РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Экономика отрасли и предприятия» Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки слушателей







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Экономика отрасли и предприятия»

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки слушателей











Разработчик программы
Преподаватель
Ладнер М.Н.



г. Астрахань 2015

Тематический план
курса «Экономика отрасли и предприятия»

№ п/п

Наименование разделов и тем
Количество часов



Всего

Лекция

Самостоятельные занятия

1
Тема 1. Экономические основы функционирования отрасли и предприятия.




2
Тема 2. Формирование и характеристика отрасли и предприятия.




3
Тема 3. Предприятие в условиях рыночной экономики.




4
Тема 4. Фонды предприятия, трудовые ресурсы, социальное обеспечение.




5
Тема 5. Экономические показатели результатов деятельности предприятия.




6
Тема 6. Формирование финансовых результатов предприятия.




7
Тема 7. Управление предприятием.




8
Тема 8. Организация производства.





Зачёт





Итого













Пояснительная записка
Для решения задач профессионально-социальной адаптации слушателей программы, усиления социально-экономической направленности образования в учреждениях начального профессионального образования предусмотрено изучение курса «Экономика отрасли и предприятия», цель которого – формирование ключевых (базовых) экономических компетентностей, позволяющих учащимся использовать усвоенные знания, умения и навыки и способы деятельности в реальной жизни для решения конкретных экономических задач на производстве, в предпринимательстве и в повседневной жизни.
Содержание экономической подготовки ориентировано на формирование у слушателей представлений о современном производстве, структуре его организации, способах управления, возможностях реализации продукции, которые бы обеспечили им соответствующий уровень профессиональной компетентности, профессиональной мобильности и дохода.
Задача курса заключается в том, чтобы слушатели:
получили адекватное представление о целях и задачах различных отраслей промышленного производства и предприятий;
овладели рядом базовых понятий по организации производства, его внутренней структуры;
могли свободно ориентироваться в многообразии связей предприятия, выделяя наиболее существенные, влияющие на эффективное функционирование производственных подразделений.
В основу курса положены базовые сведения о принципах и структуре производства, его видах, типах, организационно-экономических связях, основах управления производственным циклом выпуска изделий требуемого качества и стоимости, соответствующих запросам рынка.
Программа позволяет получить основное представление о социально-экономических функциях и роли отраслей хозяйства страны, производственных предприятий, объединений и организаций в формировании развитии экономики, о вопросах экономической деятельности и связанной с ней организации управления предприятиями в соответствии с их размерами, отраслевой специализацией и формой собственности.
Тематические и содержательные линии программы несут воспитывающий потенциал, направленность на формирование позитивных общественно – значимых установок и ориентиров. Личностная ориентация, востребованность экономических результатов профессиональной деятельности в жизни, обеспеченность вариативности и свободы выбора - выступают как следствие освоения обязательного минимума содержания курса.
В программу включены требования к уровню подготовки слушателя, направленные на формирование обобщённых способ познания, коммуникативной, практической и творческой деятельности, которыми должны овладеть слушатели в процессе изучения данного курса.
Курс «Экономика отрасли и предприятия» предусматривает следующий контроль:
Тестовый контроль – тестовый контроль, проведение деловых тренингов, беседа, повторение ранее пройденного материала.
Итоговый контроль – сдача зачёта.












Требования к результатам обучения
В результате изучения курса по дисциплине «Экономика отрасли и предприятия» слушатель должен:
Знать и понимать:
Место предмета в системе экономических знаний в условиях рыночных отношений, его содержание, связь с другими предметами, сущность предпринимательства, виды и характеристики предприятий, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь владеть способами познавательной и практической деятельности:
Приводить примеры и описывать факторы производства и факторные доходы; регрессивные и прогрессивные налоги, прямые и косвенные; основные формы заработный платы и стимулирование труда; экономический рост производства и его развитие.
Уметь объяснять:
Выгоды трудности деятельности предприятия; работы по найму; причины инфляции; причины неравенства доходов; причины различий в производительности и оплате труда; динамику занятости; регулирующую роль цен и последствия установления фиксированных цен на продукцию; роль профсоюзов в экономике.
Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Иметь представление о затратах и прибыли; производительности труда; рассчитать доходы и расходы; темп инфляции.




Содержание программы
«Экономика отрасли и предприятия»
Тема №1. Экономические основы функционирования отрасли и предприятия».
Введение. Место предмета в системе экономических знаний в условиях рыночных отношений, его содержание, связь с другими предметами.
Основные направления социально-экономического развития России.
Тема №2. Формирование и характеристика отрасли и предприятия.
Особенности формирования и перспективы развития отрасли. Предприятие -важнейшее звено в решении основных экономических проблем. Движущие мотивы развития экономики предприятия.
Тема №3. Предприятие в условиях рыночной экономики.
Предприятие (фирма) как субъект рыночной экономики. Социально – экономические и организационно – правовые формы предприятий, их особенности.
Классификация и структура предприятий. Отраслевые и производственные особенности структуры предприятия. Принципы деятельности предприятий.
Малые предприятия – важное условие развития национальной экономики. Индивидуальное предпринимательство.
Тема №4. Фонды предприятия, трудовые ресурсы, социальное обеспечение.
Основные фонды предприятия: характеристика, структура, оценка, показатели использования. Амортизационный фонд.
Производственная мощность предприятия и её использование. Нормирование сырья и материалов, производственных запасов. Использование вторичных материальных ресурсов. Трудовые ресурсы предприятия, их состав и структура. Мотивация труда. Техническое нормирование. Производительность труда, показатели и резервы роста.
Формы и системы заработной платы. Тарифная система. Порядок социального страхования населения, обязательного медицинского страхования, пенсионного обеспечения. Права предприятий и организаций по защите интересов трудящихся.
Тема №5. Экономические показатели результатов деятельности предприятия.
Сущность и классификация издержек производства и себестоимости продукции. Структура затрат на производство и реализацию продукции.
Основные направления снижения издержек производства.
Тема №6. Формирование финансовых результатов деятельности предприятия.
Задачи, состав, структура и функции финансовых подразделений предприятий. Денежные расчёты предприятий. Кредитование предприятий. Доход предприятия, его сущность и значение.
Прибыль: её сущность и виды. Формирование, распределение и использование прибыли предприятия.
Спрос и предложения на рынке товаров и услуг. Жизненный цикл изделия. Основные виды маркетинга. Организация рекламы на предприятии и в отрасли.
Тема №7. Управление предприятием.
Сущность и виды планирования. Отраслевые особенности планирования. Назначения, содержание, характеристика бизнес – плана предприятия. Характеристика структуры управления предприятиями различных форм собственности, структура и функции аппарата управления предприятием, производственным подразделением.
Тема №8. Организации производства.
Показатели качества продукции. Экономическая эффективность и сфера применения стандартов. Нормативно – техническая документация по качеству продукции. Сертификация качества.
Методы защиты интересов и прав потребителей. Общие понятия о хозяйственном учёте и отчётности. Виды хозяйственного учёта. Хозяйственные операции и процессы.
Примерные темы рефератов

Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их вклад в развитие экономической мысли.
Организация предпринимательской деятельности. Проблемы её реализации на современном этапе развития.
Роль малого бизнеса в развитии экономики Р.Ф. (региона, муниципального образования).
Фискальная (налоговая) политика и её роль в стабилизации экономики.
Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие.
Экономические кризисы в истории России.
Россия на рынке технологий.
Финансовый кризис 1998 года в России.
Электронные рынки как феномен мировой экономики.
Мировой опыт свободных экономических зон.
Возникновения и эволюция денег на Руси.
Международные валютно-финансовые организации.










Вопросы для зачёта
Основные направления социально- экономического развития России.
Особенности формирования и перспективы развития отрасли.
Движущие мотивы развития экономики предприятия.
Социально – экономические формы предприятия, их особенности.
Организационно – правовые формы предприятий, их особенности.
Классификация и структура предприятий.
Индивидуальное предпринимательство.
Основные фонды предприятия.
Амортизационный фонд
Нормирование сырья и материалов, производственных запасов.
Трудовые ресурсы предприятия, их состав и структура.
Производительность труда, показатели и резервы роста.
Формы и системы заработной плат.
Права предприятий и организаций по защите интересов трудящихся.
Сущность и классификация издержек производства.
Основные направления снижения издержек производства.
Кредитование предприятий.
Доход предприятия, его сущность и значение.
Прибыль: её сущность и виды.
Спрос и предложение на рынке товаров и услуг.
Основные виды маркетинга.
Сущность и виды планирования.
Отраслевые особенности планирования.
Показатели качества продукции.
Сертификация качества.
Методы защиты интересов и прав потребителей.
Общие понятия о хозяйственном учёте и отчётности.
Виды хозяйственного учёта.
Хозяйственные операции и процессы.
Тарифная система.
Тесты по теме:
Тема №5. Экономические показатели результатов деятельности предприятия
Оборотные средства необходимы предприятию для:
А) его бесперебойной работы;
Б) своевременной оплаты поставщикам за приобретённую продукцию и своевременной выплаты зарплаты работникам;
В) создания страхового запаса материалов на складе.
Перенос стоимости износа основных средств в процессе производства на стоимость готовой продукции осуществляется за счёт:
А) инвестиций;
Б) амортизаций;
В) рентабельность.
Средние издержки - это:
А) отношение общих издержек к количеству изготовленной продукции;
Б) отношение предельных издержек к величине общих издержек;
В) разница между выручкой и общей прибылью.
Рентабельность – это:
А) отношение прибыли к выручке;
Б) отношение выручки к издержкам;
В) отношение прибыли к издержкам.
Многие руководители российских предприятий стараются привести их к банкротству, а затем, скупив за бесценок активы предприятия, продают их отдельно по более высокой цене (станки, металл, сырьё, здания и т.п.). Это явление объясняется:
А) слабым экономическим мышлением;
Б) нестабильной политической обстановкой в обществе;
В) засильем иностранной конкуренции на внутреннем рынке.
Что вы знаете об ускоренных сроках амортизации основных средств?
Что такое издержки производства? Из каких элементов они состоят?
Из чего образуется прибыль предприятия?
Расскажите об амортизационных отчислениях?
Тема №4. Фонды предприятия, трудовые ресурсы, социальное обеспечение
Норма труда – это:
А) отношение объёма произведённой продукции к количеству отработанного времени;
Б) отношение количества отработанного времени к объему произведённой продукции;
В) удельный вес затрат труда в издержках производства.
От чего зависит заработная плата:
А) от способности человека к труду;
Б) от цены на рабочую силу;
В) от величины прибыли?
Премия – это:
А) постоянная часть заработной платы;
Б) переменная часть заработной платы;
В) относительная часть заработной платы.
Профсоюзы по требованию работников добились повышения заработной платы, что привело к следующим последствиям:
А) повысился спрос на рабочую силу, и увеличились издержки производства;
Б) предприниматель вынужден уволить часть работников, так как снизилась прибыль;
В) повысилось предложение рабочей силы, что привело к увеличению выпуска продукции.
Государственная служба занятости оказывает помощь населению страны в:
А) выплате пенсий и пособий инвалидам;
Б) создании рабочих мест инвалидам;
В) выплате пособий по временной нетрудоспособности.
Какие условия труда должен создать предприниматель для наёмных работников, чтобы повысить эффективность их труда?
Что такое воспроизводство рабочей силы? Как это понятие связано с заработной платой?
Какую роль играют премии в системе оплаты труда?
Для чего необходимо сравнивать номинальную и реальную заработную плату?
Тема №6. Формирование финансовых результатов деятельности предприятия.
1. Многие руководители российских предприятий стараются привести их к банкротству, а затем, скупив за бесценок активы предприятия, продают их отдельно по более высокой цене (станки, металл, сырьё, здания и т.п.). Это явление объясняется:
А) слабым экономическим мышлением;
Б) нестабильной политической обстановкой в обществе;
В) засильем иностранной конкуренции на внутреннем рынке.
2. Маркетинг – это:
А) система, с помощью которой предприятие оптимизирует объём производства с целью получения максимальной прибыли;
Б) система, с помощью которой предприятие получает максимальную прибыль за счёт удовлетворения потребностей людей;
В) система, с помощью которой предприятие получает максимальную прибыль за счёт внедрения новых технологий.
3. Жизненный цикл товара – это:
А) этапы становления, закрепления и ухода товара с рынка;
Б) период времени, за который товар достигает максимального объёма продаж;
В) период времени от технической разработки до внедрения товара на рынок.
4. Ёмкость рынка – это:
А) максимальный объём продаж в определённой стадии жизненного цикла товара;
Б) объём продаж товара на определённом рынке в течение года;
В) максимально возможный объём продаж товаров на различных сегментах рынка в течение месяца.
5. Для чего необходима реклама фирме:
А) для увеличения спроса на товар;
Б) для создания «имиджа» фирмы;
В) для информации покупателя о товаре.
6. Специальные кредитно – финансовые учреждения – это:
А) сберегательные банки;
Б) межгосударственные кредитные учреждения;
В) финансовые компании.
7. Собственность – это:
А) имущество, которым владеет человек;
Б) имущественные отношения между людьми;
В) имущественные права владельца.
8. Почему маркетинг необходим рыночной экономике?
9. Из чего образуется прибыль предприятия?
10. Сформулируйте ваши советы начинающему специалисту по рекламе в виде тезисов:
А) «Лучшая реклама – это»;
Б) «Главное в рекламе – это»;
В) «При составлении рекламных объявлений не забывайте»
Г) «Информация, содержащаяся в рекламе, должна строиться на».


Тема №7. Управление предприятием
Бизнес – план составляется фирмой для:
А) привлечения инвестиций;
Б) завоевания рынка товаров;
В) определения ёмкости рынка.
Планирование необходимо предприятию для:
А) избежание ошибок в процессе производства
Б) согласованной деятельности подразделений предприятия;
В) определения необходимых ресурсов.
Для чего необходима реклама фирме:
А) для увеличения спроса на товар;
Б) для создания «имиджа» фирмы;
В) для информации покупателя о товаре?
Сервис – это:
А) услуги, связанные с продажей товаров;
Б) услуги, связанные с доставкой товаров на дом;
В) услуги, связанные с покупкой и эксплуатацией купленного товара.
Маркетинг – это:
А) система, с помощью которой предприятия оптимизирует объём производства с целью получения максимальной прибыли;
Б) система, с помощью которой предприятия получает максимальную прибыль, за счёт удовлетворения потребностей людей;
В) система, с помощью которой предприятия получает максимальную прибыль, за счёт внедрения новых технологий.
Классификация потребностей позволяет предприятию:
А) сегментировать рынок;
Б) дифференцировать товар;
В) определить ёмкость рынка.
В командно – административной экономике на предприятиях был отдел сбыта, а в условиях рыночной экономики эта функция видоизменено сохранилась в отделах маркетинга. В чём отличие старых служб от современных:
А) сбыт товара осуществляется через посредников;
Б) фирменная торговля товарами;
В) формирование портфеля заказов?
Тема №3. Предприятие в условиях рыночной экономики
Предпринимательская способность – это:
А) инициативная, самостоятельная деятельность людей, направленная на получение большей выручки от реализованной продукции;
Б) инициативная, самостоятельная деятельность людей, направленная на получение прибыли;
В) инициативная, самостоятельная деятельность людей, направленная на производство товаров и услуг с целью удовлетворения потребностей людей.
Экономическая свобода необходима предпринимателям для:
А) возможности самостоятельного принятия решения по выбору вида деятельности;
Б) возможности вкладывать деньги в бизнес, приносящий большую прибыль;
В) возможности свободно торговать как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Акционерное общество – это:
А) государственное предприятие, переданное в распоряжение трудового коллектива;
Б) предприятие, созданное путём объединения вкладов его учредителей;
В) предприятие, созданное с помощью выпуска акций и взносов его учредителей.
Способы приватизации государственных предприятия – это:
А) продажа с аукциона, инвестиционный конкурс, акционирование;
Б) продажа предприятия трудовому коллективу взамен на ваучеры и денежные средства, передача в аренду на длительный срок, продажа с аукциона;
В) деление активов предприятия на акции с дальнейшей продажей на рынке ценных бумаг, льготная продажа части имущества предприятия трудовому коллективу, сохранение контрольного пакета акций за государством с продажей его в дальнейшем трудовому коллективу.
Предпринимательская способность – один из факторов производства. Скажите, какой вид вознаграждения получает предприниматель:
А) заработная плата;
Б) дивиденд;
В) прибыль;
Г) процент.
Ценная бумага – это:
А) денежный документ, который можно продать;
Б) денежный документ, удостоверяющий имущественное право или отношение займа;
В) денежный документ, выпущенный акционерным обществом.
Акция – это:
А) долевая ценная бумага;
Б) долговая ценная бумага;
В) долевая и долговая ценная бумага.
Фьючерсный контракт – это:
А) сделка между продавцом и покупателем по продаже товара через определённый срок;
Б) сделка между продавцом и биржей по продаже товара через определённый срок;
В) сделка между покупателем и биржей по поставке стандартифицированного товара определённого качества и количества через определённый срок.
Какую роль в хозяйственной деятельности предприятия играют оборотные средства?


Тема №8. Организации производства
Сертификат качества – это:
А) документ, удостоверяющий товарный знак фирмы – изготовителя;
Б) документ, удостоверяющий основные данные о партии товара;
В) документ, удостоверяющий наличие гарантии фирмы – изготовителя.
Рентабельность – это:
А) отношение прибыли к выручке;
Б) отношение выручки к издержке;
В) отношение прибыли к издержкам.
Прибыль равна
А) выручка минус налоги и амортизация;
Б) выручка минус заработная плата;
В) актив минус пассив;
Г) доходы минус расходы.
Многие российские бизнесмены составили большие капиталы за счёт торговли. Это произошло вследствие того, что:
А) продажа товаров осуществлялось по высоким ценам, в результате образовалась большая масса прибыли;
Б) в торговле скорость оборота капитала выше, чем в других отраслях;
В) свобода торговли позволила расширить объёмы продаж, в том числе и за счёт импортных товаров.
Материально – техническое обеспечение – это:
А) снабжение производства необходимыми материальными ресурсами;
Б) снабжение производства необходимыми трудовыми ресурсами;
В) снабжение производства необходимыми финансовыми ресурсами;
Г) все перечисленные ответы верны.
Техническая сторона материально – технического обеспечения с .
А) хранением материальных ресурсов и их подготовкой для процесса производства;
Б) наймом рабочей силы;
В) перемещением материальных ресурсов к месту производства, их хранением и подготовкой для процесса производства.
Тема №2. Формирование и характеристика отрасли и предприятия
Финансы предприятий – это:
А) экономические, денежные отношения, возникающие в результате движения денег и образующихся на этой основе денежных потоков, связанные с функционированием создаваемых на предприятиях денежных фондов;
Б) объективная экономическая категория рыночной экономики;
В) денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности.
Рентабельность – это:
А) отношение прибыли к выручке;
Б) отношение выручки к издержкам;
В) отношение прибыли к издержкам.
Финансовая система:
А) деньги, находящиеся на расчётном счёте в банке;
Б) совокупность факторов производства;
В) государственная структура, осуществляемая контроль за движением денег;
Г) совокупность коммерческих банков и фондовых бирж;
Д) совокупность денежных средств, находящиеся в распоряжении предприятий, государства и населения.
4. Оборотные средства необходимы предприятию для:
А) его бесперебойной работы;
Б) своевременной оплаты поставщикам за приобретённую продукцию и своевременной выплаты зарплаты работникам;
В) создания страхового запаса материалов на складе.
5. Что называют предприятием?
6. Дать понятия, что называют производственными фондами?
7. На основании данных ниже приведенной таблицы сравните старую и современную организацию управления. Сделайте и обоснуйте свои выводы.
Старая организация
Современная организация

Небольшое количество руководителей. Практически отсутствует среднее звено.
Большое количество руководителей различных звеньев.

Управленческая работа не выделялась и не отделялась от неуправленческой деятельности.
Чётко очерчены управленческие группы. Управленческая работа отделяется от неуправленческой деятельности.

Занятие руководящих постов чаще всего по праву рождения или путём захвата силой.
Занятие руководящих постов по праву количественности и порядка.

Упор на приказ и инструкцию.
Упор на коллективную работу и рациональность.















Список используемой литературы
Гражданский кодекс Российской Федерации. – М., 2005. – Ч.1, 11
Григорьев В.В., Федотова М.А. Оценка предприятия: теория и практика. – М.: Инфра – М, 2006.
Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательство: Учебное пособие. – М.: Софит, 2007.
Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2009.
Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Организация управления персоналом на предприятии. Учебное пособие ГАУ. – М., 2006.
Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 2007.
Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономии. – М.: Изд-во МГУ, 2008.
Финансы в управлении предприятием. Под ред А.М. Ковалёвой. – М.: Финансы и статистика, 2008.
«Экономика отрасли и предприятия» (примерная программа для учреждений начального профессионального образования). М., ИРПО, 2004.












15