До 10.10


10.10-15.05
Педагог-психолог
Учитель-логопед
Педагог-дефектолог


Лечебно – профилактическая работа

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ЗПР


Разработка рекомендаций для педагогов, учителя, и родителей по работе с детьми с ЗПР.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни.
Реализация профилактических образовательных программ (например, «Все цвета кроме черного» и другие).
В течение года
Медицинский работник






Приложение 3
Консультативный модуль

Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся.
Задачи
(направления) деятельности
Планируемые результаты
Виды и формы деятельности, мероприятия
Сроки (периодичность в течение года)
Ответственные

Консультирование педагогических работников по вопросам инклюзивного образования
1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.
2. Разработка плана консультивной работы с ребенком, родителями, классом, работниками школы
Индивидуальные, групповые, тематические консультации

По отдельному плану-графику
Специалисты ПМПК
Учитель – логопед
Педагог – психолог
Учитель - дефектолог

Консультирование обучающихся по выявленных проблемам, оказание превентивной помощи
1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.
2. Разработка плана консультивной работы с ребенком
Индивидуальные, групповые, тематические консультации

По отдельному плану-графику
Специалисты ПМПК
Учитель – логопед
Педагог – психолог
Учитель - дефектолог

Консультирование родителей по вопросам инклюзивного образования, выбора стратегии воспитания, психолого-физиологическим особенностям детей
1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.
2. Разработка плана консультивной работы с родителями
Индивидуальные, групповые, тематические консультации

По отдельному плану-графику
Специалисты ПМПК
Учитель – логопед
Педагог – психолог
Учитель - дефектолог






Приложение 4
Информационно – просветительский модуль

Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса.
Задачи
(направления) деятельности
Планируемые результаты
Виды и формы деятельности, мероприятия
Сроки (периодичность в течение года)
Ответственные

Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам
Организация работы семинаров, тренингов, Клуба и др. по вопросам инклюзивного образования
Информационные мероприятия
По отдельному плану-графику
Специалисты ПМПК
Учитель – логопед
Педагог – психолог
Учитель - дефектолог

Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей
Организация методических мероприятий по вопросам инклюзивного образования
Информационные мероприятия
По отдельному плану-графику
Специалисты ПМПК
Учитель – логопед
Педагог – психолог
Учитель - дефектолог











13PAGE \* MERGEFORMAT141915



РЕБЕНОК С ОВЗ

РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА СЛЕДУЮЩУЮ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ

Учитель - дефектолог

Педагог - психолог

Учитель - логопед

Индивидуальные коррекционные маршруты

Социальный педагог

Корректировка рабочих программ


Диагностика

Поэтапный контроль за успеваемостью, рекомендации учителям

Медицинское сопровождение


Заключение ПМПк

Семья (консультирование родителей)



15